Черная пятница в UPROCK! 2 дня до конца распродажи!

Ваш мозг и дизайн: использование когнитивной науки для проектирования эффективного опыта

UX-дизайн корнями уходит в когнитивную науку — междисциплинарное изучение разума и его процессов. Поэтому даже базовое понимание того, как люди мыслят, может дать огромное представление о том, как подходить к проектированию пользовательского опыта и интерфейсов.

У людей есть мозг, с которым можно работать

Человеческий мозг — замечательная вещь. Это самый совершенный компьютер из когда-либо созданных. Но стоит понимать, что он обладает своими особенностями и работает определенным образом. Есть вещи, которые он развил специально для того, чтобы мы могли замечать, реагировать, запоминать, забывать, любить и ненавидеть. Как дизайнер пользовательского интерфейса, вы можете использовать их на благо ваших пользователей.

Важно отметить: то, что мы будем сейчас обсуждать, в основном касается «жесткого UX» — деталей реализации проекта, а не других ценных частей инструментария UX (исследование пользователей, решение их проблем и т.д). Мы сосредоточимся на том, «как?». Также хочется отметить, что когда дело доходит до проектирования с учетом доступности, мы не всегда можем полагаться на первичные органы чувств (например, зрение), поэтому в этом отношении необходимо делать поправки.

Мы довольно много знаем о человеческом восприятии и о том, как мозг обрабатывает информацию, поскольку ученые изучали это на протяжении почти 4000 лет. Сегодня данная область исследований известна как когнитивная наука — междисциплинарное изучение разума и его процессов, — которая объединяет прошлые исследования в области неврологии, психологии, лингвистики и других соответствующих областей.

На первый взгляд это может показаться далеким от UX-дизайна, пока вы немного не углубитесь. Сам термин «пользовательский опыт» был популяризирован в середине 1990-х Дональдом Норманом, ученым-когнитивистом. Вероятнее всего, это имя кажется вам знакомым, потому что после работы с технологическими гигантами (Apple и Hewlett Packard) Норман вместе с партнером Джейкобом Нильсеном создал знаменитую компанию Nielsen Norman Group, которая долгое время устанавливала стандарты лучших практик в UX.

UX-дизайн корнями уходит в когнитивную науку. Поэтому даже базовое понимание того, как люди мыслят, может дать огромное представление о том, как подходить к проектированию пользовательского опыта и интерфейсов.

В этой статье мы рассмотрим несколько известных концепций когнитивной науки и их применение в UX. Вы узнаете, как работает мозг человека и сможете это использовать для создания пользовательского опыта, который позволит людям легко воспринимать и запоминать информацию. И все это благодаря нашему мозгу. Круто, правда?

Восприятие

Наши глаза эволюционировали и научились определять контраст и движение, чтобы выжить. Тигры в кустах, вишни на деревьях — важные вещи, которые человек должен был научиться замечать и различать, чтобы не умереть от голода и не быть съеденным. Все эти процессы эволюции повлияли на то, как мы сегодня воспринимаем информацию, и на экранах в том числе. Не нужно быть специалистом в области когнитивных наук, чтобы знать, что люди обращают внимание на яркие цвета, жирные линии и движущиеся предметы.

Дизайнеру важно понимать, как использовать восприятие для создания иерархии. Если вы хотите, чтобы пользователь в первую очередь обратил внимание на конкретный элемент, он должен быть самым большим, ярким и движущимся, потому что все эти качества привлекают внимание. Имейте ввиду, что то, к чему вы хотите привлечь внимание, не всегда является самым важным. Например, если на вашей странице есть гигантская мигающая кнопка «Пуск», пользователи могут пропустить важную информацию, потому что вы привлекли их внимание к кнопке, предварительно не сообщив контекста.

Наш мозг по своей природе группирует и разделяет информацию множеством способов (один из них известен как гештальт-принципы). Элементы, расположенные близко друг к другу, считаются сгруппированными, а линии и прямоугольники создают четкие границы.

Когда дело доходит до изображений, мозг воспринимает их с невероятной скоростью, а главное — гораздо быстрее, чем текст (возможно, вы слышали цифру в 60 000 раз быстрее, но доказательств этого не так уж много). Тем не менее исследователи Массачусетского технологического института обнаружили, что мозг может распознавать изображение всего за 13 миллисекунд. Это означает, что используя изображения, вы можете очень быстро передавать пользователям информацию. Однако следует ответственно подойти к выбору изображения, чтобы оно действительно работало на вас.

Чрезмерно сложные изображения содержат слишком много деталей, что сбивает с толку и не передает нужный смысл или эмоции. Это одна из причин существования иконок — упрощенной формы изображения, которая представляет какой-либо элемент пользовательского интерфейса. Изображение Шерлока Холмса, внимательно осматривающего свою квартиру на Бейкер-стрит, работает не так хорошо, как иконка подзорной трубы (или лупы) для обозначения строки поиска. Тем не менее у UX-дизайнеров есть плохая привычка — использовать двусмысленные иконки, которые только создают путаницу, а не решают проблему.

Внимание

Вы все еще читаете эту статью? Сколько раз за это время вы отвлекались на сообщения в мессенджере или кота, который просит вашего внимания?

На самом деле люди очень хорошо умеют сосредотачиваться на конкретной задаче, если действительно этого хотят (даже слишком хорошо, как показало тестирование «Невидимой гориллы»). Суть исследования была в том, что участников попросили посмотреть видео, в котором люди передают друг другу баскетбольный мяч, и подсчитать количество передач. Интересно то, что в середине видео в кадре появился человек в костюме гориллы, но участники были настолько увлечены счетом, что 50% из них не заметили его появления. Когда мы фокусируемся на чем-то, все остальное становится для нас невидимым. Это создает дизайнерам проблемы при проектировании. Пользователь, сосредоточенный на конкретной цели, скорее всего, проигнорирует все, что по его мнению не влияет на ее достижение.

Я попробовал разработать своих «невидимых горилл». Работая над рядом функций, связанных с поиском на нашем сайте, в качестве эксперимента я добавил некоторые элементы, чтобы попытаться донести информацию, которая была важна для нашего бизнеса. Какими бы акцентными ни были эти элементы, пользователи игнорировали то, что было размещено между результатами поиска. Я назвал это «поисковым туннельным зрением». 

Трудно отвлечь внимание пользователя от выполнения своей задачи, поэтому следует прибегать к этому только в чрезвычайно важных случаях. Фокус очень важен для таких действий на сайте, как совершение покупки и т.д. Если вы сможете разместить важную информацию на тех этапах пути пользователей, когда их внимание переключается, то вам не придется конкурировать с фокусом.

Как сейчас, в конце этого абзаца. Добавьте меня в LinkedIn или что-то в этом роде.

Когнитивная нагрузка

Вы когда-нибудь встречали человека, который утверждает, что он отлично справляется с несколькими задачами одновременно? Этот человек либо родился под счастливой звездой, раз он относится к невероятно малому числу людей на этой планете, либо (согласно статистике) — он лжец. Несмотря на то, что постоянно включенные гаджеты (компьютер, телефон, планшет) требуют от нас многозадачности, люди, как известно, плохо с этим справляются. Одно исследование показало, что только 2,5% участников, которые выполняли две задачи одновременно, смогли справиться с ними без значительного увеличения количества ошибок.

Человеческий мозг ограничен так называемой «рабочей памятью» — емкостью, которая обеспечивает временное хранение и обработку информации. У некоторых людей рабочая память развита лучше, чем у других (люди, которые очень быстро разговаривают или могут с первого раза запоминать имена и номера телефонов, скорее всего, обладают хорошей памятью), но большинство исследований показывают, что взрослый человек может запомнить только 3–5 элементов одновременно.

Если и этого вам было недостаточно, давайте рассмотрим закон Хика-Хаймана, согласно которому: «Чем больше вариантов предоставляется человеку, тем больше времени ему требуется на выбор». Официанты в ресторанах, где меню размером с энциклопедию, знают это как никто другой. Такая зависимость является логарифмической, то есть каждый дополнительный вариант увеличивает время принятия решения.

Как это относится к дизайну пользовательского опыта? В UX есть концепция, которую обычно называют «когнитивной нагрузкой» и ее суть в том, чтобы не перегружать пользователей во время взаимодействия с интерфейсом. Когнитивная наука имеет четкую картину того, с чем именно может справиться среднестатистический пользователь: одна задача за раз с несколькими параметрами, которые нужно помнить и ограниченным выбором. Если задача сложная, лучше всего разбить ее на части, чтобы мозг мог быстро и эффективно с ней справиться.

Память и обучаемость

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему так легко запомнить тексты всех хитов, а вспомнить, где вы оставили свои ключи — непосильная задача? Почему мы помним сюжеты фильмов и книг, а не день рождения друга? В этом виноват наш мозг.

Согласно теории познания с двойным кодированием, мозг хранит вербальную и визуальную информацию в разных областях, поэтому их объединение увеличивает обучаемость и способность к запоминанию. Аналогичным образом мозг использует технику, называемую «фрагментированием» (или разбиением на части), — берет отдельные блоки информации и группирует их в более крупные «фрагменты» с помощью каких-либо объединяющих параметров (например, размера). Также существует множество доказательств того, что сторителлинг настолько сильно влияет на ход мыслей человека и память, что добавление любых элементов в структуру текста помогает нам легче запоминать его. 

Хороший опыт — это тот, который не только прост в использовании, но и легок для запоминания и изучения пользователями, особенно, если сами задачи довольно сложные. Итак, чтобы улучшить понимание и запоминание информации, используйте сочетание соответствующих изображений и текста — это задействует способности двойного кодирования. Когда дело доходит до представления сложной информации, использование метода фрагментирования (разбиение информации по категориям или группам на основе общих качеств) делает ее более легкой для восприятия пользователя.

Если речь идет о повествовании, подумайте о том, как можно преобразовать сложный процесс или даже целое путешествие в структуру истории (начало-середина-конец). Это значительно повысит ваши шансы на создание более понятного и запоминающегося опыта.

Логика

Люди порой совершают неожиданные поступки. Например, подростки едят порошок для стирки, чтобы произвести впечатление на своих сверстников. На самом деле, человек считается крайне иррациональным существом, который позволяет своим эмоциям сильно влиять на принятие решений (так что лучше не раздражайте своих пользователей). 

Тем не менее люди стараются придерживаться логики (даже если она ошибочна) и принимают логические решения со скоростью света — это одно из величайших качеств мозга. Представьте, если бы каждый раз, когда нужно среагировать, нам требовалось бы 100% информации и контекста. Вероятнее всего, долго бы мы не продержались в этом мире.

Это относится и к пользовательскому опыту. Логическое принятие решений происходит динамически, поскольку пользователи моделируют свой опыт в режиме реального времени. Если вы UX-специалист, то знаете, что пользователи обычно не действуют по принципу: сначала нужно прочитать каждый элемент навигации, а затем решить, какой из них выбрать. Как правило, они выбирают первое, что кажется более менее подходящим. В мире UX это называется «первым разумным (удовлетворительным) вариантом».

Пользователь будет взаимодействовать с первым попавшимся объектом, который может привести его к цели. Учитывая то, что мы знаем о принятии решений, ограничение выбора — хорошая идея. Результаты юзабилити-тестирований говорят о том, что многие пользователи действуют быстро и решительно, часто даже быстрее, чем следовало бы (потому что это означает, что они пропустили важную информацию на одном экране, прежде чем перейти к следующему).

Это не ошибка пользователя, а человеческое поведение так устроено. В любом случае, в этих ситуациях виноват дизайнер, потому что он не смог донести до пользователя контекст до того, как можно было сделать выбор. Динамическая логическая обработка человеческого мозга построена таким образом, чтобы справляться с реальными жизненными ситуациями, смягчить боль, когда пользователи терпят неудачи и находить пути, чтобы вернуть их в нужное русло. Исключением является проектирование интерфейсов, связанных со здоровьем или безопасностью. В этом случае крайне важно четко и доступно представлять требуемый контекст, чтобы исключить возможность нанести пользователю вред, продолжая использовать частичную информацию.

Чтобы разработать эффективный опыт, не нужно быть нейрохирургом

Большая часть представленной здесь информации, это обобщенная версия того, что обнаруживают дизайнеры путем проб и ошибок. Полезно знать, как работает человеческий мозг, чтобы представлять информацию более легким для восприятия и запоминания способом. Возможно, интуитивно вы предполагали, как пользователи будут реагировать на что-то, но не могли объяснить, почему это работает именно так. Юзабилити-тесты приведут вас к тому, что вы обнаружите одни и те же закономерности и, в конечном счете, придете к одним и тем же выводам.

Понятия, о которых шла речь в этой статье, на самом деле являются верхушкой айсберга. Появляется все больше исследований, изучающих взаимосвязь между когнитивной наукой и UX. Я бы посоветовал всем заинтересованным еще больше углубиться в изучение когнитивной науки, чтобы усовершенствовать свои навыки дизайнера. К счастью, у вас есть собственный мозг, и это действительно лучший инструмент для понимания того, как он работает.

Источник
и
:
arrow