Черная пятница в UPROCK!

4 этапа карьеры дизайнера

Как джун становится синьором? Какие этапы развития этому предшествуют? Что нужно делать, помимо работы над проектами, чтобы стать всесторонне развитым дизайнером? И надо ли это вам вообще? Мы надеемся, что статья «Четыре этапа карьеры дизайна» поможет вам немного разобраться в этих вопросах.

Недавно меня пригласили выступить перед парой сотен студентов на мероприятии факультета когнитивных наук Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Я хотел поделиться историей своего карьерного пути и объяснить, как мне удалось добиться того, что я имею на текущий момент. Но чем больше я думал об этом, тем больше мне хотелось не ограничиваться своей личной историей, а нарисовать общий пошаговый план «дизайнерского пути».

Сразу оговорюсь, мой план может не совпадать с вашей историей, а этапы — идти в другом порядке. Путь одного дизайнера отличается от карьеры другого. Но если вы студент или начинающий дизайнер, надеюсь, вам будет полезно узнать мою историю. Если же вы опытный продуктовый дизайнер, возможно, вы узнаете в некоторых пунктах себя.

Этап 1. Первые пиксели

Вы только начинаете свою дизайнерскую карьеру? Возможно, вы проходите стажировку параллельно с обучением в школе дизайна, или, может быть, вы уже окончили учебу и устроились на свою первую работу. В любом случае, у вас очень мало или совсем нет реального опыта в коммерческом дизайне. 

Ваше мастерство (визуальный дизайн и дизайн взаимодействия) лишь зарождается, а проекты, которые вам поручают, не отличаются высоким уровнем сложности. Учитывая эти обстоятельства, скорее всего, ваша уверенность в себе, невысока, но стремление учиться зашкаливает — это ваш главный актив на данном этапе карьеры.

Рекомендации:
  1. Используйте свое время в дизайн-школе с максимальной пользой. Во время обучения старайтесь брать как можно больше практических занятий по дизайну. Когда я учился, возможностей было не так много. Сейчас большинство компаний нанимают начинающих дизайнеров на летнюю стажировку и набирают сотрудников в свою команду напрямую из университетов. Более того, существуют студенческие организации, которые функционируют почти как дизайнерские агентства и сотрудничают с местными компаниями, работая над комплексными дизайн-проектами.
  1. Продолжайте учиться. Читайте как можно больше книг, посещайте конференции, изучайте инструменты и затем применяйте все полученные знания на практике. Индустрия инструментов проектирования развивается семимильными шагами: каждый год или два появляется новый инструмент, который заслуживает внимания. Когда я только начинал свой путь, в 2011 году, моими любимыми инструментами были Photoshop и Illustrator. Через два года — Sketch. Четыре года спустя — Figma. И это всего лишь инструменты для дизайна. Помимо них ежегодно появляются новые инструменты для прототипирования (Framer, Origami, Protopie, Invision, Principle) и решения других задач.
  1. Выявляйте пробелы в своих навыках. Честно признайтесь себе, в чем вы сильны, а над чем еще предстоит поработать. Сосредоточьтесь на визуальном дизайне и дизайне взаимодействия.
  1. Найдите наставника. Он поможет найти ваши слабые стороны и предоставит ресурсы и возможности для их развития. Это может быть коллега из вашей дизайн-команды или кто-то, на кого вы равняетесь.

Этап 2. Специалист широкого профиля

В течении следующих нескольких лет вы станете «дизайнером-универсалом». Выявляя пробелы в своих навыках и активно их устраняя, вы естественным образом будете набираться опыта. Когда у вас за плечами будет несколько лет реального опыта, вы начнете работать над более сложными проектами. В результате, ваша уверенность в себе будет расти.

Рекомендации:
  1. Станьте всесторонне развитым специалистом. Когда я только начинал свой путь, компании нанимали узкоспециализированных кандидатов: дизайнеров взаимодействия, UX-, визуальных, UI-дизайнеров и т. д. В настоящее время бизнесу нужны дизайнеры-универсалы — люди, которые умеют:
  • разрабатывать стратегию и составлять карту проекта (roadmap), 
  • разрабатывать целостные пользовательские сценарии и проектировать их, 
  • создавать прототипы для тестирования взаимодействий и анимаций, 
  • а также сотрудничать с разработчиками, чтобы реализовать продукт в том виде, в котором он был задуман изначально.

Поэтому, чтобы попасть в компанию, вам нужно отточить все эти навыки.

  1. Определите свой архетип senior-дизайнера. Старшие дизайнеры всесторонне развиты, но они отличаются специализацией или «архетипом». Возможно, вы «менеджер продукта + дизайнер»: вам часто приходится работать с документацией, формулировать требования к продукту, взаимодействовать с другими функциональными группами и согласовывать с ними решения, представлять видение вашей команды руководству и т. д. Или, может быть, вы «мастер-практик»: вы вникаете в детали и известны своими превосходными навыками в визуальном дизайне или способностью создавать надежные, впечатляющие прототипы. Или, если вы похожи на меня, то вас можно назвать «высокопродуктивным исполнителем»: вы являетесь частью многочисленной команды и без труда выполняете работу нескольких дизайнеров. Определив архетип, вы сможете понять, на какие проекты и задачи вам следует сделать упор.
  1. Найдите свой голос. Разработайте свой уникальный процесс или подход и поделитесь своей мудростью с другими. Дизайн-сообщество жаждет уникальных историй и опыта. Вы можете писать статьи на Medium, публиковать посты на Linkedin и т.д. Что бы это ни было, найдите сообщество, в котором вы сможете делиться своими соображениями и получать обратную связь.
  1. Превращение из подопечного в наставника. К этому времени вы накопили достаточно опыта и успели поработать с большим количеством команд и людей? Теперь можно смело начать делиться своими знаниями с другими. Попробуйте взять начинающих дизайнеров под свое крыло, чтобы помогать им продвигаться по карьерной лестнице. Роль наставника преимущественно состоит в том, чтобы выслушивать проблемы и делиться своим опытом преодоления аналогичных трудностей.

Этап 3. Выбор пути

В конце концов вы достигнете такого уровня уверенности и мастерства, что, возможно, начнете искать для себя новые задачи и направления, например, менеджмент. Вместо проектирования продуктов вы можете взять на себя ответственность за создание команды или даже компании. Для некоторых это покажется естественным следующим шагом в карьере, а для других — чем-то пугающим.

В любом случае, если вы выберете этот путь, вас ждет крутая кривая обучения. Сегодня вы проектируете продукты, а на следующий день уже нет. Более того, теперь вы несете ответственность за работу и карьерный рост других людей. Естественной реакцией на это является синдром самозванца: «О нет, они узнают, что я понятия не имею, что делаю». Все, что я могу посоветовать в данном случае — относитесь к себе снисходительно, и уверенность со временем придет.

Рекомендации:
  1. Попробуйте себя в роли менеджера. Прежде чем принять решение об изменении сферы деятельности, попробуйте себя в новой должности. Управляйте стажерами, наставляйте младших дизайнеров или возьмите на себя обязанности по формированию командной культуры. Благодаря этому вы сможете понять, нравится вам быть менеджером или нет.
  1. Проведите исследование, чтобы лучше понять доступные пути развития. Поговорите с senior-дизайнерами, которыми вы восхищаетесь, и узнайте об их ежедневных задачах. Вероятно, они тратят много времени на обдумывание сложных проблем и пользовательских сценариев. Они постоянно занимаются проектированием и представляют результаты своего труда руководству компании. Затем поговорите с менеджерами и директорами, чтобы узнать об их повседневной работе. Скорее всего, они целыми днями присутствуют на совещаниях, взаимодействуют со своими коллегами-руководителями, вырабатывая стратегическую обратную связь для сотрудников, обсуждают корпоративную культуру, планируют мероприятия и т. д. Также, вероятно, они встречаются один на один со своими непосредственными подчиненными, чтобы обсудить препятствия и возможности карьерного роста. Обе эти роли важны, но подумайте, какая из них кажется вам более интересной.

Этап 4. Поиск своей страсти

В какой-то момент вы начнете размышлять обо всей проделанной вами работе, о влиянии, которое вы оказали, и задумаетесь над тем, к чему все это привело. Лично я достиг этой точки, когда у меня возникло желание использовать свои навыки во благо, сделать мир лучше (писал об этом здесь). 

Как я уже упоминал ранее, последовательность шагов может различаться, и это утверждение особенно верно в случае с четвертым этапом. Общая тенденция, которую я заметил при общении с начинающими дизайнерами и студентами — это поколение уже знает, что они хотят использовать свои навыки и карьеру, чтобы изменить мир к лучшему. Независимо от того, пришли вы к этой идее сразу или позднее, как и я, вот несколько рекомендаций:

Рекомендации:
  1. Подведите итоги проделанной вами работы. Какие проекты вдохновили вас больше всего? Какие из них оказали наибольшее влияние на вас или на мир? Постарайтесь найти как можно больше подобных примеров, особенно на текущей позиции.
  1. Проанализируйте свои личные интересы. Какие проблемы, в том числе социальные, вас волнуют? На что вы добровольно тратите свои деньги или личное время? Это подскажет вам, в какой области лежат ваши ценности и увлечения. Найдите способы связать их с вашей работой.
  1. Старайтесь использовать свои навыки во благо вне вашей основной работы. Есть много организаций, где вы можете стать волонтером на неполный рабочий день и принести пользу. Например, Develop for Good, Design for Good или доска вакансий Design Gigs for Good.
Источник
и
:
arrow