Психология цвета

Автор статьи:
,

Вступление

Цвет — это один из ключевых инструментов, которым пользуются все, кто занимаются визуальным искусством, и веб-дизайнеры не являются исключением.

Сейчас невозможно представить, что все интерфейсы программ и веб-сайтов будут только монохромными. А ведь первые цветные компьютерные дисплеи появились чуть менее сорока лет назад.

В современном мире веб-дизайнер может воплотить на экране практически любую идею и использовать в своих проектах все разнообразие цветов, доступных для восприятия человеческого глаза.

Однако при подборе цветовой палитры проекта часто возникают трудности и ошибки, например, даже при выборе хорошей цветовой палитры, цвета могут не соотносится с тематикой и ценностями проекта.

В таких ситуациях необходимо применить знания о психологии дизайна, а именно — психологии цвета.

Психология цвета — это область психологической науки, изучающей особенности восприятия человеком цветов под воздействием различных факторов: гендерного, социокультурного, психофизиологического и т.д. Зная все нюансы воздействия этих факторов, дизайнер способен с легкостью подобрать гармоничную цветовую палитру, которая будет подчеркивать достоинства и скрывать недостатки продукта.

Говоря о силе и значении цвета в дизайне, стоит сказать, что довольно часто цвет становится главным элементом дизайна, который запоминает потенциальный покупатель. Учитывая, что первые эстетические реакции на веб-страницу у пользователя формируются в первые 17−50 миллисекунд, выбор правильного цвета становится одной из первостепенных задач дизайнера.

Образец красного цвета в руках
Грамотно подобранные цвета или цветовые сочетания способны:
  • вызывать эмоции,
  • пробуждать ассоциации с продуктом,
  • повышать конверсию,
  • влиять на скорость принятия решений.

Цвет — понятие относительное и субъективное, на его восприятие влияет множество факторов, которые нужно учитывать при выборе цвета для вашего проекта. Восприятие цвета бессознательно. Человек может сам не понимать, почему он хочет уйти с сайта или приложения.

Исследования о психофизиологии восприятия цвета

Цвет способен влиять на человека на уровне психофизиологии. Это подтверждается многочисленными научными исследованиями цветовосприятия. Например, группа исследователей из Университета Британской Колумбии (UBC) определили, что 20 % цветовой передачи воспринимается органами зрения, а остальные 80 % информации — нервной системой. Поэтому говорить о том, что мы буквально «чувствуем» цвет — вполне законно.

Цвет способен вызывать в человеке психофизиологические реакции, основанные на ответе вегетативной нервной системы, которая воспринимает цвет как триггер/раздражитель. Некоторые цвета способны стимулировать процесс возбуждения и торможения, либо наоборот настраивать человека на нейтральный/спокойный лад.

Например, когда человек смотрит на красный, повышается его кровяное давление и частота дыхания, т.е. вызывает реакцию возбуждения, а просмотр синего, зеленого и черного вызывает обратный эффект — т.е. реакцию расслабления.

Именно поэтому, красный цвет — это традиционно цвет запрещающих знаков, потому что они должны максимально привлекать внимание смотрящего.

Светлые пастельные оттенки имеют нейтральный эффект, способствуют развитию чувства спокойствия. Яркие и неоновые цвета также являются активным раздражителем.

Гендерный фактор

Нельзя не учитывать гендерный фактор, когда мы говорим об особенностях цветовосприятия.

Еще в школе нам рассказывают о том, что женщины различают цвета лучше, чем мужчины. На самом деле цветовосприятие у женщин действительно в некоторой степени отличается, однако различия заключаются в том, что женщины имеют тенденцию различать большее количество оттенков, чем мужчины.

Восприятие цвета определяется гормональным фоном человека. Мужчины в связи с наличием высокого уровня тестостерона в крови различают меньшее количество оттенков.

Но это обобщение достаточно условное, ведь если бы оно было абсолютным, то мужчины никогда бы не смогли заниматься живописью, иллюстрацией и дизайном.

Различия в восприятии цветов у мужчин и женщин возникают не только из-за различий в физиологическом развитии, но и из-за разной гендерной социализации. С раннего возраста женщин ориентируют и окружают различными оттенками красного, розового, фиолетового и других ярких цветов, а мужчин — темными оттенками синего и зеленого, а также монохромными цветами (т.е. черными и оттенками серого).

Эти цветовые распределения среди мужчин и женщин делают обозначенные цвета привычными и знакомыми для них. Поэтому, например, выбирая между двумя футболками желтого и темно-синего цвета, мужчины в большинстве случаев выберут второй вариант, грубо говоря, «по привычке».

Эту тенденцию подкрепляет и теория экологической валентности. Согласно которой человек отдает предпочтение тем цветам, с которыми у него связано больше всего положительных эмоций. Например, закрепление положительного опыта, связанного с красными и розовыми оттенками, у девочек может возникать, когда ребенок регулярно получает подарки и носит одежду этих цветов.

Психология цвета в японской культуре

То, как человек воспринимает тот или иной цвет, также может меняться в зависимости от его культурного бэкграунда. Эти особенности необходимо учитывать при выборе цветов, в том числе и для дизайн-проектов. Трактовка и значение цветов в этой статье будет рассматриваться преимущественно с точки зрения европейской культуры, однако дизайнеру высокого уровня нужно знать специфику цветовосприятия и других культур.

Если мы говорим о японской культуре, следует помнить о том, что жители этой страны всегда очень трепетно относились к цвету, воспринимая его не просто как спектральное значение, но и используя цвет для трансляции собственных ощущений и чувств, а также передавая глубокую ассоциативную и смысловую нагрузку.

Упражнения на развитие цветовосприятия являются частью обязательной программы по эстетическому воспитанию японских школьников. Выпускник японской школы должен знать 24 основных цвета и 10 оттенков каждого из них.

Зеленый цвет — считается максимально близким к природе. Это сбалансированный цвет, который приводит настроение человека в нейтральное и спокойное состояние.

Белый цвет — цвет чистоты и невинности, поэтому традиционно, как и в европейской культуре, является цветом наряда невесты.

Черный цвет — традиционный мужской цвет.

Красный цвет — цвет праздника, богатства, семейного благополучия и процветания. Красный цвет активно используется во время традиционных празднеств, а также религиозных ритуалах.

Средняя Азия и Ближний восток

В мусульманской культуре цвет является одним из главных инструментов выразительности в визуальном искусстве, ведь мусульманские художники значительно ограничены в формах из-за запрета на изображение животных и людей.

Черный цвет

В отличие от христианской европейской культуры в исламской культуре к черному цвету не сформировано столь негативного отношения. Согласно учению черный цвет нельзя воспринимать в отрыве от белого, ведь тень — неизменный спутник света. Один из главных символов мусульманства, священный камень Кааба — черного цвета. Тем не менее, в некоторых ситуациях этот цвет связывают с грешными делами.

Синий и фиолетовый цвета

Синий и фиолетовый носят некий мистический и трансцендентный характер и близки к божественному. Фиолетовый ассоциируется с двойственностью и обманчивостью жизни.

Желтый

Омар Хайям приписывал желтому лечебные свойства. Кроме того, желтый ассоциировался с золотом, а поэтому и с богатством, успехом и празднествами.

Красный

Традиционным цветом свадебного наряда для женщин в исламе является красный, и это не случайно. Красный — торжество жизненной силы. Священный цвет, дающий тому, кто его носит, силу и энергию, именно то, что нужно иметь будущей жене для продолжения рода. Как и в европейской культуре, красный является цветом любви и страсти. Именно с этим связана традиция дарить невесте драгоценности с рубином.

Серый и коричневый

Однозначно негативный характер имеют серый и коричневый, аналогично значению этих цветов в средневековой Европе. Это цвета праха, нечестивости, нищеты и греха. Серый цвет — отсутствие жизни, он призван напоминать смертным о бренности и конечности из жизни.

Африка

Говоря об особенностях восприятия цветов разными культурами, нельзя не рассказать о концепции восприятия цветов у народов Южной и Тропической Африки.

Традиционными цветами, которые используются в ритуальных и праздничных церемониях, являются белый, черный, красный.

Белый цвет в африканской культуре — свет и день, черный — их вечный спутник — символизирует ночь и темноту. В красном цвете воплощена жизнь, которую дают кровь и огонь.

Психология цвета в европейской культуре

Красный

Красный цвет — самый заметный и самый яркий среди всех существующих цветов. Пожалуй, именно этот цвет чаще всего упоминается в различных фразеологизмах, пословицах и поговорках.

Красный пигмент — один из первых, что использовали первобытные художники.

Красный часто является основным или акцентным цветом в произведениях изобразительного искусства, в том числе в иконописи. В этом виде визуального искусства красный цвет символизирует любовь и животворящую энергию, это цвет крови и победы жизни над смертью.

В западноевропейской культурной традиции красный цвет символизировал богатство и часто находил свое применение в произведениях, на которых изображались обеспеченные знатные люди.

В работах Рубенса часто можно встретить людей в ярко-красных свободных одеяниях, которые ниспадают с плеч и обнажают тело. С помощью красного Рубенс стремился подчеркнуть сексуальность, а также здоровье и молодость героев своих картин.

В работах Карла Брюллова красный цвет использовался для того, чтобы выделить объект восхищения и вдохновения художника.

Невозможно представить без яркого красного и произведения эпохи Русского Авангарда, где красный олицетворял русский дух и традиции.

Значение агрессии, опасности и боли красного цвета в полной мере раскрывается в работах Фрэнсиса Бэкона. Несмотря на свою яркость, красный цвет в его работах призван передать атмосферу мрачности и жестокости.

С точки зрения значения и смысла красный цвет ассоциируют с понятием жизни, любви и страсти. Это цвет желания, агрессии и энергии. Его используют для привлечения внимания и предупреждения опасности, а также для демонстрации силы и мужества.

Рассматривая красный в контексте веб-дизайна, можно сказать, что его довольно часто используют при разработке айдентики и веб-сайтов для компаний, которые ведут деятельность в сфере питания (красный призван стимулировать желание, голод и ненасытность). Например, красный используют такие бренды как Royal Canin, Nutella, Россия (шоколадная фабрика), Dunkin Donuts, Mars (батончик), Lay’s, Макдональдс.

Если деятельность компании связана со сферой взаимодействия и взаимоотношений людей, то красный также будет использоваться достаточно часто. Ведь это цвет любви, страсти, романтики и привязанности. Также этот цвет часто используют в интернет-магазинах нижнего белья и товаров эротического содержания.

Достаточно часто красный цвет используется при создании сайтов для брендов техники. Это связано с тем, что красный часто ассоциируется со смелыми решениями, богатством и престижем.

Стоит отметить, что красный часто ассоциируется с болью, опасностью и тревогой, поэтому его практически никогда не используют компании, работающие в сфере медицины.

Черный

Черный цвет — первый цвет, который начали использовать в наскальных рисунках.

Во времена Древнего Египта черный пигмент изготавливался на основе угля и сажи. Этот цвет был символом ночи, царства Асириса и смерти, однако не носил радикально негативный характер, ведь по верованиями египтян за смертью следовало воскрешение и возрождение жизни.

Все изменилось с приходом христианства, именно в этот момент черный цвет в европейской культуре надолго обрел славу цвета смерти, зла и нечисти.

Одновременно с этим черный цвет активно использовался в монашестве, он символизировал смирение и покаяние священнослужителей перед Богом.

Мода на черный цвет в массовой европейской культуре появилась во времена правления королевы Виктории. Траурная мрачная атрибутика, которая была непременным атрибутом Викторианского культа смерти, стала обязательным элементом в жизни среднего и высшего класса. Возникновение культа связано со свирепствованием чумы, и ,соответственно, массовой гибелью людей. Культ смерти существенно повлиял на развитие литературы, искусства и моды. Главными цветом этой эпохи стал черный.

Своеобразная реабилитация черного произошла в 1926 году, когда на свет появилось знаменитое маленькое черное платье — воплощение элегантности, сдержанной роскоши и изящества. Черный цвет перестал столь явно ассоциироваться с чем-то негативным, а, напротив, обрел новый статус одного из самых трендовых цветов.

Сегодня он ассоциируется с минимализмом, нейтральностью и сдержанностью и богатством.

Этот цвет одинаково часто используется в веб-дизайне в качестве акцентного, основного и фонового. Стоит отметить, что не рекомендуется использовать абсолютно черный в качестве цвета для фона и шрифта, так как это может негативно сказаться на удобочитаемости контента. Поэтому для этих целей дизайнеры используют различные оттенки темно-серого цвета.

Одним из главных достоинств черного цвета можно назвать его универсальность. Этот монохромный цвет отлично сочетается со всеми остальными цветами.

Черный цвет часто используют компании, которые хотят подчеркнуть престижность и дороговизну продукта. Он часто используется в таких нишах как IT, техника, одежда, обувь, парфюмерия, люксовая косметика, алкоголь, автомобили и финансы.

Белый

Одновременно с красным и черным, белый цвет является одним из первых цветов, которые человечество использовало с самого начала развития визуального искусства. Белый цвет связывали с добрыми духами, которые могли защитить от темных сил.

В Древнем Египте и Древнем Риме белый цвет являлся символом физической и духовной чистоты, поэтому одеяния жриц и служителей богов были белыми.

С приходом христианства белый цвет связывался с божественным началом, благодатью и преображением Христа.

В работах художников эпохи возрождения можно встретить фигуру белого единорога — символа целомудрия и чистоты помыслов.

В полной мере доказать, что белый цвет вовсе не безликий, а самодостаточный и может иметь форму, сумел Владимир Вейсберг. Художник не использовал в работах белую краску, а добивался белого цвета смешивая полутона.

В визуальном искусстве 20-го века, в частности, в веб-дизайне, белый цвет является одним из самых часто используемых. На сегодняшний день белый ассоциируется у пользователей с чистотой, аккуратностью, лаконичностью, безопасностью и пользой. Это цвет благородный и изысканный.

С точки зрения сфер применения белый цвет используется в качестве белого пространства (т.е. фона), а также в качестве основного и акцентного цвета.

Чаще всего белый цвет используется при создании визуального оформления сайтов медицинских организаций, брендов одежды, техники, финансов, а также эко-товаров и благотворительных организаций.

Зеленый

С того момента, как человек начал заниматься визуальным искусством, прошло много времени, прежде чем он начал использовать зеленый цвет в своих работах. Отчасти это было связано с тем, что в мире, окружающем древнего человека, не было недостатка в зеленом цвете, он был постоянно на виду, ведь человек был ближе к природе.

Самое раннее свидетельство использования зеленого цвета — фрески Золотого дома Нерона. На различных фрагментах можно заметить элементы, выкрашенные в зеленый цвет, однако он все же играл по большей части второстепенную роль.

В христианской культуре зеленый цвет ассоциировался с райским садом, покоем и божественным умиротворением.

Набирать популярность зеленый цвет стал у художников-миниатюристов в XIV–XV веках. Миниатюрами дополнялись рукописи, описывающие важные исторические события и сцены из повседневной жизни людей того времени. Работы художников в этом направлении называют средневековой документалистикой.

Зеленый цвет в работах миниатюристов символизировал молодость и свежесть, поэтому нередко его использовали при рисовании нарядов юношей и девушек.

В работах художников раннего и позднего Ренессанса зеленый цвет оставался на втором плане и был лишь фоном для человеческих фигур, что вполне логично, учитывая что этот период в искусстве известен тенденцией к антропоцентризму.

Поздний Ренессанс уводит человеческую фигуру на задний план, а на переднем оказывается природа со всем ее богатством. Зеленый и изумрудный цвета передают атмосферу приятной прохлады и спокойствия, которая воцарилась над городом за мгновение перед грозой.

Наполненные зеленью, свежестью и спокойствием работы Джона Констебла возвращали людей эпохи европейской индустриализации назад к природе, ее спокойствию и легкости.

Русский художник Виктор Борисов-Мусатов в своих работах стремился изобразить человека неотъемлемой частью природы, что подчеркивалось обилием оттенков зеленого.

В середине XX века холодный зеленый цвет нашел свое место в работах Эдварда Хоппера, работы которого были пропитаны чувством одиночества и отчужденности человека, живущего в большом городе.

Если обобщать все оттенки значения зеленого цвета в визуальном искусстве, то можно сделать вывод о том, что данный цвет в большинстве случаев имеет позитивную коннотацию. Зеленый успокаивает и помогает настроиться на добрый лад. Он символизирует близость с природой, создает атмосферу гармонии, безопасности, чистоты и молодости. В некоторых ситуациях холодный и светло-зеленый связывали с тоской и одиночеством. Эти значения активно используются и в веб-дизайне.

Чаще всего зеленый можно встретить в дизайне сайтов фармацевтической продукции, эко-товаров, банков, брендов продуктов питания.

Синий

Во времена Древнего Египта синий цвет символизировал воды священной реки Нил. В росписи гробниц и предметов быта использовали тогда особый оттенок синего, который назывался Египетским.

В Европе вплоть до 11-го века синий не имел какого-либо специфического значения и использовался только для изображения неба. Однако уже в 12-ом веке мнение теологов относительно синего изменилось. Синий теперь символизировал небесное царство и активно использовался в витражной росписи готических храмов.

Постепенно синий стал олицетворять образ Богоматери. Его часто использовали при изображении одеяний Мадонны на иконах и картинах.

В эпоху Возрождения мода на синий, благодаря развитию культа Богоматери, привела к взлету цены на ляпис-лазурь — специальную краску, которой пользовались Тициан, Леонардо да Винчи, Джованни Сассоферрато и множество других живописцев.

Синий цвет стал нести в себе не только значение небесного царства и близости к божественному, но и стал символом богатства, ведь лазурь стоила дороже золота.

В 19-ом веке синий захватил французских импрессионистов и постимпрессионистов.

В работах Пабло Пикассо синий цвет — мистический и одинокий.

В кинофильме Дерека Джармена «Блю» (1993) синий цвет — бескрайнее небо — символ победы жизни над смертью.

Синий в европейской культуре — божественный, мистический и загадочный цвет, цвет небесной лазури, иногда печальный и одинокий. Этот цвет с давних времен является символом богатства и роскоши.

Эти смысловые значения нашли свое отражение и в работах современных веб-дизайнеров.

Наиболее часто синий цвет используют в сфере финансов (богатство), медицине (безопасность и надежность), товаров для мужчин (богатство, сила, независимость), технологии и IT (роскошь, новизна, холодный расчет).

Синий — не аппетитный цвет, его редко используют бренды в сфере быстрого питания и продуктового ретейла.

Фиолетовый

Один из самых сложных цветов с точки зрения трактовки значения — фиолетовый. Этот цвет — результат смешения красного и синего — холодного и теплого цветов. Поэтому он часто вызывает смешанные чувства.

Фиолетовый традиционно считается королевским цветом, его ассоциируют с богатством и процветанием. Это связано с тем, что раньше фиолетовый пигмент был достаточно дорогим, и позволить его себе могли только знать и семьи королей и императоров.

В древнем Риме фиолетовый, или цвет фиалок, ассоциировался со скромностью и смирением.

Использовался фиолетовый и в византийский мозаиках Равенны, хотя и отождествлялся с синим цветом, то есть цветом неба и небесного царства.

Средневековье закрепило за фиолетовым цветом славу королевского, так как было запрещено носить одеяния фиолетового цвета не королевским особам Англии.

Как и синий, фиолетовый — один из любимых цветов импрессионистов и экспрессионистов.

Фиолетовый стал цветом свободы, нового искусства и новой волны творческой мысли. Противоречивый и двуликий — фиолетовый на протяжении многих веков ассоциируется с экстравагантностью, креативностью и искусством.

С точки зрения веб-дизайна, фиолетовый чаще всего используют в сферах продуктового ретейла, финансовой и банковской сфере. Фиолетовый встречается также в оформлении сайтов брендов одежды, косметики и обуви. Фиолетовый, в большинстве случаев, женский цвет. Всего 1 % мужчин считает фиолетовый любимым цветом.

Желтый

Один из первых и самых простых в добыче пигментов — желтый, а если точнее, желтая охра.

Желтый в древнем мире, впрочем и сейчас, — цвет солнца и жизни. В Древнем Египте — это цвет Богинь и Цариц, поэтому его использовали в их изображении и при создании создании скульптур.

Этот недорогой в производстве пигмент часто использовался в работах средневековых художников. Желтый использовали для изображения нимбов у святых, поэтому этот цвет ассоциировался с божественной силой.

Но к концу эпохи Средневековья желтый цвет приобрел кардинально отрицательное значение. Врачи того времени придерживались гуморальной теории, согласно которой желтая желчь — одна из четырех основных жидкостей человеческого тела, делала человека жестоким и лицемерным. Желтый цвет стал символом обмана, зависти, бесчестия и начал ассоциироваться с болезнью и увяданием тела.

Эпоха возрождения ознаменовалась торжеством желтого цвета, ведь идеалом красоты стала златокудрая Венера — символ женственности, красоты, гармонии и любви.

Король Людовика XIV, которого называли «король-солнце», ввел моду на желтые одеяния, после того, как однажды вышел на улицу в пачке из золотых лучей, стремясь воплотить образ бога Аполлона.

Уильям Тёрнер, как и Винсент Ван Гог, живший почти 100 лет спустя, очень любили желтый цвет, называя его прекрасным цветом жизни и солнца.

Василий Кандинский называл желтый цветом безумия и начальства и считал, что он назойливо действует на человеческую душу.

Сегодня желтый считают цветом энергии, драйва, бодрости и тепла. Желтый цвет активно используют бренды детских товаров, продуктов питания, фастфуда и коммуникационные компании. Желтый — цвет радости и лета.

Оранжевый

И последний, но не по значению — оранжевый. Это самый используемый цвет на протяжении всего существования визуального искусства. Его активно использовали как в древние времена, так и сегодня, в том числе и в веб-дизайне.

В древнем Египте для росписи гробниц использовали минеральный оранжевый пигмент.

Оранжевый цвет приобрел политический подтекст благодаря Уильяму III, который защищал интересы протестантов-ирландцев.

Оранжевый в 18-19 веках был символом Римской богини Помоны — богини плодородия и изобилия.

Красивые, радостные и молодые девы часто изображались в одежде цвета апельсина.

Богиня плодотворного изобилия часто изображалась в оранжевых одеждах.

По своей природе апельсин вызывает чувство тепла, волнения и веселья. Например, в работе Мане «Нана», полной оранжевого цвета, мы чувствуем особое волнение и азарт девушки во время сборов перед выходом в свет.

Оранжевый цвет и сегодня продолжает быть любимчиком всех, кто занимается визуальным искусством: живописцев, графических художников и веб-дизайнеров.

Оранжевый цвет используется в веб-дизайне в тех случаях, когда необходимо вызвать чувство голода у пользователя, потому что цвет ассоциируется со сладостью, сочностью и богатством вкуса. Именно поэтому его облюбовали производители продуктов и напитков.

Также стоит сказать, что этот цвет часто используется в тех ситуациях, когда необходимо подчеркнуть связь продукта с радостью и позитивом, и даже в некоторой степени — наивностью. Например, когда речь идет о продуктах для детей.

Психология и символика цвета — это обширная сфера научного знания. В каждой культуре и эпохе каждый цвет имел свое особое значение, которое влияло на восприятие цветов человеком. Знание основных значений несомненно поможет в работе всем, кто так или иначе связан с визуальным искусством.

Заключение

Знания о восприятии цветов людьми необходимы в работе дизайнера. На то, какие человек испытывает эмоции от того или иного цвета, влияет не только его культурный бэкграунд, но и гендерная социализация, а также специфика работы его нервной системы. Все это нужно учитывать при создании дизайна продукта, будь то интерфейс сайта или мобильного приложения, айдентика бренда.

Конечно, все описанные значения цветов относительны, их нельзя рассматривать в отрыве от контекста, в котором они используются. Например, дизайн сайта бренда смартфонов, выполненный в черном цвете, не будет ассоциироваться с трауром и смертью.

Кроме того, нельзя не брать во внимание индивидуальные особенности восприятия, ведь у каждого человека может быть свое отношение к определенному цвету. Вспомните хотя бы знаменитую своей любовью к зеленому цвету «Зеленую леди из Бруклина», которая несколько лет назад стала героиней новостей благодаря своим экстремальным цветовым пристрастиям.

Для создания гармоничного дизайна необходимо, чтобы подобранная цветовая палитра была уместной. Она должна отражать ценности бренда, нравиться вам, создателю.

В конце концов, время быстротечно, значение цвета может меняться и приобретать новые смыслы, поэтому следите за модными тенденциями и новостями в области искусства, культуры и дизайна.