Черная пятница в UPROCK! 2 дня до конца распродажи!

Анимация в UX: больше, чем просто эстетика

Направляйте, информируйте и радуйте пользователей кадр за кадром.

Каждый элемент дизайна играет свою роль в создании гармоничного опыта взаимодействия. Анимация — один из таких важных элементов. Это не просто визуальный изыск, а функциональный компонент, который заполняет когнитивные пробелы и беспрепятственно проводит пользователя через цифровое путешествие.

Вспомните плавное нажатие кнопки «Купить» в Интернет-магазине или едва заметные переходы между страницами в мобильном приложении. Это не случайные детали, а целенаправленная UX-стратегия. При правильном подходе анимация способна превратить статичный стерильный интерфейс в динамичную, интуитивно понятную, увлекательную среду.

Мы должны понимать нюансы использования анимации и помнить о возможных «подводных камнях». Как и в случае со всеми другими элементами, здесь важен баланс. Если анимации слишком много, она может перегрузить пользователя и сбить его с толку, если слишком мало — дизайн может получиться безжизненным и скучным.

Упрощение взаимодействия

Цифровой опыт постоянно усложняется, и людям становится все труднее ориентироваться на сайтах и в приложениях. Здесь нам на помощь приходит анимация. Это эффективный инструмент, который упрощает восприятие интерфейса и взаимодействие с ним. 

Например, трансформация иконки гамбургера в иконку закрытия ("X") служит визуальной подсказкой о состоянии меню. Эта простая анимация быстро информирует нас о переключении между открытым и закрытым меню и не требует дополнительных визуальных или текстовых индикаторов.

Источник

Анимация «освещает» пользователю путь, превращая запутанный интерфейс в интуитивно понятный 💡.

Один из ярких примеров — «выезжающие» подменю в мобильных приложениях. Они не появляются на экране резко — плавное движение создает ощущение перехода на новый уровень. Пользователи понимают, что они могут легко вернуться обратно.

Наша пространственная память активируется, когда анимационные переходы имитируют поведение реальных объектов. В UX мы полагаемся на эти когнитивные шорткаты, чтобы сделать цифровую навигацию знакомой и интуитивно понятной. По данным Baymard Institute, продуманная плавная навигация может снизить количество ошибок до 50%.

Информативные петли обратной связи

Анимация может играть ключевую роль в подтверждении действий пользователя. Будь то простое нажатие кнопки или более сложная последовательность манипуляций, такая обратная связь убеждает человека в том, что система зафиксировала его шаги.

Вспомните кнопку «Мне нравится» в любой социальной сети. Когда мы нажимаем ее, иконка заполняется цветом. Так у нас не возникает сомнений, был ли зарегистрирован наш «лайк».

Мгновенная обратная связь гарантирует, что наши действия были учтены системой. Это может быть простое изменение цвета кнопки или индикатор прогресса. Другой пример — анимация в мессенджерах, когда иконка отправки трансформируется в галочку.

NNGroup установила, что обратная связь должна предоставляться в течение 0,1 секунды, чтобы удержать внимание пользователей и убедить их в том, что их действия были успешными. Петли обратной связи играют в UX решающую роль. Они подтверждают, что пользователи находятся на правильном пути. Без таких подсказок люди чувствуют себя потерянными и неуверенными, что приводит к увеличению числа ошибок и отказов от дальнейшего взаимодействия.

Быстрая обратная связь может увеличить коэффициент успеха (количество выполненных задач) на 20%.

Сокращение воспринимаемого времени загрузки

Иногда по техническим причинам приложения или сайты не могут работать так быстро, как хотелось бы. Анимированные экраны загрузки и плейсхолдеры сокращают воспринимаемое время ожидания, сохраняя вовлеченность пользователей и сводя к минимуму негативные эмоции.

Скелетные экраны, получившие распространение на таких платформах, как LinkedIn, заполняют интерфейс, показывая, что контент загружается, благодаря чему возникает ощущение, что ожидание было не таким долгим.

Скелетный экран LinkedIn

Исследование Kissmetrics (аналитический сервис) показало, что 40% пользователей покидают сайт, если процесс загрузки занимает более 3 секунд. Анимация может уменьшить отток аудитории и превратить утомительное ожидание в предвкушение.

Когда мы «очеловечиваем» ожидание, например, на экране появляется жонглирующий или танцующий персонаж, пользователи более снисходительно относятся к небольшим задержкам. Kissmetrics утверждает, что увлекательная анимация может сократить воспринимаемое время ожидания почти на 15%.

Повышение вовлеченности и эстетическое удовольствие

Оригинальные анимации вызывают у пользователей эмоциональный отклик, делая интерфейс не только удобным, но и привлекательным.

Например, анимация пустого состояния Dropbox в виде качающейся коробки превращает рутинный процесс хранения файлов в своего рода игру. Анимация «дай пять» после запуска email-рассылки в MailChimp дает пользователям чувство удовлетворения.

Пасхалка от Mail Chimp

В эти моменты проявляется индивидуальность бренда. Именно они делают интерфейс запоминающимся и повышают лояльность пользователей.

По данным Journal of Usability Studies, микровзаимодействия могут повысить общую удовлетворенность пользователей в среднем на 10%.

Своевременная эстетичная анимация может стать вишенкой на торте отличного UX. Она не только вызовет у людей улыбку, но и оставит у них положительные воспоминания о взаимодействии, и, как следствие, о бренде.

Что нужно помнить, добавляя анимацию в дизайн

  1. Цель важнее эстетики. Каждая анимация должна иметь четкую цель: направлять, информировать или радовать пользователя, а не просто быть бессмысленным декором. Например, анимация Pull to Refresh (потяни, чтобы обновить) в Instagram* показывает, что новый контент находится в процессе загрузки.
  1. Скорость и отзывчивость. Анимация должна быть быстрой и не мешать выполнению основных функций. Если анимация заставляет пользователя ждать, она, скорее всего, принесет больше вреда, чем пользы. Рекомендуемая продолжительность анимации для большинства взаимодействий в руководстве Google Material Design: от 200 до 300 мс.
  1. Единообразие. Будьте последовательны при выборе скорости, плавности (easing) и стиля анимации. Такой подход повышает предсказуемость и доверие. В iOS для большинства системных анимаций используется функция ease-in-out (анимация начинается медленно, ускоряется в середине, завершается медленно).
  1. Предоставьте возможность отключения анимации. Некоторые пользователи чувствительны к движению или имеют заболевания, при которых анимация может нанести вред. Всегда оставляйте возможность сокращения или отключения анимации. Например, в настройках Twitter (X) есть опция Reduce motion (Уменьшить движение).
  1. Тестируйте на разных устройствах. Анимация, которая выглядит эффектно и работает плавно на одном устройстве, может оказаться неэстетичной и прерывистой на другом.
  1. Все хорошо в меру. Если анимационных эффектов слишком много, интерфейс может выглядеть хаотично. Добавляйте анимацию осмысленно. Например, чрезмерное использование параллакса приводит к дезориентации и раздражает многих пользователей.
  1. Удобство чтения и восприятия. Анимация не должна затруднять восприятие контента. Плавные деликатные движения более эффективны, чем резкие трансформации, которые могут отвлекать от содержания.
  1. Естественность. Старайтесь воспроизвести максимально естественные движения, имитирующие реальный мир. Например, объекты, плавно встающие на свое место, выглядят более естественно, чем те, которые внезапно останавливаются в какой-то точке.

Помните, что анимация может как улучшить дизайн, так и, наоборот, сделать опыт взаимодействия более запутанным и неприятным.

Проблемы разработки и доступности анимации

Анимация может создавать дополнительные трудности как для разработчиков, так и для пользователей с ограниченными возможностями. Конкретнее:

  1. Проблемы с производительностью

Сложная анимация может вызывать задержки, замедлять работу сайта или приложения и увеличивать расход заряда батареи на мобильных устройствах. Эти проблемы могут сделать приложение практически бесполезным для пользователей вспомогательных технологий и устаревших устройств.

  1. Сложная реализация

Реализация некоторых анимаций может быть сложной и трудоемкой. Скринридеры и другие вспомогательные инструменты зачастую не распознают или неправильно передают плохо реализованную анимацию.

  1. Чрезмерное использование анимации

Слишком большое количество анимационных эффектов может дезориентировать пользователей с когнитивными нарушениями, например, СДВГ.

  1. Отсутствие опции уменьшения движения

Не все платформы и приложения предоставляют возможность уменьшить или отключить анимацию. Некоторые анимационные эффекты могут вызывать у пользователей с вестибулярными расстройствами дискомфорт и тошноту.

  1. Паттерны, провоцирующие приступы

Быстро мигающие анимации могут спровоцировать приступ фотосенситивной эпилепсии. Поэтому так важно соблюдать специальные рекомендации, например, WCAG.

  1. Отсутствие фокуса

Иногда анимированные элементы могут неправильно отображать состояние фокуса. Пользователи клавиатуры, а также люди с нарушениями зрения, могут потеряться на странице, что вызовет дополнительные негативные эмоции.

  1. Неожиданные движения

Анимация, которая запускается без четких действий пользователей, может отвлекать их от выполнения основных задач. Неожиданные движения могут особенно сильно раздражать людей с тревожными расстройствами.

Разрабатывая анимацию, важно провести тестирование с участием различных групп пользователей, включая людей с ограниченными возможностями, чтобы убедиться, что дизайн получится не только функциональным, но и инклюзивным. Браузерные расширения, например, aXe и WAVE, помогают разработчикам выявлять потенциальные проблемы, связанные с доступностью анимации.

Заключение

Анимация — один из важных аспектов удобного и приятного цифрового опыта. Но, как и в случае с любым другим инструментом, волшебство заключается в его разумном использовании. Разница между хорошим и отличным дизайном лежит в понимании тонкостей применения анимации. Наша задача — реализовать ее таким образом, чтобы интерфейс стал более эстетичным, а опыт взаимодействия — более эффективным и увлекательным.

* Meta признана в РФ экстремистской организацией

Источник
и
:
arrow