Сегодня мы разберем лучшие практики, которые помогут вам создавать интуитивно понятные, удобные и эффективные цифровые продукты, соответствующие ожиданиям пользователей. (и способные с легкостью пройти модерацию в App Store 🙃)
Дизайн приложений для iOS имеет свою специфику. Важно не просто спроектировать эстетичный интерфейс, но и учесть основные рекомендации Apple.
Создание успешных приложений для iOS не ограничивается разработкой эстетичного визуала. Необходимо также понимать основные принципы дизайна, которые формируют ожидания пользователей и обеспечивают комфортное взаимодействие.
В статье вы найдете лучшие практики, которые помогут вам создавать интуитивно понятные, удобные, визуально привлекательные цифровые продукты, полностью соответствующие рекомендациям Apple.
1. Используйте нативные элементы интерфейса
Нативные элементы интерфейса играют ключевую роль в экосистеме iOS. Apple разработала обширный набор стандартных компонентов, которые не только идеально вписываются в визуальный стиль операционной системы, но и обеспечивают высокую производительность и стабильную работу приложений.
Использование этих компонентов значительно упрощает процесс разработки, ускоряет создание прототипов и гарантирует, что конечный продукт будет соответствовать ожиданиям аудитории, привыкшей к стандартам iOS.
🚀 Преимущества использования нативных элементов
Последовательность и предсказуемость: Нативные элементы имеют именно тот внешний вид, к которому привыкли пользователи iOS. Люди сразу понимают, как взаимодействовать с приложением, что обеспечивает высокий уровень юзабилити. Например, в TableView работают стандартные жесты, такие как прокрутка и «потяните, чтобы обновить», которые пользователи воспринимают как нечто привычное и естественное.
Оптимизация и производительность: Нативные элементы спроектированы и оптимизированы Apple для работы на всех устройствах iOS, от самых старых до самых новых моделей. Они потребляют меньше системных ресурсов и обеспечивают бесперебойное взаимодействие, что очень важно для поддержания высокой производительности, особенно в сложных сценариях, предполагающих интенсивное использование графики или данных.
Совместимость с обновлениями: С каждым обновлением операционной системы Apple добавляет новые функции и дорабатывает существующие компоненты. Использование нативных элементов гарантирует, что приложение будет легко обновляться и останется совместимым с новыми версиями iOS. Например, в iOS 14 появились виджеты, и разработчики, которые придерживались нативных элементов, смогли быстро адаптировать свои приложения к новым требованиям.
👉 Как использовать нативные элементы в дизайне
Компоненты интерфейса: При проектировании интерфейсов важно выбирать правильные нативные элементы, которые соответствуют задачам пользователя. Например, компоненты TableView и CollectionView имеют встроенную поддержку динамического контента, прокрутки и обновлений, что делает их идеальными для работы с длинными списками или галереями изображений.
Кастомизация, но в рамках привычного: Хотя нативные элементы обеспечивают базовую функциональность, часто возникает необходимость кастомизировать их в соответствии с уникальным стилем бренда или приложения. Apple предоставляет разработчикам гибкие инструменты для настройки внешнего вида и поведения стандартных компонентов. Например, вы можете изменить цвет, форму или шрифт кнопок, сохранив при этом их основную функциональность и интерактивность.
Интерактивные элементы: Взаимодействие с такими элементами, как кнопки, текстовые поля и переключатели, должно быть интуитивно понятным и соответствовать стандартам iOS. Это подразумевает среди прочего отображение нативных анимаций. Например, нажав на кнопку, пользователи должны немедленно получать визуальную обратную связь, подтверждающую выполнение действия.
⛔ Распространенные ошибки при использовании нативных элементов
Перенос элементов Android на iOS: Одна из распространенных ошибок — попытка перенести элементы из дизайна для Android в приложение iOS. Например, в Android есть уникальная круглая плавающая кнопка (Floating Action Button, FAB) — обычно она располагается в нижней части экрана. В iOS подобный элемент отсутствует, и его появление может сбить пользователей с толку.
Чрезмерная кастомизация: Дизайнеры часто пытаются изменить нативные элементы до неузнаваемости, что негативно сказывается на восприятии интерфейса и затрудняет взаимодействие. Результат — снижение юзабилити и увеличение времени адаптации.
Несоответствие стилей и паттернов: Неправильное применение нативных элементов или смешение их с пользовательскими компонентами приводит к несоответствию визуального стиля и поведенческих паттернов. Крайне важно придерживаться рекомендаций Apple по дизайну и избегать сторонних решений, не отвечающих стандартам платформы.
Использование нативных элементов — основа успешного дизайна для iOS. Они не только помогают поддерживать согласованность и оптимизируют опыт, но и значительно упрощают разработку и поддержку приложения.
📗 Полезные ресурсы
2. Следуйте гайдлайнам Apple
Руководство Apple по дизайну (или гайдлайны) — набор рекомендаций и правил, которые помогают нам создавать приложения, соответствующие стандартам iOS и отвечающие ожиданиям пользователей. Руководство охватывает такие области, как визуальный дизайн, навигация, взаимодействия и производительность.
Несоблюдение рекомендаций Apple может стать причиной отклонения вашего приложения модераторами App Store, что повлияет на сроки запуска.
🚀 Преимущества использования гайдлайнов
Согласованный UX: Продукты, спроектированные в соответствии с рекомендациями Apple, получаются предсказуемыми и интуитивно понятными, что повышает удовлетворенность пользователей. Например, стандартные компоненты навигации, такие как Tab Bar, помогают людям быстро освоиться в приложении.
Простота внедрения новых функций: Многие изменения в операционной системе применяются к нативным элементам автоматически. Это снижает затраты на поддержку приложения.
Ускоренный процесс разработки: Руководство содержит четкие инструкции, что позволяет избежать ошибок, ускорить процесс проектирования, а также повысить эффективность взаимодействия дизайнеров и разработчиков.
Доступность: В своих гайдлайнах Apple уделяет большое внимание доступности, поэтому соответствующие им приложения получаются более удобными для людей с ограниченными возможностями. Они могут быть легко адаптированы для работы с технологией VoiceOver, крупными шрифтами и другими инструментами.
👉 Как использовать гайдланы
Потратьте время на изучение руководства: Дизайнерам следует тщательно изучить Human Interface Guidelines (HIG), чтобы понять основные принципы проектирования для iOS, включая правильные размеры шрифтов, цвета, отступы и анимацию. Например, Apple рекомендует использовать стандартные шрифты, такие как SF Pro, и придерживаться рекомендованных размеров текста для обеспечения читабельности.
Создавайте прототипы с учетом рекомендаций: На этапе прототипирования важно уделить внимание не только визуальной составляющей, но и поведенческим аспектам интерфейса. Одна из лучших практик — использовать стандартные жесты, например, «свайпните, чтобы удалить» или «потяните, чтобы обновить».
Тестируйте на реальных устройствах: Это важный шаг перед передачей дизайна разработчикам, поскольку он помогает выявить потенциальные проблемы адаптации. Вот как и где дизайнер может протестировать свои прототипы:
- Figma Mirror или Sketch Mirror: Если вы рисуете дизайн в Figma или Sketch, воспользуйтесь приложениями Figma Mirror или Sketch Mirror для iOS. Эти приложения позволяют просматривать прототипы на разных устройствах (iPhone, iPad) в режиме реального времени.
- Adobe XD имеет аналогичное мобильное приложение, которое позволяет протестировать дизайн на реальном устройстве. Оно поможет понять, как будет выглядеть и функционировать интерфейс на экранах разных размеров.
- Zeplin / Marvel: Эти инструменты позволяют не только делиться макетами с разработчиками, но и просматривать их на iOS-устройствах.
Добавьте темный режим и специальные возможности: Apple рекомендует обеспечить поддержку темного режима и специальных возможностей, таких как увеличение шрифта и регулировка цветового контраста. Это не только улучшает UX, но и демонстрирует, что приложение соответствует современным стандартам.
⛔ Распространенные ошибки
Пренебрежение руководством: Иногда дизайнеры пытаются создать уникальный интерфейс, полностью игнорируя рекомендации Apple. Однако если пользователи не могут распознать те или иные элементы, опыт взаимодействия становится излишне сложным и запутанным. Кроме того, такой подход может оказаться препятствием для успешного прохождения модерации в App Store, поскольку Apple требует, чтобы все приложения соответствовали установленным стандартам платформы.
Чрезмерное использование кастомных элементов: В погоне за оригинальностью дизайнеры могут чрезмерно кастомизировать интерфейс, что ухудшает UX и снижает производительность приложения. Например, уникальные кнопки с нестандартным поведением могу сбить пользователей с толку и отпугнуть их.
Пренебрежение доступностью: Не уделяя достаточно внимания вопросам доступности, дизайнеры фактически оставляют за бортом целый сегмент пользователей с ограниченными возможностями. Например, недостаточно контрастные цвета сделают текст трудночитаемым для людей с нарушениями зрения.
Игнорирование обновлений: Периодические обновления iOS предполагают добавление новых элементов интерфейса и изменение существующих. Если вы будете игнорировать их, дизайн постепенно устареет.
📘 Примеры
Оповещения и список действий: Для оповещений и выбора действий рекомендуется использовать класс AlertController, который поддерживает форматы Alert и Action Sheet. Это стандартные элементы для отображения оповещений и меню действий, соответствующие гайдлайнам.
Панель навигации и панель вкладок — элементы для навигации по приложению. Панель навигации (Navigation Bar) позволяет перемещаться между экранами, а панель вкладок (Tab Bar) — между основными разделами приложения. Оба элемента играют важную роль в поддержании целостной структуры и удобства продукта.
Шрифты и типографика: Руководство рекомендует использовать нативные шрифты, такие как SF Pro, для обеспечения читабельности и визуальной согласованности. Это улучшает восприятие текста.
Жесты и анимация: Стандартные жесты (например, свайп для удаления или касание для выбора) и анимационные эффекты (например, плавные переходы между экранами) также являются частью гайдлайнов. Они должны быть естественными и предсказуемыми, чтобы сделать взаимодействие с интерфейсом простым и комфортным.
Следуя рекомендациям Apple, вы сможете создавать приложения, соответствующие высоким стандартам качества и юзабилити.
3. Добавьте шрифты и изображения
Добавление шрифтов и изображений — неотъемлемая часть процесса проектирования для iOS. Эти элементы влияют на визуальное восприятие приложения, его идентичность и UX. Их правильная интеграция обеспечивает соответствие стандартам платформы и высокую производительность.
🚀 Преимущества использования
Поддержка визуальной идентичности бренда: Грамотное применение кастомных шрифтов и изображений помогает выделить бренд из толпы, создать уникальный стиль и атмосферу. Например, фирменная типографика в сочетании с пользовательскими иллюстрациями или иконками повышает узнаваемость бренда.
Повышение качества UX: Визуальная эстетика и читаемость текста играют важную роль в восприятии интерфейса. Поддержка нативных шрифтов, таких как SF Pro, или добавление оптимизированных пользовательских шрифтов обеспечивает отличную читаемость и привлекательность дизайна.
Повышение производительности: Правильно добавленные изображения и шрифты ускоряют загрузку и снижают потребление системных ресурсов. Например, формат SVG для иконок обеспечивает высокое качество изображения без увеличения размера файла, что положительно сказывается на времени загрузки.
Соответствие рекомендациям Apple: Следуйте гайдлайнам при добавлении и использовании шрифтов и изображений, чтобы приложение соответствовало ожиданиям пользователей и стандартам платформы.
👉 Как использовать
Выбор шрифтов: Для текстовых элементов рекомендуется использовать нативные шрифты, например SF Pro, поскольку они автоматически адаптируются к разным размерам экрана и поддерживают специальные возможности, например, Dynamic Type (увеличенный текст). Это гарантирует качественное отображение текстового контента и улучшает опыт пользователей.
Если вы используете в дизайне кастомные шрифты, которые не входят в стандартный набор iOS, необходимо предоставить разработчикам все файлы шрифтов для их корректной интеграции в приложение. Я имею в виду различные начертания (обычный, жирный, курсив) и размеры, а также поддержку различных языков. Убедитесь, что разработчики понимают, какие шрифты и стили следует использовать для разных элементов интерфейса (например, заголовков, основного текста, подзаголовков).
Оптимизация изображений: При подготовке изображений важно выбирать правильные форматы. Для растровых изображений (например, фотографий или сложных иллюстраций) используйте PNG или JPEG с высоким разрешением, чтобы избежать пикселизации. Для векторных изображений, таких как иконки, лучше подойдут PDF или SVG, поскольку они масштабируются без потери качества.
Передача изображений разработчикам: Предоставляйте разработчикам изображения в нескольких размерах для разных разрешений экрана (как минимум в трех: @1x, @2x, @3x). Это обеспечивает четкое отображение на устройствах с различной плотностью пикселей.
⛔ Распространенные ошибки
Отказ от нативных шрифтов: Некоторые дизайнеры пренебрегают нативными шрифтами, что приводит к проблемам с доступностью и производительностью. Например, кастомный шрифт без поддержки Dynamic Type может сделать текст трудночитаемым для пользователей с нарушениями зрения.
Неправильное разрешение изображений: Загружая изображения с низким разрешением, вы рискуете получить ужасный результат на дисплеях Retina. С другой стороны, изображения с чрезмерно высоким разрешением могут замедлить загрузку приложения и неоправданно увеличить его размер.
Неадаптированность к светлому и темному режимам: При добавлении изображений и шрифтов важно учитывать оба режима. Например, черные иконки, предназначенные для светлого режима, могут стать невидимыми на темном фоне.
Неправильный формат: Сохранение векторных изображений в растровых форматах, таких как PNG, может привести к потере качества при масштабировании. Это также увеличивает размер файлов и замедляет загрузку.
📘 Примеры
Шрифты: Использование нативного шрифта SF Pro для всех текстовых элементов в приложении. Этот шрифт адаптируется к разным размерам экрана и поддерживает специальные возможности. Пример — приложение Apple News.
Интеграция кастомного шрифта для создания уникальной типографики, как в приложении Calm, где фирменный шрифт передает нужное настроение.
Изображения: Использование иконок в формате SVG для отображения на всех устройствах. Например, иконки WhatsApp остаются четкими в любом масштабе.
Оптимизация растровых изображений для экранов Retina.
Адаптация к темному режиму: Такие приложения, как Twitter (X) и YouTube, автоматически меняют цвет иконок и шрифтов при переключении в темный режим, упрощая восприятие контента и снижая нагрузку на глаза.
Эти примеры показывают, что правильное использование шрифтов и изображений может значительно улучшить визуал, производительность и юзабилити приложения.
4. Проектирование для портретного и ландшафтного режимов
Дизайн для портретного и ландшафтного режимов — важный аспект создания удобных адаптивных мобильных приложений. Владельцы iOS-устройств часто меняют ориентацию экрана в зависимости от контекста использования, и задача дизайнера — обеспечить плавный переход и удобство в обоих сценариях.
По умолчанию дизайн для iPhone разрабатывается в портретной ориентации. Это особенно важно для приложений с большим количеством информации или таблиц, где переключение между режимами не предполагается. Поддержка ландшафтной ориентации должна добавляться только в том случае, если это действительно необходимо, исходя из логики использования или бизнес-требований.
Важно отметить, что проектирование для портретного и ландшафтного режимов значительно увеличивает общее время разработки. Это необходимо заранее обсудить с командой. В некоторых случаях оценка проекта проводится без финальных макетов, поэтому добавление ландшафтного режима может стать неприятным сюрпризом для команды разработчиков и привести к задержкам и дополнительным расходам. Все участники проекта должны понимать эти нюансы с самого начала.
🚀 Преимущества использования
Повышение качества UX: Наличие продуманного интерфейса в вертикальной и горизонтальной ориентациях делает приложение более удобным и универсальным. Например, люди могут использовать ландшафтный режим для игр или просмотра видео, а затем легко переключаться в портретный режим для чтения текста или обмена сообщениями.
Высокая адаптивность: Поддержка обеих ориентаций экрана обеспечивает гибкость и возможность адаптации к различным сценариям использования. Это особенно важно для iPad, где пользователи часто работают в режиме многозадачности с разной ориентацией окон.
Соответствие ожиданиям: Пользователи iOS привыкли переключаться между ориентациями экрана. Дизайн, который это учитывает, улучшает восприятие приложения и создает более интуитивный опыт.
Максимум доступного пространства: Ландшафтный режим позволяет отображать больше контента, в том числе элементы, которые не поместились бы в портретном режиме.
👉 Как использовать
По умолчанию проектируйте для портретного режима: По умолчанию дизайн для iPhone создается в портретной ориентации, поскольку большинство пользователей взаимодействуют с устройством именно в этом режиме. Ландшафтную ориентацию следует добавлять только в случае реальной необходимости.
Оценка влияния на время разработки: Проектирование для двух режимов требует больше ресурсов и времени. Это следует заранее обсудить с командой, чтобы избежать непредвиденных задержек и расходов.
Отзывчивый лейаут: Используйте Auto Layout и адаптивные сетки, чтобы элементы интерфейса могли менять свой размер и положение в зависимости от ориентации экрана. Например, в портретной ориентации основной контент может занимать весь экран, а в ландшафтной его можно разделить на две колонки для лучшего восприятия.
Реализация функций для обеих ориентаций (при необходимости): Убедитесь, что важные функции и элементы интерфейса, такие как кнопки, панели навигации и текст, остаются доступными в обоих режимах.
Тестирование: Всегда тестируйте интерфейс как в портретной, так и в ландшафтной ориентации на реальных устройствах (iPhone, iPad) с экранами разных размеров. Так вы убедитесь, что элементы отображаются правильно, логика приложения не нарушается, а само оно остается удобным во всех ситуациях.
⛔ Распространенные ошибки
Игнорирование ландшафтного режима: Некоторые дизайнеры создают интерфейсы только для портретного режима, пренебрегая ландшафтной ориентацией. Это может привести к проблемам с юзабилити и ограничить доступ к отдельным функциям.
Неправильное масштабирование элементов: При переключении ориентации некоторые элементы могут масштабироваться неправильно или накладываться друг на друга. Например, если изображение или кнопка занимают всю ширину экрана в портретном режиме, в ландшафтном режиме они могут растягиваться или искажаться.
Неоптимизированный UX: При проектировании горизонтальной ориентации дизайнеры не всегда учитывают потребности пользователей в дополнительной информации и могут ненамеренно усложнять взаимодействия. Например, текстовые поля могут стать слишком узкими, а навигация — неудобной.
Непродуманный переход между ориентациями: Если переходы между режимами не продуманы, это может привести к лагам или сбоям в работе приложения, что негативно скажется на опыте пользователей.
📘 Примеры
Социальные сети и чаты: В таких приложениях, как WhatsApp и Telegram, интерфейс плавно адаптируется к любой ориентации экрана. В портретном режиме основное внимание уделяется перепискам, а в ландшафтном удобно отображаются дополнительные элементы, например боковые панели с контактами.
Просмотр мультимедиа: В приложениях YouTube и Netflix интерфейс автоматически адаптируется для просмотра видео в полноэкранном режиме. В портретном режиме пользователь может изучать описание видео, оставлять комментарии, добавлять ролики в плейлист и т.д.
Игры: Многие игры, такие как PUBG Mobile и Asphalt 9, спроектированы с упором на ландшафтную ориентацию — здесь важен широкий обзор и простота управления. Однако интерфейс остается доступным в портретной ориентации для других функций, например, настроек или меню.
Карты: В Google Maps и Apple Maps, ландшафтная ориентация используется для более полного отображения карты, в то время как портретный режим удобнее для просмотра маршрутов и поиска локаций.
Эти примеры и советы помогут вам создать отзывчивый удобный интерфейс, который будет эффективно работать как в портретной, так и в ландшафтной ориентации, улучшая UX и повышая лояльность пользователей.
Спасибо за внимание!