Вступление
Художник Иоханнес Иттен считал форму, как и цвет, основополагающим средством выразительности в любом виде визуального искусства. Форма и цвет должны дополнять друг друга и быть взаимосвязанными.
Один из первых вопросов, который возникает у людей, начинающих изучать психологию форм, — «В чем разница между формой и фигурой?»
Давайте ответим на этот вопрос на берегу.
Форма является основным зрительно и осязательно воспринимаемым свойством предмета, которое отличает один предмет от другого.
Формы бывают:
Фигура же является единицей системы эталонных форм конкретных предметов. Например, геометрические и природные формы. Т.е. все фигуры являются формами, но не все формы являются фигурами.
Также как и цвет, каждая форма оказывает влияние на подсознание человека. Она влияет на реакции и настроение человека. Эти свойства форм используют во всех направлениях визуального искусства: в живописи, графике, дизайне интерьеров, графическом и UI/UX-дизайне.
В вебе формы используются на всех этапах и направлениях проектирования. Формы могут выступать в качестве основных элементов концепции, а также средством, позволяющим организовать контент и связать и элементы друг с другом. Формы и фигуры также используются при создании кнопок и иконок.
Далее мы разберем их значение с точки зрения психологии форм – области психологической науки, изучающей влияние форм и фигур на наше поведение, реакции и подсознание. Мы также поговорим о том, какие фигуры и формы чаще всего используются в популярных направлениях UX/UI-дизайна.
Геометрические формы
Геометрические формы или фигуры — самые привычные формы для пользователя с точки зрения веб-дизайна. А как мы уже знаем — все знакомое кажется более привлекательным.
Веб-дизайн с элементами геометрических фигур выглядит современно и стильно, их использование позволяет сделать композицию структурированной и понятной.
Геометрические фигуры просты и лаконичны, они часто используются в минималистичном дизайне.
Квадрат/прямоугольник/куб
Квадрат — одна из самых знаковых фигур как восточной, так и европейской культуры. Эта геометрическая фигура ассоциируется с порядком, органичностью и простотой.
В Древней Греции квадрат был символом богини любви и красоты Афродиты. В Древнем Риме всесторонне развитых и нравственных людей называли Homo quadratus.
Квадрат — символ равновесия и четырех природных стихий.
В китайской культуре неподвижная земная твердь обозначается фигурой квадрата и противопоставляется белому кругу – небесам. Таким образом, фигура квадрата символизирует стабильность, неподвижность и несокрушимость.
Самый известный квадрат в истории — «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Занимательно то, что несмотря на название, фигура, которую изобразил художник квадратом вовсе не является. Стороны фигуры не равны друг другу, а противоположные стороны — не параллельны друг другу. К тому же, так называемый «квадрат» вовсе и не черный. Цвет, который мы видим, — результат смешения нескольких красок. «Черный квадрат» — манифест супрематизма как нового языка искусства.
Эти фигуры очень часто используются как в веб-дизайне, так и в повседневной жизни в целом. Они ассоциируются с надежностью, уверенностью и порядком. Квадраты и прямоугольники часто используют в дизайне в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть серьезность, стабильностью и надежность продукта. Четкие прямые линии этих фигур делают дизайн визуально более собранным и аккуратным.
С точки зрения графического дизайна квадрат можно использовать для создания логотипов любых брендов.
Недостатком квадратных форм можно назвать отсутствие динамичности. Квадраты/прямоугольники/кубы выглядят фундаментально и статично.
Круг/овал/шар
Круг (и все производные от него фигуры) — это одна из самых дружелюбных форм. С визуальной точки зрения круг воспринимается как гармоничная, безопасная и изящная фигура.
Форма круга естественна для нас, так как в окружающем нас мире существует большое количество круглых и шарообразных фигур. Символика разных культур определяет фигуру круга как символ круговорота жизни и смерти, цикличности и божественного влияния.
Эта фигура является своеобразным воплощением природы и именно ею часто обозначают центр.
Имеющий древнеегипетское происхождение символ Уроборос — это круг, который образует змея, кусающая свой хвост. Это один из самых известных символов жизни и вечности, аналоги которого встречаются в странах Скандинавии, Среднего Востока и Юго-восточной части Европы.
Круги часто являются центральными и второстепенными объектами работ художников. В одних из самых ярких работ Василия Кандинского круги занимают центральное место, ведь именно этой фигуре художник приписывал особые свойства. Он называл круг четвертым измерением и считал, что в нем есть скрытое неизведанное содержание.
Круги используются в веб-дизайне гораздо реже, чем квадраты и прямоугольники, однако являются не менее ярким средством выразительности. Круги привлекают к себе внимание, особенно, если они окружены прямыми линиями и углами.
Круги часто используются в графическом дизайне, когда дело касается дизайна логотипов и иконок. Чаще всего для логотипов тех продуктов, которые должны ассоциироваться с безопасностью, порядком, универсальностью, партнерством, совершенством и завершенностью.
Самые известные круглые логотипы, с которыми сталкивается каждый пользователь интернета — логотипы браузеров.
Нередко используют круги и для создания логотипов продуктов питания.
Треугольник
Треугольник всегда был одной из самых интересных геометрических фигур с точки зрения искусства, архитектуры, психологии и дизайна.
В разных культурах треугольнику приписывали магические и мистические свойства.
Его считают воплощением триады жизни — например, Отца, Сына и Святого духа; Матери, Отца и Ребёнка; Души, Тела и Духа.
Треугольники в психологии ассоциируют с энергией, динамикой и движением.
Треугольники направляют на нужный путь и указывают правильный ответ.
Равнобедренные и равносторонние прямоугольники видятся людям гармоничными, цельными и стабильными. Произвольные треугольники создают чувство тревоги, нервозности и нестабильности, но делают композицию более живой и непредсказуемой.
О золотом треугольнике говорили еще в Древней Греции, считая его одним из самых сильных композиционных приемов.
В дальнейшем, золотой треугольник, построенный по принципу золотого сечения, будет использоваться многими деятелями изобразительного искусства.
Василий Кандинский разработал целую теорию духовного треугольника. Этот треугольник — остроконечный. На вершине этого треугольника находится человек, который обладает такими качествами и талантами, которые возвышают его над остальным человечеством. Чем выше человек находится в этом треугольнике, тем больше смятения и непонимания он ощущает, и в конце концов оказывается в той части треугольника, где страха не существует вовсе. Ведь человек осознает, что сомнения и критическое отношение к устоявшимся истинам позволяют открывать истину нового дня.
Архитекторы готических соборов всегда использовали в своих проектах треугольные элементы декора.
Впервые взглянув на эти здания, вы сразу обратите внимание на треугольники над арками и на крыше. Они называются вимпергами. Такая форма декора используется для того, чтобы подчеркнуть устремленность здания вверх, добавить архитектурной композиции динамики и движения.
С точки зрения веб-дизайна треугольник представляет собой броский и яркий элемент, который позволяет сделать дизайн узнаваемым и расставляет акценты в композиции.
Треугольники часто используются для привлечения внимания, так как человек воспринимает их указателями.
Треугольники используются в логотипах брендов реже, чем другие геометрические фигуры.
Чаще всего треугольники можно увидеть в лого компаний, занимающихся строительной и банковской деятельностью, наукой и IT. Треугольники в логотипах ассоциируются с гармонией ума, продуманностью, оригинальностью и стремлением к росту.
Природные формы
Природные также называют органическими. Эти формы демонстрируют объекты или явления природы, которые легко идентифицировать.
В качестве природных форм часто используют фигуры растений и животных. Это позволяет создать особую связь между изображением и объектом природы, принести ощущение свежести.
При использовании природных форм необходимо учитывать символику выбранных природных объектов.
Один из самых известных в мире логотипов, использовавших природные формы, принадлежит бренду Apple.
Есть несколько версий по поводу значения яблока на логотипе Apple. Первая — яблоко отсылает нас к революционеру Алану Тьюрингу, который надкусил яблоко с цианидом и умер. Вторая версия — яблоко является символом первородного греха.
В разных культурах символ яблока ассоциируется с плодородием, любовью, роскошью и богатством.
Природные формы часто используются в логотипах брендов продуктов питания и компаниях быстрого питания. Такой выбор обусловлен желанием продемонстрировать натуральность, свежесть и безопасность предлагаемого продукта.
В веб-дизайне природные формы чаще всего используются в виде изображений.
Абстрактная форма
Абстрактные формы — это такие формы, которые зритель легко узнает, но их нельзя отнести ни к природным, ни к геометрическим формам.
Абстрактные формы способны транслировать идею и мысли автора произведения, ими можно выражать чувства. В качестве примера абстрактных форм можно привести иконки, символы и т.д.
Рассмотрим примеры абстрактной и естественной формы изображения цветка.
Первая форма — природная. Мы сразу понимаем, что изображено на картинке и можем однозначно сказать, что на ней. Вторая форма — абстрактная. В ней улавливается естественная форма изображения цветка, однако она полностью не совпадает с ней. Абстрактная форма изображения цветка более чувственная, в ней ощущается настроение и идея автора.
Второй пример — формы изображения собаки.
Первая форма — естественная, ее смысл вполне однозначен. Второй вариант — абстрактный, это общепринятый символ, который в русском языке называется собакой. Однако далеко не каждый сможет объяснить, почему этот абстрактный символ называется именно так.
Третья форма — также абстрактная. В ней считывается образ собаки, однако мы также ощущаем руку автора. Эта форма изображения собаки — сугубо авторское прочтение.
Тренд на абстрактные формы в дизайне зародился еще в 2018 году. Сейчас некоторые дизайнеры продолжают вполне успешно использовать абстрактные элементы в своих проектах. Рассмотрим некоторые варианты использования абстрактных форм.
Абстрактные формы в веб-дизайне часто используются в качестве фоновых изображений, а также дополнительных элементов декора.
Абстрактная форма – это полет фантазии, ведь она может быть любой, как бы это странно не звучало, формы. При создании абстрактных форм человек не ограничен никакими системами, например, системой геометрических фигур.
Абстрактные формы очень часто используются в дизайне логотипов. Абстрактные логотипы по своей сути являются концептуальными иконками, которые, порой, лишь косвенно указывают на сферу деятельности компании или на продукты, которые она производит.
Значения геометрических, природных и абстрактных форм, как и значения цветов, – относительны. При просмотре страницы сайта, приложения пользователь воспринимает общую картину и обращает внимание на расставленные в ней акценты.
Значения форм считывается на подсознательном уровне, поэтому дизайнеру необходимо знать основные принципы психологии форм, но не зацикливаться на них, как на главном аспекте проектировании страницы.
Довольно часто формы разных видов комбинируются друг с другом, таким образом создается уникальная по своей сути визуальная картинка. Значения форм накладываются друг на друга, задавая нейтральный и спокойный тон, а иногда противоречат друг другу, делая визуальную композицию динамичной и яркой.
Выделим общие принципы использования различных форм в веб-дизайне:
Дизайн-стили и формы
В зависимости от того, в каком стиле выполнен дизайн, формы, которые в нем используются также будут изменяться. Рассмотрим особенности форм в самых известных стилях:
Скевоморфизм
Так как основной идеей скевоморфизма является использование таких графических элементов, которые имитируют объекты реального мира, то для этого стиля характерно использование естественных форм.
Metro
Стиль Metro характеризуется использованием минимального количества декоративных элементов, преобладанием геометрических форм (прямоугольников и квадратов).
Плоский дизайн
Для плоского дизайна характерно использование абстрактных форм, в которых отсутствуют объем, тени, блики и текстуры.
Минимализм
Минимальное количество форм и фигур. Редкое использование естественных и геометрических фигур. Визуальный аскетизм.
Брутализм
Концентрация геометрических, природных и абстрактных форм. Главное правило — отсутствие правил.
Неоморфизм
Сочетание всех видов форм с 3D-графикой, плавными переходами и анимацией. Объемные фигуры, которые одновременно выглядят и реальными и нереальными. Дизайн-проекты, выполненные в стиле неоморфизм отличаются уникальной неповторимой атмосферой.
Глассморфизм
Использование абстрактных и геометрических элементов в сочетании с прозрачным матовым фоном и эффектом многослойности.
Заключение
Психология форм и фигур — важный аспект, которому должен уделять внимание каждый человек, который занимается дизайном. Обоснованное использование различных форм и фигур позволяет создавать гармоничные, аккуратные и наполненные смыслом дизайн-проекты. При этом, нельзя бояться идти на риск пробовать новые решения и сочетания, ведь именно в этом и заключается творческая часть профессии.