ПЕРЕВОДЫ
Введение в юзабилити
Резюме: Узнайте больше о том, что такое юзабилити (или удобство использования), чем оно отличается от пользовательского опыта и какие критерии оценки имеет.

Удобство использования и пользовательский опыт (UX) - это не одно и то же: удобство использования продукта является важной частью, которая формирует его UX, и, следовательно, входит в более широкий термин UX. Хотя многие могут думать, что юзабилити - это исключительно "простота использования" продукта, на самом деле это подразумевает гораздо большее.

Вырезка из стандарта ISO 9241-11 по удобству использования:

"Степень эффективности, результативности и удовлетворенности, с которой продукт может быть использован определенными пользователями для достижения определенных целей в определенном контексте использования".

Таким образом, юзабилити - это нечто большее, чем просто возможность легко выполнять задачи. Оно также имеет дело с удовлетворенностью пользователей - веб-сайт должен быть удобным для использования, а также должен быть увлекательным и эстетически привлекательным.


Почему юзабилити имеет значение?

Прежде чем углубляться в суть юзабилити, очень важно сделать акцент на его важности. Юзабилити важно, потому что, если пользователи не могут достичь своих целей эффективно, результативно и удовлетворительным образом, они, скорее всего, будут искать альтернативное решение для их достижения. А для веб-сайтов и приложений альтернативных решений предостаточно. Все довольно просто: если ваш продукт непригоден для использования, то пользователи уйдут от вас к конкурентам. Учитывая это, дизайнеры, желающие разрабатывать продукты с длительным сроком жизни, должны быть уверены, что эти продукты пригодны для использования или они очень рискуют потерять своих пользователей.

Совместное исследование, проведенное в 2015 году компаниями Huff Industrial Marketing, KoMarketing и BuyerZone на веб-пользователях B2B, показало, что 46% пользователей уходят с сайта из-за того, что не могут сказать, чем занимается компания (т.е. отсутствует эффективный обмен сообщениями), 44% пользователей уходят из-за отсутствия контактной информации, а 37% пользователей уходят из-за плохого дизайна или плохой навигации. Это говорит о потенциальном вреде, который может нанести вашему сайту плохое юзабилити.

Юзабилити является результатом процесса проектирования, ориентированного на пользователя. Это процесс, который изучает, как и почему пользователь использует продукт и стремится оценить это взаимодействие. Этот процесс состоит из многих итераций и стремится к постоянному совершенствованию после каждого оценочного цикла.

"Удобство использования, по сути, является вопросом привнесения некоторой части прав человека в мир компьютерно-человеческого взаимодействия. Это способ позволить нашим идеалам пробиться сквозь призму нашего программного обеспечения, каким бы мирским оно ни было. Вы можете подумать, что застряли в скучном, унылом IT-отделе, делая неразумные инвентаризационные программы, которыми когда-нибудь будут пользоваться только несколько одиноких людей. Но у вас есть возможность ежедневно проявить уважение к человечеству даже на примере самых прозаичных программ".


- Джоэл Спольски, инженер-программист, писатель и создатель программного обеспечения для управления проектами Trello.


5 ключевых характеристик


В 2001 году Уитни Кесенбери, эксперт по UX и удобству использования и бывший президент Ассоциации специалистов по юзабилити (UXPA), предложил пять критериев, которым должен соответствовать продукт, чтобы быть пригодным для использования:

•Результативность
•Эффективность
•Ангажированность
•Толерантность к ошибкам
•Легкость обучения


1. Результативность

Результативность заключается в том, могут ли пользователи выполнить свои цели с высокой степенью точности. В значительной степени результативность продукта достигается за счет поддержки, оказываемой пользователям при работе с программой. Например, создание поля кредитной карты таким образом, чтобы она принимала только действительный номер кредитной карты, может уменьшить количество ошибок при вводе данных и помочь пользователям правильно выполнять свои задачи. Существует много различных способов предоставления поддержки - это ключ к тому, чтобы быть как можно более полезным для пользователя.
Википедия имеет ультра-базовый дизайн, но это не помешало ее успеху! Ценность, которую она предлагает людям во всем мире, настолько огромна, что эстетика является второстепенной задачей. Основное внимание здесь уделяется способности находить информацию и структуре представления информации для облегчения чтения. Таким образом, любопытные читатели могут быстро (или эффективно!) открыть для себя факты и получить доступ к соответствующим страницам.


4. Толерантность к ошибкам

Маловероятно, что при любой степени сложности системы вы сможете полностью устранить ошибки в продукте. В частности, цифровые продукты могут быть подвержены ошибкам из-за системы, в которой они созданы, которая находится вне контроля дизайнера.

Однако самое лучшее - это свести к минимуму количество ошибок и сделать так, чтобы пользователь мог легко ее решить и вернуться к тому, что он делал. Это и есть толерантность к ошибкам.

По мнению Уитни Кесенбери для этого требуется:

•Ограничение возможностей совершать ошибки: делать ссылки/кнопки понятными и четкими, придерживаться простого языка изложения, не использовать технические термины, если в этом нет абсолютной необходимости, и тп. Ограничьте варианты выбора, если есть возможность, и предоставьте примеры и поддержку, если просите людей предоставить личные данные.

•Наличие возможности "переделать". Дайте пользователям возможность отменить то, что они только что сделали, и начать все сначала.
Предположение, что каждый будет делать совсем не то, чего вы от него ожидаете. Затем, либо удалите такую возможность, либо создайте способ вернуть пользователя на правильный путь.
Dropbox имеет функцию отмены, в случае, если пользователи случайно удаляют документы из своих папок.


5. Легкость освоения

Если вы хотите, чтобы ваш продукт использовался регулярно, то необходимо сделать так, чтобы пользователи могли легко освоить его и при повторном использовании чувствовали себя, как рыба в воде.

Вы также должны учитывать легкость освоения при создании новых функций и дополнений. В противном случае, довольный прежде пользователь может быстро разочароваться в вашей обновленной версии продукта. Такое часто происходит с социальными сетями: всякий раз, когда выходит новый набор функций, их, как правило, встречает вопль возмущения со стороны пользователей, даже если по факту обновления на голову превосходят старые функции. И это случается даже тогда, когда новые функции легко освоить. Переход Facebookа в 2012 году на новый формат стал ярким примером такой реакции со стороны некоторых пользователей.

Лучший способ поддержки простоты освоения - это разработка систем, которые соответствуют существующим ментальным моделям пользователя. Ментальная модель - это представление чего-то в реальном мире и того, как это делается с точки зрения пользователя. Именно поэтому виртуальные кнопки очень похожи на реальные - все знают, что на кнопки нужно нажимать. Форма вызывает у пользователя соответствующее действие, что облегчает освоение.

Польза + Юзабилити = Полезность

Когда вы проектируете для юзабилити, важно думать и о пользе. В то время как юзабилити заботится о том, чтобы сделать функции простыми и приятными в использовании, польза - это прежде всего предоставление именно тех функций, которые нужны пользователям.

Только когда юзабилити сочетается с пользой, продукты становятся полезными для пользователей. Мобильное платежное приложение могло бы обеспечивать наиболее удобную функцию добавления людей вокруг вас в список ваших друзей на Facebook, но поскольку большинству пользователей этого приложения эта функция не нужна, для них она будет бесполезна. Все ваши усилия по созданию данной функции будут потрачены впустую.


Заключение

Юзабилити - это больше, чем простота использования. Вам необходимо обеспечить эффективность, результативность, вовлеченность, легкость в освоении и толерантность к ошибкам, если вы хотите, чтобы дизайн был полезным, эффективным, увлекательным и устойчивым к неправильным действиям пользователей. Конечно, есть ограничения в отношении важности юзабилити, и иногда приходится идти на компромиссы, например, для обеспечения экономической жизнеспособности. Однако, когда такого конфликта нет, приоритетом должно быть удобство в использовании.


Источник:

Interaction design: An Introduction to Usability
В форме оплаты IxDF мы ограничиваем количество цифр, которое вы можете ввести в поле "Номер кредитной карты", чтобы уменьшить количество ошибок при вводе данных.

Вы также можете обратить внимание на сложность языка, используемого в вашем продукте: чем яснее и проще речь (в идеале на уровне 6-го класса), тем больше вероятность того, что ваша информация окажет правильное влияние на пользователя. Использование правильного уровня технической сложности - например, сокращение числа технических терминов для веб-сайта, ориентированного на дизайн - также поможет сделать ваши тексты более понятными и значимыми для пользователей.

Избыточность в навигации иногда может быть выгодна: если у пользователей есть несколько путей к своей цели, они с большей вероятностью доберутся до нее. Однако это может снизить общую эффективность процесса, поэтому необходимо искать баланс.


2. Эффективность

Эффективность и результативность очень сходные понятия. Однако с точки зрения удобства использования они сильно отличаются друг от друга. Эффективность - это скорость. Как быстро пользователь может выполнить работу?

Посчитайте количество шагов, или даже кликов, необходимое для достижения цели, можно ли уменьшить их количество? Это поможет разработать эффективные решения. Четко обозначенные кнопки навигации с очевидным способом использования помогут вашим пользователям, как и разработка “горячих клавиш” (подумайте о количестве часов, которые вы сэкономили, используя Ctrl+C и Ctrl+V для копирования и вставки текста).

Чтобы максимизировать эффективность, вам нужно изучить, как ваши пользователи предпочитают работать: заходят ли они через смартфон или настольный компьютер с большой клавиатурой и мышью? Эти два фактора требуют совершенно разных подходов к навигации.


3. Вовлеченность

Под вовлеченностью понимается уровень взаимодействия с системой. Это происходит, когда пользователь находит продукт приятным и понятным в использовании. Эстетика тоже имеет значение, и именно поэтому многие компании вкладывают целые состояния в графический дизайн. Но все это не единственные факторы, влияющие на вовлеченность дизайна.

Вовлеченность - это не только красивый внешний вид, но и правильный выбор. Надлежащие макеты, читабельная типографика и простота навигации - все это в совокупности обеспечивает правильное взаимодействие для пользователя и делает процесс увлекательным. Хороший внешний вид - это еще не все! Это доказывает Википедия.

ПРОФЕССИЯ
UX/UI ДИЗАЙНЕР
3-х месячный практический курс
от ведущей дизайн студии

скидка — 35% в этом месяце
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ХОЧЕШЬ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШИЕ НОВОСТИ ПО ДИЗАЙНУ ЗА НЕДЕЛЮ?
ПЕРЕВОДЫ
Когда движение создает эмоции
ПЕРЕВОДЫ
Настройки по умолчанию
ПЕРЕВОДЫ
Нарративные стратегии в UX
© 2016 Your company
ПЕРЕВОДЫ
Введение в юзабилити
Резюме: Узнайте больше о том, что такое юзабилити (или удобство использования), чем оно отличается от пользовательского опыта и какие критерии оценки имеет.

Удобство использования и пользовательский опыт (UX) - это не одно и то же: удобство использования продукта является важной частью, которая формирует его UX, и, следовательно, входит в более широкий термин UX. Хотя многие могут думать, что юзабилити - это исключительно "простота использования" продукта, на самом деле это подразумевает гораздо большее.

Вырезка из стандарта ISO 9241-11 по удобству использования:

"Степень эффективности, результативности и удовлетворенности, с которой продукт может быть использован определенными пользователями для достижения определенных целей в определенном контексте использования".

Таким образом, юзабилити - это нечто большее, чем просто возможность легко выполнять задачи. Оно также имеет дело с удовлетворенностью пользователей - веб-сайт должен быть удобным для использования, а также должен быть увлекательным и эстетически привлекательным.


Почему юзабилити имеет значение?

Прежде чем углубляться в суть юзабилити, очень важно сделать акцент на его важности. Юзабилити важно, потому что, если пользователи не могут достичь своих целей эффективно, результативно и удовлетворительным образом, они, скорее всего, будут искать альтернативное решение для их достижения. А для веб-сайтов и приложений альтернативных решений предостаточно. Все довольно просто: если ваш продукт непригоден для использования, то пользователи уйдут от вас к конкурентам. Учитывая это, дизайнеры, желающие разрабатывать продукты с длительным сроком жизни, должны быть уверены, что эти продукты пригодны для использования или они очень рискуют потерять своих пользователей.

Совместное исследование, проведенное в 2015 году компаниями Huff Industrial Marketing, KoMarketing и BuyerZone на веб-пользователях B2B, показало, что 46% пользователей уходят с сайта из-за того, что не могут сказать, чем занимается компания (т.е. отсутствует эффективный обмен сообщениями), 44% пользователей уходят из-за отсутствия контактной информации, а 37% пользователей уходят из-за плохого дизайна или плохой навигации. Это говорит о потенциальном вреде, который может нанести вашему сайту плохое юзабилити.

Юзабилити является результатом процесса проектирования, ориентированного на пользователя. Это процесс, который изучает, как и почему пользователь использует продукт и стремится оценить это взаимодействие. Этот процесс состоит из многих итераций и стремится к постоянному совершенствованию после каждого оценочного цикла.

"Удобство использования, по сути, является вопросом привнесения некоторой части прав человека в мир компьютерно-человеческого взаимодействия. Это способ позволить нашим идеалам пробиться сквозь призму нашего программного обеспечения, каким бы мирским оно ни было. Вы можете подумать, что застряли в скучном, унылом IT-отделе, делая неразумные инвентаризационные программы, которыми когда-нибудь будут пользоваться только несколько одиноких людей. Но у вас есть возможность ежедневно проявить уважение к человечеству даже на примере самых прозаичных программ".


- Джоэл Спольски, инженер-программист, писатель и создатель программного обеспечения для управления проектами Trello.


5 ключевых характеристик


В 2001 году Уитни Кесенбери, эксперт по UX и удобству использования и бывший президент Ассоциации специалистов по юзабилити (UXPA), предложил пять критериев, которым должен соответствовать продукт, чтобы быть пригодным для использования:

•Результативность
•Эффективность
•Ангажированность
•Толерантность к ошибкам
•Легкость обучения


1. Результативность

Результативность заключается в том, могут ли пользователи выполнить свои цели с высокой степенью точности. В значительной степени результативность продукта достигается за счет поддержки, оказываемой пользователям при работе с программой. Например, создание поля кредитной карты таким образом, чтобы она принимала только действительный номер кредитной карты, может уменьшить количество ошибок при вводе данных и помочь пользователям правильно выполнять свои задачи. Существует много различных способов предоставления поддержки - это ключ к тому, чтобы быть как можно более полезным для пользователя.
Википедия имеет ультра-базовый дизайн, но это не помешало ее успеху! Ценность, которую она предлагает людям во всем мире, настолько огромна, что эстетика является второстепенной задачей. Основное внимание здесь уделяется способности находить информацию и структуре представления информации для облегчения чтения. Таким образом, любопытные читатели могут быстро (или эффективно!) открыть для себя факты и получить доступ к соответствующим страницам.


4. Толерантность к ошибкам

Маловероятно, что при любой степени сложности системы вы сможете полностью устранить ошибки в продукте. В частности, цифровые продукты могут быть подвержены ошибкам из-за системы, в которой они созданы, которая находится вне контроля дизайнера.

Однако самое лучшее - это свести к минимуму количество ошибок и сделать так, чтобы пользователь мог легко ее решить и вернуться к тому, что он делал. Это и есть толерантность к ошибкам.

По мнению Уитни Кесенбери для этого требуется:

•Ограничение возможностей совершать ошибки: делать ссылки/кнопки понятными и четкими, придерживаться простого языка изложения, не использовать технические термины, если в этом нет абсолютной необходимости, и тп. Ограничьте варианты выбора, если есть возможность, и предоставьте примеры и поддержку, если просите людей предоставить личные данные.

•Наличие возможности "переделать". Дайте пользователям возможность отменить то, что они только что сделали, и начать все сначала.
Предположение, что каждый будет делать совсем не то, чего вы от него ожидаете. Затем, либо удалите такую возможность, либо создайте способ вернуть пользователя на правильный путь.
Dropbox имеет функцию отмены, в случае, если пользователи случайно удаляют документы из своих папок.


5. Легкость освоения

Если вы хотите, чтобы ваш продукт использовался регулярно, то необходимо сделать так, чтобы пользователи могли легко освоить его и при повторном использовании чувствовали себя, как рыба в воде.

Вы также должны учитывать легкость освоения при создании новых функций и дополнений. В противном случае, довольный прежде пользователь может быстро разочароваться в вашей обновленной версии продукта. Такое часто происходит с социальными сетями: всякий раз, когда выходит новый набор функций, их, как правило, встречает вопль возмущения со стороны пользователей, даже если по факту обновления на голову превосходят старые функции. И это случается даже тогда, когда новые функции легко освоить. Переход Facebookа в 2012 году на новый формат стал ярким примером такой реакции со стороны некоторых пользователей.

Лучший способ поддержки простоты освоения - это разработка систем, которые соответствуют существующим ментальным моделям пользователя. Ментальная модель - это представление чего-то в реальном мире и того, как это делается с точки зрения пользователя. Именно поэтому виртуальные кнопки очень похожи на реальные - все знают, что на кнопки нужно нажимать. Форма вызывает у пользователя соответствующее действие, что облегчает освоение.

Польза + Юзабилити = Полезность

Когда вы проектируете для юзабилити, важно думать и о пользе. В то время как юзабилити заботится о том, чтобы сделать функции простыми и приятными в использовании, польза - это прежде всего предоставление именно тех функций, которые нужны пользователям.

Только когда юзабилити сочетается с пользой, продукты становятся полезными для пользователей. Мобильное платежное приложение могло бы обеспечивать наиболее удобную функцию добавления людей вокруг вас в список ваших друзей на Facebook, но поскольку большинству пользователей этого приложения эта функция не нужна, для них она будет бесполезна. Все ваши усилия по созданию данной функции будут потрачены впустую.


Заключение

Юзабилити - это больше, чем простота использования. Вам необходимо обеспечить эффективность, результативность, вовлеченность, легкость в освоении и толерантность к ошибкам, если вы хотите, чтобы дизайн был полезным, эффективным, увлекательным и устойчивым к неправильным действиям пользователей. Конечно, есть ограничения в отношении важности юзабилити, и иногда приходится идти на компромиссы, например, для обеспечения экономической жизнеспособности. Однако, когда такого конфликта нет, приоритетом должно быть удобство в использовании.


Источник:

Interaction design: An Introduction to Usability
В форме оплаты IxDF мы ограничиваем количество цифр, которое вы можете ввести в поле "Номер кредитной карты", чтобы уменьшить количество ошибок при вводе данных.

Вы также можете обратить внимание на сложность языка, используемого в вашем продукте: чем яснее и проще речь (в идеале на уровне 6-го класса), тем больше вероятность того, что ваша информация окажет правильное влияние на пользователя. Использование правильного уровня технической сложности - например, сокращение числа технических терминов для веб-сайта, ориентированного на дизайн - также поможет сделать ваши тексты более понятными и значимыми для пользователей.

Избыточность в навигации иногда может быть выгодна: если у пользователей есть несколько путей к своей цели, они с большей вероятностью доберутся до нее. Однако это может снизить общую эффективность процесса, поэтому необходимо искать баланс.


2. Эффективность

Эффективность и результативность очень сходные понятия. Однако с точки зрения удобства использования они сильно отличаются друг от друга. Эффективность - это скорость. Как быстро пользователь может выполнить работу?

Посчитайте количество шагов, или даже кликов, необходимое для достижения цели, можно ли уменьшить их количество? Это поможет разработать эффективные решения. Четко обозначенные кнопки навигации с очевидным способом использования помогут вашим пользователям, как и разработка “горячих клавиш” (подумайте о количестве часов, которые вы сэкономили, используя Ctrl+C и Ctrl+V для копирования и вставки текста).

Чтобы максимизировать эффективность, вам нужно изучить, как ваши пользователи предпочитают работать: заходят ли они через смартфон или настольный компьютер с большой клавиатурой и мышью? Эти два фактора требуют совершенно разных подходов к навигации.


3. Вовлеченность

Под вовлеченностью понимается уровень взаимодействия с системой. Это происходит, когда пользователь находит продукт приятным и понятным в использовании. Эстетика тоже имеет значение, и именно поэтому многие компании вкладывают целые состояния в графический дизайн. Но все это не единственные факторы, влияющие на вовлеченность дизайна.

Вовлеченность - это не только красивый внешний вид, но и правильный выбор. Надлежащие макеты, читабельная типографика и простота навигации - все это в совокупности обеспечивает правильное взаимодействие для пользователя и делает процесс увлекательным. Хороший внешний вид - это еще не все! Это доказывает Википедия.

ПРОФЕССИЯ
UX/UI ДИЗАЙНЕР
3-х месячный практический курс
от ведущей дизайн студии

скидка — 35% в этом месяце
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ХОЧЕШЬ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШИЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ?
ПЕРЕВОДЫ
Настройки по умолчанию
ПЕРЕВОДЫ
Когда движение создает эмоции
ПЕРЕВОДЫ
Нарративные стратегии в UX