Методы манипулирования с помощью дизайна подрывают репутацию вашего продукта и способствуют тому, что пользователи принимают неверные решения. Эта статья о том, как избежать темных паттернов и создавать этичные продукты, которые способствуют укреплению доверия со стороны клиентов.
Темные паттерны — это популярная тема в дизайне, но их может быть трудно идентифицировать. Это связано с тем, что они стали настолько широко распространены, что многие из них считаются правилами дизайна. Крайне важно разбираться в этих методах манипулирования, чтобы создавать этичные продукты, которые повышают доверие со стороны клиентов.
Будучи дизайнерами, мы используем наши специальные знания и опыт для создания практичного и интуитивно понятного опыта взаимодействия с пользователем. Это означает, что мы применяем убедительные шаблоны проектирования, чтобы побудить клиентов принять решения, которые принесут им пользу, например, совершить покупку или получить более качественную услугу. Убедительные шаблоны могут включать в себя создание ощущения дефицита, использование социальных доказательств для повышения уровня доверия и вознаграждение клиентов, чтобы вызвать у них чувство удовлетворения.
Убеждение — это положительный момент в эффективном дизайне, если оно помогает клиентам достичь того, чего они хотят. Но все обстоит иначе, если шаблоны дизайна делают обратное: подталкивают пользователей к принятию решений, которые противоречат их намерениям или интересам.
Что такое темные паттерны?
Темные паттерны — это тщательно продуманные интерфейсы, которые заставляют людей принимать решения или выполнять действия, которые в противном случае они бы не стали осуществлять. Темные паттерны могут варьироваться от незначительного сокрытия информации до откровенной лжи. Их объединяет то, что они негативно влияют на намерения пользователей и стоят им времени или денег, которые они не собирались тратить.
Проблема темных паттернов
Темные паттерны используют человеческую психологию с единственной целью — побудить людей действовать вопреки их интересам. Это неэтично и может быть незаконно. Отчет Принстонского университета за 2019 год выявил существование темных паттернов. Специалисты по исследованию проанализировали около 53 000 страниц товаров в 11 000 интернет-магазинах. Они обнаружили, что 11% сайтов содержали темные шаблоны, которые были агрессивными, лживыми, потенциально незаконными и вводили потребителей в заблуждение.
Темные паттерны вызывают недовольство клиентов и способствуют тому, что аудитория теряет доверие к бизнесу. По данным PwC (прим. PricewaterhouseCoopers (PwC) — аудиторская компания, входит в «большую четверку» крупнейших в мире аудиторских фирм) большинство потребителей заявили, что качество обслуживания является одним из приоритетных факторов при принятии ими решения о покупке. Темные паттерны неразрывно связаны с низким уровнем качества обслуживания, а оно в свою очередь приводит к потере покупателей. Все просто.
Как действовать дизайнерам?
Наша задача, как дизайнеров, заключается в том, чтобы помочь заказчикам понять, что такое темные паттерны, и объяснить, почему неразумно их использовать. Например, клиент может подумать, что путем усложнения отмены своих подписок он может удержать клиентов и увеличить показатель прибыли. В этом случае дизайнеру следует возразить и объяснить, что такая тактика, скорее всего, приведет к разочарованию со стороны покупателей и негативным отзывам.
Дизайнеры всегда должны выступать за прозрачное взаимодействие с пользователем, которое дает клиентам возможность принимать собственные решения. Может быть сложно соблюсти баланс бизнес-целей и отличного пользовательского интерфейса, но в этой ситуации темные паттерны не могут быть хорошим решением.
Чтобы оставаться этичными, дизайнерам следует задавать следующие вопросы:
- Учитывает ли дизайн интересы потребителей?
- Если бы я был покупателем, чувствовал бы я, что со мной поступают честно?
- Может ли этот шаблон проектирования нанести ущерб репутации моего клиента?
- Насколько законный этот дизайн-проект?
Этические альтернативы темным паттернам
Ниже приведена UX инфографика. Она иллюстрирует 13 наиболее распространенных паттернов, которые встречаются в сети и вызывают раздражение у пользователей. Также предложена альтернатива каждому из них. Следует отметить, что, хотя эти паттерны зачастую используются по отдельности, они также часто могут применяться и совместно.
Темные паттерны подрывают доверие клиентов
В попытке повысить вовлеченность пользователей, количество подписок и уровень продаж может возникнуть соблазн обратиться к применению темных шаблонов. В результате это только подорвет доверие пользователей и приведет к оттоку клиентов. Самый разумный способ защитить ваш бизнес в долгосрочной перспективе заключается в том, чтобы предоставить своим потребителям опыт, который учитывает их интересы.