вебинар: 5 лучших дизайн-концепций Разбор арт-дира

Аффордансы: что это такое и как их проектировать (1-я часть)

Аффордансы — молчаливые помощники, которые подсказывают пользователям, как взаимодействовать с различными элементами интерфейса. Это тот самый секретный ингредиент, который превращает нагромождение пикселей в интуитивно понятную игровую площадку 🎮, где пользователи чувствуют себя как дома.

Сегодня мы разберемся:

  • какие функции выполняют аффордансы в UX-дизайне,
  • как проектировать эффективные аффордансы,
  • какие ошибки чаще всего встречаются в этой области.

Введение

«Аффорданс», понятие, введенное психологом Джеймсом Дж. Гибсоном в 1960-х годах, со временем превратилось в одну из фундаментальных концепций UX-дизайна. Изначально речь шла об особенностях восприятия и взаимодействия с физической средой, но позже ученый-когнитивист Дон Норман адаптировал этот подход для цифровых продуктов.

Норман представил идею воспринимаемых аффордансов — тех, которые пользователи интерпретируют на основе предыдущего опыта и культурных устоев. Это коренным образом изменило подход дизайнеров к созданию интерфейсов. Теперь приоритетными стали интуитивные элементы дизайна, которые плавно направляют пользовательские взаимодействия.

Понятие аффордансов в UX

Под аффордансами понимаются свойства объекта, которые подсказывают, что с ним можно сделать. Это применимо как к физическим, так и к цифровым средам. Например:

  • Тень, обводка или анимация указывают на то, что на кнопку можно нажать.
  • Форма и расположение ручки указывают на то, что нужно сделать, чтобы открыть дверь, — потянуть или толкнуть.

В UX-дизайне аффордансы улучшают юзабилити и создают интуитивно понятный опыт, помогая пользователям понять, как они могут взаимодействовать с продуктом. Хорошо продуманные аффордансы избавляют нас от неопределенности и позволяют легко ориентироваться в цифровом пространстве.

Роль аффордансов в UX-дизайне

Аффордансы — важнейший аспект взаимодействия пользователей с интерфейсами. Они естественным образом направляют людей к цели. Грамотно применяя аффордансы, UX-дизайнеры создают интуитивно понятный, эффективный и доступный цифровой опыт.

1. Повышение удобства и интуитивности

Аффордансы помогают пользователям понять, какие действия возможны в интерфейсе и снижают необходимость в явных инструкциях. Когда люди сталкиваются с хорошо продуманным аффордансом, они инстинктивно понимают, как взаимодействовать с объектом.

Примеры:

  • Визуально приподнятая над поверхностью экрана кнопка демонстрирует кликабельность.
  • Полоса прокрутки подразумевает, что пользователь может перемещаться вверх и вниз по странице.
  • Строка поиска с мигающим курсором указывает на то, что пользователь может сразу же начать вводить текст.
2. Снижение когнитивной нагрузки

Когнитивная нагрузка — это умственные усилия, необходимые для использования системы. Аффордансы помогают минимизировать эту нагрузку, делая взаимодействия интуитивными.

Как аффордансы снижают когнитивную нагрузку:

  • Знакомые паттерны. Пользователи распознают аффордансы на основе предыдущего опыта (например, синий подчеркнутый текст воспринимается как ссылка).
  • Предсказуемость. Пользователи могут спрогнозировать, что произойдет при взаимодействии с элементом (например, кнопка воспроизведения запускает видео).
  • Эффективность. Четкие аффордансы оптимизируют рабочие процессы и избавляют пользователей от необходимости делать паузы и строить догадки о том, что им делать дальше.
3. Создание плавного, комфортного опыта

Правильно реализованные аффордансы обеспечивают плавное взаимодействие, помогая пользователям ориентироваться в продукте. Плохо продуманные аффордансы, напротив, могут стать причиной разочарования и проблем юзабилити.

Первые:

  • Предоставляют четкие визуальные подсказки (например, кнопки меняют цвет при наведении на них курсора).
  • Обеспечивают обратную связь (например, анимация загрузки после нажатия кнопки).
  • Предотвращают ошибки (пример такого «негативного аффорданса» — кнопки с серой заливкой, которые показывают, что действие недоступно).

Вторые:

  • Ссылка, которая выглядит как обычный текст, сбивает пользователей с толку, поскольку ничто не говорит о ее кликабельности.
  • Кнопка, которая не дает обратной связи после нажатия, оставляет пользователей в неведении, было ли зарегистрировано их действие.
4. Обеспечение согласованности

Аффордансы играют важную роль в обеспечении согласованности дизайна. Они избавляют пользователей от необходимости изучать новые шаблоны взаимодействия.

Лучшие практики:

  • Используйте стандартные UI-компоненты (например, привычные иконки для главной страницы, поиска и настроек).
  • Следуйте гайдлайнам (Material Design для Android, Human Interface Guidelines для iOS).
  • Поддерживайте единообразие на разных экранах и устройствах.
5. Повышение доступности и инклюзивности

Разрабатывая аффордансы, учитывайте особенности разных групп пользователей, чтобы ваши продукты оставались доступными для всех.

Способы повышения доступности:

  • Контрастные кнопки и текст,
  • Совместимость со скринридерами,
  • Тактильная и звуковая обратная связь для пользователей с нарушениями зрения.
  • Навигация с клавиатуры для людей, которые не могут использовать мышь.

Пример:

Пользователь с ослабленным зрением должен иметь возможность перемещаться по сайту с помощью скринридера, который описывает кликабельные элементы и их функции.

6. Поддержка обучения и вовлеченности пользователей

Аффордансы могут стимулировать пользователей к изучению цифровых интерфейсов и более активному взаимодействию с ними.

Как аффордансы способствуют обучению:

  • Явные аффордансы естественным образом направляют пользователей (например, ползунок, меняющий яркость).
  • Обучающие аффордансы дают подсказки при онбординге (например, пульсирующая кнопка, которая обозначает ключевое действие).
  • Прогрессивное раскрытие гарантирует, что пользователи не будут перегружены слишком большим количеством аффордансов одновременно.

Пример:

Новый пользователь приложения для редактирования фотографий видит всплывающие подсказки, обращающие его внимание на ключевые функции, но как только он освоится с интерфейсом, эти аффордансы исчезнут.

Проектируем эффективные аффордансы

Эффективные аффордансы — видимые, удобные и соответствуют ожиданиям пользователей. Они должны незаметно направлять их действия, обеспечивая возможность ориентироваться в продукте без лишней путаницы и усилий.

Вот ключевые принципы и стратегии разработки эффективных аффордансов:

1. Обеспечьте высокую видимость

Позаботьтесь о том, чтобы пользователи могли распознать доступные действия с первого взгляда. Если аффордансы скрытые или нечеткие, людям будет трудно понять, как взаимодействовать с интерфейсом.

Лучшие практики:

  • Используйте выразительные визуальные приемы (цветовые контрасты, тени, обводки), чтобы отделить интерактивные элементы от статичного контента.
  • Выделите кнопки, ссылки и иконки с помощью правильного расположения, размера и отступов.
  • Придерживайтесь привычных паттернов (например, подчеркнутые ссылки, приподнятые кнопки).

Пример:

CTA-кнопка яркого цвета располагается на видном месте, что подчеркивает ее важную роль.
2. Будьте последовательны

Пользователи формируют ментальные модели на основе предыдущего опыта. Последовательные аффордансы гарантируют, что люди смогут спрогнозировать поведение различных элементов.

Лучшие практики:

  • Придерживайтесь единого оформления кнопок для схожих действий (например, все основные кнопки имеют одинаковый цвет и форму).
  • Используйте одни и те же шаблоны навигации (например, одинаковое расположение меню на всех страницах).
  • Следуйте рекомендациям для конкретной платформы (Material Design для Android, Human Interface Guidelines для iOS).

Пример:

Иконка корзины всегда должна находиться в правом верхнем углу, чтобы пользователи могли легко ее найти.
3. Обеспечьте четкую обратную связь

Обратная связь помогает пользователям понять, были ли зарегистрированы их действия и чего ожидать дальше. Отсутствие обратной связи может привести к неуверенности и разочарованию.

Виды обратной связи:

  • Визуальная обратная связь: Цвет кнопки меняется при нажатии.
  • Звуковая обратная связь: Еле заметный «щелчок» при нажатии кнопки.
  • Тактильная обратная связь: Вибрация при выполнении действия на сенсорном устройстве.
  • Текстовая обратная связь: Сообщения об ошибках при вводе неверной информации.

Пример:

Когда пользователь отправляет форму, анимация загрузки и последующее подтверждающее сообщение убеждают его в том, что действие было успешным.

4. Вводите ограничения для предотвращения ошибок

Мы можем помочь пользователям избежать случайных ошибок, ограничивая взаимодействия, которые не имеют смысла в конкретном контексте.

Как эффективно применять ограничения:

  • Отключите недоступные опции (пример — серые кнопки, когда действие невозможно).
  • Ограничьте допустимые значения в полях ввода (пример — селекторы даты вместо ручного ввода).
  • Обеспечьте проверку значений в режиме реального времени (например, выделите неправильно введенный пароль перед отправкой формы).

Пример:

Кнопка «Перейти к оплате» на странице оформления заказа в интернет-магазине остается отключенной до тех пор, пока не будут заполнены все необходимые поля.
5. Позаботьтесь о том, чтобы взаимодействия были простыми и интуитивными

Аффордансы должны снижать сложность, чтобы пользователям не приходилось слишком долго и много думать над тем, как выполнить задачу.

Как упростить взаимодействия:

  • Свести к минимуму шаги, необходимые для выполнения действия (пример — оформление заказа в один клик).
  • Использовать привычные жесты (например, свайпы для удаления на мобильных устройствах).
  • Сократить количество ненужных UI-элементов, которые загромождают интерфейс.

Пример:

Жест «потяните, чтобы обновить» в мобильном приложении соответствует ожиданиям пользователей и устраняет необходимость в дополнительных кнопках.

6. Помните о доступности

Аффордансы должны быть доступны для всех пользователей, включая людей с ограниченными возможностями.

Лучшие практики:

  • Используйте достаточно контрастные цветовые сочетания.
  • Добавляйте alt-текст для изображений и интерактивных элементов.
  • Поддерживайте навигацию с клавиатуры для людей, не пользующихся мышью.
  • Обеспечьте поддержку скринридеров для пользователей с нарушениями зрения.

Пример:

Форма с четкими подписями и поддержкой озвучивания (voice-over) помогает пользователям скринридеров понять, какие данные им нужно ввести.

7. Тестируйте и дорабатывайте продукт с учетом поведения пользователей
Даже самые лучшие аффордансы требуют тестирования и доработки.

Лучшие практики:

  • Проводите юзабилити-тесты, чтобы понаблюдать, как пользователи взаимодействуют с интерфейсом.
  • Проводите A/B-тесты, чтобы сравнить разные версии дизайна аффордансов и определить, какая из них работает лучше.
  • Анализируйте тепловые карты и отслеживайте клики, чтобы выявить паттерны взаимодействия.
  • Собирайте отзывы пользователей, чтобы вовремя устранять проблемы юзабилити.

Пример:

Компания протестировала две версии CTA-кнопки (зеленую и синюю) и обнаружила, что пользователи чаще нажимают на зеленую кнопку. Именно это решение попало в финальный дизайн.

Распространенные ошибки в дизайне аффордансов

Хотя аффордансы необходимы для интуитивного взаимодействия, их неправильная реализация может привести к путанице и разочарованию.

1. Ложные аффордансы (подсказки, которые вводят пользователей в заблуждение)

Ложные аффордансы возникают, когда кажется, что элемент выполняет определенную функцию, но он ведет себя не так, как ожидается.

Пример:

  • Фрагмент текста, который выглядит как кнопка (с обводкой или цветным фоном), но на самом деле некликабелен.
  • Декоративная иконка, напоминающая элемент управления.
  • Логотип в верхнем меню, который не ведет на главную страницу.

Как избежать:

  • Убедитесь, что все интерактивные элементы заметно отличаются от неинтерактивных.
  • Используйте устоявшиеся UI-паттерны, чтобы правильно сориентировать пользователей (например, подчеркнутые ссылки, выпуклые кнопки).
  • Проводите юзабилити-тесты, чтобы выявить и исправить вводящие в заблуждение элементы.
2. Скрытые аффордансы

Под скрытыми аффордансами понимают функции, которые не видны сразу и требуют дополнительных поисков. Хотя такой подход может положительно сказаться на эстетике, он также может вызвать проблемы юзабилити.

Пример:

  • Жесты (например, свайпы) в мобильных приложениях, которые не имеют визуальных индикаторов, из-за чего пользователи могут так и не узнать о существовании тех или иных функций.
  • Выпадающие меню или раскрывающиеся разделы без явных аффордансов делают навигацию запутанной.

Как избежать:

  • Добавьте деликатные визуальные подсказки (например, маленькие стрелки, эффекты наведения или анимации), чтобы обозначить скрытые функции.
  • Познакомьте пользователей со скрытыми возможностями в ходе онбординга или с помощью методов прогрессивного раскрытия.
  • Отображайте всплывающие подсказки, когда пользователи взаимодействуют с соответствующими элементами.
3. Чрезмерный минимализм (эстетика в ущерб удобству)

Доведенный до крайности минимализм может лишить пользователей критически важных аффордансов, затруднив взаимодействие с интерфейсом.

Пример:

  • Кнопки без четкого обозначения области нажатия.
  • Непонятные иконки без текстовых меток.
  • Малозаметные, плоские UI-элементы, которые сливаются с фоном.

Как избежать:

  • Сохраняйте основные визуальные подсказки, такие как тени, обводки и контраст, чтобы выделить интерактивные элементы.
  • Используйте описательные подписи для иконок, чтобы прояснить их назначение.
  • Соблюдайте баланс между эстетикой и удобством использования, обеспечивая ясность и доступность аффордансов.
4. Непоследовательное поведение аффордансов

Пользователи ожидают, что поведение аффордансов будет одинаковым на всех страницах. Несогласованность приводит к путанице и усложняет изучение продукта.

Пример:

  • Кнопка, которая выполняет разные действия в разных частях приложения (например, кнопка «Сохранить», которая иногда сохраняет мгновенно, а иногда запрашивает подтверждение).
  • Свайп вправо, который в одном месте удаляет, а в другом архивирует элементы.

Как избежать:

  • Взаимодействия должны быть последовательными и согласованными.
  • Придерживайтесь гайдланов, чтобы обеспечить предсказуемость (пример — жесты в iOS и Android).
  • Документируйте и применяйте шаблоны проектирования, чтобы стандартизировать поведение аффордансов во всем продукте.
5. Несоблюдение требований доступности

Аффордансы, которые доступны не для всех, создают препятствия для пользователей с ограниченными возможностями.

Пример:

  • Обозначение интерактивности при помощи одного лишь цвета создает проблемы для людей с дальтонизмом.
  • Пользователям с нарушениями опорно-двигательного аппарата трудно попадать по маленьким областям нажатия.
  • Отсутствие поддержки навигации с клавиатуры препятствует эффективному взаимодействию, если человек не привык пользоваться мышью.

Как избежать:

  • Используйте сразу несколько визуальных подсказок, например, сочетайте цвет с текстом или иконками.
  • Убедитесь, что размеры областей нажатия составляют не менее 44x44 пикселей в соответствии с рекомендациями по обеспечению доступности.
  • Добавьте атрибуты ARIA и навигацию с клавиатуры для пользователей скринридеров и тех, кто предпочитает альтернативные методы ввода.
6. Слишком много аффордансов
Слишком большое количество интерактивных элементов может перегрузить пользователей и сбить их с толку.

Пример:

  • Загроможденный интерфейс с множеством кнопок, иконок и ссылок, конкурирующих за внимание.
  • Чрезмерное использование всплывающих подсказок, поп-апов или анимационных эффектов, которые отвлекают пользователей от основных задач.

Как избежать:

  • Отдавайте предпочтение самым важным аффордансам и снижайте сложность там, где это допустимо.
  • Используйте прогрессивное раскрытие — открывайте дополнительные опции по мере необходимости.
  • Логически группируйте связанные действия, чтобы предотвратить когнитивную перегрузку.
7. Плохая обратная связь

Пользователям необходима немедленная обратная связь, подтверждающая, что их действия были распознаны. Ее отсутствие может привести к недопониманию и повторным попыткам или отказу от дальнейшего взаимодействия.

Пример:

  • Кнопка, которая не меняет внешний вид при нажатии, не позволяет пользователям понять, было ли зарегистрировано действие.
  • Отсутствие индикатора загрузки или подтверждающего сообщения после отправки формы, создает ощущение, что ничего не происходит.

Как избежать:

  • Используйте визуальную, слуховую или тактильную обратную связь для подтверждения действий (например, изменение состояния кнопок, спиннеры, звуковые эффекты).
  • Убедитесь, что сообщения об ошибках достаточно понятны и помогают пользователям исправить ситуацию.
  • Следуйте закону Фиттса — проектируйте кнопки и интерактивные элементы, по которым легко попасть, и предоставляйте немедленную обратную связь.
8. Пренебрежение гайдлайнами

Игнорирование рекомендаций для конкретных платформ может привести к путанице и недопониманию.

Пример:

  • Использование навигационных шаблонов Android в приложении iOS негативно сказывается на юзабилити.
  • Игнорирование стандартных шаблонов навигации вынуждает пользователей тратить время и усилия на изучение новой системы.

Как избежать:

  • Придерживайтесь гайдланов для конкретной платформы (Material Design для Android, Human Interface Guidelines для iOS).
  • Проводите юзабилити-тесты с реальными пользователями, чтобы убедиться, что интерфейс соответствует их ожиданиям.
  • Поддерживайте соответствие UI-элементов и навигации отраслевым стандартам.

Продолжение в части 2.

Источник
и
:
arrow