ПЕРЕВОДЫ
Онбординг в мобильных приложениях: анализ компонентов и технологий
Ревью: Как понять, нужен ли вашему приложению онбординг, и если да - то как выбрать формат?

Резюме: Онбординг - процесс ознакомления пользователей с новым интерфейсом. Он может включать в себя один или несколько из следующих компонентов: описание функций, выбор настроек и инструкции.

Представьте, что от вас ждут решения абсолютно новых для вас задач без объяснения того, как именно их нужно выполнять. Маловероятно, что вы в этом преуспеете, или же потратите на это очень много времени, не так ли? Наличие эффективного процесса онбординга является ключом к тому, чтобы новые сотрудники могли адаптироваться и приступить к работе. Кроме того, каждый раз при внедрении нового процесса онбординг вновь становится необходимым условием, для того чтобы все его приняли, и изменения проходили более гладко.

То же самое относится и к пользовательским интерфейсам, особенно в тех случаях, когда интерфейс предназначен для многократного использования. В этой статье мы более детально рассмотрим процесс онбординга для мобильных приложений.

Мы определяем онбординг как процесс ознакомления пользователей с новым интерфейсом через сценарии и UI-элементы, которые не являются частью основного интерфейса приложения. Это предполагает не только обучение пользователей взаимодействию с интерфейсом (распространенное заблуждение), но и выбор всех необходимых настроек. Кроме того, онбординг необходим как для начинающих пользователей, так и для более опытных, тех, кто также может проходить через процесс онбординга при добавлении в приложение новых функций или изменении дизайна. Таким образом, онбординг может быть использован на любом этапе использования приложения, а не только при первом запуске.


Исключите процесс онбординга, если это возможно

В целом, использование процесса онбординга довольно проблематично по нескольким причинам:

• Более высокая стоимость взаимодействия. Прохождение онбординга требует повышенного внимания и усилий со стороны пользователя. Даже если он решит пропустить этот процесс, ему все равно придется совершить несколько нажатий, что увеличит стоимость взаимодействия с вашим приложением.

• Нагрузка на память. Часто онбординг используется для того, чтобы помочь пользователям запомнить определенные сценарии поведения или элементы в интерфейсе (например, что означает одна из иконок или как использовать ту или иную функцию), но человеческая память ограничена. Вместо того чтобы нагружать память пользователей запоминанием дополнительной информации о работе вашего приложения, используйте существующие ментальные модели и на их основе создайте интерфейс, который будет интуитивно понятным и простым.

• Онбординг не улучшает пользовательский опыт. Мы знакомы с рядом недостатков процесса онбординга, но его преимущества иногда еще менее очевидны. Тем не менее, одно из наших исследований, основанное на наблюдении за прохождением процесса онбординга, предполагающего просмотр нескольких карточек с инструкциями, показало, что использование инструкций не повышает успешность выполнения задач.


Поэтому мы рекомендуем избегать процесс онбординга во всех случаях, когда это возможно, и вместо этого тратить свои ресурсы на создание более простого и удобного интерфейса.


В каких случаях онбординг необходим в мобильных приложениях?

Пользователям в любом случае необходимо время (часто минимальное) для изучения нового приложения, но это не значит, что все приложения должны включать процесс онбординга или длинные инструкции. В большинстве мобильных приложений пользователи могут изучить интерфейс непосредственно в процессе его использования и, таким образом, потребность в дополнительных инструкциях в рамках онбординга отпадает. Даже для довольно сложных мобильных приложений зачастую гораздо эффективней обучать пользователей, показывая им советы в процессе использования приложения, а не представлять их в виде дополнительных инструкций, которые описывают его интерфейс - люди вряд ли запомнят такое количество информации (даже если попытаются), особенно если они не уверены, будут ли использовать это приложение в итоге. Кроме того, хотя ошибки относятся к негативным моментам пользовательского опыта, именно сообщения об ошибках могут научить пользователей эффективному взаимодействию с интерфейсом, так как в этом случае у них гораздо больше мотивации прочитать пару слов о том, как их исправить.

Есть только несколько ситуаций, в которых процесс онбординга может оказаться полезным в мобильном приложении:

• Для запуска приложения вам нужна информация о пользователе. Например, банковское приложение может попросить пользователя создать аккаунт и подтвердить свою личность для продолжения.

• Функциональность приложения в значительной степени зависит от контекста использования или предпочтений пользователя. Например, приложение для соблюдения диеты будет полезней для пользователя, если он укажет свой вес.

• Важные функции приложения или сценарии использования достаточно уникальны и, возможно, отличаются от стандартных пользовательских интерфейсов или являются новыми и незнакомыми. Например, когда оплата мобильным телефоном была впервые введена в качестве альтернативы оплаты картой, это определенно требовало официального представления.

Если вы все еще не уверены в том, нужен ли вашему приложению онбординг, протестируйте приложение без него, прежде чем инвестировать деньги в проектирование дополнительных экранов. Испытывают ли ваши пользователи трудности при первом использовании приложения (или его новой функции)? Если да, то сначала подумайте, сможете ли вы изменить интерфейс приложения таким образом, чтобы исключить затруднения, с которыми столкнулись пользователи. Если это невозможно, создайте прототип процесса онбординга и выясните, решает ли это ваши проблемы. Стали ли пользователи испытывать меньше затруднений при знакомстве с интерфейсом приложения или его новыми функциями? Только в случае, если это действительно так, введение процесса онбординга будет полезным для вашего мобильного приложения.


Что внутри: Компоненты процесса онбординга

Существуют три наиболее часто встречающихся компонента процессов онбординга: описание функций, выбор настроек и инструкции. Онбординг может содержать один или несколько из этих компонентов.
Приложение для отслеживания привычек Productive использовало онбординг для демонстрации некоторых функций приложения, таких как установка уведомлений и просмотр статистики.

Избегайте использования процессов онбординга для описания функций при первом запуске приложения. Пользователи редко устанавливают приложение без какой-либо причины, поэтому, скорее всего, онбординг, содержащий описание функций, будет ими пропущен. Единственное исключение из этого правила - введение новой функции или усовершенствование старой, как в случае введения оплаты мобильным телефоном. (Имейте в виду: эта технология больше не является новой, поэтому современные приложения не должны делать ее обзор при первом запуске. То, насколько быстро новая функция станет хорошо знакомой пользователям зависит от частоты ее использования и запоминаемости.

Вместо того чтобы загружать пользователей подобной информацией заранее, добавьте подобные изображения экранов на страницу в магазине приложений, ведь именно там пользователи занимаются поиском новых приложений и сравнением их функций.
Приложение Productive также разместило контент с описанием некоторых функций на странице магазина приложений Apple App Store в разделе превью. Использование этого контента и в магазине приложений, и в процессе онбординга - является излишним.

Помимо обзора функций в магазине приложений, еще одним возможным решением является описание функций непосредственно в процессе использования приложения в форме контекстной справки (contextual help). Например, в случае с приложением Productive, вероятней всего пользователи захотят просмотреть статистику по отслеживанию своих привычек только после того, как в приложении накопится достаточно данных. Вместо того чтобы информировать пользователей об этом функционале до того, как они получат возможность им воспользоваться, расскажите о нем, когда он станет для них актуален. Например, после того как пользователь ввел данные за 7 дней отслеживания привычки, на экран приложения можно вывести визуальную подсказку (к примеру, выделив раздел статистики) и кратко сообщить о том, как именно можно использовать этот раздел.

Несмотря на то, что описание функций не так актуально и полезно для онбординга при первом запуске приложения, данный компонент незаменим при введении новых функций. Например, в приложении Chase использовались карточки для представления новой функции бюджетирования.
В банковском приложении Chase были использованы карточки для информирования пользователей о новых функциях (например, о сводке расходов по кредитным картам). Процесс онбординга был коротким и у пользователей была возможность полностью его пропустить.

Ограничьте использование описания функций в рамках процесса онбординга только теми случаями, когда вы добавляете действительно новый для пользователей функционал, не делайте обзор возможностей, с которыми пользователи уже знакомы, даже если они их не используют. Повторное акцентирование внимания на функциях, с которыми пользователи уже встречались, но так и не стали использовать, может вызвать у них раздражение и привести к игнорированию любых процессов онбординга, даже в тех случаях, когда информация будет для них действительно новой и полезной.


Выбор настроек

Многие приложения запрашивают данные пользователей для кастомизации – настройки интерфейса под каждого из них. Например, пользователи могут выбрать настройки отображения контента или визуального дизайна. Тем не менее, не следует предлагать установить все настройки в момент входа в систему.

В частности, настройка визуального дизайна, например, выбор цветовой схемы, не входит в число функций онбординга. Людям трудно решить, какой вариант дизайна интерфейса подойдет им больше еще до того, как они им воспользовались. (Кроме того, множество исследований указывает на то, что люди чаще всего выбирают настройки по умолчанию). Вместо того чтобы ставить их перед выбором и тем самым увеличивать когнитивную нагрузку, проведите исследование и постарайтесь выяснить, какой дизайн более предпочтителен для большинства ваших пользователей).
Рассмотрим каждый из этих компонентов в контексте использования мобильных приложений и выясним, является ли их добавление оправданным.


Описание функций

Описание функций позволяет проинформировать пользователей о том, какие задачи помогает решить приложение, и по этой причине часто воспринимается ими как рекламный контент.
Приложение Any.do позволяло настроить визуальный дизайн в разделе «Настройки» и не предлагало пользователям выбрать цветовую схему при первом запуске.

Настройка отображения контента может сделать пользовательский опыт более релевантным, поэтому в большинстве случаев может быть включена в процесс онбординга. Существуют десятки примеров возможных настроек отображения контента в приложениях. Например, в случае с приложением для изучения языков, это может быть выбор языка и определение своего уровня знаний. Все это имеет критически важное значение для того, чтобы приложение было действительно полезным.
Онбординг приложения Fitplan включал краткий опрос пользователей, который был необходим для того, чтобы приложение работало в соответствии с рекомендованным планом тренировок. Приложение также приводило краткое объяснение того, какая информация необходима и по каким причинам. Кроме того, хотя опрос запускался автоматически, у пользователей была возможность его пропустить, а также отслеживать, сколько вопросов осталось с помощью индикатора выполнения.

Если вы предлагаете пользователям настроить работу приложения, делайте это кратко. Четко и ясно объясните, зачем нужны запрашиваемые данные и как они будут использоваться (как в примере с приложением Fitplan). Подумайте, действительно ли вам необходима эта информация еще до того, как пользователь начал работу с приложением. Улучшит ли это его опыт? Если у вас нет четкого ответа на вопрос, для чего необходим сбор этих данных при первом запуске приложения, эту информацию стоит запросить позже, когда пользователь будет лучше понимать, что для него предпочтительней.


Инструкции

Цель использования инструкций - научить пользователей взаимодействовать с интерфейсом. Инструкции не должны быть дополнением к плохому дизайну. Ресурсы лучше потратить на то, чтобы сделать пользовательский интерфейс более удобным, чем на создание обучающего контента. Тем не менее, есть случаи, когда использование инструкций оправдано (например, когда функции или сценарии использования приложения уникальны, отличаются от стандартных пользовательских интерфейсов или совершенно незнакомы пользователям, в некоторых случаях они также могут быть ожидаемыми, как, например, в мобильных играх).

Инструкции могут быть включены в процесс онбординга в различных форматах: карточек с обучающим контентом, контекстных справок, интерактивных элементов и т.д. Независимо от формата, инструкции должны быть краткими, у пользователя должна быть возможность их пропустить, и они должны содержать минимум информации, только то, что пользователям необходимо знать для использования приложения. Рассмотрим несколько примеров использования инструкций в процессе онбординга в мобильных приложениях.


Карточки

Отображение инструкций в формате карточек обычно включаются в процесс онбординга при первом запуске приложения. Этот тип онбординга, особенно в относительно простых мобильных приложениях, может создавать у пользователей ощущение, что интерфейс приложения более сложный, чем он есть на самом деле, и увеличивает нагрузку на память. Поэтому мы не рекомендуем использовать формат карточек. Тем не менее, если вы все же решили использовать именно этот формат, будьте предусмотрительны и убедитесь, что у пользователей есть возможность его пропустить. Следите за тем, чтобы количество карточек было минимальным, сосредоточьтесь только на самом необходимом и раскрывайте только по одной концепции на каждой карточке.
В приложении What the Forecast для онбординга использовались карточки с инструкциями для информирования пользователей о том, где расположены определенные элементы управления. Объяснение значений стандартных иконок бесполезно и тратит их время впустую.

Оверлеи с инструкциями

Оверлеи и всплывающие подсказки – еще один способ включить инструкции в процесс онбординга, который используется для того чтобы наглядно продемонстрировать пользователям, где находятся определенные функции и как их использовать. При создании оверлеев с инструкциями убедитесь, что их содержание является своевременным (например, при первом использовании функции) и ненавязчивым. Такой тип инструкций хорошо подходит, когда пользователь пытается выполнить какое-либо действие в первый раз, и последовательность из нескольких подобных подсказок сопровождает его в процессе его продвижения вперед. По этой причине, как правило, оверлеи являются возможным, но необязательным элементом пользовательского опыта.
Приложение Checklist использовало оверлеи с инструкциями, чтобы продемонстрировать пользователям некоторые основные функциональные возможности, например, как использовать разбиение на категории или теги.


Интерактивные элементы

Если ваше приложение более сложное, чем те, что были разобраны в предыдущих примерах, и вы считаете, что использование инструкций оправдано, так как дизайн принципиально новый и нестандартный, рассмотрим интерактивный проход. Интерактивные элементы позволяют пользователям обучаться в процессе использования приложения. При правильном подходе (т.е. кратких и объясняющих только самое необходимое инструкциях) интерактивные элементы имеют более практическую направленность, чем карточки с инструкциями или оверлеи.

В игре Temple Run 2 был использован интерактивный подход, в рамках которого на экран выводились своевременные подсказки по мере прохождения игроками первого уровня. Например, при приближении к препятствию были даны инструкции о том, как его можно избежать. Такое решение позволяло обучать пользователей управлять игрой и давало им возможность учиться, не прерывая игровой процесс.


Приложение NOAA Weather перегружает пользователей, выделяя все возможные функции на одном экране. Эта реализация очень навязчива и избыточна (в случае описания стандартных элементов интерфейса, таких как иконки "Share" и "Settings").

Fabulous - приложение для отслеживания целей, использовало интерактивные элементы для знакомства пользователей с относительно простыми и стандартными сценариями использования. Подобное решение является излишним.
MindNode, приложение для составления карт мышления и проведения мозгового штурма, использовало интерактивный проход, чтобы познакомить пользователей с нестандартным сценарием использования приложения. При инструктаже пользователям было предложено создать очень простую карту мышления и, таким образом, они знакомились с элементами управления и терминологией в интерактивной среде. Также у них была возможность пропустить инструктаж.

Тем не менее, большинство мобильных приложений не нуждаются в инструкциях. Если вы все же используете их в своем приложении, делайте это только для новых и нестандартных элементов интерфейса (т.е. таких, которые отличают ваше приложение от аналогичных сервисов), и составляйте их как можно более кратко.


Заключение

Сделайте процесс онбординга настолько простым, насколько это возможно. Для большинства мобильных приложений это означает допуск пользователей непосредственно к интерфейсу. С другой стороны, для сложных приложений с уникальными сценариями использования, для которых необходимо, чтобы пользователи были проинформированы о возможных функциях, процесс онбординга может оказаться полезным. При его проектировании сосредоточьтесь на том, как улучшить пользовательский опыт, делайте акцент на новых, нестандартных элементах, будьте краткими и ненавязчивыми.


Источник:

NN Group: Mobile-App Onboarding: An Analysis of Components and Techniques
Приложение Reflectly позволяло выбрать настройки визуального дизайна и предлагало пользователям выбрать цветовую схему еще до того, как они узнавали, как будет выглядеть пользовательский интерфейс.

Это не означает, что вы не должны предлагать возможность настройки визуального дизайна, но есть смысл оставить это на потом. Установка настроек визуального дизайна не должна включаться в процесс онбординга.
ПРОФЕССИЯ
UX/UI ДИЗАЙНЕР
3-х месячный практический курс
от ведущей дизайн студии

скидка — 35% в этом месяце
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ХОЧЕШЬ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШИЕ НОВОСТИ ПО ДИЗАЙНУ ЗА НЕДЕЛЮ?
ПЕРЕВОДЫ
Первое впечатление имеет значение: Как дизайнеры могут помочь
ПЕРЕВОДЫ
Справочное руководство по типографике в мобильном веб-дизайне
ПЕРЕВОДЫ
Область нажатия на сенсорных экранах
© 2016 Your company
ПЕРЕВОДЫ
Онбординг в мобильных приложениях: анализ компонентов и технологий
Ревью: Как понять, нужен ли вашему приложению онбординг, и если да - то как выбрать формат?

Резюме: Онбординг - процесс ознакомления пользователей с новым интерфейсом. Он может включать в себя один или несколько из следующих компонентов: описание функций, выбор настроек и инструкции.

Представьте, что от вас ждут решения абсолютно новых для вас задач без объяснения того, как именно их нужно выполнять. Маловероятно, что вы в этом преуспеете, или же потратите на это очень много времени, не так ли? Наличие эффективного процесса онбординга является ключом к тому, чтобы новые сотрудники могли адаптироваться и приступить к работе. Кроме того, каждый раз при внедрении нового процесса онбординг вновь становится необходимым условием, для того чтобы все его приняли, и изменения проходили более гладко.

То же самое относится и к пользовательским интерфейсам, особенно в тех случаях, когда интерфейс предназначен для многократного использования. В этой статье мы более детально рассмотрим процесс онбординга для мобильных приложений.

Мы определяем онбординг как процесс ознакомления пользователей с новым интерфейсом через сценарии и UI-элементы, которые не являются частью основного интерфейса приложения. Это предполагает не только обучение пользователей взаимодействию с интерфейсом (распространенное заблуждение), но и выбор всех необходимых настроек. Кроме того, онбординг необходим как для начинающих пользователей, так и для более опытных, тех, кто также может проходить через процесс онбординга при добавлении в приложение новых функций или изменении дизайна. Таким образом, онбординг может быть использован на любом этапе использования приложения, а не только при первом запуске.


Исключите процесс онбординга, если это возможно

В целом, использование процесса онбординга довольно проблематично по нескольким причинам:

• Более высокая стоимость взаимодействия. Прохождение онбординга требует повышенного внимания и усилий со стороны пользователя. Даже если он решит пропустить этот процесс, ему все равно придется совершить несколько нажатий, что увеличит стоимость взаимодействия с вашим приложением.

• Нагрузка на память. Часто онбординг используется для того, чтобы помочь пользователям запомнить определенные сценарии поведения или элементы в интерфейсе (например, что означает одна из иконок или как использовать ту или иную функцию), но человеческая память ограничена. Вместо того чтобы нагружать память пользователей запоминанием дополнительной информации о работе вашего приложения, используйте существующие ментальные модели и на их основе создайте интерфейс, который будет интуитивно понятным и простым.

• Онбординг не улучшает пользовательский опыт. Мы знакомы с рядом недостатков процесса онбординга, но его преимущества иногда еще менее очевидны. Тем не менее, одно из наших исследований, основанное на наблюдении за прохождением процесса онбординга, предполагающего просмотр нескольких карточек с инструкциями, показало, что использование инструкций не повышает успешность выполнения задач.


Поэтому мы рекомендуем избегать процесс онбординга во всех случаях, когда это возможно, и вместо этого тратить свои ресурсы на создание более простого и удобного интерфейса.


В каких случаях онбординг необходим в мобильных приложениях?

Пользователям в любом случае необходимо время (часто минимальное) для изучения нового приложения, но это не значит, что все приложения должны включать процесс онбординга или длинные инструкции. В большинстве мобильных приложений пользователи могут изучить интерфейс непосредственно в процессе его использования и, таким образом, потребность в дополнительных инструкциях в рамках онбординга отпадает. Даже для довольно сложных мобильных приложений зачастую гораздо эффективней обучать пользователей, показывая им советы в процессе использования приложения, а не представлять их в виде дополнительных инструкций, которые описывают его интерфейс - люди вряд ли запомнят такое количество информации (даже если попытаются), особенно если они не уверены, будут ли использовать это приложение в итоге. Кроме того, хотя ошибки относятся к негативным моментам пользовательского опыта, именно сообщения об ошибках могут научить пользователей эффективному взаимодействию с интерфейсом, так как в этом случае у них гораздо больше мотивации прочитать пару слов о том, как их исправить.

Есть только несколько ситуаций, в которых процесс онбординга может оказаться полезным в мобильном приложении:

• Для запуска приложения вам нужна информация о пользователе. Например, банковское приложение может попросить пользователя создать аккаунт и подтвердить свою личность для продолжения.

• Функциональность приложения в значительной степени зависит от контекста использования или предпочтений пользователя. Например, приложение для соблюдения диеты будет полезней для пользователя, если он укажет свой вес.

• Важные функции приложения или сценарии использования достаточно уникальны и, возможно, отличаются от стандартных пользовательских интерфейсов или являются новыми и незнакомыми. Например, когда оплата мобильным телефоном была впервые введена в качестве альтернативы оплаты картой, это определенно требовало официального представления.

Если вы все еще не уверены в том, нужен ли вашему приложению онбординг, протестируйте приложение без него, прежде чем инвестировать деньги в проектирование дополнительных экранов. Испытывают ли ваши пользователи трудности при первом использовании приложения (или его новой функции)? Если да, то сначала подумайте, сможете ли вы изменить интерфейс приложения таким образом, чтобы исключить затруднения, с которыми столкнулись пользователи. Если это невозможно, создайте прототип процесса онбординга и выясните, решает ли это ваши проблемы. Стали ли пользователи испытывать меньше затруднений при знакомстве с интерфейсом приложения или его новыми функциями? Только в случае, если это действительно так, введение процесса онбординга будет полезным для вашего мобильного приложения.


Что внутри: Компоненты процесса онбординга

Существуют три наиболее часто встречающихся компонента процессов онбординга: описание функций, выбор настроек и инструкции. Онбординг может содержать один или несколько из этих компонентов.
Приложение для отслеживания привычек Productive использовало онбординг для демонстрации некоторых функций приложения, таких как установка уведомлений и просмотр статистики.

Избегайте использования процессов онбординга для описания функций при первом запуске приложения. Пользователи редко устанавливают приложение без какой-либо причины, поэтому, скорее всего, онбординг, содержащий описание функций, будет ими пропущен. Единственное исключение из этого правила - введение новой функции или усовершенствование старой, как в случае введения оплаты мобильным телефоном. (Имейте в виду: эта технология больше не является новой, поэтому современные приложения не должны делать ее обзор при первом запуске. То, насколько быстро новая функция станет хорошо знакомой пользователям зависит от частоты ее использования и запоминаемости.

Вместо того чтобы загружать пользователей подобной информацией заранее, добавьте подобные изображения экранов на страницу в магазине приложений, ведь именно там пользователи занимаются поиском новых приложений и сравнением их функций.
Приложение Productive также разместило контент с описанием некоторых функций на странице магазина приложений Apple App Store в разделе превью. Использование этого контента и в магазине приложений, и в процессе онбординга - является излишним.

Помимо обзора функций в магазине приложений, еще одним возможным решением является описание функций непосредственно в процессе использования приложения в форме контекстной справки (contextual help). Например, в случае с приложением Productive, вероятней всего пользователи захотят просмотреть статистику по отслеживанию своих привычек только после того, как в приложении накопится достаточно данных. Вместо того чтобы информировать пользователей об этом функционале до того, как они получат возможность им воспользоваться, расскажите о нем, когда он станет для них актуален. Например, после того как пользователь ввел данные за 7 дней отслеживания привычки, на экран приложения можно вывести визуальную подсказку (к примеру, выделив раздел статистики) и кратко сообщить о том, как именно можно использовать этот раздел.

Несмотря на то, что описание функций не так актуально и полезно для онбординга при первом запуске приложения, данный компонент незаменим при введении новых функций. Например, в приложении Chase использовались карточки для представления новой функции бюджетирования.
В банковском приложении Chase были использованы карточки для информирования пользователей о новых функциях (например, о сводке расходов по кредитным картам). Процесс онбординга был коротким и у пользователей была возможность полностью его пропустить.

Ограничьте использование описания функций в рамках процесса онбординга только теми случаями, когда вы добавляете действительно новый для пользователей функционал, не делайте обзор возможностей, с которыми пользователи уже знакомы, даже если они их не используют. Повторное акцентирование внимания на функциях, с которыми пользователи уже встречались, но так и не стали использовать, может вызвать у них раздражение и привести к игнорированию любых процессов онбординга, даже в тех случаях, когда информация будет для них действительно новой и полезной.


Выбор настроек

Многие приложения запрашивают данные пользователей для кастомизации – настройки интерфейса под каждого из них. Например, пользователи могут выбрать настройки отображения контента или визуального дизайна. Тем не менее, не следует предлагать установить все настройки в момент входа в систему.

В частности, настройка визуального дизайна, например, выбор цветовой схемы, не входит в число функций онбординга. Людям трудно решить, какой вариант дизайна интерфейса подойдет им больше еще до того, как они им воспользовались. (Кроме того, множество исследований указывает на то, что люди чаще всего выбирают настройки по умолчанию). Вместо того чтобы ставить их перед выбором и тем самым увеличивать когнитивную нагрузку, проведите исследование и постарайтесь выяснить, какой дизайн более предпочтителен для большинства ваших пользователей).
Рассмотрим каждый из этих компонентов в контексте использования мобильных приложений и выясним, является ли их добавление оправданным.


Описание функций

Описание функций позволяет проинформировать пользователей о том, какие задачи помогает решить приложение, и по этой причине часто воспринимается ими как рекламный контент.
Приложение Any.do позволяло настроить визуальный дизайн в разделе «Настройки» и не предлагало пользователям выбрать цветовую схему при первом запуске.

Настройка отображения контента может сделать пользовательский опыт более релевантным, поэтому в большинстве случаев может быть включена в процесс онбординга. Существуют десятки примеров возможных настроек отображения контента в приложениях. Например, в случае с приложением для изучения языков, это может быть выбор языка и определение своего уровня знаний. Все это имеет критически важное значение для того, чтобы приложение было действительно полезным.
Онбординг приложения Fitplan включал краткий опрос пользователей, который был необходим для того, чтобы приложение работало в соответствии с рекомендованным планом тренировок. Приложение также приводило краткое объяснение того, какая информация необходима и по каким причинам. Кроме того, хотя опрос запускался автоматически, у пользователей была возможность его пропустить, а также отслеживать, сколько вопросов осталось с помощью индикатора выполнения.

Если вы предлагаете пользователям настроить работу приложения, делайте это кратко. Четко и ясно объясните, зачем нужны запрашиваемые данные и как они будут использоваться (как в примере с приложением Fitplan). Подумайте, действительно ли вам необходима эта информация еще до того, как пользователь начал работу с приложением. Улучшит ли это его опыт? Если у вас нет четкого ответа на вопрос, для чего необходим сбор этих данных при первом запуске приложения, эту информацию стоит запросить позже, когда пользователь будет лучше понимать, что для него предпочтительней.


Инструкции

Цель использования инструкций - научить пользователей взаимодействовать с интерфейсом. Инструкции не должны быть дополнением к плохому дизайну. Ресурсы лучше потратить на то, чтобы сделать пользовательский интерфейс более удобным, чем на создание обучающего контента. Тем не менее, есть случаи, когда использование инструкций оправдано (например, когда функции или сценарии использования приложения уникальны, отличаются от стандартных пользовательских интерфейсов или совершенно незнакомы пользователям, в некоторых случаях они также могут быть ожидаемыми, как, например, в мобильных играх).

Инструкции могут быть включены в процесс онбординга в различных форматах: карточек с обучающим контентом, контекстных справок, интерактивных элементов и т.д. Независимо от формата, инструкции должны быть краткими, у пользователя должна быть возможность их пропустить, и они должны содержать минимум информации, только то, что пользователям необходимо знать для использования приложения. Рассмотрим несколько примеров использования инструкций в процессе онбординга в мобильных приложениях.


Карточки

Отображение инструкций в формате карточек обычно включаются в процесс онбординга при первом запуске приложения. Этот тип онбординга, особенно в относительно простых мобильных приложениях, может создавать у пользователей ощущение, что интерфейс приложения более сложный, чем он есть на самом деле, и увеличивает нагрузку на память. Поэтому мы не рекомендуем использовать формат карточек. Тем не менее, если вы все же решили использовать именно этот формат, будьте предусмотрительны и убедитесь, что у пользователей есть возможность его пропустить. Следите за тем, чтобы количество карточек было минимальным, сосредоточьтесь только на самом необходимом и раскрывайте только по одной концепции на каждой карточке.
В приложении What the Forecast для онбординга использовались карточки с инструкциями для информирования пользователей о том, где расположены определенные элементы управления. Объяснение значений стандартных иконок бесполезно и тратит их время впустую.

Оверлеи с инструкциями

Оверлеи и всплывающие подсказки – еще один способ включить инструкции в процесс онбординга, который используется для того чтобы наглядно продемонстрировать пользователям, где находятся определенные функции и как их использовать. При создании оверлеев с инструкциями убедитесь, что их содержание является своевременным (например, при первом использовании функции) и ненавязчивым. Такой тип инструкций хорошо подходит, когда пользователь пытается выполнить какое-либо действие в первый раз, и последовательность из нескольких подобных подсказок сопровождает его в процессе его продвижения вперед. По этой причине, как правило, оверлеи являются возможным, но необязательным элементом пользовательского опыта.
Приложение Checklist использовало оверлеи с инструкциями, чтобы продемонстрировать пользователям некоторые основные функциональные возможности, например, как использовать разбиение на категории или теги.


Интерактивные элементы

Если ваше приложение более сложное, чем те, что были разобраны в предыдущих примерах, и вы считаете, что использование инструкций оправдано, так как дизайн принципиально новый и нестандартный, рассмотрим интерактивный проход. Интерактивные элементы позволяют пользователям обучаться в процессе использования приложения. При правильном подходе (т.е. кратких и объясняющих только самое необходимое инструкциях) интерактивные элементы имеют более практическую направленность, чем карточки с инструкциями или оверлеи.

В игре Temple Run 2 был использован интерактивный подход, в рамках которого на экран выводились своевременные подсказки по мере прохождения игроками первого уровня. Например, при приближении к препятствию были даны инструкции о том, как его можно избежать. Такое решение позволяло обучать пользователей управлять игрой и давало им возможность учиться, не прерывая игровой процесс.


Приложение NOAA Weather перегружает пользователей, выделяя все возможные функции на одном экране. Эта реализация очень навязчива и избыточна (в случае описания стандартных элементов интерфейса, таких как иконки "Share" и "Settings").

Fabulous - приложение для отслеживания целей, использовало интерактивные элементы для знакомства пользователей с относительно простыми и стандартными сценариями использования. Подобное решение является излишним.
MindNode, приложение для составления карт мышления и проведения мозгового штурма, использовало интерактивный проход, чтобы познакомить пользователей с нестандартным сценарием использования приложения. При инструктаже пользователям было предложено создать очень простую карту мышления и, таким образом, они знакомились с элементами управления и терминологией в интерактивной среде. Также у них была возможность пропустить инструктаж.

Тем не менее, большинство мобильных приложений не нуждаются в инструкциях. Если вы все же используете их в своем приложении, делайте это только для новых и нестандартных элементов интерфейса (т.е. таких, которые отличают ваше приложение от аналогичных сервисов), и составляйте их как можно более кратко.


Заключение

Сделайте процесс онбординга настолько простым, насколько это возможно. Для большинства мобильных приложений это означает допуск пользователей непосредственно к интерфейсу. С другой стороны, для сложных приложений с уникальными сценариями использования, для которых необходимо, чтобы пользователи были проинформированы о возможных функциях, процесс онбординга может оказаться полезным. При его проектировании сосредоточьтесь на том, как улучшить пользовательский опыт, делайте акцент на новых, нестандартных элементах, будьте краткими и ненавязчивыми.


Источник:

NN Group: Mobile-App Onboarding: An Analysis of Components and Techniques
Приложение Reflectly позволяло выбрать настройки визуального дизайна и предлагало пользователям выбрать цветовую схему еще до того, как они узнавали, как будет выглядеть пользовательский интерфейс.

Это не означает, что вы не должны предлагать возможность настройки визуального дизайна, но есть смысл оставить это на потом. Установка настроек визуального дизайна не должна включаться в процесс онбординга.
ПРОФЕССИЯ
UX/UI ДИЗАЙНЕР
3-х месячный практический курс
от ведущей дизайн студии

скидка — 35% в этом месяце
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ХОЧЕШЬ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШИЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ?
ПЕРЕВОДЫ
Первое впечатление имеет значение: Как дизайнеры могут помочь
ПЕРЕВОДЫ
Справочное руководство по типографике в мобильном веб-дизайне
ПЕРЕВОДЫ
Область нажатия на сенсорных экранах