Черная пятница в UPROCK! 2 дня до конца распродажи!

Создание красивых продуктов

Чему великие философы могут нас научить в сфере создания красивого дизайна.

Поскольку в Acronis Design (компания, специализирующаяся на выпуске различного ПО связанного с безопасностью и хранением информации) нам приходилось согласовывать то, что на самом деле означает "хорошо спроектированный продукт", мы изучали множество различных точек зрения на эту тему. Нам очень нравится подход великого промышленного дизайнера Дитера Рамса.

Делясь своим видением, он перефразировал древнеримского архитектора Марка Витрувия Поллиона, применившего свои 3 основных критерия хорошей архитектуры к дизайну, следующим образом:

Три основных критерия хорошего дизайна: Структура, функция, эстетика.

Структура — продукт должен хорошо работать и быть надежным.

Функция — продукт должен быть полезным и эффективно решать проблемы пользователя.

Эстетика — продукт должен быть красивым.

Можно долго говорить об этих трех критериях, поэтому, чтобы сузить тему, давайте в этой статье сосредоточимся только на третьем — эстетике.

Найти ответ на вопрос “что такое красота?” может показаться легкой задачей, однако, это только на первый взгляд. Мы живем в такой период в истории дизайна, когда становимся свидетелями множества дизайнерских тенденций, которые довольно быстро меняются  и противоречат друг другу. 

И мы часто спрашиваем себя:

  • Как учитывать тенденции, но при этом придерживаться глубоких принципов красоты?
  • Где найти эти глубокие принципы? Как использовать их творчески?

Удивительно или нет, но природа красоты — одна из самых противоречивых тем в философии. С древности и до наших дней философы спорили о красоте и разработали четыре основные концепции. Изучение этих концепций позволило нам выделить некоторые неизменные принципы хорошего дизайна.

1. Классическая концепция

Хорошие пропорции, гармония и симметрия — вот что делает вещи красивыми.

Сторонники классической концепции утверждают, что красота представляет собой совокупность составных частей, объединенных в единое целое, каждая из которых соответствует трем составляющим: хорошим пропорциям, гармонии и симметрии. Художники, являющиеся приверженцами данной концепции, любят работать с сетками и обычно, при создании своих работ, стремятся применять математические формулы, например, золотое сечение.

Аристотель утверждает, что для того, чтобы быть красивым, живое существо и каждое целое, состоящее из частей, должно ... иметь определенный порядок в расположении частей.

Эта концепция является древнейшей и воплощается во всех областях человеческой культуры: в архитектуре, скульптуре, литературе, музыке. Она имела своих сторонников на протяжении всех веков человеческой истории и, несомненно, имеет глубокие корни и в современном дизайне. Некоторые из лучших классических практик, используются и сегодня.

Применение различных систем сеток, иногда в сочетании с проверенными системами пропорций (например, золотое сечение), для организации макетов. Некоторые правила здесь являются целенаправленными:

  • Располагая свои элементы на сетке, создайте хорошую визуальную иерархию, чтобы направлять пользователей от более важных элементов к менее важным.
  • Рассмотрите пространственные связи между элементами на странице и их важность. Используйте закон Фиттса, основополагающий принцип которого заключается в том, что чем ближе или больше элемент, тем быстрее внимание пользователя направляется к нему.
  • Обеспечьте согласованность и используйте общие элементы пользовательского интерфейса, в противном случае пользователи могут запутаться.

Классическая концепция — это не только приятный внешний вид. Исследовав мир природы и человеческого тела, классический архитектор Марк Витрувий вывел оттуда свои формулы идеальных пропорций. Он считал, что человек может быть в полной гармонии с созданными зданиями, если только эти здания воплощают в себе глубокие пропорции и метрики природы и человеческого тела. 

Мощная философия Витрувия, преобразованная в некоторые витрувианские принципы дизайна, может помочь дизайнерам и сегодня:

  • Подумайте о размерах и планировке, которые не только выглядят аккуратно, но и предполагают эргономичность. Не забывайте о доступности.
  • Не бойтесь настраивать жесты и пользовательские интерфейсы, как в настоящее время это делают многие приложения. Результаты исследований показывают, что пользователи высоко ценят тот опыт, в котором они чувствуют, будто продукт создавался индивидуально для них и является продолжением их самих.

2. Идеалистическая концепция

Красота не ограничивается какими-либо физическими качествами, она связана с эмоциональными переживаниями, которые вызывают вещи.

Сторонники идеалистической концепции опровергают классическую идею красоты следующими аргументами: 

Вся прелесть цвета и даже солнечный свет, лишенные разделения на части и какой-либо симметричности, должны быть исключены из царства красоты (по мнению классической концепции). Но как золото можно назвать некрасивым? И молнии ночью, и звезды?

Это движение породило в основном мистическое видение красоты, в котором красота воспринимается скорее эмоционально, чем иррационально.

В таком случае, как же дизайнеры могут затронуть эмоции пользователей?

Дон Норман утверждает, что эмоциональные реакции пользователей не являются полностью иррациональными — их можно культивировать и создавать. Он считает, что для создания успешного продукта, дизайнерам необходимо придерживаться трех уровней дизайна, которые связаны с определенными эмоциональными переживаниями:

Висцеральный дизайн

Висцеральная (внутренняя) реакция запускается спонтанно, при первоначальном опыте взаимодействия с продуктом. Висцеральные эмоции — это ощутимые качества продукта и чувства, которые они вызывают у пользователей.

В настоящее время компании уделяют много времени разработке висцерального дизайна, так как считают его большим отличительным признаком, особенно когда конкурентные продукты предлагают схожий набор функций. Если добавить больше, то пользователи, скорее всего, простят некоторые пробелы, если первый опыт будет положительным. Некоторые способы, которыми продукты вызывают положительные висцеральные реакции, таковы:

Слайды путешествий на борту (Acronis True Image, Acronis Cyber Protection, Acronis Cyber Backup). Первые взаимодействия с продуктами действительно важны
  • Быстрая загрузка — первое впечатление, если оно будет положительным, побудит к дальнейшему взаимодействию с вашим продуктом;
  • Мощный визуальный дизайн — эстетически приятный пользовательский опыт влияет на готовность пользователя учиться и адаптироваться.
Поведенческий дизайн

Поведенческий уровень дизайна (чаще, его называют удобством использования) связан с удовольствием и эффективностью использования, а также он затрагивает функциональные аспекты продукта. Пользователи чувствуют эмоциональное удовлетворение, когда взаимодействие с продуктом является:

  • плавным;
  • ожидаемым;
  • знакомым.

Чтобы вызвать положительные эмоции на поведенческом уровне дизайна, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

Рефлексивный дизайн

Это высший уровень эмоционального дизайна, касающийся осознанной пользовательской оценки продукта, личного удовлетворения и самовыражения. Конечно, на самовыражение влияет и висцеральный уровень, но довольно часто эти уровни мешают друг другу — представьте себе клиента, который покупает топовую модель автомобиля, в первую очередь, из-за ее функциональных характеристик, но также потому, что они получат и другие, нефункциональные выгоды от индивидуальности автомобиля.

Чтобы добавить больше ясности, вспомните, когда была выпущена первая модель Apple Watch, клиенты покупали ее, закрывая глаза на функциональные проблемы, поскольку ее ценность проявлялась в качестве выражения их статуса. Вы можете вызвать некоторые положительные эмоции следующим образом:

Acronis Cyber Backup и Acronis True Image — профессиональные и потребительские продукты иногда требуют разных подходов к проектированию.
  • Постарайтесь соответствовать личности вашего пользователя. Пусть пользователи чувствуют связь с вашим продуктом;
  • Опять же, поскольку этот уровень связан с осознанным признанием вашего продукта, убедитесь, что ваш продукт быстро и эффективно решает проблему клиента. Пользователи не будут долгое время проявлять интерес к продукту, который не является для них ценным.

3. Гедонистические концепции

Гедонисты говорят, что восхитительный пользовательский опыт делает вещи красивыми.

Философы XVIII века начали ориентироваться на эмпиризм (чувственный опыт — единственный источник познания), поэтому под красотой они подразумевали все, что приносит им удовольствие. Итальянский историк Людовико Антонио Муратори сказал:

Под красотой мы, как правило, понимаем все, что нас восхищает, радует и возбуждает, вызывая в нас приятные ощущения.

На первый взгляд, этот вывод казался таким естественным, пока в один прекрасный день не возникла проблема следующего характера: если красота полностью субъективна, то мы не передаем никакого сообщения, когда называем что-то красивым, кроме, возможно, личного отношения. 

Чтобы решить эту проблему, Кант предложил следующее решение: красота — это не полностью субъективный опыт, а скорее межсубъектный, то есть красота имеет сильный социальный и культурный аспект. Таким образом, Кант ввел понятие эстетического вкуса. Его открытия важны для дизайнеров в наше время, потому что:

  • Эстетический вкус социально предрасположен, поэтому важно, чтобы UX-профессионалы чувствовали и понимали своих пользователей, а также при необходимости могли создавать продукты, соответствующие их вкусу. Например, бизнес и потребительские приложения обычно требуют различных подходов к проектированию.
  • Философ Александр Нехамас утверждает, что красота имеет четкое социальное измерение и поэтому работает как интенсивная форма общения. Именно поэтому хороший дизайн обладает способностью создавать сообщества. Используйте дизайн стратегически для привлечения новых клиентов.

4. Любовь и страстное желание

Последователи этой концепции отказываются от идеи удовольствия и склоняются к любви и страстному желанию.

Криспин Сартвелл определяет красоту как "объект страстного желания" — сильное и неудовлетворенное желание.

Несколько принципов данной концепции, которые помогут вам создать продукт, который понравится покупателям:

  • Прежде чем люди смогут полюбить опыт взаимодействия, они должны сначала желать его. Подумайте о том, как вы будете продвигать ваш продукт.
Плакат для кибербезопасности и развертывание для Acronis Cyber Cloud. Прежде чем люди смогут полюбить опыт, они должны сначала захотеть его.
  • Используйте свой бренд. Бренд и дизайн могут способствовать достижению одной общей цели — понять клиентов, их потребности, ожидания, боли и радости. В идеале, достижение этой цели должно повлечь за собой создание желаемых продуктов и установление прочных связей с клиентами. Ключевой посыл стратегии бренда — этот продукт создан для вас. Именно по этой причине вместо того, чтобы делать акцент, на что способен ваш продукт, гораздо эффективнее и полезнее будет сосредоточиться на том, как он может решить проблемы пользователей или изменить их жизнь навсегда.
Acronis Cyber Backup для пользователей и Acronis True Image для профессионалов. Представление технических деталей различной сложности для каждой из групп.
  • Чтобы заставить пользователей желать продукт, не стоит забывать, как мощно могут воздействовать бессознательные решения. Согласно одной из когнитивных теорий, оценка происходит в результате взаимодействия сознательного и бессознательного разума. Решения, принимаемые на бессознательном уровне, являются автоматическими, эмоциональными, инстинктивными, а главное — быстрыми. Сознательный выбор, напротив, является преднамеренным и логичным, но требует значительных когнитивных усилий. В результате, бессознательное мышление часто обходит рациональные аргументы в процессе принятия решений. Чтобы сэкономить усилия пользователей и оптимизировать дизайн для когнитивного бессознательного, сделайте ваши пользовательские интерфейсы менее напряженными. Используйте знакомые ментальные модели, общие шаблоны, привычки и дефолты. Это понравится вашим пользователям и повысит уровень их симпатии.

Резюме

Излишне говорить, что четыре философских видения иногда довольно противоречивы. Однако, изучив их, наша команда пришла к следующему выводу — односторонний подход не может быть истинным, когда речь заходит о дизайне.

Источник
и
:
arrow