К сожалению, мир неидеален, и поэтому каждый дизайнер может встретить на своем пути “трудных” клиентов. Что же делать в такой ситуации?
Приходилось ли вам иметь дело с неуправляемыми клиентами, которые хотели бы полностью контролировать дизайн-процесс? Это те люди, которые просят внести одну "небольшую правку", а потом она превращается в еще десять.
Клиенты не знают, чего хотят, и не знают, что такое хороший дизайн.
Часто они думают, что могут внести свой вклад и помочь нам. Но это наша задача — предложить клиенту хорошее решение. В противном случае вам нужно обновить свой прайс-лист следующим образом:
Почему клиенты чувствуют потребность в контроле?
Когда клиенты стремятся контролировать процесс проектирования, причина нередко заключается в том, что они вам не доверяют.
На формирование доверия может потребоваться время, особенно если у клиента уже был неудачный опыт работы с дизайнером. Вы можете завоевать и укрепить доверие несколькими способами:
1. Личный бренд
- Рассматривают ли вас как профессионала, знающего свое дело?
- Соответствуют ли ваши расценки воспринимаемой ценности для клиента?
- Есть ли у вас специализация или вы беретесь за все проекты подряд?
- Есть ли у вас сайт и аккаунты в социальных сетях?
- Есть ли у вас рекомендации или отзывы от предыдущих клиентов?
2. Коммуникация
- Можете ли вы четко и лаконично доносить свои идеи?
- Быстро ли вы отвечаете на электронные письма, вовремя ли приходите на встречи?
- Объясняете ли вы проблемы достаточно просто, чтобы клиент мог их понять?
- Насколько вы открыты и прозрачны, когда в проекте возникают какие-то трудности?
3. Уверенность
- Уверены ли вы в своих дизайнерских навыках и знаниях?
- Есть ли у вас опыт работы с другими клиентами?
- Способны ли вы быстро думать в стрессовых ситуациях?
- Способны ли вы критически мыслить и решать сложные задачи?
Как только вы установите доверительные отношения со своим клиентом, ему будет проще передать вам бразды правления, ведь причина многих страхов — невозможность предугадать, каким будет результат.
Однако работа дизайнера связана с неизвестностью и предполагает эксперименты, тесты и множественные итерации.
Как дизайнеры, мы должны рассказать клиентам, каких результатов помогает добиться творческая свобода. Научите их доверять вам и смело погружайтесь в работу.
Что делать, если клиент требует плохой дизайн
Когда клиент обращается к вам с запросом, он может не знать, чего хочет на самом деле. Наша задача — найти корень проблемы, будь то болевая точка или неудовлетворенная потребность.
Чтобы избежать недопонимания в процессе проектирования, зафиксируйте ожидания в начале проекта. Подробно изложив основную задачу в брифе, вы сможете время от времени обращаться к нему, чтобы убедиться, что разработанный вами дизайн соответствует целям клиента.
Для начала набросайте несколько концепций и представьте их клиенту. Так вы сможете определиться с направлением, не потратив слишком много времени и сил на разработку высокодетализированных макетов.
Помните:
- Всегда объясняйте, как вы пришли к тому или иному решению. Вас наняли как профессионала, чтобы вы предлагали и отстаивали хороший дизайн.
- Будьте уверены в своих решениях и помните об интересах клиента.
- Расскажите, как дизайн повлияет на бизнес и поможет достичь поставленных задач.
Иногда “победить” неуправляемого клиента невозможно. Если он продолжает упираться и требовать откровенно плохой дизайн, окончательное решение остается за ним, ведь он платит вам за услуги. Либо вы предоставите то, что он хочет, и получите деньги, либо понесете убытки. Решать вам 💁🏻♂️
Как распознать трудного клиента
Если вы сможете заметить некоторые из этих признаков на раннем этапе взаимодействия с клиентом, вам, вероятно, удастся не попасть в ловушку.
1. Он занижает цену
Если клиент пытается выторговать у вас гораздо более низкую цену, скорее всего, вам не стоит с ним связываться. Такие люди зачастую не видят смысла вкладывать деньги в дизайн. Если потенциальный клиент просто не может позволить себе ваши расценки, предложите ему обсудить объем проекта, а не цену.
2. Он слишком амбициозен
Еще один тревожный звоночек — клиент хочет сделать слишком много за короткий промежуток времени. Чрезмерно амбициозный клиент может стать причиной последующего увеличения объема работ, а это — настоящий кошмар любого фрилансера. Если вы решите взять такого клиента, убедитесь, что у вас есть подробный контракт, в котором указаны объем проекта и ваши расценки на дополнительную работу.
3. Он не хочет заключать договор
Если клиент не хочет подписывать договор, это серьезный повод задуматься. Договор имеет юридическую силу и защищает интересы дизайнера. Клиенты, которые не подписывают контракты, часто пытаются эксплуатировать дизайнеров в своих интересах, заставляя их выполнять дополнительную работу или вообще оставляя их без оплаты.
4. Проблемы с коммуникацией
Клиенты, у которых имеются проблемы с коммуникацией, могут доставлять немало хлопот. Это может выражаться в опозданиях или пропусках встреч без предупреждения или расплывчатой обратной связи без какой-либо конкретики. Если вы заметили подобные признаки, возможно, стоит отказаться от сотрудничества, пока вы не увязли в проекте, об участии в котором потом будете жалеть.
Научитесь говорить "нет”
Один из главных плюсов работы на себя заключается в том, что вы можете сказать "нет" клиентам, которые не соответствуют вашим стандартам. Заранее установив рамки, вы со временем научитесь определять, будут отношения с конкретным клиентом успешными или нет.
Чтобы получить свободу выбора клиентов, необходимо сформировать достаточную финансовую подушку. Речь идет о количестве месяцев, в течение которых вы можете платить себе зарплату, не получая никакого дополнительного дохода.
Имея достаточно сбережений, чтобы финансово поддерживать себя и свой бизнес в течение определенного периода времени, вы получаете возможность отказывать клиентам, с которыми не хотите работать. Доход фрилансера может меняться ежемесячно, поэтому накапливайте денежные резервы и вы никогда больше не будете вынуждены работать с трудными клиентами.
Спасибо за внимание!