Дизайн — это не только функциональность, но и эмоции

“Недостаточно создавать функциональные, понятные и удобные продукты, они также должны вызывать интерес, приносить радость, удовольствие и веселье, и, конечно, украшать жизнь пользователя.” — Дон Норман

Мы, люди, разумные существа. Однако нами преимущественно движут эмоции. Сколько раз вы, ожидая своей очереди, брали на кассе плитку шоколада или упаковку жвачки лишь потому, что они выглядели привлекательно? Не только физические продукты могут вызывать у нас подобные чувства. Это случается и в цифровом мире.

Эмоции — то, как мы воспринимаем окружающую реальность. Мы подсознательно стремимся к повторению позитивного опыта, поскольку он заставляет нас чувствовать себя хорошо. Негативный же опыт, напротив, помогает не допускать одних и тех же ошибок.

Для нас, как дизайнеров, главный приоритет — потребности, которые пользователи пытаются удовлетворить в ходе взаимодействия с нашими продуктами. Логично предположить, что именно функциональность дизайна помогает им достичь целей максимально эффективно и быстро.

Но нам также следует сфокусироваться на эмоциональных реакциях. Хотя людям кажется, что они действуют рационально, в основе интерпретации ими реальности, лежат эмоции.

Что такое эмоциональный дизайн?

Это концепция о том, как вызывать нужные эмоции с помощью дизайна, чтобы пользователь остался доволен полученным опытом. Дон Норман разделил эмоциональные реакции людей на 3 уровня: интуитивный, поведенческий и рефлексивный.

3 уровня эмоционального дизайна Дона Нормана

1. Интуитивный: Наши первые впечатления — базовый уровень эмоциональных реакций. Здесь ключевую роль играет внешний вид. Например, если вы разместите на сайте CTA-кнопку с надписью “Продолжить” пользователи получат недостаточно информации. Но если вы измените надпись на “Продолжить, чтобы создать событие” они будут лучше проинформированы о предстоящих шагах, что сделает их опыт лучше.

2. Поведенческий: Этот уровень касается оценки функциональности вашего продукта. Пользователи подсознательно определяют, насколько легко найти в интерфейсе то, что им необходимо. Продукты, которые помогают без особых усилий и серьезных ошибок достигать поставленных целей, обычно вызывают у аудитории позитивные эмоции.

3. Рефлексивный: Взаимодействуя с продуктом, мы сознательно взвешиваем все “за” и “против”. На этом уровне мы формируем общее представление от дизайна. Захотим ли мы снова использовать этот продукт? Порекомендуем ли мы его друзьям? Или нам хочется выбрать другой продукт вместо этого?

Все эмоциональные реакции одинаково важны. Как UX-дизайнер, вы должны позаботиться об удовлетворении потребностей пользователей на всех 3 уровнях, чтобы установить долговременную эмоциональную связь с ними.

О чем следует подумать, прежде чем внедрять эмоциональный дизайн?

Прежде чем задуматься о том, как сделать опыт взаимодействия максимально приятным, необходимо удовлетворить базовые потребности пользователей. В своей книге “Эмоциональный дизайн” Аарон Уолтер утверждает, что ожидания пользователей от продукта можно представить в виде пирамиды из 4 уровней, напоминающей иерархию потребностей Маслоу.

Эмоциональный дизайн получится эффективным, только если продукт отвечает следующим критериям:

  • Функциональность
  • Надежность
  • Удобство

Функциональность: Продукт решает ту или иную проблему ваших пользователей, удовлетворяет их потребности и является удобным. В целом, речь о том, насколько хорошо он работает.

Надежность: Используйте привычные паттерны и позаботьтесь о том, чтобы дизайн получился единообразным. Придерживайтесь проверенных временем решений и не вносите в интерфейс радикальные изменения “для красоты”.

Удобство: Когда интерфейс хорошо продуман, взаимодействие с ним не требует от пользователей значительных когнитивных усилий. Если они способны, действуя интуитивно, достичь своих целей без разочарований и серьезных препятствий, значит, ваш продукт, действительно, получился удобным.

Если продукт не обладает этими характеристиками, даже самый лучший эмоциональный дизайн не поможет сформировать долгосрочные отношения с аудиторией.

Другие ресурсы по теме:

Источник
и
:
arrow