В настоящее время неоспоримым фактом является то, что инвестиции в опыт взаимодействия жизненно важны для успеха продукта. Почти каждый слышал слова UX, UXD, CX, UI, IxD, UXE, IA, SD, но, похоже, никто не знает в чем разница между всеми этими терминами.
Итак, мы предлагаем выяснить, в чем разница между этими понятиями. Что означает экосистема опыта взаимодействия (UXE) и дизайн услуг (SD) и как грамотно использовать эти термины?
Начнем с наиболее часто используемых терминов UX (опыт взаимодействия) и UI (интерфейс).
1. UX или опыт взаимодействия
Здесь происходит процесс определения проблемы пользователя и ее решения до того, как пользователь поймет, в чем дело.
Хороший UX-дизайн позволяет клиенту легко и быстро найти нужную информацию и выполнить желаемую задачу в кратчайшие сроки без дополнительных проблем.
Если интерфейс продукта понятен и работает гладко, значит UX-дизайнер добился успеха. Однако, бывают ситуации, когда пользователь не знает, как решить свою задачу в интерфейсе продукта, и это прямой показатель низкого качества UX.
Некоторые люди используют термин UXD или UED — дизайн взаимодействия с пользователем вместо UX. Вы также можете встретить XD — дизайн взаимодействия. Собственно, все эти сокращенные формы означают одно и то же.
2. UI или пользовательский интерфейс.
Джесси Гарретт, один из соавторов этого термина и соучредитель компании Adaptive Path, определяет этот термин как область элементов интерфейса. Частью этой области являются цветовые коды интерфейса, кнопки, текст, шрифты.
Основная функция UI — сделать интерфейс визуально привлекательным, удобным и понятным для пользователя. Он является своего рода посредником между пользователем и устройством, а также отвечает за взаимодействие.
UX — это больше наука, а UI — искусство.
UI-дизайнер отвечает за визуальное восприятие продукта пользователем. Качественная типографика, грамотно подобранные цвета, хорошие текстуры и пространства в дизайне помогают пользователю легко достичь своей конечной цели.
3. CX или клиентский опыт
Это набор факторов, которые могут быть связаны с клиентом, включая этап процесса продажи и будущее использование продукта.
CX можно интерпретировать как общее ощущение, которое возникает у клиента во время сотрудничества с компанией.
CX состоит из ряда факторов, начиная с первого контакта с клиентом и совершения покупки, использования продукта в течение определенного периода времени, и заканчивая завершением сотрудничества.
CX-дизайн ориентирован на ряд факторов, таких как удобство для пользователя, отзывы клиентов, Индекс Потребительской Лояльности (Net Promoter Score — NPS) и т.д.
4. IxD или дизайн взаимодействия
Этот термин означает проектирование взаимодействия между продуктом и пользователем. Как пользователь и продукт реагируют друг на друга. Как правило, это применяется для программных продуктов, таких как приложения или веб-сайты. Основная цель IxD — создать интересный продукт для пользователя. Такой продукт всегда помогает пользователю достичь своей цели наиболее простым, эффективным и привлекательным способом. Он максимально использует звук, движение, эстетику, пространство и многое другое.
Крэмптон Смит описал 4 аспекта дизайна взаимодействия:
Слова,
Визуальные представления,
Физические объекты или пространство
Время.
Позже Сильвер добавил к списку пятый аспект:
Поведение.
5. UXE или экосистема взаимодействия с пользователем.
Дэйв Джонс определяет экосистему UX как набор взаимозависимых отношений между компонентами в информационной среде.
Под "компонентами" он подразумевает людей, их цели, цифровые технологии, которые они используют для обмена информацией и в коммуникационных целях, и, конечно, информацию, которой они обмениваются.
Экосистемы UX заставляют дизайнера взглянуть на более широкую картину. Другими словами, насколько удобно использовать продукт в повседневной жизни.
Цель UX-дизайнера здесь — спроектировать ориентированную на пользователя экосистему устройств, услуг и объектов на разных платформах простым и понятным способом.
6. IA или информационная архитектура
IA охватывает 2 основных компонента. Это идентификация содержания и функциональности, а также иерархия продукта. Иерархия представляет собой связь между содержанием и функциональностью продукта.
IA может быть как простой, так и довольно сложной (для крупных проектов).
Информационная архитектура (IA) не является частью интерфейса, видимого экрана. Она определяет внешний вид и набор опций пользовательского интерфейса.
7. SD или сервис-дизайн
— процесс построения коммуникации, организации людей, планирования и других действий, ориентированных на улучшение качества продукта и взаимодействия между поставщиком услуг и его клиентами.
Основной целью сервис-дизайна (SD) является улучшение услуг компании в соответствии с ожиданиями потребителей и пользователей продукта. Услуги должны на 100% соответствовать ожиданиям клиента, быть быстрыми, приятными и конкурентоспособными.