Черная пятница в UPROCK!

Процесс UX-проектирования: этапы и лучшие практики

Создаете ли вы SaaS-приложение, веб-сайт, игру или другой цифровой продукт, то, насколько эффективно организован процесс UX-проектирования, имеет решающее значение для успеха вашего проекта.

Эти систематические, итеративные действия гарантируют, что команды будут следовать стандартным протоколам для последовательной реализации проектов и соблюдения стандартов качества организации.

Что такое UX-дизайн?

UX-дизайн (проектирование опыта взаимодействия) — методология проектирования цифровых продуктов для решения проблем пользователей. Когда команда использует этот ориентированный на человека подход, она принимает решения, основываясь на потребностях пользователей, а не на своих предположениях.

В его основе лежит эмпатия. UX-дизайнеры должны понимать, чего пользователь хочет достичь с помощью цифрового продукта, и с какими болевыми точками он может столкнуться на этом пути.

Что такое процесс UX-проектирования?

Процесс UX-проектирования — это итеративная пошаговая методология, которую команды используют для завершения проектов. Хотя этот процесс варьируется в зависимости от продукта и организации, большинство компаний берут за основу процесс дизайн-мышления:

  • Эмпатия
  • Фокусировка
  • Генерация идей
  • Прототипирование
  • Тестирование

Этот итеративный процесс позволяет дизайнерам отрабатывать свои идеи и проверять, насколько они хороши, на протяжении всего процесса проектирования.

Процесс UX-проектирования vs процесс дизайн-мышления

Процесс дизайн-мышления — это пятиэтапный UX-процесс разработки ориентированных на пользователя решений. Процесс UX-проектирования — это многоступенчатая комплексная методология реализации UX-проектов, включающая в себя дизайн-мышление.

Хотя компании обычно выстраивают свой процесс UX-проектирования на основе принципов дизайн-мышления, этапы и методы могут несколько отличаться.

Почему процесс UX-проектирования так важен?

Компании уделяют много внимания процессу UX-проектирования, потому что он:

  • Обеспечивает соответствие проектов стандартам качества и единообразия,
  • Дает дизайнерам возможность разрабатывать решения без предвзятости и предположений,
  • Позволяет дизайнерам тестировать и дорабатывать множество идей, чтобы найти лучшее решение,
  • Способствует эффективному взаимодействию между командами и отделами,
  • Снижает риск переделок благодаря соблюдению установленных протоколов,
  • Позволяет заинтересованным сторонам отслеживать прогресс,
  • Помогает выявлять скрытые риски и возможности.

8 этапов процесса UX-проектирования

Чаще всего процесс UX-проектирования состоит из 6-10 этапов: от определения цели продукта до передачи дизайна разработчикам (handoff) и обеспечения качества (quality assurance — QA).

Этап 1 — Определение цели проекта и объема работ

На первом этапе процесса UX-проектирования необходимо определить цель проекта и объем работ. В этом должны принимать участие члены команды и заинтересованные лица из различных отделов. 

Как правило, речь о специалистах, которые занимаются следующими вопросами:

  • Бизнес
  • Дизайн
  • Продукт
  • Техническая реализация

Цель этого этапа проектирования — выявление проблемы, которую должен решить новый продукт или функция. Продуктовая команда также определяет объем работ, план, желаемые результаты и сроки выполнения.

Этап 2 — Понимание проблемы

Когда цель проекта и объем работ ясны, команда должна определить проблему с точки зрения пользователя. Дизайнеры используют различные UX-инструменты, чтобы понять, что он чувствует и с какими проблемами сталкивается. 

Некоторые инструменты:

  • Персоны пользователей: собирательный образ группы ваших клиентов с похожими демографическими характеристиками.
  • Карты эмпатии: Методология представления чувств и эмоций пользователя, которые он испытывает, когда сталкивается с болевыми точками при выполнении задач.
Этап 3 — UX-исследование

Затем UX-дизайнеры исследуют проблему, чтобы найти возможные решения. На этом этапе они проводят несколько типов исследований, включая:

  • Исследование пользователей: Изучение целевого рынка для лучшего понимания потребителей.
  • Исследование рынка: Анализ рынка для определения сегментации рынка и дифференциации продукта.
  • Исследование конкурентов: Конкурентный анализ, который позволяет понять, как конкуренты решают схожие проблемы, и определить имеющиеся возможности.
  • Исследование продукта: Анализ информации о существующем продукте для понимания поведения пользователей.
Этап 4 — Генерация идей: наброски и низкодетализированные прототипы

Имея четкое представление о своих пользователях, рынке и конкурентной среде, дизайнеры могут приступить к генерации идей. Чтобы быстро перебрать множество идей, на первом этапе они используют бумагу и ручку. 

В рамках этого шага дизайнеры создают:

  • Наброски (скетчи): Нарисованные от руки схематичные изображения интерфейса.
  • Вайрфреймы: Цифровые версии бумажных прототипов, которые содержат основные линии и формы.
  • Низкодетализированные прототипы: Цифровые прототипы на основе вайрфреймов для тестирования пользовательских сценариев и информационной архитектуры.

Команда также может проводить дизайн-спринты для быстрого решения конкретных проблем.

Этап 5 — Высокодетализированные мокапы и прототипы

Далее команда UI-дизайнеров преобразует вайрфреймы в мокапы для создания высокодетализированных прототипов, которые выглядят и функционируют как конечный продукт. Если у компании есть дизайн-система, дизайнеры используют библиотеку UI-компонентов.

Этап 6 — Юзабилити-тестирование

Основная цель создания высокодетализированных прототипов — тестирование юзабилити. UX-дизайнеры тестируют их с реальными пользователями, чтобы:

  • Проверить идеи
  • Выявить проблемы юзабилити
  • Протестировать доступность
  • Определить бизнес-возможности

Этапы со 2 по 5 повторяются необходимое число раз. Используя результаты тестирования, дизайнеры возвращаются на второй или третий этап для новой генерации идей, пока не найдут решение, отвечающее критериям желанности, жизнеспособности и осуществимости.

Важно отметить: несмотря на то, что тестирование пользователей — шестой шаг, команды дизайнеров проводят множество тестов на протяжении всего процесса UX-проектирования для проверки идей и гипотез. Это и внутреннее тестирование с членами команды, и обмен идеями / прототипами с заинтересованными сторонами для получения обратной связи.

Этап 7 — Передача дизайна в разработку

Предпоследний этап — передача дизайна в разработку, когда команда дизайнеров передает свои мокапы, прототипы и документацию команде разработчиков для дальнейшего проектирования.

Несмотря на то, что передача дизайна происходит в конце UX-процесса, дизайнеры и разработчики начинают сотрудничать еще на этапе генерации идей, чтобы упростить переход от дизайна к разработке и обеспечить соответствие проекта техническим ограничениям.

Этап 8 — Обеспечение качества или UX-аудит

Заключительный этап процесса UX-проектирования — UX-аудит для проверки нового релиза. UX-аудит гарантирует, что новый релиз соответствует бизнес-целям проекта, опыту взаимодействия и требованиям доступности.

Лучшие практики, которые помогут выстроить эффективный процесс UX-проектирования

Хотя процесс UX-проектирования может отличаться в зависимости от компании, проекта или команды, дизайнеры могут следовать определенным лучшим практикам, чтобы сделать его максимально эффективным.

1. Мышление, ориентированное на пользователя

Чтобы дизайн соответствовал потребностям пользователей, дизайнеры должны принимать каждое решение, ориентируясь на их интересы. Такой подход позволяет создавать продукты, которые нужны пользователям, сокращая при этом расходы на нерелевантные UI-компоненты и функции.

2. Эмпатия

Один из способов поддерживать ориентированное на пользователя мышление — эмпатия. По мере того, как дизайнеры продвигаются в процессе UX-проектирования, они могут переключать внимание с пользователей на разработку функций, которые отлично выглядят, но не удовлетворяют конкретные потребности.

Практикуя эмпатию на всех этапах рабочего процесса, дизайнеры не распыляются и продолжают сосредоточенно решать проблемы пользователей.

3. Создание дизайн-системы

Дизайн-система может значительно сократить время выхода на рынок, одновременно повышая единообразие и согласованность внутри проекта. Если создание дизайн-системы с нуля вам не по карману, присмотритесь к тематической библиотеке компонентов с открытым исходным кодом, например MUI или Bootstrap.

4. Коммуникация и взаимодействие

Коммуникация и взаимодействие жизненно важны для организации успешного процесса UX-проектирования. Дизайнеры должны взаимодействовать с другими командами дизайнеров и открыто общаться с разработчиками, бизнес-менеджерами, продуктовыми командами и заинтересованными сторонами.

DesignOps (Design Operations — собирательный термин, обозначающий оптимизацию дизайн-процессов) поможет повысить эффективность коммуникации и совместной работы, а также оптимизировать другие трудоемкие операционные и административные задачи.

Источник
и
:
arrow