В связи с открытием американских рынков игровой дизайн вскоре получит второе дыхание.
Но в каком состоянии эта сфера находится сейчас? Можем ли мы выявить ее сильные и слабые стороны?
Я сосредоточусь на Великобритании — стране, которую знаю лучше всего. Здесь широко распространены азартные онлайн-игры. Подростки с детства знают, что это такое, например, сделать случайную ставку во время просмотра футбола — это норма.
Неудивительно, что на рынке появилось довольно много цифровых букмекерских контор. Некоторые из них представляют собой отделения обычных букмекерских контор, другие работают исключительно онлайн.
Терминология
С переходом в онлайн в конце 90-х годов, некоторые термины сохранились — например, бет-слип (квитанция с информацией о сделанной ставке) или купоны. Но дело не только в терминологии, но и в дизайне, который иногда копирует реальные объекты.
Тренд на сохранение оригинальной терминологии наблюдается также в покере и казино: в цифровых продуктах используются такие обозначения, как "кассир" и "рейл".
По моему опыту, понять значение некоторых подписей не составляет труда. Например, "кассир" — пользователи легко находят, где можно пополнить счет или снять деньги. Но другие, такие как "рейл", являются хрестоматийным примером расплывчатой неописательной формулировки.
В этом случае мы рискуем навредить юзабилити, поскольку молодые люди и непрофессиональные игроки зачастую не ориентируются в терминах.
Еще одна языковая проблема — букмекерство и азартные игры наполнены жаргоном. Неудивительно, что некоторые подобные слова просачиваются в интерфейсы продуктов. Например, accas, BOG, RG, BTTS, tote и многие другие аббревиатуры, специфическая терминология и названия.
Существует множество глоссариев терминов, которые используются в мире ставок, однако поиск возможностей для обновления языка остается большой UX-проблемой.
Внешний вид
От терминологии мы переходим к устаревшим технологиям. Они не только являются причиной неактуального внешнего вида и непоследовательного опыта, но и мешают экспериментам и быстрой проверке идей.
Если вы работаете в сфере дизайна и внимательно изучаете каждое новое приложение, то легко определите, как устроен бизнес, проанализировав несогласованные дизайн-паттерны. Когда дизайн обновляется постепенно, некоторые части сайта меняются быстрее, и если вы знаете, куда смотреть, то сможете выявить сильные и слабые стороны MVP (минимально жизнеспособного продукта) и направление, в котором проект будет развиваться.
Старые технологии являются препятствием для реализации современных дизайн-решений, поэтому в некоторых случаях быстрее спроектировать сайт с нуля, чем дорабатывать интерфейс поэтапно.
Более современным приложениям, таким как BetBull или Virgin Games, повезло: они не накопили больших технических долгов и не обладают архитектурой, которая бы диктовала будущие решения. Здесь используются более нативные паттерны взаимодействия, что делает опыт современным и отличает указанные продукты от старых игроков этого рынка.
Однако даже им приходится идти на компромисс и следовать существующим ментальным моделям терминологии и навигации, если они хотят, чтобы мультибрендовые клиенты оставались с ними.
Это одна из основных эвристик Nielsen Norman Group. Мы снова и снова наблюдали, как участники юзабилити-тестирования испытывали трудности при выполнении одних и тех же сценариев, реализованных совершенно по-разному, потому что они привыкли делать все определенным образом. Воспринимаемое удобство всегда побеждает “правильное” удобство, описанное в книгах.
Еще один паттерн, который можно часто встретить на старых сайтах, — это огромное количество всплывающих окон (как видно на скриншотах William Hill). Это результат плохих дизайнерских решений и наспех спроектированных функций. Чем дольше существует продукт, тем больше всплывающих окон появляется…
Только взгляните на депозиты в GG или PokerStars. Этот интерфейс должен отпугнуть всех начинающих букмекеров и стать аргументом в пользу тщательно продуманной навигации.
Когда речь заходит об азартных онлайн-играх, когнитивная нагрузка кажется вполне естественной. Плотность информации на любой странице просто безумна, причем сюда постоянно добавляется все больше и больше данных.
Легко сказать, что негативное пространство — ваш друг. Но на практике каждая страница должна донести до игрока очень много информации: актуальные события, лучшие игры и ставки, рекламные акции, статистика... список можно продолжать бесконечно. Сейчас от пользователей зачастую требуется, чтобы они научились распознавать множество не всегда интуитивно понятных иконок и аббревиатур.
С точки зрения дизайна основная сложность заключается в том, чтобы понять, когда стоит использовать отраслевые стандарты, а когда лучше отойти от них, что связано с уже упомянутой эвристикой единообразия.
Особенно трудно сделать выбор, если вы понимаете, что отраслевой стандарт можно улучшить, но пользователи знают и признают именно его. Инновации — это прекрасно в теории, но часто они внедряются в ущерб узнаваемости.
За пределами Интернета
В условиях, когда вся розничная торговля и электронная коммерция переходят к многоканальному опыту взаимодействия, игорный бизнес также не отстает. Пластиковая карта как инструмент объединения розничной и цифровой торговли — наиболее очевидное решение. William Hill и Paddy Power предлагают своим клиентам управлять денежными средствами именно таким образом.
Мобильные устройства — еще один "мост" между цифровым миром и миром розничной торговли. В настоящее время проводятся исследования стратегий их использования в этой сфере.
Подписки и членство — другая механика улучшения опыта пользователей, которая набирает обороты. Бренды внедряют различные программы лояльности: некоторые более прозрачные, другие — нет.
Например, компания Paddy Power выходит за рамки цифровых технологий и предлагает всем членам клуба бесплатную пинту пива в день матча. Такой подход полностью соответствует дерзкому характеру бренда. Компания Sky Bet также ввела реальные вознаграждения для премиум-членов Sky Bet Club, тем самым продолжая указанную тенденцию.
Заключение
В целом дизайн интерфейсов для азартных онлайн-игр не слишком развит, но понимание причин проблемы — это шаг к ее решению. Азартные игры и гемблинг — отрасли, которые не стоят на месте. Здесь постоянно появляются новые функции, а инновации обусловлены как конкуренцией, так и изменениями в законодательстве.
Поскольку появляются новые крупные игроки и открываются рынки, я думаю, что компании начнут вкладывать больше средств в долгосрочную UX-стратегию и разработку надежных дизайнерских решений. А пока этого не произошло, давайте не будем слишком строги, смиримся с недостатками и продолжим борьбу за маленькие победы в этой области.