4 дня до повышения цен в UPROCK! Распродажа! «С 0 до Middle+» + курс «Креативная айдентика»  в подарок!

Навигация на сайте

Автор статьи:
,

Что такое навигация

Навигация — это система приемов и элементов, благодаря которым пользователь ориентируется на сайте и перемещается между его разделами. Она должна быть простой в использовании и привычной для посетителя.

Удобная навигационная система — главный инструмент высокой конверсии и одно из условий успешного продвижения сайта.

Задача навигации — помочь пользователю быстро найти нужный раздел и обеспечить комфортный переход между страницами.

Виды навигации

01
Основная
К этому виду относятся ссылки на важные разделы сайта, которые размещаются в главном меню.
02
Глобальная
Это гиперссылки, по которым посетитель может попасть из любой части сайта в нужный раздел: на главную страницу, в личный кабинет, в корзину. Они должны быть видны отовсюду.
03
Текстовая
Ссылки расположены в тексте и ведут посетителя к материалу из других разделов, о котором говорилось ранее.
04
Языковая
Применяется при взаимодействии с мультиязычной аудиторией. Пользователь может выбрать нужный язык, на котором будет отображаться информация.
05
Рекламная
Привлекает клиентов через графические и текстовые ссылки, которые ведут на разделы с рекламой каких-либо услуг или товаров.
06
Тематическая
Помогает перемещаться по статьям, дополняющим друг друга по смыслу. Здесь размещены ссылки на блоки, близкие по тематике.
07
Указательная
Навигация подсказывает пользователю в каком разделе сайта он находится.
08
Поисковая
Помогает найти интересующую информацию на сайте или в поисковике. Достаточно ввести слово или фразу и система сама выдаст результат.

Основные элементы удобной навигации

Перечень элементов, которые являются основой качественной навигации. Рекомендуется размещать на каждом сайте.

Логотип компании

Первое, с чего нужно начать — сделать логотип кликабельным, чтобы, нажав на него, можно было перейти на главный экран. Это не только удобно, но и привычно для пользователей.

Главное меню

Основной элемент, который располагается на первой странице под шапкой или над ней. В меню размещаются ссылки на важные разделы сайта.

Рекомендуется размещать 5-7 страниц, большее количество перегружает меню и отталкивает посетителей.

Окно поиска

Поиск необходим большим сайтам или интернет-магазинам. Располагается ближе к главному меню и является постоянным элементом на сайте, чтобы у пользователя была возможность быстро отыскать необходимую информацию.

Подвал сайта или футер

Один из обязательных навигационных элементов, где размещаются ссылки на все разделы сайта и важная информация о компании: контактные сведения, адрес, реквизиты, ссылка на соцсети, форма обратной связи и все, что не уместилось в главное меню.

Дополнительные элементы

Эти элементы нужны не всегда, но порой являются решающими деталями, благодаря которым сайт становится интереснее и удобнее для посетителей.

Хлебные крошки

Навигационная цепочка, которая показывает весь маршрут пользователя на сайте. Она находится на всех страницах, кроме главной, и используется в том случае, если на ресурсе больше трех разделов.

Термин «Хлебные крошки» произошел от сказки «Гензель и Гретель», где хлебные крошки указывали персонажам путь.

Боковое меню

В нем размещаются подразделы или категории, которые не вошли в главное меню. Элемент располагается в левой части основной страницы.

Иконки

Заменяют текстовые ссылки и придают сайту визуальную привлекательность: изображение корзины для шопинга, значок лупы для строки поиска.

Главное не переборщить и не запутать посетителя — использовать только привычные иконки.

URL-адрес страницы

Это ссылка, которая располагается в строке браузера, когда вы заходите на любой сайт. Необходимо создавать простые и доступные адреса страниц, чтобы посетитель понимал, куда именно будет осуществляться переход.

Сортировка и фильтры

Элемент используется при большом ассортименте товаров и помогает пользователю выделить основные характеристики, чтобы быстро найти нужную вещь.

Карта сайта

Путеводитель по сайту. Страница содержит гиперссылки на все разделы, по которым пользователь может с легкостью перейти в нужную часть сайта.

Перелинковка

Связывает страницы сайта между собой при помощи гиперссылок.

Внутренняя перелинковка — проставление ссылок с одного раздела на другой в рамках одного сайта, внешняя объединяет разные сайты.

Кнопка возврата наверх

Инструмент, который дает возможность пользователю быстро попасть на главный экран. Размещать кнопку лучше в правом нижнем углу — этого ожидает большинство посетителей сайта.

Полезные рекомендации:
01
Главное правило удобной навигации — доступность и ясность. Все навигационные элементы должны быть понятными любому пользователю и помогать ему с легкостью перемещаться по сайту.
02
Предсказуемость. Следует отказаться от элементов, которые могут ввести в заблуждение и быть неверно истолкованы. Чем понятнее и привычнее интерфейс, тем выше конверсия.
03
Целевые блоки должны быть заметными, читабельными и логично расположенными, чтобы побудить пользователя к действию на нужном этапе.
04
Пункты меню необходимо разместить так, чтобы важные блоки были первыми, а менее значительные — ближе к концу.
05
Индикатор загрузки страницы — элемент, благодаря которому пользователь будет знать, что сайт прогружается, и не покинет страницу раньше времени.
06
Индикатор прокрутки упростит просмотр длинных страниц и поможет понять посетителю в каком разделе сайта он находится и сколько осталось до конца.
07
В конце страницы можно предложить ознакомиться с похожим материалом или указать ссылки на предыдущие разделы. Это вызовет дополнительный интерес и поможет удержать клиента на сайте
08
Ошибка 404. Страница нужна для того, чтобы у пользователя была возможность вернуться в предыдущий раздел, если он что-то сделал не так: кликнул по некорректной ссылке или совершил неверное действие.

Заключение

Подводя итоги создание удобной и успешной навигации заключается в грамотном расположении актуальных элементов, которые будут понятны пользователям и существенно облегчат перемещение на сайте.

Особенно важно соответствовать ожиданиям посетителей — не изобретать сложные и неординарные элементы, а максимально упростить существующие.

Чем легче, проще и минималистичнее сайт, тем выше вероятность его продвижения.