Резюме: Узнайте больше о том, что такое юзабилити (или удобство использования), чем оно отличается от пользовательского опыта и какие критерии оценки имеет.
Удобство использования и пользовательский опыт (UX) - это не одно и то же: удобство использования продукта является важной частью, которая формирует его UX, и, следовательно, входит в более широкий термин UX. Хотя многие могут думать, что юзабилити - это исключительно "простота использования" продукта, на самом деле это подразумевает гораздо большее. Вырезка из стандарта ISO 9241-11 по удобству использования:
"Степень эффективности, результативности и удовлетворенности, с которой продукт может быть использован определенными пользователями для достижения определенных целей в определенном контексте использования". Таким образом, юзабилити - это нечто большее, чем просто возможность легко выполнять задачи. Оно также имеет дело с удовлетворенностью пользователей - веб-сайт должен быть удобным для использования, а также должен быть увлекательным и эстетически привлекательным.
Почему юзабилити имеет значение?Прежде чем углубляться в суть юзабилити, очень важно сделать акцент на его важности. Юзабилити важно, потому что, если пользователи не могут достичь своих целей эффективно, результативно и удовлетворительным образом, они, скорее всего, будут искать альтернативное решение для их достижения. А для веб-сайтов и приложений альтернативных решений предостаточно. Все довольно просто: если ваш продукт непригоден для использования, то пользователи уйдут от вас к конкурентам. Учитывая это, дизайнеры, желающие разрабатывать продукты с длительным сроком жизни, должны быть уверены, что эти продукты пригодны для использования или они очень рискуют потерять своих пользователей.
Совместное исследование, проведенное в 2015 году компаниями Huff Industrial
Marketing, KoMarketing и BuyerZone на веб-пользователях B2B, показало, что 46% пользователей уходят с сайта из-за того, что не могут сказать, чем занимается компания (т.е. отсутствует эффективный обмен сообщениями), 44% пользователей уходят из-за отсутствия контактной информации, а 37% пользователей уходят из-за плохого дизайна или плохой
навигации. Это говорит о потенциальном вреде, который может нанести вашему сайту плохое юзабилити.
Юзабилити является результатом
процесса проектирования, ориентированного на пользователя. Это процесс, который изучает, как и почему пользователь использует продукт и стремится оценить это взаимодействие. Этот процесс состоит из многих итераций и стремится к постоянному совершенствованию после каждого оценочного цикла.
"Удобство использования, по сути, является вопросом привнесения некоторой части прав человека в мир компьютерно-человеческого взаимодействия. Это способ позволить нашим идеалам пробиться сквозь призму нашего программного обеспечения, каким бы мирским оно ни было. Вы можете подумать, что застряли в скучном, унылом IT-отделе, делая неразумные инвентаризационные программы, которыми когда-нибудь будут пользоваться только несколько одиноких людей. Но у вас есть возможность ежедневно проявить уважение к человечеству даже на примере самых прозаичных программ".
- Джоэл Спольски, инженер-программист, писатель и создатель программного обеспечения для
управления проектами Trello.
5 ключевых характеристик В 2001 году Уитни Кесенбери, эксперт по UX и удобству использования и бывший президент Ассоциации специалистов по юзабилити (UXPA), предложил пять критериев, которым должен соответствовать продукт, чтобы быть пригодным для использования:
•Результативность
•Эффективность
•Ангажированность
•Толерантность к ошибкам
•Легкость обучения
1. РезультативностьРезультативность заключается в том, могут ли пользователи выполнить свои цели с высокой степенью точности. В значительной степени результативность продукта достигается за счет поддержки, оказываемой пользователям при работе с программой. Например, создание поля кредитной карты таким образом, чтобы она принимала только действительный номер кредитной карты, может уменьшить количество ошибок при
вводе данных и помочь пользователям правильно выполнять свои задачи. Существует много различных способов предоставления поддержки - это ключ к тому, чтобы быть как можно более полезным для пользователя.