Черная пятница в UPROCK!

Обратная сторона UX: темные паттерны

В основе UX-дизайна лежит стремление улучшить опыт взаимодействия людей с продуктами и услугами.

Однако иногда дизайнеры недобросовестно используют свои знания, чтобы эксплуатировать пользователей и манипулировать ими.

Это называется “темный UX”. Термин был придуман Гарри Бринуллом, практикующим UX-дизайнером, основателем darkpatterns.org. Автор дал ему следующее определение:

Пользовательский интерфейс, который был тщательно разработан, чтобы заставить пользователя совершить то или иное действие. Темные паттерны — не случайные ошибки, они создаются специально с учетом особенностей человеческой психики и зачастую противоречат интересам пользователя.”

Создатели темных паттернов обычно пользуются тем, что люди быстро просматривают сайты и приложения, не хотят тратить лишние усилия, изучают лишь часть контента и в результате просто соглашаются сделать то, что их просят.

Темные паттерны — полная противоположность ценностям дизайн-мышления. Такой опыт создается лишь для того, чтобы компания получила определенную выгоду за счет пользователя.

Виноваты практически все: технологические гиганты, такие как Facebook, Microsoft, LinkedIn, Amazon, Apple и многие другие, используют темные паттерны как часть бизнес-стратегии.

Типы темных паттернов

Мы можем процитировать множество теоретических определений, но правда состоит в том, что у каждого из нас хотя бы раз возникали трудности с отказом от электронной рассылки, отменой подписки или закрытием всплывающего окна.

Вот список из 12 типов темных паттернов, составленный в соответствии с классификацией Гарри Бринулла:

1. Вопросы с подвохом

“Заполняя форму, вы отвечаете на хитро сформулированный и не совсем понятный вопрос и ошибочно на что-то соглашаетесь. На первый взгляд вопрос имеет один смысл, но внимательно прочитав его, вы понимаете, что все совсем наоборот”.

2. Незваный гость в корзине

“Вы пытаетесь что-то купить, но в процессе оформления заказа сайт незаметно добавляет в вашу корзину дополнительные опции. Обычно это делается путем добавления на одну из страниц радиокнопки или чекбокса, которые необходимо было отметить, чтобы отказаться от ненужных товаров и услуг.”

3. Ловушка для тараканов

“Дизайн сделан таким образом, что вам легко попасть в определенную ситуацию, но потом трудно из нее выйти (например, в случае с подпиской).”

4. “Цукеринг” конфиденциальности

“Вас вынуждают делиться личной информацией в гораздо большем объеме, чем вы планировали. Этот паттерн был назван Тимом Джонсом в честь генерального директора Facebook Марка Цукерберга.”

5. Противодействие сравнению цен

“Компания делает все, чтобы вы не смогли сравнить цену одного товара с ценой другого, поэтому вам трудно принять взвешенное решение.”

6. Отвлекающий маневр

“Дизайнер специально привлекает ваше внимание к одному объекту, чтобы вы не заметили другой. Во многих темных паттернах так или иначе используется этот трюк.”

7. Скрытые издержки

“Вы переходите к последнему этапу оформления заказа и обнаруживаете неожиданные издержки, например, стоимость доставки, налоги и т.д.”

8. Заманить и подменить
Закройте, чтобы начать. Вдохновлено обновлением Windows 10 от Microsoft.

На экране появлялось всплывающее окно с предложением обновить операционную систему. Пользователи нажимали на крестик, чтобы закрыть его, но вместо этого запускали обновление.

“Вы собираетесь совершить одно действие, но вместо этого получаете другой нежелательный результат.”

9. Попытка вызвать чувство вины

“Пользователя стыдят за то, что он сделал тот или иной выбор. Отказ от совершения определенного действия сформулирован таким образом, чтобы заставить человека все же его совершить.”

10. Скрытая реклама
Вы получите либо вирус, либо антивирус: выбирайте внимательно!

“Рекламные объявления, замаскированные под другой контент или элементы навигации, чтобы вы случайно нажали на них.”

11. Принудительное продление

“Когда заканчивается бесплатный пробный период, с вашей карты без каких-либо предупреждений начинают списываться средства. В некоторых случаях ситуация усугубляется тем, что у человека возникают сложности с отменой подписки.”

12. Рассылка спама друзьям

“Продукт запрашивает разрешение на доступ к вашим контактам в электронной почте или социальных сетях под предлогом, что эта информация будет использоваться для определенных целей (например, поиска друзей). Но на самом деле начинает засылать ваших знакомых сообщениями, якобы отправленными вами.”

Давайте создавать этичный дизайн

Не используйте темные паттерны. Мы можем быть честными с нашими пользователями и при этом достигать бизнес-целей. Разрабатывая темный UX для продукта или услуги, мы на самом деле маскируем фундаментальные проблемы с помощью неэтичных стратегий.

Как пользователи, мы должны знать об этих хитростях и публично критиковать компании, которые прибегают к подобным методам. Не позволяйте темным паттернам испортить пользователям жизнь!

Я использовал следующие источники:

Источник
и
:
arrow