Введение
Текст служит не только для передачи информации, но и является изобразительным элементом и частью визуала дизайна. Мы можем рассматривать его через содержание и через форму, когда шрифт передает настроение, характер проекта. Такие шрифты называют акцидентными.
Что такое акцидентная типографика
Акциденция (с лат.) — случайно появляющийся; случайное, несущественное свойство вещи по Аристотелю. Акциденция — эмоционально-окрашенная, заряженная фраза.
Акцидентные шрифты — шрифты, намеренно созданные с недостатками и несовершенствами, которые отличаются от классических своей уникальностью, асимметрией и нестандартной формой знаков. Они привлекают внимание и не используются в основном тексте.
Важно отметить, что акциденция — это предустановленное состояние зрителя, поскольку при взгляде на такие шрифты мы уже погружены в эмоцию даже раньше, чем начали читать текст. Так, при помощи акциденции дизайнер может выбирать состояние, в которое хочет погрузить пользователя, и взаимодействовать на него.
Особенности акцидентной типографики
Акцидентные шрифты намеренно нарушают правила типографики. Все, что связано с удобством и читабельностью, нередко отходит на второй план ради создания оригинальной визуальной формы. То есть по сути вы работаете с текстом, но превращаете его в своеобразный графический элемент.
Давайте конкретнее разберем дизайн, в котором акциденция будет уместна:
- Печатные издания — придаст выразительность заголовкам и подзаголовкам, передаст суть и идею произведения, выделит обложку на книжной полке.
- Упаковка — оригинальные шрифты не только привлекают внимание, но и являются частью идентичности бренда, укрепляют эмоциональную связь с аудиторией.
- Веб-дизайн — создание уникальных элементов интерфейса необходимо для сайтов студий, портфолио, фестивальных проектов, баннеров и плакатов.
Но помните, акцидентная типографика — выразительное средство, оно ни в коем случае не подходит для основного текстового набора.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
Недостатки:
Немного из истории
Первые акцидентные шрифты появились в XIX веке и использовались в типографской продукции (газеты, плакаты, брошюры и т. д.). Типографы того времени старались заинтересовать проходящего мимо человека ярким газетным заголовком или слоганом на плакате.
Чаще всего при создании акцидентного шрифта используются уже существующие гарнитуры, которые дизайнер видоизменяет, трансформирует. В результате этих изменений появляются новые шрифты с непредсказуемым визуальным образом и эффектами.
Типографы могли изменять толщину букв, размер, высоту и т. д. добавляя шрифту характер, который отвлекал от чтения, но привлекал внимание.
Следующий важный этап развития акцидентных шрифтов — XX век, когда появились различные объединения дизайнеров. В то время стали появляться все более причудливые и сложные буквы и надписи, шрифты. Часто это был леттеринг, который художники рисовали от руки.
Компьютерная графика позволила дизайнерам экспериментировать с формами и стилями букв, делая их более выразительными и уникальными. В наши дни такие шрифты можно встретить в брендированной продукции, в логотипах, на плакатах и афишах, а также на сайтах. Дизайнеры любят их за то, что они помогают создавать уникальную визуальную эстетику, а еще запоминаются пользователями.
Шрифт Quantum на главной экране и для заголовков ассоциируется с технологичностью, современным обществом, которое сотрудничает с искусственным интеллектом.
Виды акцидентной типографики
Классификация акцидентной графики богата и разнообразна, рассмотрим основные ее виды.
Вариационные
«Сверх-». Крайние варианты привычного рисунка текстовых шрифтов: сверхжирные или сверхсветлые, сверхконтрастные и т.д. Например, Infinity, Compact.
Декорированные. Шрифты с контуром, орнаментом и различными декоративными элементами. Например, Sapphire, Cloister Initials.
«Спецэффекты». Сломанные или прыгающие шрифты, часто с измененным контуром. Например, Drunk, Pollock, Crew.
Имитационные
Подражают уже существующим или когда-то существовавшим способам проектирования символов.
Рукописные. Имитируют рукописный текст. Например: Pushkin, Cezanne, Ascript.
Технические. Подражают машинному письму (на печатной машинке). Например, Blur, Trixie, Matrix.
Стилистические. Имитируют стиль написания или шрифта определенной эпохи. Например, шрифт SK Sofuto имитирует стиль граффити, а SK Fillout отсылает к глитчам и цифровому дизайну.
Геометрические
Состоят из простых геометрических форм и лишь напоминают символы традиционной формы. Например, New Zelek, Rastr.
Предметные
Созданы из очертаний разных объектов, которые не являются буквами. Например, Mas D’Azil, Kamysh.
Комбинированные
Составные шрифты, которые собраны из частей разных шрифтов или деталей, характерных для разных стилистических групп. Например, Fudoni, NoShift, DeadHistory, Fourty-Nine Face.
Способы работы с акцидентной типографикой
Текст из разных гарнитур
Чаще всего этот прием вы можете увидеть в заголовках. Такая комбинация по своей сути является шрифтовой парой, это означает, что нужно учесть достаточно много моментов при подборе гарнитур: толщина штрихов, открытость формы литер, контрастность и мн. др. И если пара заголовок+основной текст требует лишь одного «заметного» шрифта, то тут акцентными будут оба.
Правила, которыми вы можете руководствоваться для создания цельной и гармоничной конструкции мы подробно разбирали в лонгриде — Как подобрать шрифтовую пару. Здесь же отметим пару самых распространенных вариантов:
Данный прием является мощным инструментом привлечения внимания, поэтому использовать его нужно с осторожностью. Например, это может быть название компании + лозунг (или описание сферы деятельности), название журнала + тема номера, имя исполнителя + название нового альбома и пр.
Текст за изображениями
Прием, который добавляет динамику и интригу в дизайн. Его сила заключается в человеческом любопытстве: когда от нас что-то скрывают, предлагая лишь часть, нам сильнее хочется увидеть целое. Так пользователь заинтересовывается вашим дизайном и начинает взаимодействовать с ним.
Дизайнеру нужно частично скрыть текст за контрастными по форму или цвету фигурами. Например, можно использовать темный круг, чтобы скрыть светлый заголовок, или яркое изображение, чтобы скрыть небольшое описание продукта.
Для сокрытия частей текста вы можете использовать и анимацию. Тогда некоторые части текста будут видны лишь несколько секунд:
Текст + изображения
Этот прием позволяет сочетать текст с изображениями, «врезая» их в буквы или слова. Он поможет вам создать уникальный визуальный стиль и выразить нужное настроение или идею.
Ключевые моменты:
Например, к округлым шрифтам подойдет графика с мягкими контурами и плавными переходами. А для шрифтов с острыми краями выбирайте яркие изображения с четкими линиями, чтобы создать атмосферу динамики и энергии.
Текст в несколько слоев
Хотите добавить большей динамики и экспрессии? Тогда вам стоит присмотреться к этому приему, суть которого заключается в наложении элементов друг на друга или в их максимальной приближенности:
- Расстояние между элементами. Чем ближе вы располагаете элементы, тем сильнее становится ощущение напряжения.
- Контраст. Наложение слоев часто используется в сочетании с контрастом цветов, форм и размеров, что усиливает эффект напряжения и делает дизайн более выразительным.
Советы по использованию:
Текст как графическая метафора
Деформация форм знаков позволит вам превратить шрифт в выразительный графический элемент, передающий конкретные идею или характер. Это не просто изменение форм букв, а искусство создания графических метафор, которые заставляют текст «говорить» на визуальном языке.
Для данного приема лучше использовать вариативные шрифты, так как в них можно настраивать начертания и менять толщину штрихов. Это дает больше свободы в экспериментах с формой и стилем.
Трансформация очертаний:
Не перегружайте дизайн слишком большим количеством деформированных букв, чтобы он не стал хаотичным и трудно читаемым. И всегда учитывайте контекст!
Примеры шрифтов
SK Quadratica
Монументальный и статичный шрифт. Для придания динамики используются стреловидные, разрезающие тело буквы, формы. Благодаря им он не выглядит скучно и угадывается рисунок букв.
Epos
Этот шрифт разработал дизайнер Денис Серебряков. Пример историзма в современном акцидентном шрифте. Это семейство из 3 начертаний, которые сильно отличаются друг от друга.
Carmin
Шрифт создан дизайнером Тео Гийяром. Яркий и сильный образ шрифта делает его классным инструментом для брендинга. Может подойти не только для заголовков, но и для логотипов.
Monstera
Создан дизайнером Spaghetype. В основе этого шрифта переработанные приемы каллиграфии и леттеринга.
Ghimli
Автор Артем Рулёв. Необычные формы у букв, сильный характер и образ шрифта.
Библиотека шрифтов Uprock
Хорошие акцидентные шрифты бывают не только на латинице, но и на кириллице. А чтобы вы не тратили свое время на поиск этой самой классной кириллицы, мы создали библиотеку кириллических шрифтов на своем сайте. На данный момент там их более 500.
Фильтрация по категориям, начертаниям, назначению и, самое главное, по лицензии! Выберите категорию display, добавьте другие фильтры по необходимости и получите список подходящих вариантов.
Заключение
Акцидентная типографика поможет сделать ваш дизайн более интересным, точнее передать характер и настроение вашего проекта. Не бойтесь экспериментировать и использовать новые приемы работы с текстом и шрифтами!