Черная пятница в UPROCK! 5 дней до конца распродажи!

Онбординг в мобильных приложениях: анализ компонентов и технологий

Как понять, нужен ли вашему приложению онбординг, и если да — то как выбрать формат?

Представьте, что вы устроились на новую работу, но вам не объяснили, в чем заключаются ваши основные обязанности и способы их выполнения. Вероятнее всего, вы не добьетесь успеха на этой работе и не задержитесь на ней надолго, не так ли? Эффективный онбординг (процесс адаптации) — ключ к успеху новых сотрудников. Более того, онбординг будет необходим при каждом внедрении нового процесса, чтобы все его приняли и привыкание к изменениям происходило более гладко.

То же самое относится и к пользовательским интерфейсам, особенно в тех случаях, когда интерфейс предназначен для многократного использования. В этой статье мы более детально рассмотрим процесс онбординга для мобильных приложений.

Под “онбордингом” мы подразумеваем процесс ознакомления пользователей с новым интерфейсом через сценарии и UI-элементы, которые не являются частью основного интерфейса приложения. Многие ошибочно считают, онбординг включает в себя только обучение пользователей взаимодействию с интерфейсом, однако помимо этого, сюда относится и выбор всех необходимых настроек. Также, развеем еще один миф о том, что если вы опытный пользователь — онбординг вам не пригодится. Это не так, он актуален как для новичков, так и для более опытных пользователей, когда в приложение добавляются новые функции, какие-либо обновления или происходит изменение дизайна.

Таким образом, онбординг может использоваться на любом этапе взаимодействия пользователя с приложением, а не только при его первом запуске.

1. Исключите процесс онбординга, если это возможно

В целом, использование процесса онбординга довольно проблематично по нескольким причинам:

  • Более высокие затраты на взаимодействие. Процесс онбординга требует от пользователей повышенного внимания и затраченных усилий. Даже если он решит пропустить этот процесс, ему все равно придется совершить несколько нажатий, что увеличит стоимость взаимодействия с вашим приложением.
  • Нагрузка на память. Часто онбординг используется для того, чтобы помочь пользователям запомнить определенные сценарии поведения или элементы в интерфейсе (например, что означает одна из иконок или как использовать ту или иную функцию), но человеческая память ограничена. Вместо того чтобы нагружать память пользователей запоминанием дополнительной информации о работе вашего приложения, используйте существующие ментальные модели и на их основе создайте интерфейс, который будет интуитивно понятным и простым.
  • Онбординг не улучшает пользовательский опыт. Результаты одного из наших исследований, основанные на наблюдении за прохождением процесса онбординга, в котором люди просматривали несколько карточек с инструкциями, показали, что использование онбординга не повышает успешность выполнения задач. 

Поэтому мы рекомендуем избегать процесс онбординга во всех случаях, когда это возможно, и вместо этого тратить свои ресурсы на создание более простого и удобного интерфейса.

2. Когда онбординг необходим в мобильных приложениях? 

Пользователям всегда требуется время (часто минимальное) для изучения нового приложения, но это не означает, что каждое приложение должно содержать онбординг или обучающие инструкции. Большинство мобильных приложений должны быть спроектированы таким образом, чтобы пользователи не нуждались в дополнительных инструкциях для обучения интерфейсу, а изучали его в процессе взаимодействия. 

Даже для обучения пользователей довольно сложным приложениям гораздо эффективнее использовать подсказки, появляющиеся в процессе использования приложения, вместо дополнительных инструкций, описывающих пользовательский интерфейс — даже при желании люди не смогут запомнить такое количество информации, тем более, если они не уверены, пригодится ли им это приложение в дальнейшем.

Более эффективным методом для обучения пользователей эффективному взаимодействию с интерфейсом являются сообщения об ошибках. Хотя ошибки принято считать негативными моментами, именно они мотивируют пользователей к прочтению нескольких слов о том, как решить проблему. 

Существует лишь несколько ситуаций, когда использование онбординга может быть оправдано и даже является полезным в мобильном приложении:

  • Чтобы пользователь начал взаимодействовать с приложением, вам необходима информация о нем. Например, банковское приложение может попросить пользователя создать аккаунт и подтвердить свою личность для продолжения.
  • Приложение полностью адаптировано под контекст или предпочтения пользователя. Например, приложение для соблюдения диеты будет полезней для пользователя, если он укажет свой вес.
  • Важные функции приложения или сценарии использования достаточно уникальны и отличаются от стандартных пользовательских интерфейсов или являются новыми и незнакомыми. Например, когда оплата мобильным телефоном была впервые введена в качестве альтернативы оплаты картой, это определенно требовало официального представления. 

Если вы все еще не уверены в том, нужен ли вашему приложению онбординг, протестируйте приложение без него, прежде чем инвестировать деньги в проектирование дополнительных экранов. Если в процессе тестирования выяснится, что ваши пользователи все-таки испытывали трудности при первом взаимодействии с приложением (или его новой функций), то подумайте, сможете ли вы сделать интерфейс более интуитивно понятным, чтобы исключить проблемы, с которыми столкнулись пользователи. 

Если это невозможно, создайте прототип онбординга и протестируйте его, чтобы понять, стало ли знакомство пользователей с интерфейсом приложения (или его новыми функциями) более успешным. Только в том случае, если это действительно так, введение процесса онбординга будет полезным для вашего мобильного приложения.

3. Что внутри: компоненты процесса онбординга

Процесс онбординга включает три наиболее распространенных компонента: 

  • описание функций;
  • выбор настроек;
  • инструкции.

Онбординг может содержать один или несколько из этих компонентов. 

Рассмотрим каждый из этих компонентов в контексте использования мобильных приложений и выясним, является ли их добавление оправданным. 

4. Описание функций

Описание функций позволяет проинформировать пользователей о том, какие задачи помогает решить приложение, и по этой причине часто воспринимается ими как рекламный контент. 

Приложение для отслеживания привычек Productive использовало онбординг для демонстрации некоторых функций приложения, таких как установка уведомлений и просмотр статистики. 

Не используйте онбординг для описания функций при первом запуске приложения. Пользователи редко устанавливают приложение без какой-либо причины, поэтому, скорее всего, онбординг, содержащий описание функций, будет ими пропущен. Единственное исключение из этого правила — введение новой функции или усовершенствование старой, как в случае введения оплаты мобильным телефоном. Имейте в виду: эта технология больше не является новой, поэтому современные приложения не должны делать ее обзор при первом запуске. Чем чаще пользователи будут использовать новую функцию, тем быстрее она запомнится и будет хорошо узнаваемой.

Вместо того, чтобы предварительно напрягать пользователей подобной информацией, полезнее будет разместить изображения экранов с описанием новых функций в магазине приложений, поскольку именно там пользователи изучают новые приложения и сравнивают их функции.

Приложение Productive также разместило контент с описанием некоторых функций на странице магазина приложений Apple App Store в разделе превью. Использование этого контента и в магазине приложений, и в процессе онбординга — является излишним.

Другое возможное решение данной проблемы — описание функций в процессе использования приложения посредством всплывающих окон. Например, в случае с приложением Productive, вероятнее всего, пользователи захотят просмотреть статистику по отслеживанию своих привычек только после того, как в приложении накопится достаточно данных.  Нецелесообразно сообщать пользователям о наличии данной функции до того, как они действительно захотят ей воспользоваться, лучше рассказать о ней, когда это будет для них действительно актуально. 

Например, после того как пользователь ввел данные за 7 дней отслеживания привычки, на экран приложения можно вывести визуальную подсказку (к примеру, выделив раздел статистики) и кратко сообщить о том, как именно можно использовать этот раздел. 

Хотя процесс онбординга не так полезен и эффективен для пользователей при первом запуске приложения, он будет очень актуален при внедрении новых функций. Например, в приложении Chase использовались карточки для представления новой функции бюджетирования.

В банковском приложении Chase были использованы карточки для информирования пользователей о новых функциях (например, о сводке расходов по кредитным картам). Процесс онбординга был коротким и у пользователей была возможность полностью его пропустить.

Используйте процесс онбординга для описания функций только в тех случаях, когда вы внедряете действительно новые функции, а не те, с которыми пользователи уже давно знакомы, но не используют их. Повторное акцентирование внимания на функциях, с которыми пользователи уже встречались, но так и не стали использовать, может вызвать у них раздражение и привести к игнорированию любых процессов онбординга, даже в тех случаях, когда информация будет для них действительно новой и полезной.

5. Выбор настроек

Многие приложения запрашивают данные пользователей для кастомизации – настройки интерфейса под каждого из них. Например, пользователи могут выбрать настройки отображения контента или визуального дизайна. Тем не менее, не следует предлагать установить все настройки в момент входа в систему.

В частности, настройка визуального дизайна, например, выбор цветовой схемы, не входит в число функций онбординга. Людям трудно решить, какой вариант дизайна интерфейса подойдет им больше еще до того, как они им воспользовались. Кроме того, множество исследований указывает на то, что люди чаще всего выбирают настройки по умолчанию. Вместо того чтобы ставить их перед выбором и тем самым увеличивать когнитивную нагрузку, проведите исследование и постарайтесь выяснить, какой дизайн более предпочтителен для большинства ваших пользователей. 

Приложение Reflectly позволяло выбрать настройки визуального дизайна и предлагало пользователям выбрать цветовую схему еще до того, как они узнавали, как будет выглядеть пользовательский интерфейс.

Это не означает, что вы не должны предлагать возможность настройки визуального дизайна, но есть смысл оставить это на потом. Установка настроек визуального дизайна не должна включаться в процесс онбординга. 

Приложение Any.do позволяло настроить визуальный дизайн в разделе «Настройки» и не предлагало пользователям выбрать цветовую схему при первом запуске.

Настройка отображения контента поможет создать более персонализированный пользовательский опыт, поэтому в большинстве случаев ее включение в процесс онбординга будет оправданым. Существуют десятки примеров возможных настроек отображения контента в приложениях. Например, в случае с приложением для изучения языков, это может быть выбор языка и определение своего уровня знаний. Все это имеет критически важное значение для того, чтобы приложение было действительно полезным.

Онбординг приложения Fitplan включал краткий опрос пользователей, который был необходим для того, чтобы приложение работало в соответствии с рекомендованным планом тренировок.  Приложение также приводило краткое объяснение того, какая информация необходима и по каким причинам. Кроме того, хотя опрос запускался автоматически, у пользователей была возможность его пропустить, а также отслеживать, сколько вопросов осталось с помощью индикатора выполнения.

Предлагая пользователям настроить приложение под свои потребности, будьте краткими. Четко и ясно объясните, зачем нужны запрашиваемые данные и как они будут использоваться (как в примере с приложением Fitplan). Если вы не уверены, действительно ли необходима эта информация при первом запуске приложения для улучшения пользовательского опыта — запросите эти данные позже, когда пользователь будет лучше понимать, почему это необходимо.

6. Инструкции

Цель использования инструкций — научить пользователей взаимодействовать с интерфейсом. Инструкции не должны быть дополнением к плохому дизайну. Лучше вложить имеющиеся ресурсы в создание более удобного и интуитивно понятного пользовательского интерфейса, чем в обучающий контент. Однако в следующих ситуациях использование инструкций может быть оправдано:

  • функции или сценарии использования приложения уникальны;
  • интерфейс отличается от стандартных пользовательских интерфейсов;
  • функции совершенно не знакомы пользователям;
  • когда это ожидаемо: например, как в мобильных играх.

Инструкции могут быть включены в процесс онбординга в различных форматах: карточкек с обучающим контентом, контекстных справок, интерактивных элементов и т.д. 

Вне зависимости от формата, инструкции должны соответствовать следующим принципам:

  • быть краткими;
  • у пользователей должна быть возможность их пропустить;
  • они должны содержать только ту информацию, которая необходима пользователям для использования приложения. 

Рассмотрим несколько примеров использования инструкций в процессе онбординга в мобильных приложениях.

Карточки

Данный тип онбординга используется обычно при первом запуске приложения и содержит инструкции по использованию интерфейса приложения в формате карточек, подобно карусели. Мы не рекомендуем использовать формат карточек, поскольку, особенно в относительно простых мобильных приложениях, карточки могут создавать иллюзию того, что интерфейс приложения является более сложным, чем он есть на самом деле, тем самым увеличивая нагрузку на память

Однако, если вы все же решили использовать именно этот формат, строго придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • убедитесь, что у пользователей есть хорошо заметная опция пропуска;
  • минимизируйте количество карточек;
  • сосредоточьтесь только на самой важной информации;
  • раскрывайте только по одной концепции на каждой карточке. 

В приложении What the Forecast для онбординга использовались карточки с инструкциями для информирования пользователей о том, где расположены определенные элементы управления. Объяснение значений стандартных иконок бесполезно и тратит их время впустую.

Оверлеи с инструкциями

Оверлеи и всплывающие подсказки — еще один тип обучающего онбординга, используемый для того, чтобы наглядно показать пользователям, где расположены основные функции и как с ними взаимодействовать. При создании оверлеев с инструкциями убедитесь, что их содержание является своевременным (например, при первом использовании функции) и ненавязчивым. 

Такой тип инструкций предполагает сопровождение пользователя посредством последовательности из нескольких подсказок, поэтому хорошо подходит, при выполнении какого-либо действия в первый раз. По этой причине, как правило, оверлеи являются возможным, но необязательным элементом пользовательского опыта.

Приложение NOAA Weather перегружает пользователей, выделяя все возможные функции на одном экране. Эта реализация очень навязчива и избыточна (в случае описания стандартных элементов интерфейса, таких как иконки "Share" и "Settings").

Приложение Checklist использовало оверлеи с инструкциями, чтобы продемонстрировать пользователям некоторые основные функциональные возможности, например, как использовать разбиение на категории или теги. 

Интерактивные элементы

Если ваше приложение более сложное, чем те, что были разобраны в предыдущих примерах, а дизайн является новым и нестандартным, подумайте об использовании инструкций в формате интерактивных элементов. Интерактивные элементы позволяют пользователям обучаться в процессе использования приложения. При правильном подходе (т.е. кратких и объясняющих только самое необходимое инструкциях) интерактивные элементы имеют более практическую направленность, чем карточки с инструкциями или оверлеи.

Fabulous — приложение для отслеживания целей, использовало интерактивные элементы для знакомства пользователей с относительно простыми и стандартными сценариями использования. Подобное решение является излишним.

В игре Temple Run 2 был использован интерактивный подход, в рамках которого на экран выводились своевременные подсказки по мере прохождения игроками первого уровня. Например, при приближении к препятствию появлялись инструкции о том, как его можно избежать. Такое решение позволяло обучать пользователей управлять игрой и давало им возможность учиться, не прерывая игровой процесс. 

MindNode, приложение для составления карт мышления и проведения мозгового штурма, использовало интерактивный проход, чтобы познакомить пользователей с нестандартным сценарием использования приложения. При инструктаже пользователям было предложено создать очень простую карту мышления и, таким образом, они знакомились с элементами управления и терминологией в интерактивной среде. Также у них была возможность пропустить инструктаж.

Тем не менее, большинство мобильных приложений не нуждаются в инструкциях. Если вы все же используете их в своем приложении, делайте это только для новых и нестандартных элементов интерфейса (таких, которые отличают ваше приложение от аналогичных сервисов), и составляйте их как можно более кратко. 

Заключение

Сделайте процесс онбординга настолько простым, насколько это возможно. Для большинства мобильных приложений это означает допуск пользователей непосредственно к интерфейсу. С другой стороны, для сложных приложений с уникальными сценариями использования, для которых необходимо, чтобы пользователи были проинформированы о возможных функциях, процесс онбординга может оказаться полезным. При проектировании онбординга сосредоточьтесь на следующих моментах:

  • как улучшить пользовательский опыт;
  • акцентируйте внимание на новых, нестандартных элементах;
  • будьте краткими и ненавязчивыми.
Источник
и
:
arrow