Немногие шрифты смогли стать частью мирового культурного ландшафта. Helvetica отличается от других.
Об этом шрифте был снят целый документальный фильм. Гарнитуре Helvetica была посвящена выставка в МoМА (прим. Museum of Modern Art — Музей современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке. Один из первых и наиболее представительных музеев современного искусства в мире). Если речь идет о создании аккуратного и современного текста, этот шрифт является универсальным: начиная с государственных учреждений и заканчивая модными винтажными магазинами. Он настолько просочился в повседневную жизнь, что это спровоцировало появление большого количества недоброжелателей.
Странно, что этот скромный шрифт так широко используется и одновременно вызывает к себе столько негатива. Является ли Helvetica гарнитурой, которая является модной, крутой и современной? Или это пережиток 60-х?
Рождение легенды
Helvetica — в переводе с латинского означает «Швейцария» — страна, которая является местом рождения этого шрифта. Он стала результатом работы Макса Мидингера и Эдуарда Хоффмана в 1957 году. Это был разгар популярности Интернационального типографического стиля, созданного швейцарскими дизайнерами.
Helvetica — простой шрифт без засечек, предназначение которого заключалось в том, чтобы стать нейтральным шрифтом, как это ни парадоксально, учитывая сегодняшние мнения. Гарнитура была разработана в народном стиле, чтобы быть современной и одновременно простой, плотной и разборчивой. Отсутствие внутреннего смысла в ее форме позволяет использовать ее на самых разных вывесках, а огромная высота букв облегчает чтение текста на расстоянии.
Разработка Helvetica была обусловлена тенденцией того времени, которая полностью отказывалась от шрифтов, которые были раньше. Дизайнеры заменили более формальные и замысловатые шрифты с засечками 19-го и начала 20-го веков смелой и чистой простотой. Возможно, это был продукт, который определил новую эру, но определенно Helvetica стала революцией в дизайне шрифтов.
Новый шрифт имел огромный успех. Одним из первых его поклонников стало правительство Соединенных Штатов. Оно использовало его везде, начиная от бортов космических кораблей и заканчивая докладами о политике в области сельского хозяйства. Европейский Союз в свою очередь потребовал использовать шрифт во всех текстах, который предупреждают о вреде для здоровья. Кроме того, он начал применятся в таких совершенно разных языках, как кхмерский, урду и корейский.
Шрифт изначально был отлит из горячего металла, а по мере изменения мира и технологии печати менялся и перерабатывался. Он претерпел несколько обновлений. Все они были направлены на изменение исходного дизайна, увеличивая или корректируя шрифт для улучшения его читаемости, особенно на компьютерах. И, как и во всем, что популярно в мире дизайна, количество его подражателей и плагиатов намного превышает масштабы оригинала.
Helvetica сегодня
Сегодня, в 2020-х годах, несмотря на преклонный возраст Helvetica, мы видим этот шрифт повсюду. Почему, однако, будучи таким распространенным, он вызывает столько споров среди дизайнеров?
Любой стиль, который становится «большой звездой», привлечет критику, особенно если продержится дольше, чем ожидалось. Для некоторых эпоха международных или современных шрифтов — это просто часть истории. Как и в случае с искусством или архитектурой того времени, на эти произведения приятно смотреть, но они уже в прошлом. Продолжение их популяризации сейчас свидетельствовало бы подражании или, что еще хуже, о недостатке воображения.
Почему у Helvetica столько хейтеров?
Для некоторых критиков Helvetica стала жертвой банального чрезмерного использования. В тот день, когда Министерство сельского хозяйства США решает, что ему нравится какой-то стиль, он автоматически перестает считаться модным. Слишком многие люди, «не обладающие вкусом», решили, что Helvetica это крутой шрифт, поэтому те, кто в теме, рефлекторно ее отвергают. Создатели трендов определяют свою роль в мире искусства в качестве авангардистов и неофилов (прим. тип личности с сильной привязанностью к новизне). Они должны популяризировать следующую новую вещь, прежде чем кто-то другой это сделает, или их срок пребывания в качестве законодателей моды закончится. Для этих критиков Helvetica неплоха сама по себе, просто она уже устарела и поизносилась.
Наконец, есть те, которые ненавидят Helvetica за то, что она олицетворяет скучный корпоративный дизайн. Helvetica стала любимицей тех, кто хотел создать образ чистой современности. По умолчанию это скучный выбор. Из-за этого дизайнеры выглядят ленивыми, а их работа устаревшей. Успех Helvetica в том, что он стал практически вездесущим шрифтом. Это сделало его слишком стандартным, чтобы не позволяет ему стать ультрамодным.
Почему Helvetica широко используется и любима многими?
На каждого критика приходится равное количество поклонников Helvetica. Тем, кто отдает ему предпочтение, нравится, что шрифт верен своему дизайну, прост и хорошо читается. Для государственного учреждения или крупной корпорации он является чистым и эффективным. Он достаточно стильный, чтобы вдохнуть в дизайн немного жизни и вкуса, но достаточно сдержанный, чтобы продемонстрировать профессионализм и эрудицию.
Некоторые стили сохраняют свою популярность на протяжении многих лет. Helvetica была продуктом оптимистичной эпохи, когда плотные, темные выражения прошлого были заменены легкими и воздушными стилями. Не все однозначно принимали Helvetica, но эта гарнитура никогда полностью не выходила из моды. Именно непреходящая привлекательность обеспечила ей благосклонность многих дизайнеров.
Наконец, многим фанатам нравится этот шрифт, потому что привыкли к его использованию, и это стало частью их стиля. От оригинальных дизайнеров модернистской эпохи до студентов, которых они учили, а теперь и учеников их учеников, многие применяли этот шрифт в своем собственном стиле. Все дизайнеры являются продуктом своего образования и стоят на плечах предыдущих поколений. Helvetica стала частью дизайнерского ландшафта, и многие люди сделали ее своей. Возможно, это было сознательно, возможно, неосознанно, но в любом случае многие крутые модные дизайнеры, находящиеся в авангарде новых стилей, до сих пор выбирают этот шрифт для текста в своих проектах.
Клише или классика
Возможно, по иронии судьбы два дизайнера Helvetica стремились создать шрифт, который, по их словам, был бы «нейтральным шрифтом, которому не следует придавать дополнительное значение». Этот чистый нейтралитет был их целью — простой, чистый шрифт, в который дизайнеры могут вкладывать любое значение. И, как и любой чистый холст, вывешенный в музее, по своей природе он будет привлекать как положительные, так и отрицательные мнения.
Helvetica — это загадка. Несомненно, это классика, и его безудержное чрезмерное использование приводит к тому, что он выходит далеко за рамки клише. Странная ситуация, в которой он оказался, заключается в том, что он кажется одновременно и штампом, и традицией. Helvetica стала значением по умолчанию, но прекрасным значением по умолчанию.
Этот шрифт окружает нас повсюду и продолжает вызывать разногласия. В любом случае любите вы его или ненавидите — Helvetica будет с нами всегда.