Психология цвета в UX

Считается, что цвет является важнейшим зрительным опытом для человека.

Каждый раз, когда мы открываем глаза, наши зрительные рецепторы подвергаются непрерывному воздействию оптических раздражителей. Цвет — мощный информационный носитель, использующийся для поддержки общей когнитивной системы человека. С помощью правильного сочетания и расположения цветов можно вызвать положительные эмоции и поведение у пользователей.

Известно, что цвета обладают определенными физиологическими и психологическими свойствами. Каждый цвет имеет свое значение, которое может различаться в зависимости от культуры. Этот факт чрезвычайно важен для UX-дизайна любой компании, поскольку сила бренда сильно зависит от этого конкретного фактора.

Цвет — один из маркетинговых инструментов, который используется для создания, поддержания и изменения имиджа бренда в сознании клиентов. Бренд любой компании включает в себя:

  • логотип;
  • цвет;
  • общий интерфейс приложения или веб-сайта. 

Цвета могут повышать запоминаемость бренда, оказывая эмоциональный эффект на клиентов, поскольку каждому цвету соответствует свое символическое значение.

Таким образом, цвета могут повысить удобство использования любого программного обеспечения, направляя внимание пользователей и в то же время обеспечивая обогащение пользовательского опыта за счет создания приятной атмосферы. 

Важно уделить особое внимание цветовой палитре, поскольку тщательно подобранные цвета могут улучшить дизайн и, напротив, плохая цветовая палитра может ухудшить впечатление пользователей и помешать им эффективно использовать веб-сайт или мобильное приложение. 

Также, важно учитывать, что цвета интерфейса оказывают мощное эмоциональное воздействие. Хотя некоторые цвета являются универсальными в UX-дизайне, другие цвета, с которыми они сочетаются, могут оказывать огромное влияние на восприятие пользователей.

1. Цвета и восприятие

Основа каждого визуального опыта — это глаз. Цвет представляет собой волны света различной длины, которые поглощаются глазами и преобразуются мозгом. Свет можно разделить на спектр, состоящий из пяти различных цветов: 

  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • синий.

Красный цвет имеет самую длинную волну, а синий — самую короткую. Объект, воспринимаемый в красном цвете, поглощает все цвета в спектре, кроме красного света. Этот непоглощенный свет отражается обратно от объекта в глаза. Отсюда он попадает в мозг и интерпретируется как красный. Хрусталик наших глаз фокусирует приближающийся свет на сетчатку глаза, которая содержит два уникальных вида фоторецепторов:

  • палочки — для монохроматического зрения в ночное время;
  • колбочки, чувствительные к цвету в дневное время. 

Эти палочки и колбочки позволяют видеть цвет и свет соответственно. Существует три типа колбочек: 

  • тип I — ассоциирующийся с синим;
  • тип II — ассоциирующийся с зеленым;
  • тип III — ассоциирующийся с красным. 

Другие цвета являются комбинацией этих трех цветов. Например, мы видим яблоко и воспринимаем его как красное. Некоторые волны блокируются химическими веществами в кожице яблока, но отраженные волны проходят через зрачок и возбуждают колбочки в задней части глаза. Они посылают в мозг закодированное сообщение о длинах волн, поступающих в глаз. Мозг транслирует этот код в ощущение "красного".

2. Цвета и эмоции

Чтобы понять психологию цвета в UX-дизайне, необходимо также учитывать, какие цвета вызывают у людей те или иные эмоции. Мы привыкли, что цвета являются обыденностью в нашей повседневной жизни, поэтому сложно представить ситуацию, в которой они могут быть не связаны с различными когнитивными процессами.

Таким образом, при восприятии цвета активируется целая сеть этих процессов. Красный цвет, например, обычно привлекает внимание, так как вызывает такие ассоциации, как кровь, жар, опасность, возбуждение, предупреждение, ошибка. В то время как зеленый цвет может вызывать такие ассоциации, как природа, безмятежность, надежда. 

Психологи классифицируют цвета следующим образом:

  • теплые — красный и желтый;
  • холодные — синий и зеленый. 

Однако разница между теплыми и холодными цветами относительна: например, при сравнении красного и желтого цветов, желтый —  более теплый, чем красный. Белый, черный и серый считаются нейтральными цветами. Цвета влияют как на человеческое поведение, так и на его физиологию.

3. Цвета и культура

Специфические ассоциации незначительно меняются на индивидуальном уровне, однако существуют определенные значения цветовой кодировки, которые существуют как часть культуры. Существуют признанные социальные кодировки значений цветов и их ассоциаций. Например, в Индии индусы считают оранжевый самым священным цветом, в то время как в Замбии люди даже не рассматривают его в качестве отдельного цвета. 

Таким образом, UX-дизайнерам важно иметь понимание того, каким цветам отдают предпочтение люди в той или иной культуре. Цветовые сочетания могут быть связаны с определенными системами верований и традиций. Так, черный цвет имеет совершенно противоположные значения в различных культурах:

  • в западной культуре — олицетворяет смерть и траур;
  • в дальневосточной культуре — здоровье и процветание. 

Сочетание цветов, выбранных для предметов, логотипов, изделий и т.д., может передавать определенный смысл в результате специфических цветовых сочетаний.

4. Цвета и UX дизайн

Каждый UX-дизайнер должен быть знаком с теорией цвета: знать о цветовом круге и параметрах цвета. Цветовой круг дает нам представление о цветовой гармонии и о том, какие цвета можно смешивать для создания значимого визуального эффекта. Параметры цвета включают в себя:

  • оттенок;
  • насыщенность;
  • значение.

Цвета управляют вниманием пользователей и при грамотном использовании выстраивают иерархию. Чем меньше используется цвет, тем лучше он будет привлекать внимание пользователя. Если использовать большое количество цветов в одном дизайне, то сайт будет выглядеть загроможденным и сбивать пользователя с толку, тем самым, делая процесс выполнения задач более непредсказуемым, увеличивая количество ошибок, и снижая прибыльность.

Когнитивными психологами предлагается использование не более пяти уникальных цветов. Восприятие цвета рассматривается как активация когнитивной единицы. Таким образом, уменьшение количества цветов всякий раз, когда они используются в качестве кодирования для информационного взаимодействия, будет снижать когнитивную нагрузку на пользователя. 

Исследования показали, что большое влияние на выбор цвета оказывают следующие характеристики личности:

  • личные предпочтения;
  • опыт;
  • воспитание;
  • культурные различия. 

Это один из важнейших факторов при UX-проектировании, поскольку, выбрав правильный цвет для своего продукта, вы, вероятнее всего, будете выделяться на фоне конкурентов.

Правило 60-30-10 — это теория, применяемая практически каждым дизайнером для создания эстетически привлекательных и достаточно сбалансированных цветовых палитр. Это классическое правило помогает принять решение о создании цветовой палитры для проекта. Оно означает, что 60% пространства должно быть занято преобладающим цветом, 30% — вторичным, а оставшиеся 10% — акцентом.

UX-дизайнеры и маркетологи обычно используют цвет для продвижения продукции и рекламы. Цвет является важным компонентом визуальной составляющей бренда, а преимущество, получаемое от “внешнего вида” бренда, увеличивает узнаваемость и имидж бренда. 

Очевидно, понимание той роли, которую цвет играет в маркетинге, становится все более актуальным по мере продвижения технологического прогресса. Значимость и доступность выбора цвета, судя по всему, со временем будет только расти.

Заключение

Цвет — это инструмент, позволяющий продуктам стать более значимыми, благодаря его богатству и красоте. Цвет — это не просто эстетический элемент, он стимулирует наше зрение, которое напрямую связано с мозгом, где сразу же вызывает эмоции. Также он оказывает влияние на повседневное поведение, поскольку каждый из цветов имеет особое значение.

Цвет является важнейшим инструментом как для компаний, так и для дизайнеров:

  • для компаний очень важны значения цветов, поскольку благодаря этому формируется имидж бренда, и, соответственно, смысл, который он транслирует в массы;
  • для любого дизайнера цвет является важным элементом в наборе инструментов, поскольку интерфейсы должны состоять как минимум из двух различных цветов, а оптимизация цветовых комбинаций представляет собой особенный интерес.

Я думаю, что правильное использование цветов при создании различных приложений может оказать глубокое влияние на общий опыт пользователей. 

Источник:
medium.com
arrow