Швейцарский дизайн или стиль — направление графического дизайна, сформировавшееся в 1950–1960-е годы в Швейцарии, и по сей день не теряющее своей актуальности.
Сегодня мы рассмотрим:
- причины появления швейцарского дизайна,
- его ключевые принципы,
- известных представителей,
- а также поговорим про шрифт, название которого фактически стало синонимом этого стиля.
Швейцарский дизайн — направление графического дизайна, сформировавшееся в 1950–1960-е годы в Швейцарии. Главное в этом стиле — акцент на читабельность, простоту и функциональность. Его отличают шрифты без засечек, сетки и асимметрия. Он оказал значительное влияние на визуальную коммуникацию XX века и продолжает вдохновлять дизайнеров по всему миру в наши дни.
В этой статье мы рассмотрим, что делает швейцарский дизайн таким особенным.
Причины появления швейцарского дизайна
Швейцарский дизайн появился из желания четко и эффективно доносить информацию. Его корни уходят в начало XX века, но расцвет пришелся на эпоху после Второй мировой войны, когда возникла необходимость в международном взаимопонимании и сотрудничестве.
Пионеры движения, среди которых были Йозеф Мюллер-Брокманн, Макс Билл и Рихард Пауль Лозе, верили в то, что дизайн способен формировать общество. Они выступали за универсальный графический язык, преодолевающий культурные и языковые барьеры.
Эволюция швейцарского стиля в графическом дизайне тесно переплетается с развитием различных авангардных движений, таких как De Stijl, русский конструктивизм, Баухаус и Международный типографский стиль.
Ключевая фигура в формировании духа швейцарского дизайна, Эрнст Келлер, начал преподавать в Цюрихской школе прикладных наук в 1918 году. Именно он заложил основополагающие принципы, которые впоследствии определили Швейцарскую школу, и воспитал целое поколение графических дизайнеров, ставших столпами швейцарского дизайна.
Например, среди протеже Келлера был Йозеф Мюллер-Брокманн — тот самый человек, который сделал модульные сетки не только важной частью швейцарского стиля, но и краеугольным камнем современного графического дизайна.
Ключевые принципы швейцарского дизайна
- Асимметричные лейауты: Гармоничные композиции; стандартизация асимметрии в графическом дизайне.
- Белое пространство: Продуманное использование пустого пространства для достижения баланса.
- Выравнивание по левому краю: Приоритет левого выравнивания при верстке текста — принцип, заимствованный из Международного типографского стиля, русского конструктивизма и движения Баухаус, ставший основополагающим в швейцарском дизайне.
- Простота и ясность: Минималистский подход с акцентом на сообщение; чистая, лаконичная эстетика.
- Сетки: Использование сеток для организации визуальных элементов; последовательные и сбалансированные композиции.
- Типографика: Шрифты без засечек, такие как Akzidenz-Grotesk и Helvetica; в приоритете читабельность и нейтральность как важнейшие элементы визуальной коммуникации.
- Объективные фотографии, отражающие реальность без прикрас, демонстрация приверженности движения к объективности и правде.
Визионеры, стоящие за швейцарским дизайном
Пионеры швейцарского дизайна сыграли центральную роль в формировании духа и эстетики движения, оставив после себя наследие, которое продолжает оказывать влияние на мир дизайна и сегодня.
Это наследие проявляется не только в графическом дизайне, но и в архитектуре, а также продуктовом и цифровом дизайне, где принципы швейцарского стиля по-прежнему служат важным источником информации и вдохновения.
Йозеф Мюллер-Брокманн
Йозеф Мюллер-Брокманн (1914–1996) — пожалуй, одна из самых влиятельных фигур швейцарского дизайна. Его работы отличаются простотой, четкой структурой и читаемой типографикой. Мюллер-Брокманн подходил к дизайну системно, выступая за использование сеток для логичной и эстетичной организации информации.
Среди наиболее известных его работ — серия плакатов для фестиваля «Musica Viva» (один из них в левом нижнем углу), пример мастерского использования сеток и типографской иерархии. Это абстрактный дизайн, транслирующий ощущение музыкального ритма и гармонии через геометрические формы.
Остальные плакаты серии можно посмотреть здесь.
Макс Билл
Макс Билл (1908-1994) — многогранный художник, архитектор, живописец, шрифтовой и графический дизайнер. С 1927 по 1929 год он учился в Баухаусе в Дессау у выдающихся преподавателей, включая Василия Кандинского, Пауля Клее и Оскара Шлеммера, после чего переехал в Цюрих. Графические работы Билла характеризуются четким, функциональным подходом, который отражает основополагающий принцип Баухауса — форма следует за функцией.
Кухонные часы Junghans, созданные в 1950-х годах, — яркий пример его минималистской эстетики и философии функционального дизайна. Часы имеют простой, чистый циферблат с характерным, читабельным шрифтом и воплощают в себе принципы швейцарского дизайна.
Рихард Пауль Лозе
Рихард Пауль Лозе (1902–1988) — швейцарский художник и графический дизайнер, видный представитель конкретного искусства (одно из центральных направлений европейского авангардистского искусства). Лозе выступал за структурированный подход — он использовал системы сеток и модульные композиции для создания работ, отличающихся ясностью и порядком.
Плакаты Лозе — лейауты на основе сеток с гармонично расположенными цветными блоками и текстом — демонстрируют его четкий геометрический стиль.
Армин Хофманн
Армин Хофманн (1920–2020 гг.) известен преподавательской деятельностью и философским подходом к дизайну. В своих работах он делал акцент на фундаментальные принципы, такие как баланс, контраст и использование негативного пространства.
Афиша Хофманна к балету «Жизель» в Городском театре Базеля является культовой. Дизайнер использует простые геометрические формы и ограниченную цветовую палитру, чтобы передать суть истории. Эта работа демонстрирует умение Хофманна доносить до зрителей сложные идеи, используя минимум выразительных средств.
Еще больше работ Армина Хофманна вы найдете здесь.
Эмиль Рудер
Эмиль Рудер (1914–1970) — еще один выдающийся мастер швейцарского стиля. Наряду с Армином Хофманном он был одним из ключевых преподавателей Базельской школы дизайна.
Квинтэссенцией его творчества является книга «Typographie», новаторский труд, который оказал огромное влияние на типографику и графический дизайн в целом. Эта работа не только демонстрирует инновационный подход Рудера, но и по сей день служит важнейшим источником знаний для многих дизайнеров.
Швейцарский дизайн в современном брендинге
В основе швейцарского дизайна лежит ряд принципов, которые и сегодня не теряют своей актуальности и позволяют создавать эффективные долговечные фирменные стили.
- Понятная коммуникация: Швейцарский стиль позволяет четко донести до целевой аудитории сообщение бренда.
- Функциональность и удобство: Каждый элемент служит своей цели и улучшает опыт взаимодействия.
- Этичный подход и социальная ориентированность. Дизайн направлен на решение проблем общества.
Helvetica: швейцарская королева шрифтов
Шрифт без засечек Helvetica — чудо современной типографики, выдержавшее испытание временем. Этот гротеск был создан швейцарским дизайнером Максом Мидингером по заказу владельца шрифтовой компании Haas Эдуарда Хоффмана в 1957 году. Задача состояла в том, чтобы разработать нейтральный, читабельный шрифт, который отлично подошел бы для оформления различных вывесок.
Первоначально шрифт назывался Neue Haas Grotesk, но позднее название было изменено на Helvetica, что в переводе с латинского означает «швейцарский». Новое имя отлично подошло для международного рынка, поскольку позволяло использовать репутацию Швейцарии как центра ультрасовременного графического дизайна. Со временем Helvetica стала синонимом ценностей швейцарского стиля: эффективности, ясности и нейтральности.
Характерные черты Helvetica
- Нейтральный дизайн: Helvetica славится своей нейтральностью. Она универсальна и не навязывает контенту ту или иную индивидуальность. Отличный выбор практически для любого сообщения или бренда.
- Четкость и читабельность: Благодаря своим чистым линиям и обилию воздуха Helvetica гарантирует высокую читабельность. Разборчивые глифы делают ее идеальной для вывесок и документов с большим объемом текста.
- Разнообразие начертаний и стилей: Семейство Helvetica включает различные начертания (от тонкого до жирного) и стили, например, наклонный и сжатый, предоставляя дизайнерам обширный набор инструментов для визуальной коммуникации.
- Повсеместное распространение: Helvetica можно часто встретить в брендинге, на вывесках и в айдентике различных компаний, что говорит о ее высокой адаптивности и неугасающей популярности. От метро Нью-Йорка до логотипов American Airlines и Panasonic — этот шрифт повсюду!
Helvetica в брендинге
За десятилетия своего существования Helvetica стала больше, чем просто шрифтом. Это культурный артефакт, воплотивший в себе принципы модернистского дизайна. Ему посвящают выставки, документальные фильмы и даже философские дебаты. Несмотря на обилие доступных шрифтов, Helvetica по-прежнему остается любимым инструментом для многих дизайнеров, которые ценят ясность, функциональность и неподвластную времени эстетику.
Одна из главных суперспособностей этого шрифта — «исчезать за передаваемым сообщением. А ведь зачастую лучший дизайн = незаметный дизайн. Helvetica не отвлекает внимание; напротив, она поддерживает послание бренда со сдержанной уверенностью. Это крайне важно для компаний, которые стремятся установить связь со своей аудиторией, не перегружая ее стилистическими изысками. Чистые линии и сбалансированные пропорции Helvetica позволяют сосредоточиться на самом бренде, а не на шрифте.
Более того, Helvetica не несет в себе никаких внутренних смыслов или ассоциаций, что позволяет брендам наделять ее своими ценностями и индивидуальностью. Эти особенности делают шрифт универсальным инструментом, способным вызывать у аудитории различные эмоции и реакции в зависимости от способов его применения.
В эпоху, когда дифференциация бренда имеет ключевое значение, выбор шрифта может существенно повлиять на его восприятие и узнаваемость. Helvetica неизменно пользуется популярностью у крупных компаний, оставаясь важнейшим элементом фирменного стиля, который находит отклик у аудитории по всему миру.
Например, многие всемирно известные бренды — Skype, Panasonic, Toyota, BMW, Nestle, American Apparel и т.д. — использовали Helvetica в своих логотипах.
Заключение
Швейцарский стиль, простой, ясный и функциональный, оставил в дизайне неизгладимый след. Его влияние распространяется далеко за пределы Швейцарии. Это не только значимое историческое движение, но и не теряющая актуальности эстетика, которая и сегодня продолжает находить отклик в сердцах многих дизайнеров по всему миру.