Черная пятница в UPROCK!

Минимализм в дизайне плакатов: история и основные принципы

Минималистичные плакаты — это нечто большее, чем просто линии и круги. Несмотря на кажущуюся простоту, такой дизайн представляет собой довольно сложную творческую головоломку.

Минималистичные плакаты — это нечто большее, чем просто линии и круги. Несмотря на кажущуюся простоту, такой дизайн представляет собой довольно сложную творческую головоломку. 🧩

Сегодня мы окунемся в историю дизайна плакатов, а также разберем основные принципы, преимущества и недостатки минималистичных графических решений.

Когда-нибудь слышали о первичных и вторичных крючках или модели AIDA? Если нет, то вам пора окунуться в теорию плаката!

Минималистичные плакаты — это нечто большее, чем просто линии и круги,  их история гораздо богаче, чем вы думаете. Несмотря на кажущуюся простоту, такой дизайн представляет собой довольно сложную творческую головоломку. Как же общество перешло от нарисованных от руки, детализированных иллюстраций к плоской геометрии и как превратить последнюю в произведение рекламного искусства? Давайте разберемся!

Истоки дизайна плакатов

Хотя технически плакаты существуют много веков и зародились еще в Древнем Египте, первые печатные плакаты в том виде, в котором мы их знаем, появились только в конце 1800-х годов. Именно тогда французский график Жюль Шере впервые представил публике трехцветную литографию — метод, который ускорил печать и наконец позволил не ограничиваться одной краской.

1880-е

Благодаря Шере, которого называют отцом современного плаката, в конце 1880-х плакаты стали популярным рекламным инструментом. Все эти культовые винтажные афиши театральных постановок и музейных выставок являются примерами литографий Belle Epoque, вдохновленных Шере.

Плакаты, созданные в ателье Жюля Шере

Когда печать стала более доступной и многоцветной, возник самый сложный, детализированный и в то же время утонченный стиль в истории плаката — ар-нуво. Знаменитый представитель этого стиля — чешский график Альфонс Муха.

Плакаты Альфонса Мухи

Начало 1900-х

В начале 1900-х годов ар-нуво стал терять свою популярность, а в дизайне начали все чаще прослеживаться черты минимализма. Благодаря смелым экспериментам французского и итальянского художника Леонетто Каппьелло, отказавшегося от детализированных фонов, композиция плаката была полностью переосмыслена.

Плакаты Леонетто Каппьелло

Один из самых заметных стилей, появившихся в ту эпоху, — немецкий Plakatstil. Его представители активно использовали негативное пространство и плоские формы.

Плакаты Людвига Хольвейна в стиле Plakatstil

В 1910-х годах, с началом Первой мировой войны, мир заполнили агитационные и пропагандистские плакаты. Их отличали более яркие, контрастные изображения и крупные, привлекающие внимание шрифты.

Плакаты времен Первой мировой войны

1920–1930-е

Послевоенные художественные движения — кубизм, футуризм, экспрессионизм и дадаизм — в конечном итоге привели к появлению ар-деко. Сочетание чистой геометрии, витиеватых узоров и резких цветовых контрастов, например, золото на черном, — именно так выглядели многие плакаты в тот период.

Плакаты в стиле ар-деко

1950-е

Швейцарский стиль (или Международный типографский стиль), вдохновленный советским конструктивизмом и немецким Баухаусом, доминировал в графическом дизайне середины 20-го века. Его характерные черты — яркие оттенки, аккуратные шрифты, простые геометрические формы и сильный визуальный контраст.

Плакаты Йозефа Мюллера-Брокмана

1960-е

1960-е — эпоха самых красочных, узорчатых и сложных с художественной точки зрения плакатов. В это время в искусстве преобладали две темы. Популярность футуризма была обусловлена освоением космоса и космической гонкой между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Но еще большим трендом стал психоделический дизайн, вдохновленный эстетикой хиппи, с гипнотизирующими завитушками, причудливыми шрифтами и головокружительными цветовыми сочетаниями.

Психоделические плакаты 1960-х годов

1970-е

Наконец, в 1970-х годах, когда основным направлением в культуре стал постмодернизм, плакаты начали возвращаться к лаконичному геометрическому облику 1950-х. Да, яркие бунтарские цвета, массивные изогнутые шрифты и сложные узоры все еще присутствовали, но постепенно уступали место минимализму.

Плакаты 1970-х годов

1980–1990-е

Благодаря стремительному развитию компьютерной графики и технологий печати экспериментировать со шрифтами, формами и цветами стало проще и дешевле. Комбинируя фотографии и цифровые изображения, дизайнеры начали создавать умопомрачительные композиции, о которых раньше не могли и мечтать — от сумасшедших максималистских до лаконичных минималистичных.

Плакаты 1980-х годов
Плакаты 1990-х годов

2000-е

Плакаты 2000-х столь же причудливы и нестандартны, как и сама эстетика Y2K. Здесь и обилие ярких цветов, и эффекты свечения и глитча, вдохновленные новыми технологиями, и футуристические элементы. Хотя в те годы можно было встретить много минималистичных постеров, значительную роль в графическом дизайне все же играл максимализм.

Плакаты 2000-х годов

В то время в руках дизайнеров оказалось профессиональное ПО для работы с изображениями, и они в полной мере воспользовались новыми возможностями.

2010-е

В 2010-х графический дизайн снова совершил разворот и вернулся к геометрическим решениям, вдохновленным Баухаусом. Логотипы, обложки альбомов, упаковка, плакаты, интерфейсы — все стало плоским и минималистичным. Сегодня минимализм — это не только дань моде, он практичен и позволяет оптимизировать дизайн для цифровых носителей.

Минималистичные постеры 2010-х годов

Хотя стили постоянно менялись, основные цели плаката остались прежними. Он должен привлекать внимание и эффективно доносить сообщение до аудитории.

Дизайн плакатов в стиле минимализм: основные принципы

1. AIDA

AIDA — один из основных принципов дизайна плакатов, как минималистичных, так и нет. Аббревиатура расшифровывается как Attention (внимание), Interest (интерес), Desire (желание) и Action (действие). Это означает, что в первую очередь плакат должен захватить внимание зрителя (даже с большого расстояния), затем заинтересовать его, чтобы он остановился и рассмотрел его.

Следующий шаг — вызвать желание, например, показать, какую пользу может принести продукт, чтобы человек осознал, что он ему нужен. И наконец, необходимо побудить к действию. Хороший плакат никогда не оставляет зрителя в недоумении, что же он должен делать дальше. Действие должно быть четким и конкретным, например, «Оформите предзаказ на сайте www.mysite.com».

2. Меньше — значит больше

По общему правилу композиция должна быть простой и понятной. Излишне замысловатый дизайн затрудняет восприятие. Плакат, изобилующий ненужными деталями, собьет зрителей с толку — они просто не поймут, на чем следует сосредоточить свое внимание. Глаз должен естественно перемещаться от одного элемента к другому, сначала распознавая ключевое сообщение, а затем углубляться в детали.

Плакат к Международному женскому дню от Марги Кастаньо

3. Негативное пространство

Каждому элементу плаката необходимо пространство, чтобы дышать (не берем в расчет максималистский дизайн), поэтому мы должны оставить достаточно места между элементами и вокруг них. Негативное пространство помогает зрителям сфокусироваться на важных точках и уменьшает когнитивную нагрузку. Хотя его также иногда называют «белым», оно может быть любого цвета — все зависит от выбранной палитры.

4. Иерархия и фокус

По словам дизайнера Гарета Дэвида, три основных компонента плаката — первичный крючок, вторичный крючок и вспомогательные элементы. Первичный крючок — это фокусная точка, которая должна быть достаточно мощной, чтобы завлечь зрителя. Он решает две основные задачи — вызвать любопытство и скрепить композицию. Как правило, это самый крупный элемент, обладающий наибольшей контрастностью.

Вторичный крючок — это элемент меньшего размера, расположенный рядом с первичным крючком. Он усиливает сообщение и формирует ожидания. Вторичные крючки помогают сбалансировать композицию, немного смещая акцент с самого «тяжелого» элемента.

Наконец, есть вспомогательные элементы, на которые зритель обращает внимание в последнюю очередь. Они дополняют основное сообщение и делают композицию более целостной. Чаще всего это разнообразные фрагменты текста — от даты до URL-адреса.

Плакат для архитектурного факультета Массачусетского университета, автор Стивен Пакетт

Добиться четкой иерархии в дизайне плаката можно разными способами. Как объясняет Гарет Дэвид, ключевую роль в отношениях между элементами композиции играет контраст. Мы можем разграничить основные, второстепенные и вспомогательные элементы дизайна с помощью контраста размеров, цветов, направлений, форм и т.д.

5. Минималистская типографика

Шрифты без засечек по-прежнему доминируют в графическом дизайне, даже несмотря на то, что сейчас в тренде ностальгический ретро-дизайн с утонченными, классическими антиквами. Четкие и читаемые, они идеально подходят для минималистичных плакатов.

Чтобы усилить эффект, дизайнеры используют различные комбинации шрифтов. Контрастные шрифты — грамотный визуальный прием, который помогает удержать внимание зрителя и правильно расставить акценты. Когда весь текст набран одним и тем же шрифтом, он может казаться скучным и неактуальным.

6. Цвета: нейтральные, монохромные, пастельные

Решающую роль в дизайне минималистичных плакатов играет цветовая палитра. Она должна быть эффектной и визуально привлекательной, но не перегруженной. Акцент здесь делается на формах и цветах, а не на мелких деталях. Именно поэтому в минималистичных плакатах чаще всего встречаются монохромные цветовые схемы, пастельные тона и нейтральные цвета, например, серый и черный.

Еще один прием, который часто используется для создания гармоничной цветовой палитры в минималистичных плакатах, — сочетание нескольких соседних оттенков.

7. Визуальный баланс

Баланс — основа хорошего дизайна. Самый простой способ добиться сбалансированной композиции — создать идеально симметричный плакат. Когда одна сторона зеркально отражает другую, а текст выровнен по центру, визуальная гармония возникает сама собой. Однако дизайнеры плакатов редко поступают подобным образом и обычно выбирают более сложные асимметричные лейауты.

Секрет асимметричного или динамического баланса заключается в том, чтобы найти наиболее «тяжелые» формы и уравновесить их при помощи других элементов. Форма, размер, цвет и контраст — вот основные характеристики, определяющие воспринимаемый визуальный вес каждого элемента.

На этом постере к фильму «Убийство священного оленя» составное изображение сверху уравновешивается массивным, набранным разными шрифтами черным текстом снизу. Визуальная сложность, размер и цвет текста делают его достаточно тяжелым, чтобы композиция смотрелась гармонично.

Преимущества минималистичных плакатов

Дело не только в трендах, минималистичные плакаты способны решать самые разные задачи — от создания интригующих визуальных сообщений до отражения эстетики брендов. Возможно, вы замечали, что постеры многих популярных фильмов оформлены именно в этом стиле.

Постеры фильмов независимой американской студии A24

Вот несколько преимуществ минималистичных плакатов:

1. Четкое понятное сообщение

Когда ничто не отвлекает зрителей от ключевых элементов плаката, сообщение становится громким, четким и лаконичным. Даже если композиция включает визуальные метафоры, они обычно напрямую связаны с основной идеей.

2. Эстетика, которая не выходит из моды

Дизайн-тренды меняются с безумной скоростью, угнаться за ними практически невозможно. Сегодня шрифт появился, на следующий день он уже повсюду, а еще через день его считают слишком мейнстримным. 🤷

Чистый геометричный дизайн никогда не устаревает — был ли он разработан в 1930-х годах, на пике эпохи Баухауса, или это ретрофутуристический постер из 1960-х. Ваш минималистичный плакат может быть винтажным или ультрасовременным, в любом случае он останется визуально привлекательным даже годы спустя.

Не верится, что этот плакат был разработан более 40 лет назад!

Кроме того, минималистичные лейауты, как правило, нравятся практически всем, в отличие от сложных детализированных дизайнов, вызывающих у аудитории противоречивые чувства.

3. ёи экономичность

Полностью создать плакат в специальной программе обычно быстрее и дешевле, чем организовать профессиональную фотосессию. Минималистичная геометрия оставляет больше возможностей для экспериментов и позволяет быстро вносить изменения. Чтобы подобрать другие цвета, добавить текстуры или градиенты, потребуется всего пара минут.

Автор плаката: Chin Yu

4. Универсальность

Основа минималистичного дизайна — запоминающиеся символические образы. Они устраняют языковой барьер и легко распознаются представителями разных культур. Это делает такие плакаты незаменимым инструментом для проведения международных кампаний, в рамках которых культурные различия не должны мешать общению с аудиторией.

Плакат для кампании по повышению осведомленности о раке груди от Сары Эведы и Хешама Али

Проблемы минималистичного дизайна

Как и любой другой стиль, минимализм не всегда является лучшим решением. Хотя на первый взгляд такой подход может показаться простым, создать эффективный минималистичный плакат довольно трудно. Все должно быть тщательно просчитано, чтобы дизайн говорил зрителю достаточно, но при этом оставался лаконичным. Если вы слишком увлечетесь, вы можете столкнуться со следующими проблемами:

1. Риск чрезмерного упрощения

В минимализме важно вовремя остановиться, чтобы не потерять основной посыл вашего дизайна. Минималистичный плакат идеально подходит для представления одной ключевой идеи. Однако если сообщение будет слишком сложным и запутанным, он будет сбивать зрителей с толку.

Постер к фильму «Красотка на всю голову» (в оригинале «I Feel Pretty») — пример минималистичного дизайна, который может не сработать. Какова история героини? Она чувствует себя неотразимой, потому что слушает музыку в розово-желтом наряде? Странный выбор цветов для типографики лишь усугубляет ситуацию.

Если вы смотрите на минималистичный постер и понимаете, что он будет понятен только тем зрителям, которые обладают дополнительной информацией о том, что на нем изображено, значит он не слишком эффективен. (Кроме случаев, когда ваша цель — привлечь нишевую аудиторию.)

2. Поиск баланса между простотой и креативностью

Найти баланс между простотой и креативностью бывает непросто. Всегда есть шанс, что ваш плакат будет выглядеть неоригинальным и скучным. Хотя в некоторых случаях абсолютный минимализм может быть к месту, не стоит делать дизайн идеально стерильным. Добавьте текстуру, выберите более декоративный шрифт или используйте яркую цветовую палитру — и ваша работа сразу заиграет новыми красками.

Комбинация болезненно контрастной цветовой палитры и сбивающего с толку отзеркаленного шрифта делает этот постер к фильму «Необратимость» уникальным, но несмотря на это, он остается простым и понятным.

***

Как бы мало места для экспериментов ни оставлял минималистичный дизайн, существует множество способов сделать его уникальным. Постоянно изучайте работы своих коллег — это отличный источник вдохновения и креативных идей!

Источник
и
:
arrow