В сегодняшней статье мы рассмотрим 11 наиболее заметных стилей и направлений графического дизайна, поговорим об известных представителях каждого из них и вдохновимся интересными примерами.
Графический дизайн — динамичная область, которая отражает происходящие в обществе изменения: от культурных течений до технологического прогресса, а стиль — это уникальный подход к коммуникации с аудиторией.
Мир графического дизайна постоянно меняется — от замысловатого модерна начала XX века до трендовых стилей, которые окружают нас сегодня.
В статье мы изучим, как исторические события, технологический прогресс и культурные сдвиги формировали разные стили графического дизайна в прошлом и продолжают формировать их в настоящем. Мы рассмотрим 11 наиболее заметных стилей и направлений, поговорим об известных представителях каждого из них и вдохновимся интересными примерами.
Давайте же приступим!
Что такое стиль в графическом дизайне
Стиль — это уникальный подход к коммуникации с аудиторией. Каждый стиль доносит до людей сообщение при помощи цветов, композиции, шрифтов, изображений и других визуальных элементов.
Какие факторы влияют на формирование и развитие стилей:
- Культурный контекст: Традиции, верования и социальные нормы во многом определяют эстетические предпочтения. Цвета, символы и образы отражают общественные ценности и идеи.
- Технологии: С развитием технологий набор инструментов, доступных дизайнерам, постоянно расширяется: от печатного станка до новейших AI-сервисов.
- Художественные течения: Исторические и современные художественные движения вдохновляют графических дизайнеров. Каждое из них открывает новые подходы и техники.
1. Модернизм
Модернизм — это не конкретный стиль, а целое направление, знаменующее собой сдвиг в сторону абстракции, упрощения и отказ от замысловатых, орнаментальных стилей, которые ему предшествовали.
В начале XX века дизайнеры и художники стремились отойти от традиционных форм и условностей, отдавая приоритет функциональности, ясности и простоте.
В основе модернизма лежало убеждение, что дизайн должен отражать дух эпохи, в том числе стремительный прогресс в промышленности и технологиях.
В этот период зародились такие движения, как Баухаус, швейцарский стиль и минимализм. Мы подробно рассмотрим их ниже.
Характерные черты модернизма
- Шрифты без засечек: Чистые, разборчивые гротески пришли на смену декоративным засечкам прошлого, сместив акцент на читабельность и современный облик.
- Геометрические формы: Базовые геометрические формы, такие как круги, квадраты и треугольники, помогают создавать абстрактные, функциональные дизайны.
- Системы сеток: Сетки позволяют структурировать и выравнивать элементы, делая лейаут логичным и упорядоченным.
- Контрастные цвета: Яркие, контрастные сочетания цветов привлекают внимание и создают визуальный интерес.
Вдохновляющие примеры
- Школа Баухаус: Была основана в 1919 году. Преподаватели и студенты создали множество культовых работ, отдавая приоритет функциональности и упрощенным формам.
- Швейцарский стиль: Известен как международный типографский стиль. Основные элементы — сетки, шрифты без засечек и фотографии.
- Айдентика для IBM Пола Рэнда: Работа Рэнда — яркий пример модернистского дизайна с чистыми линиями, яркими цветами и культовым логотипом, который до сих пор остается актуальным.
2. Баухаус
Стиль Баухаус зародился в одноименной школе, которая работала в Германии в первой половине XX века. Она была создана Вальтером Гропиусом как ответ на декоративные излишества ар-нуво (или модерна; не путать с модернизмом!). Дизайнеры чувствовали, что такой подход больше не соответствует социальным и технологическим потребностям эпохи.
В основе стиля Баухаус лежит концепция «форма следует за функцией» — этот принцип ставит во главу угла задачи дизайна, а не эстетику.
Баухаус объединил искусство, ремесло и технологии, чтобы создавать функциональные и доступные продукты для массового производства. Его главная цель заключалась в служении обществу.
Характерные черты стиля Баухаус
- Геометрические формы
- Чистые линии
- Ограниченная цветовая палитра, первичные цвета (красный, желтый, синий)
- Читабельные шрифты без засечек
Вдохновляющие примеры
- Шрифт Universal Герберта Байера: Созданный Байером геометрический гротеск — воплощение функциональности и простоты. Единообразие глифов и отсутствие заглавных букв были радикальными решениями для того времени.
- Выставочные плакаты Баухауcа: Яркие цвета, геометрические формы и асимметрия — эти постеры отличались визуальной гармонией и простотой и служили средством выражения эстетики Баухауcа.
- Мебель Марселя Бройера: Стул Wassily (по легенде он назван в честь Кандинского) является примером того, как идеалы Баухауcа применялись за пределами графического дизайна.
3. Минимализм
Главный принцип минимализма — простота. Его корни уходят в начало XX века, но мейнстримом этот стиль стал лишь в 1960-х годах. Идея заключается в следующем: мы должны оставить в дизайне лишь самое необходимое, чтобы улучшить опыт пользователей и сделать свое послание более четким и понятным.
Культовый дизайнер Дитер Рамс сказал: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна». Его подход к работе и философия во многом сформировали современный минимализм.
Минималистский стиль повышает прозрачность коммуникации и помогает создать современную эстетику. Негативное пространство, цвет и типографика становятся здесь важнейшими инструментами для эффективной передачи информации.
Характерные черты минимализма
- Простота: В центре внимания только основные компоненты.
- Чистые линии и негативное пространство: Обилие «воздуха» и четких линий помогает привлечь внимание к основным компонентам.
- Ограниченная цветовая палитра: Не отвлекает внимание и позволяет сохранить концентрацию.
- Простая, зачастую массивная типографика: Отсутствие излишеств и декоративных деталей — залог эффективной коммуникации.
Вдохновляющие примеры
- Брендинг и продуктовый дизайн Apple: Компания Apple славится минималистичным подходом: от элегантного дизайна продуктов до лаконичных рекламных макетов.
- MUJI (японский ритейлер) — еще один пример минимализма в продуктовом дизайне, брендинге и рекламе. Их подход — простые естественные фоны с акцентом на продукт и минимум текста.
- ETQ Amsterdam: Минималистичный бренд одежды и обуви, который выделяется в мире моды своей простотой и ориентацией на качество.
4. Ар-деко
Ар-деко — стиль, который отличается богатыми геометрическими орнаментами и монументальностью, возник в начале XX века и достиг расцвета в 1920-х годах. Зародившись во Франции, он быстро распространился по всему миру, оказав влияние на архитектуру, дизайн интерьеров, моду и, что особенно важно, на графический дизайн.
Ар-деко — воплощение роскоши, гламура и изобилия ревущих 20-х.
Новая эстетика отражала технологический прогресс и оптимизм, царящий в обществе после Первой мировой войны. В этот период нарисованные от руки плавные линии ар-нуво уступили место геометрии и строгости ар-деко.
Характерные черты ар-деко
- Геометрические формы: Ар-деко славится использованием смелых, зачастую угловатых геометрических форм, таких как треугольники, прямоугольники и зигзаги.
- Насыщенные цвета: В отличие от минималистичной цветовой палитры, которая часто встречается в современном дизайне, ар-деко характеризуется глубокими и яркими цветовыми решениями.
- Роскошь и гламур: Этот стиль излучает атмосферу роскоши, здесь часто можно встретить глянцевые поверхности, металлические оттенки (золото и серебро) и вычурные изображения.
- Симметрия: Баланс и симметрия — ключевые принципы ар-деко, они помогают создавать упорядоченные и гармоничные композиции.
Вдохновляющие примеры
- Киноафиши 1920-х и 1930-х годов: Многие классические киноафиши этой эпохи отличаются стилизацией и геометрическими узорами, характерными для ар-деко.
- Эмпайр-стейт-билдинг и Крайслер-билдинг: Культовый декор этих зданий послужил источником вдохновения для создания бесчисленных дизайнов в стиле ар-деко, включая плакаты и обложки книг.
- Обложки журналов Vogue: В 1920-х и 1930-х годах обложки журналов Vogue часто оформлялись в стиле ар-деко: смелые линии, симметрия и гламурная эстетика.
5. Поп-арт
Вы наверняка видели портреты Мэрилин Монро в неоновых оттенках или культовые банки с супом Campbell, созданные Энди Уорхолом. Это квинтэссенция поп-арта! Стиль возник в середине XX века, бросив вызов традиционному изобразительному искусству.
Отправной точкой для поп-арта стало появление технологий массового производства. Художники и дизайнеры превращали обыденные потребительские товары в арт-объекты, размывая границы между рекламой и изобразительным искусством!
Движение зародилось в 1950-х годах в Великобритании, а позднее получило распространение в США. Эта эпоха сделала создание произведений искусства доступным для широкой публики. Она изменила общественное мнение о том, каким может быть искусство.
Характерные черты поп-арта
- Яркие контрастные цвета привлекают внимание и вызывают эмоции.
- Использование образов массовой культуры из телевидения, рекламы, комиксов, а также предметов повседневного обихода.
- Ирония и сатира: Художники и дизайнеры часто обращаются к юмору, иронии и пародии, чтобы высказаться насчет современной культуры и общества.
- Простые массивные линии и формы делают стиль легко узнаваемым и запоминающимся.
Вдохновляющие примеры
- Банки с супом Campbell Энди Уорхола: Эта знаковая серия работ Уорхола кардинально изменила представление о том, что можно считать искусством.
- Комиксы Роя Лихтенштейна: Лихтенштейн превратил сцены из комиксов в полноценные произведения искусства, используя первичные цвета и точки Бен-Дея, характерные для комиксов 1960-х годов.
- Обложки альбомов группы «Битлз»: Обложки альбомов Битлз в стиле поп-арт, в частности Revolver и Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, преодолели разрыв между поп-музыкой и искусством.
6. Швейцарский стиль
Швейцарский стиль, также известный как Международный типографский стиль, появился в 1950-х годах в Швейцарии. Основное внимание уделялось типографике, сеткам и «чистой», удобной для восприятия эстетике.
Такие дизайнеры, как Йозеф Мюллер-Брокманн и Армин Хофманн, стремились отойти от витиеватого, орнаментального дизайна начала XX века (ар-деко и ар-нуво).
Они продвигали идею универсального графического выражения посредством структурированных лейаутов и шрифтов без засечек.
Представители этого стиля считали, что дизайн должен быть максимально эффективным и четким. Швейцарцы известны своей склонностью к точности и порядку!
Характерные черты швейцарского стиля
- Системы сеток для упорядоченного расположения текста и изображений.
- Читабельные шрифты без засечек, например, Helvetica, разработанная швейцарскими дизайнерами.
- Простые фотографии без лишней обработки обеспечивают четкую коммуникацию.
- Асимметричные лейауты поддерживают визуальный интерес и баланс.
Вдохновляющие примеры
- Шрифт Helvetica: Макс Мидингер и Эдуард Хоффманн создали Helvetica в 1957 году и с тех пор этот нейтральный гротеск фактически стал синонимом швейцарского стиля. Многие дизайнеры используют его и сегодня!
- Плакат «Бетховен» Йозефа Мюллера-Брокмана: Этот культовый плакат для серии концертов Бетховена — яркий пример швейцарского стиля.
- Плакаты Национального туристического бюро Швейцарии: Эти плакаты, выполненные в швейцарском стиле, четко и быстро доносят информацию до аудитории.
7. Психоделический стиль
Основа психоделического стиля — яркие сочные цвета, сюрреалистические визуальные образы и умопомрачительные узоры. Он является результатом культурного сдвига конца 1960-х годов.
Психоделика отражает контркультуру и музыку той эпохи, на которую сильно повлияло распространение запрещенных веществ и стремление к более глубокому пониманию себя и окружающего мира.
Психоделический стиль зародился в районе Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. Он стал визуальным выражением молодежного бунтарства, музыкальных поисков и социальных потрясений. Основное внимание уделялось не столько коммуникации, сколько самовыражению и экспериментам. Довольно оригинальный подход для того времени.
Характерные черты психоделического стиля
- Яркие насыщенные цвета, которые резко контрастируют, оказывая сильное воздействие на зрителя.
- Сложные закрученные узоры и абстрактные формы, имитирующие галлюцинации.
- Нарисованные от руки надписи: Уникальный, стилизованный и часто искаженный леттеринг делает текст инструментом художественного выражения.
- Сюрреалистические образы, похожие на сны или элементы коллажа, вызывают ощущение измененного сознания.
Вдохновляющие примеры
- «Желтая подводная лодка»: Мультипликационный фильм 1968 года и рекламные материалы к нему демонстрировали яркие, сюрреалистические пейзажи и персонажей.
- Плакаты Виктора Москосо и Уэса Уилсона: Эти художники известны своими концертными афишами для таких групп, как The Grateful Dead и Jefferson Airplane.
- Обложки альбомов «Axis: Bold as Love» Джими Хендрикса и «Disraeli Gears» группы Cream — культовые примеры психоделической графики.
8. Постмодернизм
Большинство художественных движений начинаются как бунт против существующего положения вещей. И постмодернизм не исключение. Это направление (не стиль, а совокупность течений, объединенных общими идеями) стало ответом на строгие нормы модернизма.
Постмодернизм вбирал в себя элементы разных стилей и стремился разрушить барьеры между «высоким» и «низким» искусством.
Эта эпоха характеризуется отказом от минимализма и принятием сложности, противоречий и разнообразия. Дизайнерам наскучили модернистские правила и нормы, и они решили использовать новые технологии для раскрытия своего творческого потенциала!
Характерные черты постмодернизма
- Эклектичная типографика: Постмодернистский дизайн часто сочетает различные стили, размеры и ориентацию шрифтов и отступает от строгих сеток модернизма.
- Игривость и ирония: В таком дизайне присутствуют юмор и элемент неожиданности, бросающие вызов традиционным подходам и ожиданиям аудитории.
- Пародия: Различные стили и исторические образы смешиваются, создавая произведения, пародирующие уже существующие произведения искусства.
Вдохновляющие примеры
- Группа «Мемфис», основанная в 1981 году Этторе Соттсассом, знаменита своими красочными товарами для дома. Их игривые, эклектичные продукты бросали вызов условностям дизайна того времени.
- Вольфганг Вайнгарт — «отец» типографики Новой волны или Швейцарского панка. Он пренебрег традиционными сетками и продемонстрировал новую графическую свободу.
- Тибор Кальман и его компания M&Co: Использовал визуальную иронию и фотомонтаж, чтобы привлечь внимание к социальным проблемам. Примеры работ — обложка альбома Talking Heads «Remain in Light» и журнал Colors.
9. Брутализм
Брутализм пришел в графический дизайн из архитектуры в середине XX века в качестве реакции на чистоту и предсказуемость модернизма.
Для бруталистского стиля характерны неаккуратная типографика, асимметричный лейаут, монохромные или контрастные цветовые сочетания. Пространство часто заполнено перекрывающими друг друга графическими элементами и фотографиями. Полное пренебрежение правилами!
Здесь не идет речь о гармонии или простоте использования. Брутализм бросает вызов нашему восприятию и вызывает сильную реакцию. Он похож на психоделику, но более гранжевый.
Это способ разрушить цифровое пространство, придав ему суровый реализм. Брутализм ознаменовал собой отход от безупречности в сторону грубоватого, необработанного внешнего облика, бросающего вызов общепринятым представлениям о красоте.
Характерные черты брутализма
- Монохромные или контрастные цветовые сочетания, часто черный, белый и серый в комбинации с яркими цветовыми акцентами.
- Грубая типографика: Крупные искаженные шрифты, которые привлекают внимание.
- «Голый» дизайн: Как и в бруталистской архитектуре, «кости» дизайна, например, сетка, зачастую остаются видимыми.
- Асимметричный лейаут: Отход от традиционных сбалансированных лейаутов, предпочтение отдается непредсказуемому и динамичному расположению элементов.
Вдохновляющие примеры
- Обложки Bloomberg Businessweek: Под руководством креативного директора Ричарда Тёрли обложки журнала стали примером брутализма с массивными шрифтами и дерзким оформлением.
- Мерч Канье Уэста для альбома «Life of Pablo» отличается минималистичным грубоватым дизайном, «сырыми» шрифтами и изображениями.
- Веб-сайт Balenciaga — пример бруталистского подхода: его отличают смелые контрасты, минимализм и функциональность.
10. Плоский дизайн
Появление плоского дизайна связано с повсеместным распространением смартфонов. Дизайнеры перешли к более простой и универсальной эстетике. Благодаря этому сайты стали загружаться быстрее, а использовать их стало проще.
Приоритетное значение здесь имеют юзабилити, минимализм и ясность, мы убираем ненужные детали, чтобы сосредоточиться на функциональности.
Это движение начало набирать обороты в 2010-х, когда такие крупные компании, как Microsoft и Apple, внедрили плоский дизайн в свои операционные системы. Сегодня мы часто можем встретить этот стиль в брендинге и дизайне логотипов (только взгляните на редизайны последних лет!).
Характеристики плоского дизайна
- Простота: Простые элементы, типографика и плоские цвета.
- Функциональность: Все элементы служат четкой цели, повышая удобство использования.
- Яркие контрастные цвета делают дизайн визуально привлекательным.
- Массивные минималистичные шрифты повышают читабельность.
- Сетки и обилие негативного пространства помогают создать сбалансированный, целостный дизайн.
Вдохновляющие примеры
- Интерфейс Windows 8 от Microsoft, составленный из простых, красочных плиток, знаменует собой переход от скевоморфизма к плоскому дизайну.
- iOS 7 от Apple представила плоский дизайн широкой аудитории. Компания отказалась от реалистичных иконок в пользу более схематичных, упрощенных значков.
- Material Design от Google: Несмотря на тени и имитацию глубины, визуальный язык Google во многом опирается на принципы плоского дизайна.
Появление этого стиля стало поворотным моментом в философии цифрового дизайна. Онлайн-платформы начали фокусироваться на уникальном внешнем виде цифрового пространства, а не на имитации объектов физического мира.
11. Современный графический дизайн
Современные стили формируются прямо здесь и сейчас. Все вокруг вас современно — упаковка ваших любимых брендов, афиши мероприятий, логотипы!
Современный дизайн определяется текущими тенденциями, технологиями и культурными сдвигами. Мы стоим на пороге AI-революции, поэтому сейчас самое время обратить внимание на то, как меняется визуальная коммуникация.
Источник: Behance
Характерные черты современного дизайна
- Крупная, часто экспериментальная типографика помогает привлечь внимание и заявить о себе.
- Яркие контрастные цвета, а также нестандартные цветовые сочетания позволяют выделиться и вызвать определенные эмоции.
- Сочетание цифровых и традиционных техник, например, цифровой графики и элементов, нарисованных от руки, создает многогранный визуальный опыт.
- Экологичность и осознанность: Дизайн отражает проблемы современного общества.
Вдохновляющие примеры
- Работы Джессики Уолш отличаются смелым использованием цвета и формы, сочетанием традиционных и цифровых техник, что позволяет расширить границы современного дизайна.
- Графика Pentagram: Известная дизайн-студия создает иммерсивные пространства при помощи трендовой типографики и интерактивных элементов.
- Логотипы и постеры Аарона Дрэплина: Дизайнер использует толстые линии, яркие цвета и простые формы для создания впечатляющих и запоминающихся дизайнов, которые находят отклик у широкой аудитории.
Экспериментируйте с разными стилями
Графический дизайн — динамичная область, которая отражает происходящие в обществе изменения и формирует глобальный визуальный язык.
Чтобы выбрать подходящий стиль:
- Определите цель бренда: Дизайн должен соответствовать идентичности бренда, аудитории и основным ценностям.
- Изучите тренды и поищите вдохновляющие референсы: Чтобы дизайн долгое время оставался актуальным, необходимо найти правильный баланс между современной модой и классическими подходами.
- Экспериментируйте с разными стилями, чтобы отыскать лучшее решение.
Так вы сможете создать дизайн, который не только выделит бренд из толпы, но и будет отражать его ценности и резонировать с аудиторией.