Черная пятница в UPROCK! 2 дня до конца распродажи!

История шрифтов с 15 по 21 век: примеры и современные аналоги

В статье вы узнаете, как развивалась типографика, изучите гарнитуры, созданные представителями прошлых эпох, и проследите, как они повлияли на современный дизайн. А еще откроете для себя множество «новых» шрифтов!

Шрифтовой дизайн может похвастаться богатой историей — первые наборные шрифты появились аж в середине 15 века. Сегодня мы относим эти шрифты к стилю ретро, но они по-прежнему остаются популярными и востребованными.

До появления наборных шрифтов типографика была настоящим искусством: каждая деталь кропотливо создавалась вручную. Давайте же окунемся в историю, изучим шрифты, созданные нашими предками, и узнаем, как они повлияли на современную типографику.

Ретро vs. винтаж vs. олдскул

Эти три понятия похожи, но между ними есть небольшая разница.

Ретро — это скорее эстетика. Вещи в стиле ретро могут быть как старыми, так и новыми. Они вдохновлены атмосферой прежних времен и выглядят как объекты из прошлого, имеющие долгую историю.

Винтаж — этот термин обычно используется для обозначения чего-то подлинного, коллекционного и зачастую дорогого. Ценность винтажных вещей заключается в их происхождении и состоянии. Чем меньше износ, тем ценнее вещь.

Олдскул — это вещи, которые были популярны в прошлом, но не обязательно считаются крутыми сегодня. Это может быть мода, музыка или даже подход к решению какой-то задачи, например, устаревшие методы обучения.

Что такое ретро-шрифт?

На самом деле, мы можем найти отголоски ретро практически в любой современной типографике. В конце концов, дизайнеры не изобретают велосипед всякий раз при создании новых шрифтов. Но все же обычно ретро-шрифт обладает хотя бы одной из этих характеристик:

  • Он действительно был разработан в прошлом. Если он относится к XX веку или более раннему периоду, его технически можно отнести к категории ретро.
  • В его дизайне прослеживается влияние определенного стиля из прошлого. Если шрифт вдохновлен, например, модерном, он имеет полное право называться «ретро».
  • По иронии судьбы, некоторые шрифты называют «ретро», когда они используются слишком часто и надоедают аудитории.

***

Типографика стала по-настоящему популярной с развитием печати и ростом интереса к дизайну плакатов. До этого она выполняла сугубо утилитарные функции, например, активно использовалась при создании книг.

Одними из первых шрифтов, которые начали применяться в печати, были готические шрифты (Blackletter). Они имитировали средневековые рукописные тексты, что казалось идеальным решением в те времена. Однако такие рубленые буквы занимали много места и отличались высокой степенью декоративности. 

Чтобы решить эту проблему, в 1470 году французский мастер Николас Дженсон представил первый римский шрифт (Roman). Это была четкая, читабельная, значительно более компактная антиква, идеально подходящая для печати, которая впоследствии получила название Jenson (в честь своего создателя).

1500-е

Легендарный Garamond появился на свет в 1500-х годах. Шрифт был назван в честь Клода Гарамона, французского печатника и пуансониста, который первым начал изготавливать шрифты на продажу. Созданные на основе его эскизов фирменные элегантные шрифты с засечками составляют одноименное семейство шрифтов. Они стали отправной точкой для развития и распространения утонченных компактных антикв.

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

1700-е

Шрифты с засечками, пришедшие на смену громоздким готическим буквам, долгое время не выходили из моды. Эта эпоха подарила нам несколько культовых антикв, которые стали «золотым стандартом» и до сих пор пользуются популярностью среди дизайнеров. Например:

  • Didot от французской семьи печатников и пуансонистов Дидо (конец 1700-х)
  • Baskerville от Джона Баскервиля (1750-е)
  • Bodoni от Джамбаттисты Бодони (1790-е)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

  • Mrs Eaves, автор Zuzana Licko (1996)
  • BaumWell, автор Manfred Klein (2003)
  • Arapey, автор Eduardo Rodriguez Tunni (2011)

1800-е

Брусковые шрифты и жирные начертания

Брусковыми (slab serifs) называют шрифты с массивными, активными засечками, которые появились в Англии в начале 19 века и широко использовались в типографике наряду с другими «жирными» шрифтами. Они обладали большим визуальным весом и сразу привлекали внимание, что делало их незаменимыми для оформления плакатов и газет.

Ар-нуво

Мягкие, деликатные, декоративные шрифты. В отличие от утилитарных гарнитур, которые активно применялись в печати, шрифты в стиле ар-нуво были романтичными и замысловатыми. Их отличали плавные линии и интересные детали.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

  • Thorne Shaded, автор Роберт Торн (1810)
  • Antique, автор Винсент Фиггинс (1815)
  • Aetna, автор Уильям Гамильтон Пейдж (1870)
  • Samira, автор Питер Шнорр (1898)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

1900-е

Под влиянием индустриализации типографы начали постепенно отходить от декоративных шрифтов и создавать аккуратные, простые гарнитуры.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

1910-е 

В это время в моду вошла смелая геометрия. Кубизм, футуризм и конструктивизм запустили волну популярности чистых, читаемых гротесков без лишних декоративных деталей.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

  • Hobo, автор Моррис Фуллер Бентон (1910)
  • Curwen Sans, автор Х. Курвен (1911)
  • Johnston Sans, автор Э. Джонстон (1916)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

  • Oblik, автор Tour de Force (2010)
  • Railway Sans, автор Грег Флеминг (2012)
  • Work Sans, автор Wei Huang (2015)

1920-е

Ар-деко

Шрифты в стиле ар-деко всегда отличались причудливостью и атмосферой роскоши. Толстые штрихи зачастую уравновешивались очень тонкими линиями, что создавало оригинальный стильный облик.

Баухаус

Определяющими чертами этого стиля, пришедшего в типографику из промышленного дизайна, были минимализм, простые формы и четкие линии.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

  • Universal, автор Герберт Байер (1925)
  • Futura, автор Пауль Реннер (1926)
  • Broadway, автор MFB (1928)
  • Gill Sans, автор Эрик Гилл (1928)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

  • Landsdowne, автор Paul Lloyd (2002)
  • Limelight, автор Sorkin Type Co (2010)
  • Jost, автор Owen Earl (2017)

1930-е 

1930-е годы были мрачным периодом в истории человечества: нестабильные, хаотичные, жестокие и напряженные. Они были отмечены Великой депрессией и началом Второй мировой войны. Одной из самых ярких форм самовыражения в графическом дизайне того времени стали политические плакаты.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

  • Times New Roman, автор S. M. (1932)
  • Eagle, автор Моррис Фуллер Бентон (1933)
  • Rockwell, автор Ф. Х. Пьерпонт (1933)
  • Stencil, автор Джерри Пауэлл (1937)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

1940-е 

Это время расцвета Швейцарского стиля (также известен как Международный типографский стиль), который ставил во главу угла простоту и чистую геометрию.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

  • VI Quan Tu, автор Tran sy Hung (1993)
  • Anton, автор Вернон Адамс (2011)
  • Tenso, автор Jos Buivenga (2013)

Совет: Визуальные элементы должны соответствовать изящной аккуратной типографике. Лучше всего со шрифтами этой эпохи сочетаются живые, но минималистичные иллюстрации. Пример ниже: иллюстрация из серии Weekday + шрифты Anton и Trade Gothic:

1950-е 

Наступил золотой век капитализма, и глобализация сделала брендинг одним из основных направлений в графическом дизайне. Логотипы, упаковка товаров и рекламные плакаты требовали уникальных, но при этом разборчивых шрифтов, которые бы выделялись на общем фоне. 

В этот период популярностью по-прежнему пользовались простые шрифты в швейцарском стиле, а также декоративные шрифты.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

  • Choc, автор Роджер Экскоффон (1955)
  • Helvetica, автор Макс Мидингер (1957)
  • Folio, автор К. Ф. Бауэр (1957)
  • Optima, автор Герман Цапф (1958)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

  • Koeltoerals, автор S. Justprince (2018)
  • Inter, автор Расмус Андерссон (2020)
  • Helixa, автор Jean P. Johnson (2024)

Королева типографики 50-х годов — Helvetica 👑 — довольно долгое время занимала главенствующее положение в мире цифрового дизайна, но сейчас ее постепенно вытесняет другой «универсальный» шрифт — Inter. Он является вариативным и отличается гибкостью. Чтобы изменить начертание или угол наклона букв, достаточно потянуть за специальные ползунки.

1960-е

Психоделика

Определяющие слова 1960-х — любовь, мир, свобода и единство — нашли свое воплощение в изогнутых, массивных, дружелюбных шрифтах.

Ретрофутуризм

В то же время освоение космоса способствовало распространению ретрофутуризма. Стали появляться тонкие квадратные шрифты, вызывающие ассоциации с холодным металлом космических кораблей.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

  • Roberta, автор Роберт Трогман (1962)
  • Eurostile, автор Aldo Novarese (1962)
  • Davida, автор Луис Минотт (1965)
  • Handel Gothic, автор D. J. Handel (1965)
  • Village & Orbit, автор Эд Бенгиат (1968)
  • Bauhaus, автор Джо Тейлор (1969)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

  • BD Retrocentric, автор L. T. Le (2009)
  • Groupie, автор Джузеппе Салерно (2020)
  • Solvent, автор Эрика Юнг (2022)

Ссылка

Совет: Шрифты 60-х прекрасно сочетаются с яркими цветовыми палитрами и «странными» (в хорошем смысле) иллюстрациями. Например, в дизайне этого постера объединен шрифт Solvent с забавной иллюстрацией из серии Flamenco:

1970-е

Засечки-завитки, забавные пузырчатые буквы и очень толстые шрифты в стиле диско. Типографика 1970-х была витиеватой, экстравагантной и яркой. В то время функциональность уступила место выразительности.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

  • Pump, автор Боб Ньюман (1970)
  • Avant Garde, автор Герберт Любалин (1970)
  • Stripes, автор Тони Венман (1972)
  • ITC Bottleneck, автор Тони Венман (1972)
  • Motter Ombra, автор О. Моттер (1972)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

  • Mostra Nuova, автор M. S. (2009)
  • Cheee, автор James Edmondson (2018)
  • Outfit, автор Rodrigo Fuenzalida (2021)

1980-е 

Благодаря стремительному развитию технологий и появлению персональных компьютеров, экспериментов с формами, штрихами, цветами и текстурами в типографике стало еще больше, чем раньше. 

В эту эпоху появились пикселизированные шрифты, футуристичные шрифты, имитирующие металлические поверхности, шрифты с разными оптическими эффектами и т.д.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

  • LCD, автор Алан Берч (1981)
  • Arial, автор Патриция Сондерс (1982)
  • Cartoon 12, автор Стив Кэппс (1986)
  • Avenir, автор Адриан Фрутигер (1988)

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

Совет: Используйте в паре со шрифтами, имитирующими эстетику цифровых дисплеев, LED-иконки. Они смотрятся особенно здорово в темном режиме.

1990-е 

Хотя это было лишь несколько десятилетий назад, созданные в то время шрифты также относят к категории «ретро». Типографика 1990-х — дурашливая и мультяшная. Она была в значительной степени вдохновлена бурно развивающейся поп-культурой той эпохи. Фильмы, телесериалы, мультфильмы и музыка побуждали графических дизайнеров каждый раз придумывать что-то новое.

Шрифты, созданные в эту эпоху:

Современные шрифты, вдохновленные этой эпохой:

Где и как использовать ретро-шрифты

Ретро-шрифты — огромная разнообразная группа шрифтов. Используйте их в своем дизайне, если вам нужно что-то:

  • ностальгическое
  • особенное и эффектное
  • простое и ненавязчивое с ноткой светлой грусти по старым добрым временам.

Такие шрифты часто встречаются в современном брендинге. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Постеры и обложки

Современные постеры — настоящая ода ретро-шрифтам. Подобную типографику можно увидеть на киноафишах и билбордах различных мероприятий. Она зачастую выступает в качестве одного из элементов в остальном современного дизайна, создавая притягательный контраст.

Другой тренд — использование ретро-шрифтов в оформлении обложек книг и музыкальных альбомов. Многие современные артисты вдохновляются жанрами и произведениями прошлого, и такая типографика помогает создать подходящее ностальгическое настроение

Аналогичный принцип применим и к дизайну обложек книг. Заголовок, набранный ретро-шрифтом — самый быстрый и простой способ сообщить читателям о том, что действие книги происходит в прошлом.

Цифровой маркетинг

Ностальгические шрифты — популярный выбор в цифровом маркетинге. Они встречаются повсюду — от дизайна сайтов и приложений до оформления электронных рассылок. Некоторые бренды, например Kiehl's, рассматривают ретро-шрифты как символ своей долгой истории. Другие используют их, чтобы подчеркнуть, что они ценят традиции или черпают вдохновение из прошлого.

Упаковка и другие физические носители

Ностальгическая типографика транслирует определенное сообщение. Она усиливает видение бренда, перенося его в реальный мир. Упаковка и вывески в стиле ретро — отличный способ выделиться из толпы и привлечь внимание аудитории.

Спасибо за внимание!

Источник
и
:
arrow