UX-копирайтинг

Автор статьи:
,

Введение в UX-копирайтинг

UX-копирайтинг — это направление копирайтинга, продуктом которого являются текст для интерфейсов сайтов и приложений. UX-копирайтинг ставит своей целью улучшить пользовательский опыт за счет написания текстов, которые способные решить важные для посетителей сайта задачи. Эти тексты не только транслируют идеи бренда, но и облегчают навигацию на сайте или в приложении.

Текст неразрывно связан с дизайном. Во многих крупных компаниях: Google, Amazon, Airbnb специалист по написанию UX-текстов является частью дизайнерской команды.

Что такое интерфейсные тексты?

Интерфейс является диалогом между человеком (пользователем) и системой (например, сайтом, сервисом, приложением). Интерфейс помогает улучшать систему и делать ее более комфортной. Текст может как улучшить, так и испортить впечатление о продукте. Он может мотивировать пользователей совершать целевые действия, удерживать внимание и поддерживать вовлеченность в процесс использования продукта.

Давайте разберем основные особенности текстов для интерфейсов:

01
Простые
Эти тексты просты и однозначны. Пользователю не нужно прикладывать много усилий, чтобы понимать, о чем говорится в тексте.
02
Информативные
Интерфейсные тексты информативны. Это значит, что такие тексты всегда несут какую-либо пользу читателю.
03
Краткие
Интерфейсные тексты краткие и лаконичные. Это короткие и понятные предложения, которые объединены в короткие абзацы. Пользователь не теряет нить повествования в процессе чтения текста на странице.
04
Однородные
Эти тексты однородны. Пользователь не теряется в понятиях, ведь одна и та же сущность называется одним словом.
05
Знакомые
Эти тексты близки пользователю. Человек знаком с понятиями и терминами, которые упоминаются на странице, ведь они для него привычны и вписываются в его картину мира.

Задачи UX-текста

Познакомить нас с продуктом и обучить, как им пользоваться

Текст помогает пользователю сориентироваться в незнакомой среде. С помощью текста можно поприветствовать пользователя и познакомить его с продуктом при первом контакте с приложением или сайтом.

Знакомство с приложением СберМаркет при первом контакте

Рассказать что-то новое о продукте

С помощью текста можно уведомлять пользователей об изменениях внутри интерфейса, а также об изменениях в характеристиках продукта или услуги.

1) Пятерочка уведомляет о том, что доставка переезжает в другое приложение. 2) Ozon сообщает, что проходит распродажа авиабилетов.

Вовлекать во взаимодействие

С помощью текста можно наладить с пользователями сайта контакт, завязать диалог и всячески вовлекать во взаимодействие с сайтом/приложением.

1) Пример диалога с пользователем в приложении daylio. 2) Яндекс Такси в форме диалога собирает отзывы с пользователей о поездке.

Tone of Voice

Один из ключевых принципов успешного UX-копирайтинга — соблюдение философии Tone of Voice, которое прописано в брендбуке компании. Tone of Voice — это индивидуальный стиль общения бренда с собственной аудиторией. Этот стиль накладывается на все каналы, которые использует компания для продвижения своего бренда, товаров или услуг, а также при общении с бизнес-партнерами, клиентами, ну, и конечно, при общении сотрудников друг с другом. Это не только правила внешнего, но и внутреннего этикета компании, поэтому с основными принципами стиля Tone of Voice должны быть знакомы фактически все, кто является частью компании — от разработчиков до копирайтеров и smm-щиков.

Tone of Voice — тон голоса бренда. Если говорить с практической точки зрения — это основные правила использования голоса компании в определенной ситуации. В зависимости от того, где ведется коммуникация от лица компании, тон голоса бренда может меняться. Так, на сайте информация может излагаться более формально и сдержанно, а например, в телеграм-канале бренд может общаться с клиентом более свободно и дружелюбно, словно с близким другом.

Tone of Voice — это долгосрочная стратегия и к ее реализации нужно подходить комплексно. Однако она дает несколько неоспоримых преимуществ:

Использование Tone of Voice — очеловечивает бренд в глазах потенциальных и действующих клиентов. В восприятии людей формируется определенный образ бренда. Это больше не безликий логотип и текст с предложением что-то купить. На основе Tone of Voice у пользователя формируется определенный образ персонажа бренда, у которого есть собственный характер, уникальная манера общения. Это сближает пользователя с брендом, повышает его уровень доверия и лояльности.

Что такое Tone of Voice?

01
Личность бренда
Забавный, не перестающий удивлять, артистичный, любящий шутки.
02
Тональность
Личностная, теплая, дружелюбная.
03
Язык
Простой, веселый, с использованием нормативного сленга.
04
Цель
Развеселить, расслабить, удивить.

Три принципа UX-текстов

При создании UX-текстов необходимо не только придерживаться правил, прописанных в Tone of Voice, но и трех базовых принципов, о которых мы поговорим далее.

1. Тексты, размещенные на сайте, должны быть понятны пользователям

Это значит, что необходимо отказаться там, где это возможно, от сложных терминов, профессионализмов и непрозрачных понятий. Используйте короткие и емкие предложения, делайте упор на общеупотребительную лексику. Пользователь, который не знаком с вашей сферой деятельности, не должен напугаться, увидев незнакомые слова и понятия. По мере глубины сайта старайтесь усложнять содержание, т.е. на главной странице старайтесь максимально понятно и просто донести свою мысль. Далее вы можете усложнять публикуемые материалы. Например, в блоге вы можете раскрывать важные для вас и пользователя темы более подробно.

Стоит также добавить, что лексика, которую вы используете на своем сайте, должна быть единообразной. Мы имеем в виду, что необходимо отказаться от синонимов, называть одно и то же понятие одним и тем же словом. Иначе пользователь может запутаться, растеряться и, в конечном итоге, уйти с сайта.

2. UX-тексты отличаются краткостью и лаконичностью

Когда пользователь заходит на сайт, он не хочет тратить время на изучение огромных массивов текста. Он хочет познакомиться с продуктом или услугой, определить для себя ключевые характеристики предложения и принять решение о покупке.

Большинство пользователей, как вы уже знаете, не читает текст на сайте дословно. Пользователь сканирует информацию, цепляя взглядом ключевые моменты. Именно поэтому необходимо использовать короткие и емкие предложения, которые пользователь легко запомнит. Откажитесь от сложных конструкций с большим количеством запятых, союзов, предлогов. Они ухудшают удобочитаемость текста. Избавьте тексты на сайте от словесного мусора и «воды».

3. Необходимо сохранять единство текста на сайте и всех площадках

Стилистика контента на всех площадках компании должна быть единообразной. Несмотря на то, что на некоторых площадках язык бренда может быть более и менее формальным, общая стилистика, фирменный сленг, правила оформления материалов должны сохраняться на всех площадках.

Главная цель использования Tone of Voice состоит в создании узнаваемого голоса бренда, который пользователь узнает вне зависимости от того, на какой площадке он соприкасается с брендом.

Заключение

UX-копирайтинг — относительное новое направление копирайтинга, которое будет стремительно развиваться с каждым годом. UX-копирайтинг позволяет создать функциональные и удобочитаемые тексты, которые легко воспринимаются пользователями, а также успешно доносят ценности бренда. UX-копирайтер — незаменимый человек в команде разработчиков сайтов и мобильных приложений, ведь именно благодаря ему эти цифровые продукты наполняются смыслами и идеями.