© 2016 Your company
В СССР избегали слова "дизайн", но дизайн как явление в стране был. Сам вид деятельности именовали то художественным конструированием, то технической эстетикой. Cистема дизайна/эстетики была построена фундаментально и всерьёз (как в большинстве случаев всё советское). Советские дизайнеры не могли иметь собственные студии, их имена были известны только в профессиональной среде. Художники-конструкторы и художники промышленной графики занимались тем, что Европе и США называли "промышленный дизайн" и "графический дизайн".
Организаторы выставки "Система дизайна в СССР" считают днём рождения отечественного дизайна 28 апреля 1962 года – день подписания постановления Совмина СССР "Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования".

Советские дизайнеры часто опережали время. Произвести то, что они придумывали, было невозможно по объективным причинам: отсутствовали технологии или материалы, требовалась модернизация производства, не до конца был изучен спрос на ту или иную продукцию или производство нового изделия обошлось бы слишком дорого. Поскольку во многих случаях разработка была оторвана от производства, некоторые проекты так и не были реализованы либо остановились на стадии изготовления опытных образцов.
Таблица "Эмблемы для демонстраций", 1925
Фотомонтаж "Молодая гвардия", 1924
Рекламный плакат "Ленгиз: книги по всем отраслям знания", 1924
Организаторы выставки "Система дизайна в СССР" считают днём рождения отечественного дизайна 28 апреля 1962 года – день подписания постановления Совмина СССР "Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования".
Советские дизайнеры часто опережали время. Произвести то, что они придумывали, было невозможно по объективным причинам: отсутствовали технологии или материалы, требовалась модернизация производства, не до конца был изучен спрос на ту или иную продукцию или производство нового изделия обошлось бы слишком дорого. Поскольку во многих случаях разработка была оторвана от производства, некоторые проекты так и не были реализованы либо остановились на стадии изготовления опытных образцов.
Советский графический дизайн развивался в жанрах агитационного и рекламного плаката, искусства книжной графики, а также прикладных задач создания упаковки, товарных знаков и фирменных стилей.
Афиша "Шестая часть мира", 1926
В 1954-м году в рамках Московского союза художников возникает секция, получившая впоследствии название "Промграфика" — это было первое профессиональное объединение, выполнявшее заказы производства. В разные годы председателями секции были выдающиеся дизайнеры: Г.А. Щетинин, А.Д. Крюков, В.С. Акопов.
Советские плакаты — наглядные пособия, создаваемые в СССР, направленные к разъяснению определенного вопроса, как, например, отношения советской власти к текущим событиям в доступной форме.
Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической или другой деятельности.

Характер советских плакатов менялся по мере исторического развития СССР, при этом содержавшаяся в них пропаганда сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальная справедливость), патриотизм, общеобразовательные элементы, призывы к здоровому образу жизни и так далее. Советские плакаты, как правило, являются произведениями изобразительного искусства и отражают элементы советского культурного наследия.

Ещё с первых лет советской власти появилось большое количество плакатов, направленных на борьбу с пагубными привычками. На тему борьбы с пьянством и алкоголизмом было выпущено множество листов, среди которых наиболее известные.
Плакат "Родина-мать зовёт!", 1941

Плакат "Ты записался добровольцем?", 1920
Плакат "НЕТ!", 1954
Плакат "Папа, не пей.!", 1929
В 1930 году в СССР произошло важное для всей полиграфической промышленности событие. В феврале Всесоюзным комитетом по стандартизации был принят обязательный Общесоюзный стандарт 1337 "Шрифты гартовые". Этот небольшой двухстраничный документ ограничил советских дизайнеров определенным набором шрифтов.

Сюда вошли гарнитуры "Обыкновенная", "Учебная", "Латинская" и т.д. Советским художникам-оформителям не хотелось ограничивать себя в выразительных средствах и верстать все книги по одному стандарту. Поэтому многие взяли в руки карандаши, кисти, перья и начали восполнять недостаток шрифтов, создавая свои уникальные авторские композиции. Каждый тот эксперимент с каллиграфией, по сути, уникален, но фиксировать и систематизировать их стали только к 1960-м, когда начали появляться первые каталоги шрифтов.
Фильм "Афоня", 1975
Фильм "Перед рассветом", 1989
Фильм "Девушка без адреса", 1958
Фильм "Друзья", 1938
Фильм "Уроки французского ", 1978
В 1930 году в СССР произошло важное для всей полиграфической промышленности событие. В феврале Всесоюзным комитетом по стандартизации был принят обязательный Общесоюзный стандарт 1337 "Шрифты гартовые". Этот небольшой двухстраничный документ ограничил советских дизайнеров определенным набором шрифтов.
Сюда вошли гарнитуры "Обыкновенная", "Учебная", "Латинская" и т.д. Советским художникам-оформителям не хотелось ограничивать себя в выразительных средствах и верстать все книги по одному стандарту. Поэтому многие взяли в руки карандаши, кисти, перья и начали восполнять недостаток шрифтов, создавая свои уникальные авторские композиции. Каждый тот эксперимент с каллиграфией, по сути, уникален, но фиксировать и систематизировать их стали только к 1960-м, когда начали появляться первые каталоги шрифтов.
Реклама в СССР — отрасль и индустрия по распространению рекламы в СССР. Несмотря на плановую экономику и сопутствующий дефицит, коммерческая реклама всё же занимала в СССР своё место.
Как это ни странно, "буржуазные" по сути своей рекламные технологии самым активным образом использовались для социализации формирующегося массового сообщества — "советских людей" — давая направление и обозначая вехи для переустройства его жизни.

При правильной постановке вопроса реклама — политическая, социальная, коммерческая — могла, как и писатели, стать социальным инженером. Если не душ человеческих, то, по крайней мере, труда и быта людей, конструктором правильных потребностей, технологом их социально одобряемого удовлетворения.
Плакат "Покупайте в консервах кукурузу", 1935
Реклама консервов "Снатка", 1938
Реклама "Покупайте мороженое", 1951
Реклама "Цитрусовый сок", 1951
Советская пропаганда активно использовала возможности инфографики для наглядной демонстрации достижений советского с/х и объемов производства советской промышленности.

Метод изобразительной статистики был взят на вооружение еще в 1919 году, но особенно ее значение выросло в последующие десятилетия: "Нет такого клуба, красного уголка, избы-читальни, школы, где бы не изготовлялись и не выставлялись диаграммы. К концу 1920-х "старые методы статистических диаграмм — в виде "кривых линий", столбиков, кружков или ничего не говорящих изображений, лишенных политической и классовой осмысленности, не могли разрешить задачи популяризации статистических данных", а потому возникла необходимость в более наглядной и убедительной графической системе. В СССР приняли так называемую венскую систему.
Инфографика "Ресурсы СССР"
Инфографика "Тракторный парк", 1956
Инфографика "Электроэнергия"
Инфографика "Пщеница"
Инфографика "Промышленность"
Советская пропаганда активно использовала возможности инфографики для наглядной демонстрации достижений советского с/х и объемов производства советской промышленности.
Метод изобразительной статистики был взят на вооружение еще в 1919 году, но особенно ее значение выросло в последующие десятилетия: "Нет такого клуба, красного уголка, избы-читальни, школы, где бы не изготовлялись и не выставлялись диаграммы. К концу 1920-х "старые методы статистических диаграмм — в виде "кривых линий", столбиков, кружков или ничего не говорящих изображений, лишенных политической и классовой осмысленности, не могли разрешить задачи популяризации статистических данных", а потому возникла необходимость в более наглядной и убедительной графической системе. В СССР приняли так называемую венскую систему.
Для русского книжного искусства минувший век оказался веком интенсивного развития. Развитие это было разнохарактерным и разнонаправленным, оно питалось и идеалистическими упованиями, и злободневными нуждами, руководствовалось и четко сформулированными задачами, и смутными влечениями.
Исходным пунктом развития стала неудовлетворенность состоянием русской книги второй половины XIX века. Книга эта была эклектична в широком смысле: в силу не только стилевой пестроты (что и принято называть эклектикой), но и пластической несовместимости составлявших ее элементов.

Художники, воспринявшие принципы "мирискуснической" книжной графики, в 1920-е годы образовали своего рода школу, никак не оформленную организационно, но стилистически безошибочно узнаваемую. Создавая почти исключительно обложки, они работали продуктивно и доброкачественно, сохраняя свою традиционно высокую графическую культуру. Но их искусство постепенно из художественного явления превращалось в узкопрофессиональное.
Книга "Теория живописи", 1923

Книга "Искусство Рабочих", 1928

Книга "Материализация фантастики", 1927

Книга "Камерный театр", 1927

В послевоенном СССР остро стоял вопрос модернизации индустриального производства. Дизайнеры должны были решать задачи быстрого, экономичного и массового изготовления товаров.
Белый сервиз Малевича, 1965
Советские художники, ученые и архитекторы находились в постоянном поиске новых форм и создавали проекты, которые изменили (или могли бы изменить) будущее. От концепции "перспективного такси" и универсальной одежды до аналога "умных часов" и Google Glass.
Верхний переворачивающийся элемент показывает число. После 31-го числа при перевороте появляются таблички с надписями: "Месяц переставить", "Вращать медленно" и "Ленинградский монетный двор Гознак". Вращающийся элемент украшен медальончиками в виде "Укротителей коней". Меняется месяц путем вынимания справа металлической пластины и смены карточек по месяцам. День недели сменялся вручную с помощью поворота ручки справа от окошка на себя.
Настольный календарь.
Начало 1950-х гг.
Неваляшка придумана в древности, в XII веке в Японии (символ сосредоточения и отрешенности). Еще 200 лет назад на ярмарках России можно было купить деревянных "кувырканов" и "ванек-встанек". Красная неваляшка — едва ли не единственная при советской власти реплика старого мира. Некая базовая, наряду с металлической юлой, советская игрушка. Массовую неваляшку разработал НИИ игрушки в городе Загорске в 1958 году.
Игрушка "Неваляшка". Модель 1958 г.
Подстаканники были неотъемлемым атрибутом советского быта, для особых случаев выпускались специальные серии. Эта, например, была посвящена успехам СССР в освоении космоса. С какой стати именно подстаканник, вещь уже сугубо патриархальную и, что называется, "устар.", назначили прославлять грандиозные успехи в космической области, никто не задумывался. Хотя в народе принялись вскоре шутить, что, должно быть, их делают из космической пыли.
Подстаканник "Космос". Начало 1960-х гг.
"Чайка" — точная копия голландского пылесоса Remoco SZ49 1930-х годов. В СССР этот пылесос стал народной моделью, поскольку был безотказен и прост в эксплуатации. Особо отмечались его стильный дизайн и эргономичность. В названии "Чайка" советские маркетологи, если их можно так назвать, слышали что-то космические. И действительно, слово "Чайка" стало позывным Валентины Терешковой, первой женщины-космонавта.
Пылесос "Чайка". Модель 1963 г.
Самый массовый советский зеркальный фотоаппарат, разработан на Красногорском механическом заводе (КМЗ). Выпускался серийно в 1965-1982 годах. Выпущен в количестве более 8 млн штук — мировой рекорд. На "Зенитах" ранних выпусков стояло съемное окулярное кольцо, позволявшее устанавливать диоптрийную линзу (от очков) для коррекции зрения фотографа. Большинство фотографий в семейных альбомах сделано именно "Зенитом".
Фотоаппарат "Зенит-Е". Модель 1965 г.
Осветительные приборы в СССР разрабатывались для общественных пространств, а те, что "для дома, для семьи", были их репликами. Так, черная лампа 1930-х была "младшей сестрой" массивной "наркомовской". А вот 1960-е стали революционными: дизайн ламп теперь повторял зарубежные образцы и не был привязан к "большому стилю". Эскизы настольных ламп создавал художник Михаил Оленев. Лампа 1968 года подчеркнуто функциональна, изящна, легка.
Лампа настольная. Модель 1968 г.
Дизайн разработал художник Адольф Ирбите, он подыскивал образы практически для всей продукции, которая выпускалась на рижских заводах с 1930-х годов. Монофоническая сетевая радиола 1-го класса "Ригонда-102" выпускалась на заводе "Радиотехника". В сравнении с прежней моделью обеспечивала более уверенный прием и качество звука. В ней в два раза были увеличены выходная мощность и чувствительность индикатора настройки.
Радиола "Ригонда-102". Модель 1971 г.
В СССР был культ шахмат: они должны были демонстрировать интеллектуальное превосходство социализма. Матчи за звание чемпиона мира проходили с участием наших спортсменов, триумфом же стала битва двух советских чемпионов Карпова и Каспарова в 1984-1985 годах. Число любителей шахмат тогда зашкаливало, а шахматные часы стали символом, который узнавался с первого взгляда. Бывали они 1-го и 2-го классов, малогабаритным и крупногабаритным.
Часы шахматные "Слава". Модель 1980-х гг.
Производитель определял его как "бытовой носимый кассетный монофонический". Был символом достатка, что не помешало стать заодно и символом неподцензурного искусства. В аппарат был встроен сетевой блок питания, а также предусмотрена возможность работы от батареек или аккумулятора автомобиля. Благодаря этому возникла новая подростковая культура в СССР: магнитофон теперь можно было слушать на ходу и делать записи.
Магнитофон "Электроника 321". Модель 1981 г.
Унифицированный полупроводниковый переносной черно-белый телевизор, выпускался на Московском радиотехническом заводе. Ключевое слово — переносной: его ставили на дачах, базах отдыха, в учительских. Модель легендарная: на ее экранах многие впервые смотрели "Взгляд", Съезд народных депутатов и сериал "Рабыня Изаура". Ударопрочный футляр и взрывобезопасный кинескоп, кнопочный переключатель программ и рамочная антенна. Масса 9 кг.
Телевизор "Юность-406 Д". Модель 1987 г.
"Это была "Высшая школа" в миниатюре. Здесь все учились у всех. Любое открытие становилось всеобщим достоянием."
Елена Александровна Вязникова
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ХОЧЕШЬ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШИЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ?
ЛОНГРИДЫ
Икона эпохи: Пол Рэнд
ЛОНГРИДЫ
Золотое сечение
ЛОНГРИДЫ
Дизайн системы