Повышение цен в UPROCK уже завтра! Финальная распродажа! «С 0 до Middle+» + курс «Креативная айдентика»  в подарок!

20 законов UX, с которыми регулярно сталкивается каждый дизайнер. Часть 1

Хороший дизайн не должен быть заметным. Он лишь помогает вам без труда справляться с задачами и совершать на сайтах нужные действия.

Но эта простота обманчива — в основе UX-дизайна лежит знание паттернов человеческого поведения. Ниже вы найдете основные законы UX, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Кроме того, я дам вам несколько советов о том, как их использовать.

1. Закон Хика

Другое название: парадокс выбора

Закон Хика гласит, что время принятия решения, зависит от количества доступных опций. Чем шире выбор, тем больше времени требуется.

Этот закон был назван в честь британского и американского психолога Уильяма Эдмунда Хика. Он и его коллега Рэй Хэн изучали зависимость между количеством стимулов и временем реакции человека на них. В 1952 году они провели эксперимент.

Перед участниками установили 10 ламп, которые зажигались в случайном порядке — от 2 до 10 за раз. Под пальцами испытуемых располагались клавиши, каждая обозначала ту или иную лампу. Люди должны были как можно быстрее нажать на клавиши, соответствующие загоревшимся лампам. Чем больше ламп включалось, тем больше времени необходимо было участникам, чтобы нажать нужные клавиши.

Формула показывает, что время реакции логарифмически возрастает с числом опций.

Как его использовать

1. Сократите количество опций

Актуально в том случае, если время реакции имеет решающее значение. Например, для систем управления или навигации. Помните: чем меньше вариантов есть у пользователя, тем выше вероятность, что он совершит действие.

2. Разбейте сложные и длинные процессы на небольшие шаги

Например, вы можете разложить процесс регистрации на несколько этапов, каждый на отдельной странице. Это сделает интерфейс проще и удобнее.

3. Попытайтесь найти золотую середину между уменьшением сложности и чрезмерным упрощением

Если вы разобьете задачу на множество слишком маленьких фрагментов, пользователь, вполне вероятно, покинет ваш сайт, не достигнув своей цели.

Чтобы не ошибиться, следуйте двум правилам: покажите, сколько всего этапов включает процесс, и постарайтесь сделать так, чтобы их было не более 5.

4. Используйте выделение, чтобы снизить когнитивную нагрузку и помочь пользователям быстрее сделать выбор

Вы можете выделить важные для посетителей опции, чтобы они сразу привлекали внимание на фоне других элементов интерфейса.

5. Сгруппируйте опции по категориям, чтобы пользователям было проще ориентироваться на сайте

Если меню включает слишком много ссылок, пользователь будет сбит с толку.

Как нарушить закон

Бывают ситуации, когда огромный выбор эффективен. Например, бесконечная прокрутка в Instagram или Tik Tok. В обоих случаях от пользователей требуются простейшие действия, которые без труда можно повторять множество раз.

В случае же с Netflix все иначе. Здесь намного лучше работает сокращение числа опций: людям нравятся различные списки — Сейчас в тренде, Топ-10 фильмов в вашей стране, Лучшие комедии и т.д. Они помогают пользователям принять нелегкое решение — выбрать подходящий фильм или сериал из тысяч вариантов.

2. Закон прегнантности

Другие названия: принципы группировки, закон организации восприятия

Почему “прегнантности”?

“Прегнантность” — немецкое слово, которое означает “выразительный”, “лаконичный”, “упорядоченный”.

Закон прегнантности — один из основных гештальт-принципов, правил, которые описывают, как люди воспринимают визуальные элементы и упрощают сложные изображения.

Гештальт-психологи утверждают, что наш разум имеет врожденную склонность к восприятию паттернов с учетом 5 характеристик: близость, сходство, непрерывность, завершенность и взаимосвязь.

На практике

Взгляните на картинку ниже. Что вы видите?

Скорее всего, изображение слева напоминает вам атом, а справа — цветок. Вы не воспринимаете их как совокупность самостоятельных кривых, которые пересекаются и образуют новые формы. Вместо этого ваш мозг пытается найти на рисунке знакомые объекты.

Вы можете применить указанный принцип в дизайне аналогичным образом. Пользователи воспринимают интерфейс как единое целое, а это означает, что:

  1. Если вы хотите, чтобы им было легче взаимодействовать с сайтом, используйте простые формы и группируйте их очевидным и ожидаемым образом.
  2. Если вы хотите выделить элемент, смело нарушайте это правило, но постарайтесь избежать хаоса. Оригинальное решение эффективно, лишь когда весь остальной контент упорядочен.

3. Закон Якоба

Закон Якоба гласит, что пользователи проводят большую часть времени на других сайтах. Вот почему они предпочитают интерфейсы, которые функционируют привычным образом.

Для дизайнеров это означает, что всегда лучше выбрать стандартное решение, которое уже знакомо аудитории.

Кто такой Якоб?

Якоб Нильсен — эксперт по юзабилити и соучредитель Nielsen Norman Group — компании, которая занимается исследованиями и консалтингом в сфере UX.

В 2000 году он поделился результатами своих наблюдений за поведением пользователей. По словам Нильсена, люди приходят в замешательство и расстраиваются, когда сталкиваются с непривычными паттернами в дизайне. В этих случаях они обычно отказываются от выполнения задачи и покидают сайт.

Советы и рекомендации

  1. Используйте знакомые пользователям UX-паттерны

Пользователи должны сосредоточиться на продуктах, услугах, предложениях и другом контенте, а не на сложных и оригинальных UX-решениях.

  1. Ищите баланс

Слишком креативные и нестандартные сайты сбивают пользователей с толку. Постарайтесь использовать минимальное количество незнакомых людям элементов.

  1. Помогайте пользователям

Давайте им подсказки, если в интерфейсе встречаются неочевидные решения.

  1. Старайтесь оправдать ожидания

Пользователь должен чувствовать, что он контролирует ваш сайт. Если интерфейс соответствует его ожиданиям, он будет доверять компании и, вероятно, вернется вновь.

  1. Не забывайте о прошлом опыте пользователей

Помните о нем и используйте. Это лучше, чем создавать что-то новое лишь потому, что вам хочется отличаться от остальных.

4. Закон Теслера

Другое название: закон сохранения сложности

Закон Теслера, также известный как закон сохранения сложности, гласит, что для любой системы существует определенный уровень сложности, который нельзя снизить. Согласно этому закону, каждому приложению присуща определенная степень сложности, с которой придется иметь дело либо пользователям, либо разработчикам.

Автор: ROMAIN BRIAUX

История

Ларри Теслер — программист, который специализировался на взаимодействии человека и компьютера. Он работал в таких компаниях, как Xerox PARC, Apple, Amazon и Yahoo.

В середине 1980-х Теслер сформулировал закон сохранения сложности. Он утверждал, что сложность не исчезает, а перемещается из одной области в другую. Упрощая систему для пользователей, вы неизбежно перекладываете затруднения на плечи разработчиков.

Советы и рекомендации

  1. Снимите основную нагрузку с пользователей на этапе разработки и проектирования системы.
  2. Не стоит чрезмерно упрощать продукт. Невозможно сделать его абсолютно примитивным. Помните: чем проще система, тем труднее над ней работать. Если вы сделаете приложение на 5% менее сложным для пользователей, но его разработку на 50% сложнее, есть ли в этом смысл?
  3. Ищите баланс. Тщательно продумайте, какой объем сложности перенести с пользователей на разработчиков и наоборот.
  4. Прежде чем упростить тот или иной процесс, проанализируйте, нужна ли вообще соответствующая функция.

5. Первый закон Паркинсона

Первый закон Паркинсона гласит, что процесс выполнения задачи занимает ровно столько времени, сколько вы для этого отвели. Другими словами, работа заполняет все время, отпущенное на нее.

Например, если у вас есть неделя, чтобы закончить статью, вы будете писать ее целую неделю. Другими словами, чем больше времени у вас есть на выполнение задачи, тем больше времени вы потратите.

Иллюстрация STORYTALE

История

В 1955 году британский военный историк Сирил Паркинсон опубликовал в британском журнале The Economist сатирическую статью, в которой сформулировал эмпирический закон: “Работа заполняет время, отпущенное на нее”.

В статье он высмеивает госаппарат, который неконтролируемо раздувается с каждым годом, но не становится эффективнее. Он объясняет это действием двух факторов. Во-первых, разные департаменты создают работу друг для друга. А во-вторых, чиновники стремятся множить число подчиненных, а не конкурентов.

Позднее историк подробно изложил свои идеи в книге “Закон Паркинсона: стремление к прогрессу”. Несмотря на то, что его утверждения изначально носили сатирический характер, они актуальны и сегодня.

Советы и рекомендации

  1. Если работа отнимает много времени, постарайтесь сделать ее качественно.
  2. Избегайте перфекционизма — не пытайтесь довести результат до совершенства. Чем больше альтернативных вариантов и решений вы предложите, тем больше пользы вы принесете. Сфокусируйтесь на достижимых результатах.
  3. Ставьте цели и определяйте четкие критерии успеха, иначе работа будет долгой и утомительной.
  4. Установите адекватные дедлайны для своего проекта. Это повысит вашу производительность и поможет потратить на работу нужное количество времени.
  5. Перестаньте работать допоздна. Если вы примените закон Паркинсона и сократите рабочее время, то сможете лучше сфокусироваться на задачах и станете более продуктивным.
  6. Используйте принцип Парето. Проанализируйте все, что вы делаете, и выявите наиболее важные задачи. Сосредоточьтесь на них и уделяйте им достаточно времени.
  7. Следите за временем. Чтобы понять, какие задачи критически важны, вы должны точно знать, на что тратите время в течение дня.

На сегодня хватит. До скорой встречи во второй части. Оставайтесь на связи 🤘🏻

Источник
и
:
arrow