Введение
В дизайне нет четкой схемы карьерного роста, как, например, в юриспруденции или медицине. Совершенствуя навыки, каждый дизайнер развивается по своему уникальному профессиональному пути. В статье мы разберем возможные перспективы становления карьеры в этой сфере.
У вас есть два варианта развития:
Это не строгая система правил, а общее направление. Вы сами определяете возможные пути развития.
Основные ступени
Основные ступени карьеры дизайнера — junior, middle, senior, lead, арт-директор. Четкой границы между этими уровнями нет, их можно назвать условными маркировками, которые присваиваются дизайнерам по набору конкретных профессиональных навыков. При этом каждая компания сама определяет необходимый набор навыков для каждого уровня. Как только вы развиваете свое мастерство, ваш грейд становится выше. У кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее, но есть некий общий «путь дизайнера»:
Джун
Junior — это специалист, который недавно получил классификацию и пока не имеет большого опыта работы.
Как правило, джуны работают под руководством старшего дизайнера и выполняют его поручения (создание макетов, рисование логотипов, коррекция шрифтов и цветокоррекция). Джуны работают на создание своего портфолио, выполняя разнообразные задачи.
Важно! Вы не являетесь джуном сразу после обучения. Многие начинающие дизайнеры после прохождения курсов знают основы композиции, умеют работать с типографикой и создают привлекательные макеты, но без овладения определенными навыками они не могут стать джунами.
Навыки, которыми должен обладать джун:
Мидл
Middle — специалисты, занимающие промежуточное положение между начинающим и продвинутым дизайнером.
Он становится универсальным специалистом, работающим с разнообразными задачами: от разработки концепции, дизайна, верстки до окончательного оформления. Его работа более самостоятельная и лучшего качества, чем у джуна, но он все-равно находится под присмотром сеньора. Мидлы могут сами работать с клиентами и осуществлять небольшие проекты (самостоятельное создание иллюстраций и разработка концепций для утверждения при определенном контроле со стороны старших сотрудников).
Навыки, которыми должен обладать мидл:
Также важно умение делегировать задачи джунам, грамотная работа в команде, самостоятельность и ответственность, стремление к обучению.
Сеньор
Senior — старший специалист, опытный дизайнер, который может решать задачи самостоятельно.
Его обязанности могут охватывать широкий спектр задач от разработки концепции до полного воплощения ее в дизайне. Сеньор должен знать архитектуру программного обеспечения, как работают различные алгоритмы, находить сбои в программах и уметь их решать. На этом уровне дизайнер выбирает свою специализацию (моушн, иллюстрация, графический дизайн, UX) и начинает в ней активно развиваться.
Навыки, которыми должен обладать сеньор:
Лид
Lead — дизайнер-профессионал, который обладает не только необходимыми навыками и опытом в сфере дизайна, но и способен руководить командой.
Занимается профессиональным развитием команды, может обучать других.
Навыки, которыми должен обладать лид:
Арт-директор
Самая высокая должность, которую может получить дизайнер. Работа арт-директора заключается не столько в прикладном дизайне, сколько в развитии коммерчески успешной стратегии проекта.
В задачи арт-директора входит не только успешное развитие компаний-клиентов, но и собственной организации.
Навыки, которыми должен обладать арт-директор:
Где может работать дизайнер
Для большинства людей «дизайнер» олицетворяет человека, свободного от графика с 9:00 до 18:00, и является синонимом фриланса. Помимо работы «из любой точки мира» вы можете работать в дизайн-студии, в агентстве или в офисе на стороне работодателя.
Фриланс
Фриланс предполагает работу на себя без определенного графика в любом удобном для вас месте.
Преимущества:
- Вы сами выбираете проекты, которые вам интересны, и самостоятельно определяете рабочие часы и объем работы.
- Решение разнообразных задач способствует развитию навыков и способности к адаптации под преодоление любых проблем.
- Фриланс предполагает либо горизонтальный рост — изучение различных специальностей (моушн, 3D-моделирование, графический дизайн), либо повышение прайса за счет вашего опыта работы.
- Вы можете набрать команду и открыть собственную дизайн-студию.
Недостатки: Работая на себя, вам придется постоянно искать проекты самостоятельно. Высокая конкуренция на «рынке» дизайнеров провоцирует нестабильный заработок. К тому же у вас нет ориентира в виде старших коллег. Фриланс предполагает только горизонтальное развитие.
Агентство
Агентства — это компании, которые занимаются обслуживанием различных клиентов и специализируются на рекламе, корпоративных коммуникациях и графическом дизайне в целом.
Работа в агентстве — это работа в команде с различными специалистами (копирайтер, фотограф, креативный директор, аналитики, PR).
Преимущества:
- Вам обеспечен и горизонтальный, и вертикальный рост.
- Вы можете выполнять различные задачи и развивать навыки в разных областях дизайна.
- Чем сложнее проект, над которым вы работаете, тем выше возможность вырасти по вертикали.
- В отличие от фриланса в агентстве стабильная заработная плата.
Агентство — это наиболее удобный вариант для джуна, потому что можно прокачать себя в разных направлениях.
Недостатки: Будьте готовы к ненормированному графику, медленному карьерному росту. К тому же заработная плата может быть не такая высокая как на фрилансе.
Инхаус (In-house)
Инхаус — работа в офисе штатным дизайнером на конкретную компанию или организацию.
Это может быть команда сотрудников в издательстве, университете, банке, бренде косметики и т. д.
Преимущества:
- Стабильная заработная плата, которая может быть выше, чем в агентствах.
- Решение различных задач, но для одного клиента.
- Более успешный вертикальный рост.
Недостатки: меньше реализации творческого потенциала, меньше свободы и работа только на одну компанию.
Дизайн-студия
В дизайн-студии вы работаете среди других дизайнеров разных уровней.
Преимущества:
- Вертикальный и горизонтальный рост.
- Стабильная заработная плата.
- Наставничество старших коллег и возможность учиться у них.
Недостатки: заработная плата зависит от известности студии и проектов.
Свое дело
Дизайнеры, которые собирают вокруг себя единомышленников, могут создать свое собственное дизайн-бюро. Они могут сотрудничать и с агентствами, и с организациями, и крупными компаниями.
Преимущества:
- Овладение навыками не только в сфере дизайна, но и бизнеса (менеджмент, наставничество, юридические вопросы).
- Высокая заработная плата.
- Как и фрилансе, вы сами определяете объем работы и свои рабочие часы. Также вы распределяете задания между подчиненными.
- Продвижение личного бренда.
Недостатки: высокая степень ответственности не только за себя, но и за сотрудников. Стабильность дохода зависит от количества выполненных проектов.
Направления в дизайне
В дизайне множество направлений, среди которых вы найдете то, где вам будет комфортно и интересно работать.
Дизайн айдентики
Создание характерного визуала и стиля бренда, в который входит создание логотипа, выбор цветов бренда и определенных шрифтов, которые будут определять визуальную индивидуальность компании. В данном случае — работа не только на визуальную составляющую, но и на маркетинг, повышение узнаваемости.
Издательский дизайн
Дизайн в издательстве подразумевает создание обложек книг, журналов, газет. Также вы можете заниматься версткой макетов для печати.
Моушн-дизайн
Моушн-дизайнер работает с анимационной графикой. Например, динамические логотипы или промо-ролики. Моушн-дизайнеры могут работать и в киноиндустрии, создавая заставки к программам на ТВ или в качестве вступлений к фильмам.
Дизайн среды
Вы можете стать дизайнером среды и проектировать графические элементы, которые применяются в архитектуре, ландшафтном дизайне. Например, дорожные знаки и указатели.
Веб-дизайн
Веб-дизайнер работает над созданием сайтов. Это могут быть как простые лендинги, так и многостраничные структуры. Создание не только визуально привлекательного интерфейса, но и разработка удобного для пользователя пространства.
Дизайн UX/UI
Работа с UX/UI — это разработка различных пользовательских интерфейсов, начиная от приложений и заканчивая различными платежными системами. Важной частью работы этого вида дизайна является создание удобного приложения для пользователя.
Дизайн упаковки
Product-дизайнер создает товары для потребителей, разрабатывает дизайн товара или упаковки (цвет, шрифт и другие графические элементы).
Как вырасти джуну в агентстве или дизайн-студии
Заключение
Теперь вы знаете, что у дизайнеров тоже есть карьерная лестница, и по ней можно активно продвигаться. Прокачивайте навыки и повышайте грейд, изучайте различные направления. Так вы сможете быстрее определиться с интересной именно для вас областью, будь то дизайн среды или UX/UI-дизайн.