Apple против азулежу: неожиданные параллели между дизайн-решениями технологических стартапов и португальской керамической плиткой.
Давайте же исследуем философию, лежащую в основе азулежу, искусно выполненной керамической плитки, которую можно встретить во всех городах Португалии, и узнаем, какие уроки UX можно извлечь из этой архитектурной особенности.
Horror vacui
В мире дизайна мы часто слышим термин "Horror Vacui" (страх пустоты). Но действительно ли мы понимаем его происхождение и значение?
Этот термин, в переводе с латыни означающий "боязнь пустого пространства", впервые получил широкое распространение в викторианскую эпоху. В те времена общество воспринимало большое количество вещей как признак достатка, поэтому люди старались заполнить каждый свободный уголок деталями.
Но если перенестись в сегодняшний день, мы увидим, что принцип Horror Vacui эволюционировал и стал фундаментальной частью культуры дизайна. Он сместил наше внимание с минимализма на создание иллюзии богатства и изобилия путем заполнения всего свободного пространства элементами.
Сегодня мы наблюдаем подобное стремление на многих сайтах и в приложениях. Вспомните множество функций на главных экранах таких приложений, как WeChat в Китае или Careem в ОАЭ. Другой пример — перегруженный дизайн многочисленных японских веб-сайтов, аудитория которых часто воспринимает высокую плотность информации как признак достоверности и надежности.
Другие примеры — приложения социальных сетей, например, Facebook и Instagram, которые часто содержат множество функций и опций на одной странице, что мешает пользователю сосредоточиться на конкретной задаче. Или интернет-магазины, такие как Amazon, которые предлагают огромное количество товаров, фильтров и т.д., из-за чего некоторым пользователям трудно найти то, что их интересует.
Эти примеры демонстрируют, что желание заполнить все доступное пространство стало общей тенденцией в цифровом дизайне, причем зачастую в ущерб удобству и простоте.
Чтобы полностью осознать значение боязни пустого пространства, важно вернуться в прошлое и обратить внимание на азулежу — замысловатую керамическую плитку, украшающую большинство зданий в исторических районах португальских городов, таких как Лиссабон и Порту.
Перегруженные паттерны
Философия португальского азулежу тесно связана со "страхом пустого пространства" — принципом дизайна, который подчеркивает важность заполнения деталями всей доступной площади поверхности. Эта философия находит свое отражение в традиционной отделке португальских домов, где каждый сантиметр стены покрыт яркими цветными плитками с детализированными узорами.
Если вы отправитесь в Лиссабон или Порту, вы увидите азулежу как внутри, так и снаружи церквей, дворцов, жилых домом, школ, а теперь даже ресторанов, баров и вокзалов. Многие стены полностью покрыты азулежу с изображением важных событий из истории Португалии и библейских сцен.
Искусствоведы высоко оценивают художественные достоинства и историческую ценность азулежу, отмечая, что плитка служит уникальным отображением богатой истории и культуры Португалии. Ее часто воспринимают как разновидность народного искусства, а затейливые узоры и орнаменты как часть наследия и самобытности страны. Яркие цвета и сложные геометрические узоры делают азулежу уникальной формой художественного выражения. Эти паттерны — не просто декоративные элементы, они имеют глубокое историческое и культурное значение.
Многочисленные здания, покрытые азулежу, выглядят красиво, однако некоторым людям такая отделка может показаться чрезмерной и даже вызывать неприятные ощущения. И тут мы подходим к важному вопросу — как понять, что деталей становится слишком много?
Ошибка азулежу
Принцип "Horror Vacui" не ограничивается миром керамической плитки. Он также проявляется в том, как основатели стартапов подходят к созданию своих продуктов. Как и мастера азулежу, которые стремились покрыть каждый сантиметр пространства замысловатыми узорами и рисунками, основатели стартапов часто испытывают аналогичное желание добавлять все больше и больше функций в свои продукты, даже если эти функции не являются необходимыми и не улучшают опыт взаимодействия.
Примеры подобного поведения можно встретить в дизайне упаковки, на сайтах и в мобильных приложениях. Например, некоторые пользователи назвали Snapchat "раздутым" после добавления множества функций, таких как фильтры и линзы, которые, хотя и являются забавными и увлекательными, но могут отвлекать от основного функционала приложения (обмена сообщениями).
Другой пример — индустрия электронной коммерции. Некоторые компании, например, AliExpress, добавили на свои платформы так много функций и опций, что пользователям бывает трудно сориентироваться и найти то, что они ищут.
Но почему этот тренд так распространен именно среди основателей стартапов? Все дело в "дилемме инноватора". Стартапы часто конкурируют с уже состоявшимися компаниями с большими капиталами и высокой узнаваемостью. Их создатели ощущают потребность добавлять все больше и больше функций в свои продукты, для того чтобы отличаться и выделяться на рынке.
Это особенно заметно в сфере пассажирских перевозок: Uber и Lyft добавили в свой арсенал множество разных услуг, таких как доставка еды и аренда скутеров, пытаясь выделиться на фоне своих конкурентов. Еще один пример — социальные сети. TikTok и другие платформы все больше расширяют свой функционал (фильтры, эффекты и инструменты редактирования), чтобы привлечь более широкую аудиторию.
Но это стремление к дифференциации может на самом деле навредить успеху стартапа. Когда продукт перегружен слишком большим количеством функций, пользователям трудно ориентироваться и понимать его. Кроме того, дополнительные функции могут отвлекать от основного опыта и негативно сказываться на восприятии ценности продукта. Это классический пример того, что я называю "парадоксом выбора" — чем больше у нас вариантов, тем сложнее принять решение.
Это важно, поскольку на современном переполненном шумном рынке способность выделиться и быть замеченным важна как никогда. Успешными становятся те компании, которые могут создать уникальное, четкое и убедительное сообщение и донести его таким образом, чтобы его было легко понять и начать действовать. Компании, которые способны упростить и уточнить свое сообщение, а не усложнить его. Сосредоточиться на том, что наиболее важно для их клиентов, и представить это так, чтобы людям захотелось продолжить взаимодействие.
Сфокусируйтесь на главном
Но есть способ избавиться от "страха пустого пространства" и научиться обращаться с ним. Сосредоточившись на JTBD (jobs to be done — работа, которую нужно выполнить), стартапы могут определить наиболее важные аспекты своего продукта и убедиться, что они приносят максимальную пользу своим клиентам.
Подумайте об этом: возможно, мастер азулежу хочет покрыть плиткой и узорами каждый сантиметр стены, но в конечном счете его главная обязанность — создать красивое и функциональное пространство для жителей города. Аналогичным образом ответственность основателя стартапа заключается не в добавлении как можно большего количества функций, а в создании продукта, который эффективно решает проблемы клиентов.
Придерживаясь подхода JTBD, стартапы могут освободиться от "страха пустого пространства" и начать создавать продукты, которые действительно найдут отклик у аудитории. Не просто красивые, но и эффективные.
Яркий пример такого мышления — руководство по Material Design от Google. Центральная идея — создание простого незагроможденного дизайна, в котором акцент сделан на опыте взаимодействия и функциональности, а не эстетической привлекательности.
Другой пример — обилие негативного пространства в дизайне Apple. Компания известна своим аккуратным, минималистичным и интуитивно понятным дизайном и ставит во главу угла опыт пользователей.
Стартапы, которые хотят добиться успеха на современном рынке, должны сосредоточиться на создании простого, понятного и убедительного дизайна и упорядочивании своих ключевых идей. Сфокусироваться на том, что наиболее важно для клиентов, на основных взаимодействиях и представить их таким образом, чтобы побудить людей к действию. Если им это удастся, они смогут выделиться из толпы и добиться успеха.
От плитки к стартапам
Португальская плитка азулежу тесно связана со "страхом пустого пространства". Это яркий пример стремления к заполнению всей доступной площади поверхности замысловатыми узорами и рисунками. Хотя такой принцип часто встречается и ценится в традиционном португальском искусстве, он неприменим для создания продуктов и может ввести в заблуждение основателей стартапов.
Попытки добавлять все больше и больше функций могут пагубно сказаться на успехе стартапа. Чтобы избежать подобных ошибок, команды должны сфокусироваться на "JBTD” и определить наиболее важные аспекты своего продукта.
Как UX-дизайнеры, мы обязаны расширять границы, бросать вызов тому, что было сделано раньше. Вот почему важно понимать историю и происхождение таких принципов, как Horror Vacui. Дело не только в том, чтобы впихнуть в дизайн как можно больше, а в том, чтобы найти баланс между пустым пространством и значимыми деталями. Мы должны понять, что в мире дизайна больше не всегда значит больше. Иногда меньше — это больше. И это нормально.
Стартапам пора избавиться от "страха пустого пространства" и сосредоточиться на том, что действительно важно: приносить пользу своим клиентам, опираясь на глубокое понимание их проблем. Ключ к успеху заключается не в добавлении дополнительных функций и опций, а в понимании основных потребностей и желаний клиентов и разработке решений, которые удовлетворяют эти потребности простым и интуитивно понятным способом.
По словам профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта, "людям не нужно сверло для дрели диаметром в четверть дюйма, им нужно просверлить отверстие соответствующего диаметра". Так же обстоит дело с продуктами и услугами. Клиентам не нужен продукт с большим количеством функций, им нужно решение проблемы. Стартапы, которые смогут понять это и предложить решение, адаптированное к конкретным потребностям клиентов, займут свое место под солнцем. Именно здесь кроются реальные возможности для роста и успеха.