ПЕРЕВОДЫ
Дизайнерское мышление: Путешествие новичка
Резюме: В ходе того, как человек учится дизайнерскому мышлению, он проходит 4 этапа: от новичка до гроссмейстера.

Два года назад мы начали долгосрочный исследовательский проект, чтобы лучше понять дизайнерское мышление: как специалисты внедряют его в повседневную работу и его влияние на результаты проекта.

Приступая к определению модели зрелости дизайнерского мышления, мы поняли, что зрелость отдельных членов команды и их опыт, положение и мастерство в области проектного мышления необходимы для того, чтобы команда (или организация) в целом могла эффективно использовать методологию проектного мышления. Чтобы лучше понять эту связь между индивидуальными способностями и производительностью команды, мы определили катализаторов - отдельных специалистов, чье мастерство позитивно влияло на практику проектирования в их командах или организациях. Основываясь на наших беседах с этими “катализаторами” об их опыте (и опыте тех, кого они обучают и направляют), мы предположили, что практикующие специалисты в области дизайна имеют примерно один и тот же путь обучение, несмотря на различное происхождение и контекст.

Чтобы прояснить этапы этого учебного путешествия, мы провели широкомасштабный опрос с участием 1067 практикующих специалистов, направленный на изучение опыта респондентов в области дизайнерского мышления. Мы классифицировали ответы по потенциальным этапам обучения, основываясь на самоотчете о размышлениях над проектом, опыте, основных видах деятельности и крупнейших проблемах. Этот процесс в сочетании с беседами с сотнями специалистов в области дизайнерского мышления каждый год на нашей конференции UX помог нам создать перечень этапов, с которыми большинство специалистов-практиков сталкиваются в процессе обучения дизайнерскому мышлению: новичок, адаптер, лидер и гроссмейстер.


Почему эти этапы важны

Как практикующий специалист, вы можете лучше понять свой собственный процесс обучения и установить соответствующие ожидания, если знаете типичные этапы вашего учебного пути.

•Большинство путей обучения в какой-то момент приносят разочарование. Проникновение в процесс разработки учебного плана и в то, к чему вы стремитесь, может ободрить вас в моменты, когда вы восклицаете "а в чем смысл?!". Если вы изучаете дизайн, осознание общего пути может помочь вам чувствовать себя менее одиноким.

•Определение текущей фазы может помочь вам предсказать дальнейший прогресс. Сосредоточьтесь на целях текущей фазы обучения, а не бегите впереди паровоза. Забегая вперед, вы рискуете пережить опыт, который оставит у Вас сомнения или страх, и, таким образом, Вы будете менее мотивированы к продолжению обучения.


Как педагог (или менеджер, или наставник), вы можете проявить эмпатию, создать эффективный способ обучения для других, а также обеспечить устойчивый, долгосрочный успех.

•Понимание того, где находятся другие люди и что разные люди будут находиться на разных этапах учебного процесса, является ключевой частью того, чтобы быть эффективным педагогом. Это позволяет вам проводить эффективное обучение, не перегружая вашу аудиторию слишком сложными задачами, а также упреждающе смягчать болевые точки учащихся на каждом этапе.

•Обучение и активизация группы людей требует много ресурсов (времени, денег и усилий). Этот образовательный процесс должен быть преднамеренно спланирован таким образом, чтобы максимально увеличить ресурсы и окупить вложенные в него средства. Определение уровня участников и их продвижение по учебному маршруту позволяет педагогу определить контрольные показатели прогресса и успеха в обучении.
Есть 4 этапа на пути освоения дизайнерского мышления: новичок, адаптер, лидер и гроссмейстер. Люди проходят через эти 4 этапа, по мере того как их опыт расширяется. Фаза адаптера наиболее неспокойна, так как практикующие специалисты впервые экспериментируют с применением дизайнерского мышления в своей работе. На этой фазе мастерство (определяется как комбинация компетентности с уверенностью) колеблется больше всего.

По мере того, как практикующие специалисты проходят через эти этапы, их мастерство увеличивается нелинейно, особенно из-за недостатка уверенности в себе. Отметим, что мастерство - это сочетание компетентности и уверенности. И то, и другое необходимо для эффективного использования дизайнерского мышления. Если вы хороши, но чувствуете себя неуверенно, вы не будете отклоняться от строгих шаблонов дизайнерского мышления и не будете учить других. Цель состоит в том, чтобы создать соответствие между компетентностью и уверенностью для того, чтобы овладеть дизайнерским мышлением на должном уровне.


Структура

Вместо того, чтобы рассматривать каждую фазу как отдельный контрольный пункт, мы создали трехкомпонентную структуру для характеристики каждой стадии обучения: критерии, основной вид деятельности и цели педагога.

1) Критерии - это наблюдаемые качества, которые могут помочь ученику (или внешнему наблюдателю, например, педагогу) определить текущий этап учащегося. Они включают в себя осведомленность о собственной компетентности, уровне знаний и уверенности в себе.

2) Основной вид деятельности - это конкретные действия учащегося и использование методик проектирования.

3) Цели и препятствия педагога суммируют болевые точки учащегося на любом данном этапе и соответствующие цели педагога, которые могут помочь учащимся преодолеть сложности.


Фаза 1: Новичок

Этот этап является первым на учебном пути. Для большинства практикующих специалистов, это происходит в университете или учебном заведении, первом месте работы или на онлайн-курсе. Количество времени, проведенное на этом первом этапе, зависит от того, насколько мотивирован ученик. Многие практикующие специалисты сразу же воспринимают дизайнерское мышление как бесполезное и никогда не покидают эту стадию.


Критерии

Люди, находящиеся на этом этапе, были введены в процесс дизайнерского мышления, но имеют ограниченный опыт работы с ним. Практики на этом этапе разделяются на 2 группы:

1) Те, которые стремятся научиться дизайнерскому мышлению.

2) Те, которые не заинтересованы в том, чтобы узнать больше о дизайнерском мышлении. На этом их учебный путь заканчивается. Эти практики могут оставаться на этой стадии бесконечно долго, пока не столкнутся с более глубоким воздействием проектного мышления, которое расширит их перспективы, опыт или признание.

Знания новичков минимальны. У них есть понимание дизайнерского мышления на поверхностном уровне, часто уходящее корнями в определение, которое они получили во время своей первой встречи с ним. Они могут дать определение, но не знакомы с деталями концепции или ее значением. У них есть тематические ассоциации с дизайнерским мышлением. Новички не знают о своей дизайнерской некомпетентности.


Основной вид деятельности

Главная цель новичков - понять основы: что такое дизайнерское мышление и почему оно полезно. Зачастую деятельность на этом этапе инициируется сама собой: просмотр статей, чтение книг или участие на семинаре. В других случаях дизайнерское мышление осваивается по необходимости или по требованию на работе или в университете в рамках программ подготовки.

Большинство новичков еще не практиковались активно в области дизайнерского мышления, или же их участие было неглубоким.


Цели и препятствия в работе педагога

Цель преподавателя дизайнерского мышления на этом этапе - сообщить цель и потенциальную ценность дизайнерского мышления и мотивировать новичка к продолжению обучения и найти время для этого. Общими препятствиями педагога являются преодоление негативных настроений учащихся: раздражение "еще одним предметом для изучения", неудачные предыдущие попытки или негативный опыт, осознание собственных границ (в данном случае, насколько мало они знают о дизайнерском мышлении).


Фаза 2: Адаптер

Люди на этом этапе уже освоили базовые знания о дизайнерском мышлении и начали потихоньку его практиковать. Возможно, у них были некоторые взлеты и падения в опыте дизайнерского мышления. Обычно адаптеры качаются между чрезмерной уверенностью и сомнением в себе и чувствуют себя одновременно и неудачниками, и героями. Успешные адаптеры разбирают дизайнерское мышление на практике, особенно то, которое имеет отношение к их работе или жизни. Таким образом, они берут на себя обязательства продолжать обучение.


Критерии

Усиленное (пассивное или активное) воздействие и знакомство с дизайнерским мышлением помогло адаптерам осознать свои пределы знаний. Они понимают потенциал такого типа мышления, но им еще многому предстоит научиться. Они вложили время, усилия и энергию в дизайнерское мышление и начали применять его в своей работе с переменным успехом. Их приверженность к дизайнерскому мышлению может быть инициирована самостоятельно или продиктована им авторитетным лицом (руководством компании, университета или боссом).


Основной вид деятельности

Адаптеры практикуют дизайнерское мышление линейным способом - по книге. Они в значительной степени полагаются на контрольные списки: например, 6 этапов проектирования. Многие на данном этапе склоняются к предписанной, шаблонной форме дизайнерского мышления, часто предоставляемой их учреждением, компанией или авторитетной внешней организацией.

Обычно практикующие специалисты сталкиваются с неудачами на этом этапе - особенно если они учатся преимущественно самостоятельно - из-за неполного понимания структуры проектного мышления. Обычные виды неудач включают в себя использование неправильной деятельности в неправильное время, а также отсутствие поддержки со стороны других. Эти неудачи подталкивают некоторых специалистов к тому, чтобы полностью отказаться от принципов дизайнерского мышления. Однако большая часть обучения на этом этапе происходит за счет ошибок и неудач. Специалисты, которые принимают неудачу, склонны развивать гибкое понимание проектного мышления на следующих фазах.

Некоторые "адаптеры" могут учиться, в первую очередь, активно участвуя в семинарах и мероприятиях по дизайнерскому мышлению вместе с опытными практикующими специалистами в области дизайна. Хотя у этой группы учащихся может не быть возможности испытать чувство неудачи из-за поддержки, полученной от их коллег, все же существует вероятность того, что в какой-то момент они подвергнут сомнению ценность и легитимность дизайнерского мышления.


Цели и препятствия педагога

Адаптеры уже сидят на велосипеде, но все равно пока еще нуждаются в тренировках и тренере. Уверенность учащихся падает по мере того, как они осознают косвенные способы применения дизайнерского мышления и то, как многому им предстоит научиться. Например, насколько прямолинейным они изначально считали этот процесс по сравнению с тем, насколько абстрактным (и потенциально ошеломляющим) он на самом деле является.

Цель педагога на данном этапе заключается в том, чтобы помочь учащимся посредством практических занятий до тех пор, пока они не смогут комфортно использовать проектное мышление самостоятельно. Чаще всего люди теряются на этом этапе, когда они не могут напрямую связать себя с актуальностью проектного мышления. Таким образом, крайне важно, чтобы адаптеры находили полученные знания релевантными и могли применять их в своей повседневной работе.


Фаза 3: Лидер

Это стадия мастерства дизайнерского мышления. Лидеры могут лаконично выражаться о том, что такое дизайнерское мышление. Их уверенность неуклонно растет по мере набора разнообразного (как правило, положительного) опыта. Лидеры берут на себя активную, самостоятельную роль в учебном процессе и начинают адаптивно мыслить о дизайнерском мышлении. Они начинают исследовать новые области применения и могут быть даже известны своими идеями в своем кругу.


Критерии

Лидеры могут практиковаться в дизайнерском мышлении с легкостью, уверенностью и независимостью. Лидеры становятся все более и более осведомлены о своих новых знаниях. Часто они учат других, находящихся на более раннем этапе обучения. Они способны последовательно и в некоторой степени адаптивно выполнять работу по проектированию, не задумываясь о ней. Они не пытаются применять проектное мышление по книгам, а используют их по мере необходимости в зависимости от своей цели.


Основной вид деятельности

Специалисты на этом этапе руководят работой по проектированию вместе с другими или осуществляют проектирование без коучинга, но с некоторой подготовкой. Если раньше они были участниками, то теперь они содействуют, инициируют и даже продвигают совместные мероприятия по разработке. Например, они могут инициировать семинар по развитию эмпатии, вовлечь других в исследование пользователей или составить карту путешествия пользователя, чтобы обнаружить болевые точки клиентов. Эти мероприятия, в которых участвуют лидеры, постепенно усложняются, начиная с вовлечения пользователей в семинары и заканчивая вовлечением в процесс заинтересованных сторон и созданием мультимедийных прототипов.


Цели и препятствия в работе преподавателей

Цель учителя на этом этапе заключается в том, чтобы продолжать прививать уверенность в себе и помогать ученику сохранять приверженность своему делу. Пока они прогрессируют, они все еще могут не осознавать слабых мест или потенциальных сфер для развития. Даже несмотря на то, что они часто признают ошибку после того, как ее совершили. Поощрение осмысления на этом этапе является ключом к тому, чтобы помочь им продолжить рост и прогрессировать до уровня гроссмейстеров. Они должны играть активную роль в адаптации практики дизайнерского мышления к своим практическим целям и потребностям, быть устойчивыми с течением времени и максимизировать потенциальные выгоды.


Этап 4: Гроссмейстер

(Термин "гроссмейстер" происходит из игры в шахматы. Это звание дается только лучшим и самым исключительным игрокам, которые потратили бесчисленное количество часов на тренировки и оттачивание своей техники).

Практики на этом этапе не только становятся учителями дизайнерского мышления, но и создают новые способы его применения, обдумывания и дополнения. Практика дизайнерского мышления настолько воплощена в их поведении, что редко приходится задумываться о ее применении. Гроссмейстеры рассматривают дизайнерское мышление как гибкий, динамичный инструмент. Они давно отошли от концепции предписанного процесса и скорее рассматривают его как подмостки для решения как организационных, так и конечных проблем. Однако эта фаза не обходится без недостатков. Гроссмейстеры скорее сомневаются в дизайнерском мышлении, чем в лидерах. Часто, когда учащиеся на ранней стадии становятся жертвами неправильно продуманного дизайнерского маркетинга и, таким образом, неправильно истолковывают, неправильно применяют или подрывают практику в целом.


Критерии

Определяющей характеристикой гроссмейстеров является умение критически осмыслить свою дизайнерскую практику. Эта рефлексия позволяет им судить о том, что является полезным и потенциально отходит от традиционных способов и видов деятельности дизайнерского мышления. Гроссмейстеры также знают, как помочь другим на этом же этапе развития. Гроссмейстеры знают о своей компетенции. Они обладают глубоким, интуитивным пониманием и могут применять навыки дизайнерского мышления для решения своих конкретных задач.


Основной вид деятельности

Традиционная дизайнерская деятельность используется и гроссмейстерами, но изменяется, адаптируется и применяется комплексно, в зависимости от цели, аудитории и потенциальных препятствий. Гроссмейстеры не придерживаются предписанных или фирменных версий дизайнерского мышления и чаще всего используют инструменты или виды деятельности из других областей, таких как дизайн услуг и бизнес-стратегии. В то время как базовое проектное мышление все еще осуществляется на этой стадии, оно качественно отличается от мышления на более ранних стадиях.


Цели и препятствия в деятельности педагога

Гроссмейстеры, скорее всего, превзошли своих первоначальных учителей. Их целью становится не просто активизация и обучение отдельных учащихся, а организации в целом. Будучи практиками, гроссмейстеры сталкиваются с возрастающей вероятностью того, что они будут раз за разом ставить под сомнение ценность дизайнерского мышления. Повышение уровня знаний и мастерства - это благословение и проклятие. Этот пессимистический взгляд часто коренится в осознании того, что проектное мышление может решить, а что - не может (вопреки ранее бытовавшим наивным представлениям о том, что проектное мышление может быть панацеей для всего). Однако даже гроссмейстеры могут стать лучше, благодаря самоанализу, обучению у своих коллег, а также обучению у своих учеников. Одно из умений высшего мастерства - умение различать, какие из сотен идей, порожденных новичками, на самом деле являются гениальными.


Дополнительные примечания и соображения

Один человек может находиться на нескольких уровнях одновременно. Некоторые навыки могут попасть в одну фазу, а другие - в другую, более низкую. Например, менталитет и размышления практикующего специалиста могут попасть на этап "Гроссмейстера", в то время как его практический опыт - на этап "Лидера". Цель состоит в том, чтобы выявить этот дисбаланс и инвестировать в опыт, который усиливает слабые стороны.


Заключение

На сегодняшний день обучение и преподавание дизайнерского мышления является беспорядочным, поэтому не весь персональный опыт будет вписываться в эту модель.

Независимо от этого, нам необходимо сформулировать проектное мышление как путь обучения. Это может помочь нам стать более эффективными учениками и преподавателями. Учащиеся могут получить представление и осознание более широкого пути и целей, в то время как педагоги могут продуманно и успешно реализовать обучение для своих учеников.


Источник:

Nielsen Norman Group: Design Thinking: The Learner’s Journey
ПРОФЕССИЯ
UX/UI ДИЗАЙНЕР
3-х месячный практический курс
от ведущей дизайн студии

скидка — 35% в этом месяце
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ХОЧЕШЬ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШИЕ НОВОСТИ ПО ДИЗАЙНУ ЗА НЕДЕЛЮ?
ПЕРЕВОДЫ
Руководство по работе со страницей "Свяжитесь с нами”
ПЕРЕВОДЫ
Блестящий и простой дизайн Tinder
ПЕРЕВОДЫ
Человеко-ориентированный дизайн
© 2016 Your company
ПЕРЕВОДЫ
Дизайнерское мышление: Путешествие новичка
Резюме: В ходе того, как человек учится дизайнерскому мышлению, он проходит 4 этапа: от новичка до гроссмейстера.

Два года назад мы начали долгосрочный исследовательский проект, чтобы лучше понять дизайнерское мышление: как специалисты внедряют его в повседневную работу и его влияние на результаты проекта.

Приступая к определению модели зрелости дизайнерского мышления, мы поняли, что зрелость отдельных членов команды и их опыт, положение и мастерство в области проектного мышления необходимы для того, чтобы команда (или организация) в целом могла эффективно использовать методологию проектного мышления. Чтобы лучше понять эту связь между индивидуальными способностями и производительностью команды, мы определили катализаторов - отдельных специалистов, чье мастерство позитивно влияло на практику проектирования в их командах или организациях. Основываясь на наших беседах с этими “катализаторами” об их опыте (и опыте тех, кого они обучают и направляют), мы предположили, что практикующие специалисты в области дизайна имеют примерно один и тот же путь обучение, несмотря на различное происхождение и контекст.

Чтобы прояснить этапы этого учебного путешествия, мы провели широкомасштабный опрос с участием 1067 практикующих специалистов, направленный на изучение опыта респондентов в области дизайнерского мышления. Мы классифицировали ответы по потенциальным этапам обучения, основываясь на самоотчете о размышлениях над проектом, опыте, основных видах деятельности и крупнейших проблемах. Этот процесс в сочетании с беседами с сотнями специалистов в области дизайнерского мышления каждый год на нашей конференции UX помог нам создать перечень этапов, с которыми большинство специалистов-практиков сталкиваются в процессе обучения дизайнерскому мышлению: новичок, адаптер, лидер и гроссмейстер.


Почему эти этапы важны

Как практикующий специалист, вы можете лучше понять свой собственный процесс обучения и установить соответствующие ожидания, если знаете типичные этапы вашего учебного пути.

•Большинство путей обучения в какой-то момент приносят разочарование. Проникновение в процесс разработки учебного плана и в то, к чему вы стремитесь, может ободрить вас в моменты, когда вы восклицаете "а в чем смысл?!". Если вы изучаете дизайн, осознание общего пути может помочь вам чувствовать себя менее одиноким.

•Определение текущей фазы может помочь вам предсказать дальнейший прогресс. Сосредоточьтесь на целях текущей фазы обучения, а не бегите впереди паровоза. Забегая вперед, вы рискуете пережить опыт, который оставит у Вас сомнения или страх, и, таким образом, Вы будете менее мотивированы к продолжению обучения.


Как педагог (или менеджер, или наставник), вы можете проявить эмпатию, создать эффективный способ обучения для других, а также обеспечить устойчивый, долгосрочный успех.

•Понимание того, где находятся другие люди и что разные люди будут находиться на разных этапах учебного процесса, является ключевой частью того, чтобы быть эффективным педагогом. Это позволяет вам проводить эффективное обучение, не перегружая вашу аудиторию слишком сложными задачами, а также упреждающе смягчать болевые точки учащихся на каждом этапе.

•Обучение и активизация группы людей требует много ресурсов (времени, денег и усилий). Этот образовательный процесс должен быть преднамеренно спланирован таким образом, чтобы максимально увеличить ресурсы и окупить вложенные в него средства. Определение уровня участников и их продвижение по учебному маршруту позволяет педагогу определить контрольные показатели прогресса и успеха в обучении.
Есть 4 этапа на пути освоения дизайнерского мышления: новичок, адаптер, лидер и гроссмейстер. Люди проходят через эти 4 этапа, по мере того как их опыт расширяется. Фаза адаптера наиболее неспокойна, так как практикующие специалисты впервые экспериментируют с применением дизайнерского мышления в своей работе. На этой фазе мастерство (определяется как комбинация компетентности с уверенностью) колеблется больше всего.

По мере того, как практикующие специалисты проходят через эти этапы, их мастерство увеличивается нелинейно, особенно из-за недостатка уверенности в себе. Отметим, что мастерство - это сочетание компетентности и уверенности. И то, и другое необходимо для эффективного использования дизайнерского мышления. Если вы хороши, но чувствуете себя неуверенно, вы не будете отклоняться от строгих шаблонов дизайнерского мышления и не будете учить других. Цель состоит в том, чтобы создать соответствие между компетентностью и уверенностью для того, чтобы овладеть дизайнерским мышлением на должном уровне.


Структура

Вместо того, чтобы рассматривать каждую фазу как отдельный контрольный пункт, мы создали трехкомпонентную структуру для характеристики каждой стадии обучения: критерии, основной вид деятельности и цели педагога.

1) Критерии - это наблюдаемые качества, которые могут помочь ученику (или внешнему наблюдателю, например, педагогу) определить текущий этап учащегося. Они включают в себя осведомленность о собственной компетентности, уровне знаний и уверенности в себе.

2) Основной вид деятельности - это конкретные действия учащегося и использование методик проектирования.

3) Цели и препятствия педагога суммируют болевые точки учащегося на любом данном этапе и соответствующие цели педагога, которые могут помочь учащимся преодолеть сложности.


Фаза 1: Новичок

Этот этап является первым на учебном пути. Для большинства практикующих специалистов, это происходит в университете или учебном заведении, первом месте работы или на онлайн-курсе. Количество времени, проведенное на этом первом этапе, зависит от того, насколько мотивирован ученик. Многие практикующие специалисты сразу же воспринимают дизайнерское мышление как бесполезное и никогда не покидают эту стадию.


Критерии

Люди, находящиеся на этом этапе, были введены в процесс дизайнерского мышления, но имеют ограниченный опыт работы с ним. Практики на этом этапе разделяются на 2 группы:

1) Те, которые стремятся научиться дизайнерскому мышлению.

2) Те, которые не заинтересованы в том, чтобы узнать больше о дизайнерском мышлении. На этом их учебный путь заканчивается. Эти практики могут оставаться на этой стадии бесконечно долго, пока не столкнутся с более глубоким воздействием проектного мышления, которое расширит их перспективы, опыт или признание.

Знания новичков минимальны. У них есть понимание дизайнерского мышления на поверхностном уровне, часто уходящее корнями в определение, которое они получили во время своей первой встречи с ним. Они могут дать определение, но не знакомы с деталями концепции или ее значением. У них есть тематические ассоциации с дизайнерским мышлением. Новички не знают о своей дизайнерской некомпетентности.


Основной вид деятельности

Главная цель новичков - понять основы: что такое дизайнерское мышление и почему оно полезно. Зачастую деятельность на этом этапе инициируется сама собой: просмотр статей, чтение книг или участие на семинаре. В других случаях дизайнерское мышление осваивается по необходимости или по требованию на работе или в университете в рамках программ подготовки.

Большинство новичков еще не практиковались активно в области дизайнерского мышления, или же их участие было неглубоким.


Цели и препятствия в работе педагога

Цель преподавателя дизайнерского мышления на этом этапе - сообщить цель и потенциальную ценность дизайнерского мышления и мотивировать новичка к продолжению обучения и найти время для этого. Общими препятствиями педагога являются преодоление негативных настроений учащихся: раздражение "еще одним предметом для изучения", неудачные предыдущие попытки или негативный опыт, осознание собственных границ (в данном случае, насколько мало они знают о дизайнерском мышлении).


Фаза 2: Адаптер

Люди на этом этапе уже освоили базовые знания о дизайнерском мышлении и начали потихоньку его практиковать. Возможно, у них были некоторые взлеты и падения в опыте дизайнерского мышления. Обычно адаптеры качаются между чрезмерной уверенностью и сомнением в себе и чувствуют себя одновременно и неудачниками, и героями. Успешные адаптеры разбирают дизайнерское мышление на практике, особенно то, которое имеет отношение к их работе или жизни. Таким образом, они берут на себя обязательства продолжать обучение.


Критерии

Усиленное (пассивное или активное) воздействие и знакомство с дизайнерским мышлением помогло адаптерам осознать свои пределы знаний. Они понимают потенциал такого типа мышления, но им еще многому предстоит научиться. Они вложили время, усилия и энергию в дизайнерское мышление и начали применять его в своей работе с переменным успехом. Их приверженность к дизайнерскому мышлению может быть инициирована самостоятельно или продиктована им авторитетным лицом (руководством компании, университета или боссом).


Основной вид деятельности

Адаптеры практикуют дизайнерское мышление линейным способом - по книге. Они в значительной степени полагаются на контрольные списки: например, 6 этапов проектирования. Многие на данном этапе склоняются к предписанной, шаблонной форме дизайнерского мышления, часто предоставляемой их учреждением, компанией или авторитетной внешней организацией.

Обычно практикующие специалисты сталкиваются с неудачами на этом этапе - особенно если они учатся преимущественно самостоятельно - из-за неполного понимания структуры проектного мышления. Обычные виды неудач включают в себя использование неправильной деятельности в неправильное время, а также отсутствие поддержки со стороны других. Эти неудачи подталкивают некоторых специалистов к тому, чтобы полностью отказаться от принципов дизайнерского мышления. Однако большая часть обучения на этом этапе происходит за счет ошибок и неудач. Специалисты, которые принимают неудачу, склонны развивать гибкое понимание проектного мышления на следующих фазах.

Некоторые "адаптеры" могут учиться, в первую очередь, активно участвуя в семинарах и мероприятиях по дизайнерскому мышлению вместе с опытными практикующими специалистами в области дизайна. Хотя у этой группы учащихся может не быть возможности испытать чувство неудачи из-за поддержки, полученной от их коллег, все же существует вероятность того, что в какой-то момент они подвергнут сомнению ценность и легитимность дизайнерского мышления.


Цели и препятствия педагога

Адаптеры уже сидят на велосипеде, но все равно пока еще нуждаются в тренировках и тренере. Уверенность учащихся падает по мере того, как они осознают косвенные способы применения дизайнерского мышления и то, как многому им предстоит научиться. Например, насколько прямолинейным они изначально считали этот процесс по сравнению с тем, насколько абстрактным (и потенциально ошеломляющим) он на самом деле является.

Цель педагога на данном этапе заключается в том, чтобы помочь учащимся посредством практических занятий до тех пор, пока они не смогут комфортно использовать проектное мышление самостоятельно. Чаще всего люди теряются на этом этапе, когда они не могут напрямую связать себя с актуальностью проектного мышления. Таким образом, крайне важно, чтобы адаптеры находили полученные знания релевантными и могли применять их в своей повседневной работе.


Фаза 3: Лидер

Это стадия мастерства дизайнерского мышления. Лидеры могут лаконично выражаться о том, что такое дизайнерское мышление. Их уверенность неуклонно растет по мере набора разнообразного (как правило, положительного) опыта. Лидеры берут на себя активную, самостоятельную роль в учебном процессе и начинают адаптивно мыслить о дизайнерском мышлении. Они начинают исследовать новые области применения и могут быть даже известны своими идеями в своем кругу.


Критерии

Лидеры могут практиковаться в дизайнерском мышлении с легкостью, уверенностью и независимостью. Лидеры становятся все более и более осведомлены о своих новых знаниях. Часто они учат других, находящихся на более раннем этапе обучения. Они способны последовательно и в некоторой степени адаптивно выполнять работу по проектированию, не задумываясь о ней. Они не пытаются применять проектное мышление по книгам, а используют их по мере необходимости в зависимости от своей цели.


Основной вид деятельности

Специалисты на этом этапе руководят работой по проектированию вместе с другими или осуществляют проектирование без коучинга, но с некоторой подготовкой. Если раньше они были участниками, то теперь они содействуют, инициируют и даже продвигают совместные мероприятия по разработке. Например, они могут инициировать семинар по развитию эмпатии, вовлечь других в исследование пользователей или составить карту путешествия пользователя, чтобы обнаружить болевые точки клиентов. Эти мероприятия, в которых участвуют лидеры, постепенно усложняются, начиная с вовлечения пользователей в семинары и заканчивая вовлечением в процесс заинтересованных сторон и созданием мультимедийных прототипов.


Цели и препятствия в работе преподавателей

Цель учителя на этом этапе заключается в том, чтобы продолжать прививать уверенность в себе и помогать ученику сохранять приверженность своему делу. Пока они прогрессируют, они все еще могут не осознавать слабых мест или потенциальных сфер для развития. Даже несмотря на то, что они часто признают ошибку после того, как ее совершили. Поощрение осмысления на этом этапе является ключом к тому, чтобы помочь им продолжить рост и прогрессировать до уровня гроссмейстеров. Они должны играть активную роль в адаптации практики дизайнерского мышления к своим практическим целям и потребностям, быть устойчивыми с течением времени и максимизировать потенциальные выгоды.


Этап 4: Гроссмейстер

(Термин "гроссмейстер" происходит из игры в шахматы. Это звание дается только лучшим и самым исключительным игрокам, которые потратили бесчисленное количество часов на тренировки и оттачивание своей техники).

Практики на этом этапе не только становятся учителями дизайнерского мышления, но и создают новые способы его применения, обдумывания и дополнения. Практика дизайнерского мышления настолько воплощена в их поведении, что редко приходится задумываться о ее применении. Гроссмейстеры рассматривают дизайнерское мышление как гибкий, динамичный инструмент. Они давно отошли от концепции предписанного процесса и скорее рассматривают его как подмостки для решения как организационных, так и конечных проблем. Однако эта фаза не обходится без недостатков. Гроссмейстеры скорее сомневаются в дизайнерском мышлении, чем в лидерах. Часто, когда учащиеся на ранней стадии становятся жертвами неправильно продуманного дизайнерского маркетинга и, таким образом, неправильно истолковывают, неправильно применяют или подрывают практику в целом.


Критерии

Определяющей характеристикой гроссмейстеров является умение критически осмыслить свою дизайнерскую практику. Эта рефлексия позволяет им судить о том, что является полезным и потенциально отходит от традиционных способов и видов деятельности дизайнерского мышления. Гроссмейстеры также знают, как помочь другим на этом же этапе развития. Гроссмейстеры знают о своей компетенции. Они обладают глубоким, интуитивным пониманием и могут применять навыки дизайнерского мышления для решения своих конкретных задач.


Основной вид деятельности

Традиционная дизайнерская деятельность используется и гроссмейстерами, но изменяется, адаптируется и применяется комплексно, в зависимости от цели, аудитории и потенциальных препятствий. Гроссмейстеры не придерживаются предписанных или фирменных версий дизайнерского мышления и чаще всего используют инструменты или виды деятельности из других областей, таких как дизайн услуг и бизнес-стратегии. В то время как базовое проектное мышление все еще осуществляется на этой стадии, оно качественно отличается от мышления на более ранних стадиях.


Цели и препятствия в деятельности педагога

Гроссмейстеры, скорее всего, превзошли своих первоначальных учителей. Их целью становится не просто активизация и обучение отдельных учащихся, а организации в целом. Будучи практиками, гроссмейстеры сталкиваются с возрастающей вероятностью того, что они будут раз за разом ставить под сомнение ценность дизайнерского мышления. Повышение уровня знаний и мастерства - это благословение и проклятие. Этот пессимистический взгляд часто коренится в осознании того, что проектное мышление может решить, а что - не может (вопреки ранее бытовавшим наивным представлениям о том, что проектное мышление может быть панацеей для всего). Однако даже гроссмейстеры могут стать лучше, благодаря самоанализу, обучению у своих коллег, а также обучению у своих учеников. Одно из умений высшего мастерства - умение различать, какие из сотен идей, порожденных новичками, на самом деле являются гениальными.


Дополнительные примечания и соображения

Один человек может находиться на нескольких уровнях одновременно. Некоторые навыки могут попасть в одну фазу, а другие - в другую, более низкую. Например, менталитет и размышления практикующего специалиста могут попасть на этап "Гроссмейстера", в то время как его практический опыт - на этап "Лидера". Цель состоит в том, чтобы выявить этот дисбаланс и инвестировать в опыт, который усиливает слабые стороны.


Заключение

На сегодняшний день обучение и преподавание дизайнерского мышления является беспорядочным, поэтому не весь персональный опыт будет вписываться в эту модель.

Независимо от этого, нам необходимо сформулировать проектное мышление как путь обучения. Это может помочь нам стать более эффективными учениками и преподавателями. Учащиеся могут получить представление и осознание более широкого пути и целей, в то время как педагоги могут продуманно и успешно реализовать обучение для своих учеников.


Источник:

Nielsen Norman Group: Design Thinking: The Learner’s Journey
ПРОФЕССИЯ
UX/UI ДИЗАЙНЕР
3-х месячный практический курс
от ведущей дизайн студии

скидка — 35% в этом месяце
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ХОЧЕШЬ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШИЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ?