Черная пятница в UPROCK!

Функциональная закрепленность мешает генерировать идеи

Резюме: Невосприимчивость людей к альтернативному использованию объектов ограничивает их способность решать проблемы и подавляет креативность. Преодолейте функциональную закрепленность, абстрагируясь от проблем, чтобы генерировать нестандартные идеи.

Почему мы всегда ищем молоток, когда нам нужно забить в стену гвоздь? Во многих случаях с этой работой справится любой тяжелый предмет, и все же, мы поддаемся необходимости использовать самый традиционный инструмент для выполнения этой задачи. Такие ментальные упрощения позволяют людям решать повторяющиеся задачи. Однако это также мешает им видеть альтернативные решения проблем.

Определение: Функциональная закрепленность(фиксация) — это когнитивное искажение, которое побуждает людей использовать объекты традиционными, стандартными способами.

Использование физических объектов только так, как они были изначально задуманы, обычно не является проблемой в повседневной жизни. Если у вас уже есть молоток, было бы достаточно затратно заниматься генерацией идей для изобретения способов забить гвоздь в стену каждый раз, когда вы хотите повесить картину. Однако когда ваша работа заключается в разработке инновационных дизайнерских решений, застревание “внутри коробки” может стать серьезным препятствием.

Колеи углубляются со временем

Не хочу показаться вредным, но у пятилетних детей с творческим мышлением обстоят дела лучше, чем у вас. В классическом эксперименте по функциональной закрепленности участникам дают свечу, спичечный коробок и коробку с кнопками, после чего просят прикрепить свечу к вертикальной поверхности так, чтобы она могла гореть. Исследователи обнаружили, что взрослые и дети старшего возраста (6 и 7 лет) значительно медленнее приходят к идее использования коробки с кнопками в качестве полки для свечи по сравнению с пятилетними детьми. Если участникам давали пустую коробку, а не контейнер для кнопок, время поиска решения старшими детьми резко сокращалось. Это доказывает, что причиной была фиксация на функции коробки только лишь как контейнера. Однако, пятилетние дети одинаково быстро решали задачу, и когда демонстрировалась обычная функция коробки, и когда нет - не было никакого преимущества в том, чтобы рассматривать коробку как отдельный предмет.

Когда участникам демонстрировали коробку, как выполняющую функцию контейнера, дети старшего возраста значительно медленнее использовали ее альтернативную функцию (подставка для свечи). Пятилетние дети невосприимчивы к эффекту функциональной закрепленности.

Игнорирование альтернативных подходов и функций ограничивает наши способности решать проблемы. В эксперименте со свечой пятилетние дети лучше видели альтернативные варианты использования предметов, что повлияло на их взгляд на проблему в целом и, следовательно, на то, как они подошли к ее решению. По мере того, как мы становимся старше и приобретаем больше опыта в использовании предметов, мы теряем функциональную гибкость и вместо этого зацикливаемся на их “правильном” использовании.

Функциональная закрепленность — это искажение, которое со временем усиливается. Чем больше раз мы практикуем определенное решение, тем труднее нам видеть его альтернативы. Звучит знакомо? Я уверен, что все мы можем вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали, что традиционное решение уже неэффективно, но мы были вынуждены принять его, потому что “это всегда делалось так”.

Слева: типичная функция щелчка правой кнопкой мыши по изображению или ссылке — отобразит меню действий, которые можно произвести с этим объектом. Кроме того, загрузка высококачественных ресурсов компании обычно осуществляется через страницу “Медиа” или “Пресс-кит”, скрытую где-то в разделе “О нас”. Справа: веб-сайт Invision отверг стандартный вариант: щелчок правой кнопкой мыши по их логотипу вызывает всплывающее окно для скачивания их логотипа в нескольких форматах.

Свежий взгляд со стороны часто может выявить альтернативные подходы к решению задачи. Это ключевая причина, по которой мы рекомендуем генерировать идеи в группе, причем задействовать людей из разных дисциплин: выслушивание точек зрения и идей других людей может уберечь вас от фиксации на каком-либо единственном решении.

Выйти из рамок

Как, кроме получения стороннего мнения, мы можем вырваться из этой колеи и направить свой образ мышления по пути мышления пятилетнего ребенка? Как и в случае со многими другими заболеваниями, первым шагом к преодолению функциональной закрепленности является признание проблемы. Мы должны активно заставлять себя не судить идеи слишком рано и учитывать множество альтернативных функций и точек зрения. Спросите: как еще это могло бы работать? Какие еще есть подходы к решению этой проблемы?

Чтобы легче находить альтернативные, инновационные решения, переосмыслите дизайн-проблему. Сделайте ее абстрактной путем устранения поверхностных деталей, что минимизирует возможности функциональной закрепленности и позволит сосредоточиться на основной проблеме. Как только вы абстрагировались от проблемы, становится легче выявить связанные с ней области знаний, из которых можно черпать вдохновение. Исследования показали, что когда люди ищут вдохновение в отдаленных областях знаний, они генерируют больше творческих решений, чем когда они рассматривают только области, тесно связанные с первоначальным, неабстрактным представлением проблемы.

Например, в исследовании, проведенном в Университете Карнеги-Меллона, участников попросили разработать удлинитель, в котором большие вилки не блокировали бы соседние розетки. Исследователи также создали абстрактную версию этой проблемы: как уместить в контейнер предметы разного размера, чтобы они не загораживали друг друга и максимально использовали вместимость контейнера? В этой переосмысленной проблеме были удалены поверхностные детали, такие как удлинитель, вилки, розетки, чтобы избежать функциональной закрепленности. Получив абстрактную проблему, участники исследования смогли определить, отдаленно связанные, но потенциально релевантные области знаний, такие как конторсия, ландшафтный дизайн, плотницкое дело и японская эстетика. Люди, которые черпали вдохновение в этих далеких, но структурно релевантных областях, создали самые новаторские, практичные решения исходной дизайн-проблемы, доказав, что творческий потенциал возрастает, когда предотвращается функциональная закрепленность.

Точно так же всякий раз, когда вы сталкиваетесь с дизайн-проблемой, не поддавайтесь побуждению немедленно приступить к поиску решений. Вместо этого сделайте проблему абстрактной и определите потенциально связанные с ней источники вдохновения. (Совет: после того, как вы абстрактно сформулировали проблему, сделайте перерыв, чтобы позволить себе “забыть” исходную формулировку.) Затем рассмотрите, как данная проблема решается в иных областях и как эти решения могут быть применены в вашем дизайне.

Заключение

Когнитивные искажения, такие как функциональная закрепленность, не позволяют дизайнерам видеть полный спектр решений проблемы и влияют на генерируемые и рассматриваемые идеи. Неспособность распознавать альтернативные подходы и варианты использования элементов препятствует творчеству и, таким образом, ограничивает генерацию идей и решение проблем.

Вот метод из трех шагов, который позволит избежать функциональной закрепленности:

  1. Сделайте проблему абстрактной: разберите проблему до самых основ, удаляя любые поверхностные детали.
  2. Определите альтернативные области знаний, которые могут помочь решить проблему.
  3. Черпайте вдохновение из этих отдаленных областей, чтобы применять нестандартные концепции для решения исходной дизайн-проблемы. На этом этапе нет ничего слишком сумасшедшего: используйте технику генерации идей, заключающуюся в том, чтобы не делать поспешных суждений, и максимально расширяйте диапазон идей, чтобы генерировать возможные творческие решения.

Мы также можем стремиться мыслить инновационно и больше использовать свое воображение в повседневной жизни. Практикуйтесь в преодолении функциональной закрепленности, когда появляется такая возможность. Вместо отвертки используйте тонкую монетку, чтобы затянуть шуруп; вскройте упаковку ключом от машины вместо канцелярского ножа; либо представьте, что вы Русалочка, и сделайте из вилки гребень для волос. Чем чаще вы заставляете себя мыслить по-другому и находить новые способы использования старых объектов, тем легче это становится.

Источник
и
:
arrow