Если вы находитесь в поисках инновационного, прорывного решения, дизайн-мышление — именно то, что вам нужно.
Дизайн-мышление — это подход, который способствует инновациям, поскольку в его основе лежит эмпатия: сначала мы пытаемся поставить себя на место пользователя, а уже потом решить его проблемы.
Такой процесс ставит под сомнение заранее определенную проблему. Он позволяет исследовать различные гипотезы, и лишь после этого приступить к созданию прототипа. Именно в ходе исследований и анализа противоречий рождаются лучшие идеи.
Что же такое дизайн-мышление, какие основные модели дизайн-мышления существуют и как применять эту методологию для получения наиболее впечатляющих результатов? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Что такое дизайн-мышление?
Прежде чем углубиться в концепцию дизайн-мышления, я предлагаю вам выяснить, что такое "итерация".
Итеративный процесс — это непрерывный пересмотр и "калибровка". Прогресс в этом случае достигается через постоянную доработку продукта или проекта.
Можно сказать, что дизайн-мышление — это набор процессов и инструментов, применяемых итеративно для решения проблем с помощью инноваций.
Итак, как же это делается? Посредством глубокого понимания пользователя, распознавания закономерностей, формирования эмпатии и генерации инсайтов для выявления или переосмысления проблем и изучения гипотез для их решения.
Дизайн-мышление также поощряет применение творческих инструментов всеми, а не только дизайнерами или технологическими компаниями.
Таким образом, этот подход хорош не только тем, что он инклюзивный, но и тем, что его можно применять в любом бизнесе или ситуации, независимо от вашей сферы деятельности или опыта.
Помните: Дизайн-мышление — это итеративный и исследовательский процесс. Этапы могут разворачиваться одновременно и должны рассматриваться скорее как действия, которые накладываются друг на друга, чем как упорядоченные шаги.
Дизайн помогает улучшить нашу жизнь в настоящем. Дизайн-мышление может помочь нам проложить дорогу в будущее. — Тим Браун
Великие умы, которые стоят за дизайн-мышлением
Хотя применение дизайн-мышления как методологии или образа мышления — относительно новый подход, сам научный метод уже несколько десятилетий обсуждается учеными и исследователями.
Ричард Бьюкенен одним из первых обратился к термину дизайн-мышление в своей знаменитой статье “Коварные проблемы в дизайн-мышлении”. Здорово то, что Бьюкенен использовал термин дизайн-мышление в широком смысле, обращаясь ко всем, а не только к профессионалам в академических кругах. Тем самым он охватил всех людей, которые так или иначе используют дизайн в своей повседневной деятельности для решения сложных проблем.
То, что многие называют "невозможным", на самом деле — лишь границы воображения, которые можно преодолеть с помощью более эффективного дизайн-мышления. — Ричард Бьюкенен
Когнитивный психолог и лауреат Нобелевской премии Герберт Саймон уже в 1970-х годах говорил о быстром прототипировании и тестах посредством наблюдения. Вы вскоре поймете, что эти темы являются центральными для дизайн-мышления. Работа Герберта была посвящена развитию искусственного интеллекта и возможности синтеза человеческих способов мышления.
Другой ученый, который внес серьезный вклад в то, что мы сегодня называем дизайн-мышлением, — Роберт Х. Макким, который сфокусировался на исследовании влияния визуального мышления на нашу способность понимать и решать проблемы. Книга Маккима раскрывает различные аспекты визуального мышления, методов дизайна и их применения для более комплексного решения проблем. Идеи, собранные в книге, лежат в основе методологии дизайн-мышления.
IDEO
Процесс дизайн-мышления получил известность благодаря Дэвиду Келли, профессору Стэнфордского университета, и Тиму Брауну, автору книги "Дизайн-мышление в бизнесе". Вместе они основали инновационную консалтинговую фирму IDEO, которая стала главным популяризатором метода.
В 2008 году Браун впервые представил дизайн-мышление в журнале Harvard Business Review, что вызвало мировой резонанс и привлекло к этому подходу внимание технологической индустрии.
По утверждениям IDEO, процесс дизайн-мышления должен объединить то, что желаемо с точки зрения клиента, с тем, что технологически осуществимо и экономически целесообразно с точки зрения бизнеса. Именно на пересечении этих трех факторов мы и находим решения и инновации.
Какую пользу вы можете извлечь из дизайн-мышления
Центральная идея дизайн-мышления — искреннее желание понять пользователя, прежде чем приступать к разработке продукта или услуги.
Попытки поставить себя на чье-то место способствуют развитию культуры эмпатии, которая может принести отличные результаты компании или команде.
Ниже мы перечислили основные преимущества, которые может обеспечить этот процесс при эффективном применении:
1) Создает дополнительную ценность для пользователей
Поскольку основная задача дизайн-мышления — понять боли и потребности людей, конечный продукт становится реальным и ценным решением для пользователя. Иногда это может быть упрощенная версия сложного продукта.
2) Помогает лучше понять, какую эмоциональную ценность вы можете предложить
Важно осознавать, какую пользу может принести продукт конечному потребителю. Время — один из самых ценных активов, поэтому понимание того, как дизайн может ускорить процесс выбора или принятия решений, имеет огромное значение.
3) Изменения в организационной культуре компании
Люди могут сильно сопротивляться изменениям, если они не чувствуют себя причастными или не участвовали в их разработке. Процесс дизайн-мышления должен быть совместным — даже если ваше предложение не будет реализовано, вы будете знать, что вас услышали и приняли во внимание ваши идеи. При таком подходе конечный результат воспринимается всеми как лучшее, что можно было сделать. Как будто вы все вместе пришли к одному выводу.
4) Нестандартное мышление
Дизайн-мышление исследует возможности и гипотезы, задавая вопросы о реальных проблемах пользователей и способах их решения с помощью инноваций.
5) Многопрофильные команды
Поскольку процесс является инклюзивным, в нем участвуют люди из разных отделов, а такое разнообразие точек зрения позволяет получить более глубокие инсайты. Мультидисциплинарность также помогает сделать так, чтобы разные специалисты внутри организации говорили на одном языке.
6) Поощряет уважение и эмпатию
Когда отделы работают над проектом вместе, проще увидеть проблемы каждой области. Благодаря этому люди начинают относиться с уважением и пониманием к навыкам друг друга — эмпатия растет, а ценность продукта повышается.
7) Развивает диалог между сотрудниками
Выигрывают все. Если процесс инклюзивный и междисциплинарный, диалог между членами команды будет гораздо более активным, что приведет к повышению производительности и продуктивности.
8) Отличный катализатор изменений и эволюции
Этот подход поощряет плюрализм и нетрадиционные способы поиска творческих решений. В некотором смысле, применяя процесс дизайн-мышления, нам постоянно приходится выходить из зоны комфорта.
9) Поддерживает дух сотрудничества внутри команды
Дизайн-мышление предполагает совместную междисциплинарную работу в команде, что позволяет задействовать различные навыки, личные качества и взгляды всех участников и, следовательно, решать сложные проблемы более целостно.
10) Создает безопасное пространство для обмена идеями
Основа процесса дизайн-мышления — применение разных способов мышления для изучения максимального количества непредвзятых гипотез. Это помогает создать безопасную среду для обмена идеями и взглядами.
Главные принципы дизайн-мышления
Последовательность шагов по внедрению этого подхода может различаться, поскольку творческий процесс характеризуется текучестью и гибкостью.
Дизайн-мышление — не готовый рецепт; его структура варьируется в зависимости от компании, продукта, проблемы или людей.
Тем не менее, следующие принципы дизайн-мышления остаются неизменными:
- Эмпатия: исследование пользователей с целью узнать их боли и потребности;
- Сотрудничество: тесное общение и взаимодействие между членами команды;
- Эксперименты: изучение гипотез и решений, создание прототипов и тестирование.
Основные модели дизайн-мышления
Как уже упоминалось выше, единого мнения насчет того, из какого числа этапов должен состоять процесс дизайн-мышления, не существует. Этот показатель, как и количество используемых инструментов, может варьироваться от компании к компании.
Также важно учитывать, что технологии постоянно развиваются, а следовательно, эволюционирует и дизайн-мышление.
По этой причине компании часто меняют и адаптируют свои дизайн-процессы. Обратите внимание, однако, что основная структура всегда сохраняется: исследование, генерация идей, прототипирование и тестирование. В центре внимания остаются пользователи и их потребности.
Помните: именно процесс проектирования позволяет применить дизайн-мышление на практике.
Ниже представлены основные модели дизайн-мышления:
1. d.school (Институт дизайна Хассо Платтнера в Стэнфорде)
Метод d.school — один из самых распространенных на сегодняшний день. Институт выпустил специальный гайд, который помогает фасилитаторам применять дизайн-мышление в соответствии со Стэнфордской моделью.
Гайд представляет собой итерацию культового проекта "Wallet Project" (Кошелек — необходимо создать идеальный кошелек за 3 минуты) и предлагает участникам выполнить увлекательное упражнение, которое позволит им пройти полный цикл дизайн-мышления в кратчайшие сроки.
В ходе выполнения упражнения участники смогут пустить в ход основные ценности d.school: ориентированный на человека дизайн, активные действия, культуру итераций и быстрое прототипирование.
Процесс d.school состоит из 5 шагов:
- Эмпатия: исследование и наблюдение за потребителем;
- Определение проблемы: проанализировать полученные знания и определить проблему;
- Генерация идей: изучить способы решения проблемы;
- Прототипирование: создание прототипа. Не забывайте — если вы и потерпите неудачу, вы потерпите ее с минимальными затратами сил и времени;
- Тестирование: проверка идеи; пришло время протестировать ее с пользователями и получить обратную связь.
Основные инструменты и методы:
- Карта эмпатии;
- Карта пути пользователя;
- Персоны;
- “Как бы мы могли?”;
- Точка зрения или постановка проблемы.
2. IDEO (классический метод)
Компания IDEO, которая всегда была амбассадором дизайн-мышления, также выпустила рабочую тетрадь "Дизайн-мышление для преподавателей". В ней знаменитый процесс разбит на 5 шагов:
- Открытие: Есть проблема; с чего начать? Понять задачу, подготовить исследование и собрать вдохновляющие примеры.
- Интерпретация: Я кое-что узнал; как это интерпретировать? Тщательно продумать сторителлинг, найти смысл и возможности.
- Генерация идей: Я вижу возможность; что создать? Найти и доработать идеи.
- Эксперименты: У меня есть идея; как ее реализовать? Создать прототип и собрать обратную связь.
- Эволюция: Я попробовал что-то новое; как сделать это еще лучше? Анализировать полученные знания и развивать продукт в соответствии с ними.
3. IDEO (адаптированный классический метод)
Однако с годами компания усовершенствовала этот процесс и свела его к 3 основным этапам.
IDEO подчеркивает важность ориентированного на человека дизайна, и предоставляет на своем сайте полезные материалы, в том числе руководство по применению этого подхода.
По мнению компании, дизайн, ориентированный на человека, — это точка пересечения эмпатии и творчества.
Таким образом, модель фокусируется на "человеческом" аспекте и направлена на решение серьезных социальных проблем в соответствии с 5 принципами:
- Учиться на ошибках;
- Уверенность в своих творческих способностях;
- Практика;
- Итерации;
- Оптимизм.
Итак, новый адаптированный дизайн-процесс IDEO включает 3 основных вида деятельности:
- Вдохновение: Понять пользователей и их проблемы и получить инсайты с помощью наблюдения и эмпатии.
- Генерация идей: Возможные решения поставленной проблемы; лучшие идеи оцениваются с помощью прототипов, которые тестируются реальными пользователями. Тестирование дает обратную связь о том, что работает, а что нет — это позволяет усовершенствовать результат. На каждой итерации у команды есть возможность проверить новые гипотезы и получить новые инсайты для разработки эффективных решений.
- Реализация: Трансформировать предположения, подтвержденные на предыдущем этапе, в конкретный план действий. Затем создать бизнес-модели и механизмы для оценки влияния решения в контексте организации.
Основные инструменты, которые применяются на этапе вдохновения:
- Интервью;
- Наблюдение;
- Персоны;
- Карта пути пользователя.
Совет
На сайте IDEO представлен дизайн-кит, включающий несколько инструментов и методов, которые помогут вам на каждом этапе процесса, независимо от того, какую задачу вы пытаетесь решить. Кроме того, вы можете фильтровать результаты поиска по этапам – вдохновение, генерация идей или реализация.
4. Корпоративное дизайн-мышление IBM
Руководитель подразделения IBM Interactive Experience Пол Папас рассказал в интервью Business Insider, что компания адаптировала модель d.school и создала на ее основе методологию, которую они называют IBM Design Thinking.
Эта методология включает 3 принципа, 3 вида деятельности и 3 ключевых элемента.
Принципы
- Фокус на целях пользователя;
- Многопрофильные команды;
- Непрерывное улучшение.
Цикл
3 вида деятельности, или дизайн-процесс, который IBM называет "Цикл":
- Наблюдение: попытайтесь узнать пользователя, наблюдайте за ним в его среде;
- Рефлексия: синтезируйте идеи, обменяйтесь мнениями внутри команды и согласуйте PoV (точку зрения). Важнейшие вопросы, которые необходимо задать на этом этапе: Какова наша реальность? Одинаково ли мы воспринимаем ситуацию? Что мы делаем? Каков наш план?
- Действие: реализуйте идеи и создавайте прототипы.
Ключи
Еще один важный компонент процесса IBM — ритуалы, называемые "Ключи":
- Плейбэки: частые, быстрые и открытые диалоги, в ходе которых участники проекта анализируют и конструктивно критикуют концепции и идеи. Типичные вопросы: "Что мы узнали?" и "Каков наш следующий наиболее эффективный ход?". В дополнение к простым плейбэкам проводятся промежуточные плейбэки с участием высшего руководства. Это помогает распространить культуру конструктивной обратной связи за пределы основной команды и согласовать действия со спонсорами проекта.
- Холмы: четко сформулированное утверждение, которое позволяет команде смотреть в одном направлении и определяет, как предоставить пользователю то, что ему нужно и превзойти его ожидания (вау-эффект). Как и в случае с постановкой проблемы или точкой зрения, холм обозначает проблему как ожидаемый результат для пользователя.
- Пользователи-спонсоры: это потенциальные или текущие клиенты, которые проводят по 10-50 часов с командами IBM в ходе работы над проектом. Их привлекают к разработке, потому что, помимо определения проблемы, они также помогают проверять решения и дополняют своими соображениями результаты полевых исследований и персоны.
5. “Двойной алмаз” Совета по дизайну (Великобритания)
Разработанный в 2005 году Советом по дизайну, "Двойной алмаз" также широко известен среди UX-специалистов.
Вы можете применять этот метод для определения проблем и поиска решений, используя 2 типа мышления:
- Дивергентное мышление: широкий взгляд на проблему, непредвзятый подход, изучение и рассмотрение всех гипотез.
- Конвергентное мышление: группировка собранной информации, фокус на одной или двух фундаментальных проблемах и решениях.
Процесс состоит из 4 этапов, которые в конечном итоге образуют двойной ромб:
- Открытие: выявление реальных проблем; на этом этапе мы применяем дивергентное мышление, узнаем как можно больше о пользователе, наблюдаем за ним; собранная информация поможет пробудить эмпатию.
- Определение: определение основной проблемы, применяем конвергентное мышление — фокусируемся на основной гипотезе / проблеме.
- Разработка: снова применяем дивергентное мышление и разрабатываем потенциальные решения;
- Реализация: собираем идеи, сгенерированные на предыдущем этапе, и с помощью конвергентного мышления выявляем самые жизнеспособные из них. Создаем прототипы, тестируем и собираем обратную связь для последующих итераций, начинаем новый цикл на основе полученной информации.
Инструменты, которые можно использовать на этапе "Открытие":
- Исследование рынка;
- Интервью с пользователями;
- Наблюдение;
- Анализ данных Google;
- Бизнес-аналитика;
- Карта эмпатии;
- Карта пути пользователя.
Инструменты, которые можно использовать на этапе “Определение”:
- “Как мы могли бы…?”;
- Болевые точки на карте пути пользователя.
Заключение
Какую бы модель вы ни выбрали, вы сможете понять, какие решения работают, а какие нет, протестировав созданный прототип. Это позволит корректировать продукт или услугу, постоянно улучшая и дорабатывая его на основе обратной связи от реальных пользователей.