Введение
Понимание задачи — это документ, который помогает составить и зафиксировать единое представление о задаче у дизайнеров и стейкхолдеров. Рассказываем, как это делать на примере боевых задач из мобильного банка Тинькофф. Пишут Миша Наер и Ваня Звягин — дизайнеры нефинансового вовлечения.
Когда нужно составлять понимание задачи
Обычно, дизайнер сталкивается с тремя типами задач:
- Дизайн большого проекта. Например, запустить в Тинькофф каналы, как в телеге.
- Задача в рамках большого проекта. Например, запроектировать первое касание с каналами.
- Быстрый фикс. Например, сделать открытие ссылки модальным.
Понимание задачи — это обязательный этап для первых двух типов. Там, где результатом решения задачи будет изменение метрики.
Для быстрых фиксов понимание задачи составлять не нужно. Потому что быстрые фиксы либо не подразумевают изменения метрик, либо это не основная их цель. Поэтому, если нужно скруглить плашку или поправить изинги в анимации, можно сразу идти и делать.
Повторим: для всех задач, результатом которых является изменение метрики, понимание задачи — база.
Зачем нужно
Понимание задачи помогает снизить вероятность подобных ошибок:
Как составлять
Процесс работы над пониманием задачи зависит от того, на каком этапе мы находимся:
Если нужно запустить большой проект
В таких случаях самостоятельно описать понимание задачи нереально. Большие проекты часто затрагивают несколько продуктовых команд, там нужны интеграции с разными системами, а у стейкхолдеров может быть разное представление о результате.
Все эти факторы предугадать невозможно, поэтому нужно ставить кик-офф встречу на всех дизайнеров и стейкхолдеров, чьих продуктов мы можем коснуться. В таком случае, понимание задачи стоит составлять прямо в звонке, либо накидать драфт перед встречей.
Цель кик-оффа — согласовать понимание задачи. Если не успели, то смело ставим еще одну встречу на тот же состав.
Про каждый из блоков на картинке детальнее поговорим дальше по гайду. Сейчас примеры нужны скорее для того, чтобы примерно представлять как понимание задачи выглядит.
Структура
Понимание задачи состоит из четырех частей:
Вводные
Любое понимание задачи начинается с вводных. В этот этап попадают идеи, мысли, хотелки, инсайты, доводы и тд. Вводные — это распределительная шляпа, содержимое которой отправляется на сортировку по остальным блокам понимания задачи.
Некоторые члены команды могут приносить гипотезы или уже описанные решения. Важно помнить, что составление гипотез — это часть этапа видения и исследования, и к пониманию задачи они не относятся. Поэтому разбираем все гипотезы на вводные, миссию, цель, аудиторию и критерии успеха.
Миссия и цель
Миссия — это то, как наш продукт или сценарий поможет клиенту. Миссия всегда живет в мире клиента:
Цель — это миссия в мире бизнеса. Она говорит о том, какую пользу компании принесет задача. Целью должен быть аргумент, почему задачу вообще стоит делать:
Если есть только что-то одно
Бывают задачи, где есть миссия, но нет цели. Скорее всего, это социальные или некоммерческие проекты.
А бывает наоборот. Задачи вроде «добавить юридический текст в футер сайта» обычно отвечают только цели и в них нет ничего про миссию. Но было бы круто ее все-таки найти и сформулировать, так в мире станет чуть больше хорошего дизайна.
Аудитория
Обычно, аудитория отвечает на вопрос «кто наши пользователи». Но в контексте понимания задачи, нам нужно понять сколько их. Аудитория — это очередной пруф того, что задачу вообще стоит делать.
Критерии успеха
Это при каких условиях мы будем считать задачу решенной. Критерии успеха помогают сделать результат работы над задачей предсказуемым и вовремя запланировать все тесты и замеры.
Критерии успеха всегда направлены на миссию или цель:
Материалы
Что дальше
После понимахи, флоу работы дизайнера разделяется на две ветки, в зависимости от типа задачи:
Скоро подробно расскажем про каждый из этапов дизайн-процесса. Следите за апдейтами: