вебинар: 5 лучших дизайн-концепций Разбор арт-дира

Визуальные каламбуры

Автор статьи:
,

Введение

Дизайн не мог бы существовать без двойных смыслов. Будучи пользователем какого-либо продукта, всегда интересно разгадывать его визуальный код, получая не только эмоцию узнавания, но и приятное удивление. Это делает пользовательский опыт гораздо интереснее — появляются разговоры, дискуссии и споры, различные предположения, мифы и факты.

Одним из инструментов, который позволяет добиться данного эффекта, являются каламбуры. Однако чтобы создать каламбуры, которые хорошо вписываются в дизайн, необходимо понимать знаки и символы, а также ситуации, когда стоит прибегать к такому приему, а когда этого делать точно не следует. Мы разберем эти вопросы в этом лонгриде.

Что такое визуальный каламбур

Каламбуры являются воплощением некой формы двусмысленности, которая возникает на разных уровнях языка или языков. Визуальный каламбур представлен в графическом образе (символ или изображение), который имеет более двух значений. Соединение этих значений создает множественность смыслов.  

Визуальные символы, обладая свойством экономичности, должны быть абстрактными, чтобы успешно представлять два различных объекта, если между ними нет явного сходства.

Можно выделить класс некорректно сформированных визуальных каламбуров, где изображения играют роль только благодаря их визуальному сходству, без какого-либо концептуального сходства между представленными идеями. Это отличает их от хорошо проработанных визуальных каламбуров.

В общем представлении у каламбуров существует стойкая ассоциация с юмором, однако они не ограничиваются лишь им. Каламбур предполагает оригинальную подачу идеи, неважно в каком формате это будет сделано: грустном, тоскливом, комическом, ироничном, информационном и т.д.

Почему каламбуры могут быть полезны в дизайне? Исследователи обнаружили, что люди лучше запоминают каламбуры, чем другие виды информации. Вы можете использовать их, чтобы сделать пользовательский опыт более запоминающимся или повысить вероятность того, что аудитория запомнит определенные части дизайна.

Примеры из искусства

Серия портретов из фруктов и овощей Джузеппе Арчимбольдо — это известный пример каламбуров в искусстве. Художник создавал портреты-«перевертыши», используя фрукты, овощи, цветы и другие предметы. Каламбур заключается в том, что это одновременно и натюрморт, и портрет.

Джузеппе Арчимбольдо. «Мужская голова / Корзина фруктов»

Одним из главных приверженцев каламбуров в искусстве является Сальвадор Дали. Он часто использовал каламбуры в своем творчестве, причем как визуальные, так и словесные, чтобы выразить абсурдность, многозначность и парадоксальность своих идей.

Один из наиболее известных примеров — его работа «Постоянство памяти».

Сальвадор Дали. «Постоянство памяти»

Дали часто совмещал несколько объектов в одном изображении, создавая иллюзии, которые можно интерпретировать по-разному, например, плавящиеся часы символизируют не только время, но и его нестабильность и относительность. Он также часто создавал образы, которые при определенном взгляде трансформируются в совершенно другие. Это игра восприятия — визуальный каламбур, заставляющий зрителя сомневаться в том, что он видит. Он использовал такие приемы, чтобы нарушить привычное восприятие, побуждая зрителей видеть мир более многозначным и загадочным. Это было частью его общей стратегии — шокировать, удивлять и вызывать размышления.

Бэнкси — мастер каламбуров в современном уличном искусстве, используя визуальные и концептуальные игры, он создает многослойные послания. Его работы часто сочетают юмор, иронию и социальную критику.

Бэнкси. «Бросающий цветы»

В его работе «Бросающий цветы» (Flower Thrower) изображен человек, готовящийся бросить букет цветов, как если бы это был коктейль Молотова. Каламбур заключается в контрасте между актом агрессии и символом мира, превращая протест в послание любви и перемен.

Примеры из дизайна

Одним из культовых примеров визуального каламбура в дизайне является брендбук IBM от Пола Рэнда.

Логотип IBM от Пола Рэнда

Дизайн представляет собой игру с названием компании, где вместо букв «I», «B», и «M» он использовал комбинацию графических символов:

«I» заменена изображением глаза, так как в английском буква I созвучна слову eye (глаз). Он символизирует зрение, наблюдение, интеллект и технологическую перспективу.

«B» заменена пчелой по принципу созвучия английской буквы B и слова Bee (пчела). Она ассоциируется с трудолюбием, продуктивностью и сотрудничеством, что отражает корпоративные ценности IBM.

«M» остается буквой, но сохраняет фирменный стилистический облик.Работа Пола Рэнда идеально отражает ценности IBM как технологической компании: инновации, интеллектуальность и способность переосмыслять привычное.

Данный дизайн стал классическим примером того, как можно использовать креативные подходы к брендингу, сохраняя связь с основной идентичностью компании.

Сегодня компании также часто используют каламбуры на свой сайтах.

Wix

Источник

Wix часто добавляет в свои шаблоны или уведомления каламбуры, например, «Create your site for sore eyes» (игра с «site» — «сайт» и «sight» — «зрение»). Это делает процесс работы с платформой более запоминающимся.

Burger King — «Whopper Detour»

Источник

Кампания предлагала пользователям купить бургер за 1 цент, если они находились рядом с конкурентом (McDonald's). Само название «Whopper Detour» обыгрывает идею «объезда» и заставляет пользователя совершить неожиданный шаг.

Innocent Drinks

Источник

Сайт и упаковка бренда наполнены шутками и игрой слов. Например, раздел с контактами называется «Fruit Towers» (игра с «fruit» и «free»). Это подчеркивает веселый и непринужденный характер бренда.

Как можно использовать в проектах

Зачастую каламбуры используются в юмористическом ключе, поэтому нужно помнить, что если вы будете форсировать юмор, то он потеряет свою силу и ваша шутка окажется плоской. Юмор должен казаться спонтанным и быть естественным, только тогда люди смогут насладиться им в полной мере.

Источник

Есть несколько возможностей использовать юмор и каламбуры:

1. Сделать скучную, но важную информацию интересной

Веб-страницы должны содержать много информации, а чтение большого объема информации может стать довольно скучным занятием. Поскольку информация должна быть предоставлена пользователю, каким может быть решение? Ответ прост — юмор. Добавление юмора во всех его категориях может заставить контент вашего сайта говорить и служить своей цели.

2. Ошибка 404

Часто бывает, что пользователи сталкиваются с проблемами во время работы с сайтом. Эти проблемы расстраивают и раздражают их, вплоть до того, что люди готовы покинуть сайт.

Когда вы узнаете, что страница, которую вы искали, больше не существует, вы будете расстроены. Здесь каламбур мог бы немного смягчить ситуацию.

Источник

3. Медленная загрузка

Источник

Когда веб-страница долго загружается, это также доставляет немало неудобств пользователю. Возможно, у медленной загрузки есть реальная причина, которую нет возможности исправить.

Так что же делать? Используя тонкий юмор, вы сможете удержать пользователя подождать еще немного и увидеть то, что он хотел.

4. Рассказ истории / Сторителлинг

Иногда повествование становится необходимой частью веб-дизайна. Важно донести свою мысль в простой, но в то же время интересной для аудитории манере. Каламбуры будут весьма уместны в этом случае.

Источник

Заключение

Использование визуальных каламбуров требует от дизайнеров тонкого чувства контекста, творческого мышления и понимания аудитории. Хорошо созданный визуальный каламбур способен преодолеть языковые и культурные барьеры, делая дизайн универсальным и доступным.

Таким образом, визуальные каламбуры — это не только игра со смыслами, но и эффективное средство коммуникации, способное превратить привычные образы в нечто новое и неожиданное.