В ходе того, как человек учится дизайнерскому мышлению, он проходит 4 этапа: от новичка до гроссмейстера.
Два года назад мы начали долгосрочный исследовательский проект, чтобы лучше понять дизайнерское мышление: как специалисты внедряют его в повседневную работу и как оно влияет на результаты проекта.
Задавшись целью создания модели развития дизайнерского мышления, мы пришли к выводу, что развитие отдельных членов команды, их опыт, открытость и мастерство в дизайн-мышлении очень влияют на способность всей команды (или организации) эффективно использовать данную методологию.
Для лучшего понимания взаимосвязи между индивидуальными способностями отдельного члена команды и эффективностью командной работы, мы ввели в проект новый термин “катализатор”. Катализаторы — это специалисты, чье мастерство позитивно влияет на дизайн их команды или организации. Побеседовав с этими “катализаторами” об их опыте (и опыте тех, кого они обучают), мы пришли к следующему заключению: практикующие специалисты в области дизайна проходят примерно через одни и те же этапы обучения, несмотря на различный опыт и контекст.
Чтобы прояснить этапы данного учебного путешествия, мы провели широкомасштабный опрос с участием 1067 специалистов, направленный на изучение опыта респондентов в области развития дизайнерского мышления. Мы классифицировали ответы по предполагаемым этапам обучения, основываясь на:
- самоотчетах о влиянии дизайнерского мышления;
- опыте;
- основных видах деятельности;
- крупнейших проблемах.
Этот исследовательский процесс в сочетании с ежегодными беседами с сотнями специалистами на нашей UX-конференции помогли нам создать перечень этапов, с которыми большинство специалистов-практиков сталкиваются в процессе своего обучения:
- новичок;
- адаптер;
- лидер;
- гроссмейстер.
1. Почему эти этапы важны
Как специалист, вы можете лучше понять свой собственный процесс обучения и установить соответствующие цели, если знаете типичные этапы вашего учебного пути.
- Большинство способов обучения в какой-то момент приносят разочарование. Понимание процесса обучения дизайн-мышлению и того, над чем вы работаете, может подбодрить вас в моменты, когда вы пребываете в состоянии "а нужно ли мне все это?". Если вы изучаете дизайн-мышление самостоятельно, осознание того, что вы проходите этот путь вместе с другими такими же специалистами может помочь вам чувствовать себя менее одиноким.
- Определение текущего этапа, на котором вы находитесь в данный момент, поможет предсказать ваш дальнейший прогресс. Сосредоточьтесь на целях текущего этапа обучения, а не бегите вперед, опережая события. Забегая вперед, вы рискуете испытать неприятный опыт, который поселит в вас сомнения и страх, что приведет к потере мотивации продолжать учиться.
Как педагог (или менеджер, или наставник), вы можете проявить эмпатию, создать эффективный способ обучения своих подопечных, а также обеспечить им устойчивый, долгосрочный успех.
- Понимание того, на каком этапе находится каждый отдельный человек и что разные люди будут одновременно находиться на разных этапах процесса обучения — ключевой момент эффективного преподавания. Это позволит вам эффективно проводить обучение, не перегружая вашу аудиторию слишком сложными задачами, а также смягчать болевые точки учащихся на каждом этапе.
- Обучение группы людей требует много ресурсов (времени, денег и усилий). Этот образовательный процесс должен быть преднамеренно спланирован таким образом, чтобы максимально увеличить затраченные ресурсы и окупить вложенные в него средства. Определение уровня участников и их продвижение по учебному маршруту позволяет педагогу определить контрольные показатели прогресса и успеха в обучении.
По мере того, как практикующие специалисты проходят через эти этапы, их мастерство увеличивается нелинейно, особенно из-за недостатка самоуверенности. Отметим, что мастерство — это сочетание компетентности и уверенности. И то, и другое необходимо для эффективного использования дизайнерского мышления. Если вы хорошо разбираетесь в дизайне, но при этом чувствуете себя неуверенно, то вы не сможете отклоняться от строгих шаблонов дизайн-мышления и не будете передавать свои знания другим. Если вы добьетесь равенства между компетентностью и уверенностью, то это будет означать, что вы овладели дизайнерским мышлением на должном уровне.
2. Структура
Мы создали трехкомпонентную структуру описания всех этапов обучения, каждый из которых характеризуется следующими компонентами:
- Критерии — это наблюдаемые качества, которые могут помочь ученику (или внешнему наблюдателю, например, педагогу) определить текущий этап учащегося. Они включают в себя осведомленность о собственной компетентности, уровне знаний и уверенности в себе;
- Основной вид деятельности — это конкретные действия учащегося и использование определенных методик проектирования;
- Цели и препятствия педагога суммируют болевые точки учащегося на любом этапе и соответствующие цели педагога, которые могут помочь учащимся преодолеть сложности.
Этап 1: Новичок
Этот этап является первым на учебном пути. Большинство практикующих специалистов проходят данный этап в период обучения в университете, на первом месте работы или на онлайн-курсе. Количество времени, проведенное на этом первом этапе, зависит от того, насколько мотивирован ученик. Многие практикующие специалисты сразу воспринимают дизайн-мышление как что-то бесполезное и никогда не продвигаются дальше этого этапа.
Критерии
Люди, находящиеся на этом этапе, были ознакомлены с процессом дизайнерского мышления, но имеют ограниченный опыт работы с ним. Специалисты на этом этапе делятся на 2 группы:
- Те, которые стремятся научиться дизайнерскому мышлению;
- Те, которые не заинтересованы в том, чтобы узнать больше о дизайнерском мышлении. На этом их учебный путь заканчивается. Такие специалисты могут оставаться на этой стадии бесконечно долго до тех пор, пока не познакомятся с дизайнерским мышлением более близко, что, в результате, расширит их перспективы и опыт.
Знания новичков минимальны. У них есть понимание дизайнерского мышления на поверхностном уровне. Они могут дать определение, но не знакомы с деталями концепции или ее смыслом. Новички не осознают своей некомпетентности — они еще не понимают, сколько всего они не знают.
Основной вид деятельности
Главная цель новичков — понять основы: что такое дизайнерское мышление и почему оно полезно. Зачастую, ученик на этом этапе предпринимает самостоятельные действия: просматривает статьи, читает книги или принимает участие в семинарах. В других случаях дизайнерское мышление осваивается по необходимости: по требованию на работе или в университете в рамках программ подготовки. Большинство новичков еще активно не практиковали дизайн-мышление, а если и практиковали — то на поверхностном уровне.
Цели и препятствия в работе педагога
Цель преподавателя дизайнерского мышления на этом этапе — сообщить цель и потенциальную ценность дизайнерского мышления, а также мотивировать новичка к продолжению обучения и поиску времени для этого. Общие препятствия для преподавателя на данном этапе — преодоление негативных настроений учащихся:
- раздражение, вызванное "еще одним предметом, которому нужно научиться";
- неудачные предыдущие попытки или негативный опыт;
- ограниченная пропускная способность в поглощении информации;
- осознание собственных ограничений (в данном случае, насколько мало они знают о дизайнерском мышлении).
Этап 2: Адаптер
Люди, находящиеся на этом этапе, уже освоили базовые знания о дизайнерском мышлении и начали потихоньку применять их на практике. Возможно, у них уже случились некоторые взлеты и падения на этом пути. Обычно адаптеры колеблются между чрезмерной уверенностью и сомнением в себе: чувствуют себя одновременно и неудачниками, и героями. Успешные адаптеры разбирают дизайнерское мышление на практике, особенно те элементы, которые имеют отношение к их работе или жизни. Таким образом, они берут на себя обязательства продолжать обучение.
Критерии
Усиленное (пассивное или активное) знакомство с дизайнерским мышлением помогло адаптерам осознать свои пределы знаний. Они понимают потенциал такого типа мышления, но им еще многому предстоит научиться. Адаптеры вложили время, усилия и энергию в дизайнерское мышление и начали применять его в своей работе с переменным успехом. Их приверженность к дизайнерскому мышлению может быть инициирована самостоятельно или продиктована авторитетным лицом (руководством компании, университета или непосредственным начальством).
Основной вид деятельности
Адаптеры практикуют дизайнерское мышление линейным способом — по книге. Они в значительной степени полагаются на контрольные списки: например, 6 этапов проектирования. Многие на данном этапе склоняются к предписанной, шаблонной форме дизайнерского мышления, часто предоставляемой их учреждением, компанией или авторитетной внешней организацией.
Обучающиеся часто сталкиваются с неудачами на этом этапе — особенно, если они учатся по большей части самостоятельно, поскольку у них отсутствует полное видение структуры дизайн-мышления. Типичные ошибки адаптеров:
- формирование поспешных выводов;
- совершение неправильных действий в неподходящее время;
- отсутствие поддержки со стороны окружающих.
Эти неудачи подталкивают некоторых специалистов к тому, чтобы полностью отказаться от принципов дизайнерского мышления. Однако большая часть обучения на этом этапе происходит как раз таки за счет ошибок и неудач. Специалисты, которые принимают неудачу, склонны развивать гибкое понимание проектного мышления на последующих фазах.
Некоторые "адаптеры" могут учиться, в первую очередь, активно участвуя в семинарах и мероприятиях по дизайнерскому мышлению вместе с опытными практикующими специалистами. Такой сегмент учащихся может не испытывать чувства неудачи из-за постоянной поддержки от коллег, однако, все же существует вероятность того, что в какой-то момент они усомнятся в ценности и обоснованности дизайн-мышления.
Цели и препятствия педагога
Если провести аналогию со спортом, то можно сказать, что адаптеры уже умеют ездить на велосипеде, но все еще нуждаются в тренировках и тренере. Уверенность адаптеров снижается в тот момент, когда они начинают осознавать косвенные способы применения дизайн-мышления и то, сколько всего им еще предстоит изучить. Например, изначально учащиеся воспринимали дизайн-мышление как прямолинейный процесс, но на самом деле, он оказался настолько абстрактным (и потенциально ошеломляющим), что они даже и представить не могли.
Цель преподавателя на данном этапе — помогать учащимся посредством проведения практических занятий до тех пор, пока они не смогут успешно применять дизайн-мышление в своей деятельности самостоятельно. Чаще всего люди теряются на этом этапе, когда они не понимают, каким образом можно применять дизайн-мышление в своей деятельности. Поэтому крайне важно, чтобы адаптеры находили применение полученным знаниям в своей повседневной работе.
Этап 3: Лидер
На этом этапе происходит совершенствование дизайнерского мышления. Лидеры могут лаконично формулировать определение дизайнерского мышления. Благодаря получению разнообразного (в основном положительного) опыта и постоянного применения дизайн-мышления в своей деятельности, их уверенность в себе непрерывно растет. Лидеры берут на себя активную, самостоятельную роль в учебном процессе и начинают адаптивно мыслить о дизайнерском мышлении. Они начинают исследовать новые области применения и могут быть даже известны своими идеями в профессиональном кругу.
Критерии
Лидеры могут практиковаться в дизайнерском мышлении с легкостью, уверенностью и независимостью. Лидеры становятся все более и более осведомлены о своих новых знаниях. Часто они учат других, находящихся на более раннем этапе обучения. Они способны последовательно и в некоторой степени адаптивно выполнять работу по проектированию, не задумываясь о ней. Лидеры не пытаются применять проектное мышление строго по книгам, а используют их по мере необходимости в зависимости от своей цели.
Основной вид деятельности
Специалисты на этом этапе руководят работой по проектированию вместе с другими или осуществляют проектирование без коучинга, но с некоторой подготовкой. Если раньше они были участниками, то теперь они содействуют, инициируют и даже продвигают совместные мероприятия по разработке. Например, они могут инициировать семинар по развитию эмпатии, вовлечь других в исследование пользователей или составить карту путешествия пользователя, чтобы обнаружить болевые точки клиентов. Эти мероприятия, в которых участвуют лидеры, постепенно усложняются, начиная с вовлечения пользователей в семинары и заканчивая вовлечением в процесс заинтересованных сторон и созданием мультимедийных прототипов.
Цели и препятствия в работе преподавателей
Цель преподавателя на этом этапе — продолжать прививать уверенность в себе и помогать ученику сохранять приверженность своему делу. Несмотря на то, что лидеры уже достигли прогресса, они все еще могут не осознавать своих слабых мест или потенциальных сфер для развития (даже если они часто распознают ошибку, после ее совершения). Ключ к тому, чтобы помочь им продолжать расти и прогрессировать до гроссмейстеров — содействовать осмыслению дизайн-мышления. Они должны активно практиковать внедрение дизайнерского мышления в свои контекстные цели и потребности, а также быть устойчивыми с течением времени и извлекать максимально возможные выгоды, которые может привнести дизайн-мышление.
Этап 4: Гроссмейстер
(Термин "гроссмейстер" происходит из игры в шахматы. Это звание дается только лучшим и самым исключительным игрокам, которые потратили бесчисленное количество часов на тренировки и оттачивание своей техники).
Специалисты на этом этапе не только становятся преподавателя дизайнерского мышления, но и создают новые способы его применения, анализа и дополнения. Практика дизайнерского мышления настолько воплощена в их поведении, что редко приходится задумываться о ее применении.
Гроссмейстеры рассматривают дизайнерское мышление как гибкий, динамичный инструмент. Они давно отошли от концепции шаблонного процесса и используют его, по большей части, в качестве основы для решения как организационных (внутренних), так и конечных (внешних, связанных с продуктом) проблем. Однако даже на данном этапе существуют недостатки.
Гроссмейстеры чаще сомневаются в дизайнерском мышлении, чем лидеры. Зачастую, это происходит в том случае, если учащиеся на ранних этапах обучения становятся жертвами безграмотного дизайн-мышления в маркетинге и, впоследствии, неправильно истолковывают, применяют или подрывают практику в целом.
Критерии
Отличительной чертой гроссмейстеров является способность критически размышлять о своей практике дизайн-мышления. Такое мышление позволяет им делать выводы о том, что является полезным и потенциально может отклоняться от шаблонных способов и действий дизайн-мышления. Гроссмейстеры осознают уровень своей компетенции и знают, как помочь другим достичь этого этапа развития. Они обладают глубоким, интуитивным пониманием и могут применять навыки дизайнерского мышления для решения своих конкретных задач.
Основной вид деятельности
Обычная дизайнерская деятельность используется и гроссмейстерами, но изменяется, адаптируется и применяется комплексно, в зависимости от цели, аудитории и потенциальных препятствий. Гроссмейстеры не придерживаются шаблонных версий дизайнерского мышления и чаще всего используют инструменты или виды деятельности из других областей, таких как дизайн услуг и бизнес-стратегии. В то время как базовое проектное мышление все еще осуществляется на этой стадии, оно качественно отличается от мышления на более ранних стадиях.
Цели и препятствия в деятельности педагога
Гроссмейстеры, скорее всего, превзошли своих первоначальных учителей. Их целью становится не просто активизация и обучение отдельных учащихся, но и организация в целом. Будучи практиками, гроссмейстеры сталкиваются с возрастающей вероятностью того, что они будут раз за разом ставить под сомнение ценность дизайнерского мышления. Повышение уровня знаний и мастерства — это благословение и проклятие.
Этот пессимистический взгляд часто коренится в осознании того, что дизайн-мышление может решить, а что — не может (вопреки ранее бытовавшим наивным представлениям о том, что дизайн-мышление может быть панацеей). Однако даже гроссмейстеры могут стать лучше, благодаря самоанализу, обучению у своих коллег, а также обучению у своих учеников. Одно из умений высшего мастерства — умение различать, какие из сотен идей, порожденных новичками, на самом деле являются гениальными.
3. Дополнительные примечания и соображения
- Один человек может находиться на нескольких уровнях одновременно. Некоторые навыки могут относится к одному этапу обучения, а другие — к другому, более низкому. Например, ментальность и размышления практикующего специалиста могут относиться к уровню "Гроссмейстера", а его практический опыт — к уровню "Лидера". Цель состоит в том, чтобы выявить этот дисбаланс и инвестировать в опыт, который усиливает слабые стороны.
Заключение
На сегодняшний день обучение и преподавание дизайнерского мышления является беспорядочным, поэтому не весь персональный опыт будет вписываться в эту модель.
Независимо от этого, нам необходимо сформулировать дизайн-мышление как путь обучения. Это может помочь нам стать более эффективными учениками и преподавателями. Учащиеся могут получить представление и осознание более широкого пути и целей, в то время как педагоги могут продуманно и успешно реализовать обучение для своих учеников.