Черная пятница в UPROCK! 2 дня до конца распродажи!

Как презентовать UI/UX-дизайн недизайнеру: 11 советов

Как дизайнер вы тратите много времени, показывая и презентуя свои работы другим людям.

Как же добиться наилучших результатов? Как выполнить задачу наиболее эффективно? Я занимаюсь этим уже некоторое время. С годами я усвоила и внедрила важные привычки, которые позволяют успешно проводить презентации и извлекать из них максимум пользы.

Когда вы представляете работу, важно получить от коллег или клиентов обратную связь. Помните, что большинство людей не знают, как правильно делиться своими соображениями, а другим просто иногда нужно напоминать об этом.

Мы, дизайнеры, зачастую забываем, что люди не обладают профессиональными знаниями в нашей области. Я до сих пор периодически совершаю эту ошибку. Вам придется дополнительно разъяснять некоторые детали. В посте я поделюсь советами о том, как презентовать свои работы людям, чья деятельность не связана с дизайном, и получать качественную и полезную обратную связь.

1. С самого начала обозначьте проблему, которую вы пытались решить

Дизайнеры решают проблемы. Когда вы показываете заинтересованным лицам экран или прототип, конкретная проблема может быть неочевидна для них. Но ведь именно она — главная причина, по которой вы собрались в одной комнате и изучаете проект. 

Обозначьте проблему, обратите на нее внимание слушателей, чтобы им было проще воспринимать вашу презентацию. Когда вы строите ее вокруг проблемы, люди рассматривают дизайн через соответствующую призму, а это необходимо для получения адекватной обратной связи. 

2. Расскажите, чью проблему вы решаете

Мы всегда создаем дизайн для людей. Зачастую аудитория продукта включает разных пользователей с разными потребностями. В ходе презентации не только обозначьте проблемы, но и расскажите, у кого именно они возникли. Не забывайте, что вы фактически представляете интересы людей, которых нет в комнате.

Я ведущий дизайнер продукта в стартапе edTech в Сиднее. Мы разработали цифровую образовательную среду, которая позволяет проводить учебные занятия и обеспечивает эффективное взаимодействие учеников и преподавателей. Мало того, что у нас есть два совершенно разных вида пользователей (преподаватели и ученики), вторая категория является достаточно разнородной и включает учащихся 3-12 классов, которые занимаются химией, английским языком или математикой.

Нам удалось создать продукт, способный удовлетворить потребности всех учеников, но некоторые функции, над которыми мы работаем, имеют значение лишь в контексте определенного предмета или возрастной группы. Я обязательно обращаю на это внимание своих коллег.

3. Опишите, как ваши решения помогают людям

Когда мы разрабатываем дизайн, наша цель обычно (хотелось бы надеяться) состоит в том, чтобы принести пользу клиенту или каким-то образом улучшить его жизнь. Мы стараемся достичь ее, создавая нужные функции и реализуя их наиболее эффективным образом.

Нам хочется, чтобы пользователи чувствовали себя супергероями и приобретали силы, которых у них не было раньше. Такой подход является выигрышным для обеих сторон — клиенты будут счастливы, что, в свою очередь, поможет бизнесу достичь новых высот. Обязательно опишите, какую именно пользу ваш дизайн принесет людям.

4. Укажите, с какими ограничениями вы столкнулись

Мне нравится, как определяет дизайн Майк Монтейро: “Дизайн — это продуманное решение проблемы в рамках определенных ограничений”. Бинго. Если вам тоже нравится эта цитата, распечатайте ее и повесьте на стену.

Во многих сферах ключевую роль играет контекст: именно от него зависит, насколько успешной будет презентация и обсуждение проекта.

В нашей работе всегда существуют те или иные ограничения — они могут быть связаны с технологиями, временем, усилиями, мотивацией и т.д. Эти ограничения всегда подталкивают дизайнера в определенном направлении, поэтому полезно познакомить с ними остальных участников вашей команды.

Только вы знаете, почему приняли конкретные дизайн-решения, и ваша задача — объяснить это окружающим.

Людям (как дизайнерам, так и недизайнерам), естественно, захочется предложить альтернативные вашим идеи. Это человеческая природа, и неотъемлемый аспект совместной работы, поэтому не стоит расстраиваться.

Объясните, почему вы приняли соответствующее решение и с какими ограничениями столкнулись. Если вы сделаете это сразу, люди вряд ли будут предлагать неэффективные варианты, поскольку они будут знать, какие условия и требования необходимо выполнить.

Каждый элемент, который вы размещаете в интерфейсе, имеет свое предназначение. Лишь вы знаете, почему дизайн получился именно таким. Ваша задача — объяснить это слушателям, а также ответить на все вопросы, которые у них возникнут.

5. Разъясните значение UX-терминов

Как уже упоминалось ранее, легко забыть, что не все обладают такими же знаниями в области дизайна, как вы. Если в презентации встречаются UX-термины, знание которых необходимо для обсуждения проекта, убедитесь, что они понятны аудитории. Например, если вы говорите о веб-доступности — сложная тема, которая включает множество аспектов, — обязательно отметьте, о каких из них идет речь применительно к вашему дизайну.

В сфере UX существуют схожие методы, к примеру, карты пути клиентов и пользовательские сценарии. Разъясните цель конкретного действия и то, какую пользу оно принесло проекту.

Помните, что как дизайнеры мы большую часть времени выступаем в роли учителей и координаторов. Я провела опрос в Twitter и узнала, какие UX-термины дизайнерам чаще всего приходится разъяснять аудитории. Ответы были следующими:

  • Анализ юзабилити
  • Карта пути клиента
  • Микровзаимодействия
  • Когнитивное руководство
  • Когнитивная нагрузка
  • Ментальная модель
  • Эвристическая оценка
  • Аффордансы

6. Организуйте процесс получения обратной связи

Зачастую, когда люди оставляют обратную связь, они пытаются предложить альтернативное решение. В этом случае я всегда прошу аудиторию также (и лучше в первую очередь) указать, чем они руководствовались, и с какой конкретной проблемой пытались разобраться, и описать, что именно им не нравится в моем решении.

Идеи бессмысленны, если непонятен контекст и ход мыслей. Легко сыпать предложениями, гораздо труднее выявить реальную проблему и найти для нее эффективное решение.

7. Расскажите, как вы пришли к тому или иному решению

Если вы работаете с командой или клиентом, вы чаще всего обсуждаете рабочий процесс лишь один или два раза в самом начале, а потом забываете об этой теме. Но бывают ситуации, когда необходимо объяснить, как вы пришли к тому или иному решению.

Возможно, вы протестировали разные предложения команды или заинтересованных лиц, однако они не сработали. Либо внесли существенные изменения в брендинг и отошли от стандартного дизайн-паттерна. Расскажите, как вы действовали, чтобы получить конкретный результат, и аудитория сможет взглянуть на него вашими глазами.

8. Договоритесь о формате встречи

Если вы хотите, чтобы встреча проходила в каком-то определенном формате, убедитесь, что все об этом знают. Когда я проводила консультации, я обычно распечатывала план встречи и указывала, сколько примерно времени займет каждая ее часть. Подобная точность будет лишней для большинства собраний, поскольку они чаще всего просто не требуют такого уровня детализации.

Возможно, вам захочется завершить презентацию и лишь после этого перейти к обсуждению. А может быть, вы предпочитаете, чтобы люди задавали свои вопросы по ходу дела (что обычно помогает прояснить детали и лучше понять, о чем идет речь). Каким бы ни был формат, расскажите о нем в начале встречи!

9. Сфокусируйтесь на сторителлинге, но избегайте длинных вступлений

Если вы представите аудитории свою работу в форме истории, это поможет обозначить контекст, тон и подготовить слушателей к презентации ваших решений и ключевых идей.

Однако удержать внимание людей очень сложно, ведь они хотят быстрее увидеть ваш дизайн. Тщательно подготовьте вступительное слово, и не заставляйте коллег или клиентов слишком долго ждать.

В поисках способов создания историй мы можем обратиться к журналистике. Один из них — “перевернутая пирамида”. Смысл заключается в том, чтобы указать наиболее важную информацию в самом начале. И напротив, когда все значимые, интересные и запоминающиеся факты размещаются в конце истории, это называется “похоронить идею” (“bury the lead”).

10. Разбейте пользовательский интерфейс на компоненты

Если вы презентуете масштабный проект, аудитории может быть сложно сразу воспринять всю информацию. Разбейте пользовательский интерфейс на компоненты и представьте их по отдельности, прежде чем показывать дизайн целиком.

Такой подход будет особенно эффективным, если проект включает элементы, которые являются настолько важными или сложными, что требуют отдельного обсуждения. Это позволит группе получить полное представление о том, как работает интерфейс.

11. Не пасуйте перед людьми, настроенными негативно

Я надеюсь, что вы работаете в коллективе, где все оказывают поддержку и помогают друг другу. Но иногда ситуация может стать напряженной, а люди — невыносимыми.

Возможно, кто-то проявляет излишнюю агрессию. Вы, как выступающий, должны вести себя профессионально и всегда сохранять спокойствие, но это не значит, что нужно принимать и терпеть нападки или необоснованную критику.

Прямо скажите, что вас не устраивает. Ссылайтесь на факты, отвечайте четко и кратко. Если кто-то перебивает вас, попросите впредь не делать этого, и продолжайте презентацию. Конечно, все зависит от размера помещения, того, насколько близко к человеку вы находитесь, стоите или сидите, но попытайтесь переместиться подальше от него, чтобы сделать обстановку менее напряженной.

У вас все получится!

Презентация проекта может пройти очень успешно и весело. Когда у вас все получается, вы приобретаете уверенность в себе. Потратьте немного времени, чтобы проанализировать, перед кем вы будете выступать, а также что и как вы хотите представить аудитории.

Расскажите о том, какую проблему вы решали и для кого. Подумайте, как привлечь внимание людей в начале презентации и какой формат лучше всего подойдет для вашей встречи. Организуйте процесс получения обратной связи: укажите, какие комментарии вы хотите получить и в какой форме.

Источник
и
:
arrow