UX/UI-дизайн и фриланс: уверенный старт с UPROCK

Состояние UX в 2023 году: ожидание перемен

Каждый год популярное дизайн-сообщество UX Collective анализирует тысячи статей и выпускает отчет о состоянии UX с итогами предыдущего года и прогнозами на следующий.

В культуре, как и в дизайне, все быстро меняется, и некогда доминировавшие в обществе идеи могут внезапно начать казаться устаревшими. 2023 год станет кульминацией различных изменений в сфере технологий, поведения и общества, которые начались еще до пандемии COVID. Вместо того, чтобы бездумно бросаться от одного нового тренда к другому, самое время критически подумать о том, в каком направлении движется наша индустрия — и по какому пути мы хотим двигаться дальше сами.

Это 9-й выпуск отчета The State of UX (Состояние UX) от UX Collective: критический взгляд на нашу отрасль на основе более тысячи статей, опубликованных в нашем сообществе в 2022 году.

Фото: Carter Baran / Обработка: Manoel do Amaral

Самый актуальный беспорядок

После нескольких лет непрерывного нереально быстрого роста многих дизайн-команд, увольнения стали призраком, который преследует нашу индустрию.

Ни один бизнес не находится в безопасности. В 2022 году мы наблюдали сокращения персонала в больших и малых компаниях, включая Facebook, Better.com, Coinbase и Twitter. Рынки сильно пострадали во время пандемии, стоимость акций начала падать, а карьера дизайнера стала уже не такой стабильной, как в последние годы. Частые изменения бизнес-стратегии привели к тому, что многие текущие проекты были свернуты, а целые команды лишились работы.

В условиях нарастающей неопределенности некоторые дизайнеры предпочитают относиться к своей работе как к временной подработке. Менеджеры наблюдают признаки эмоциональной отстраненности своих команд (тенденция, известная как «тихий уход») и часто сами чувствуют себя аналогичным образом. Год за годом дизайн цифровых продуктов становится все более коммерциализированным, и дизайнерам не хватает творческой самореализации, которую они когда-то воспринимали как должное.

В то время как одни с оптимизмом смотрят в будущее и верят в возможность восстановления, другие готовятся к худшему и учатся тому, как защититься от рецессии

Спасение бизнеса

Когда бюджет ограничен, необходимость инвестирования в дизайн должна быть еще более очевидной.

До начала 2022 года компании стремились удержать таланты любой ценой. Теперь же, вынужденные сокращать штат, они начинают пересматривать политику, ранее ориентированную на льготы и качество жизни сотрудников, — убирают различные «плюшки», меняют регламент удаленной работы, сокращают бюджеты целых команд и принимают другие непопулярные меры, направленные на повышение производительности и снижение затрат.

Кроме того, некоторые компании запрещают разговоры о политике на рабочем месте и быстро сворачивают инициативы, направленные на повышение разнообразия, равенства и инклюзивности.

Рост популярности так называемых «дизайнеров роста» — дизайнеров, которые сосредоточены на привлечении новых клиентов и получении немедленного дохода — показывает, что компании более прагматично относятся к показателям рентабельности инвестиций (ROI) при принятии решений о найме. Многие дизайнеры, которые пришли в UX, чтобы защищать интересы пользователей, сейчас видят, как их роль меняется в сторону повышения прибыли компании любой ценой.

После стольких лет борьбы за «место за столом», дизайнеров теперь просят разделить счет.

Продуктивные творцы

Сокращение численности персонала повышает спрос на дизайнеров-универсалов и руководителей-практиков.

Многие компании объявляют о приостановке найма или сокращении штата, поэтому менеджеры по подбору персонала отдают предпочтение кандидатам, которые могут взять на себя несколько ролей, а не тем, кто обладает сверхспециализированными навыками. В то время как количество открытых вакансий сокращается, число новичков продолжает расти из года в год, что повышает конкуренцию среди дизайнеров начального уровня и затрудняет поиск первой работы.  

Разрыв между тем, чему учат в школах дизайна, и реальными требованиями к соискателям велик как никогда. От дизайнеров, получивших место в компании, ожидают гораздо большего объема работы, причем в кратчайшие сроки и с минимальным количеством ошибок.

Что касается старших специалистов, текущая тенденция перехода к более практическому стилю руководства, только усиливается. Компании не могут позволить себе менеджеров, которые умеют только говорить, но не умеют добиваться результата. Последнее, что им нужно, — разобщенность и менталитет «это не входит в мои должностные обязанности». 

Поскольку неизвестно, какой именно будет экономическая ситуация в следующем году, а команды продолжают разрываться между проектами, отслеживайте признаки выгорания и настроения в своем коллективе — вдруг кто-то из сотрудников захочет перейти в другую сферу.

Инициативность и предприимчивость

Много разговоров и мало принятых решений. Пришло время переосмыслить наши методы совместной работы, сосредоточившись на практической реализации идей.

Одна встреча заканчивается, и мы сразу же переходим к следующей. У каждого есть свое мнение, но ни у кого нет решения. Формально работа выполняется, пункты вычеркиваются из повестки дня, но возникает тревожное ощущение, что команда просто затягивает сроки вместо того, чтобы реализовать задуманное. 

Что если бы мы меньше фокусировались на информировании друг друга о состоянии дел и уделяли больше внимания самой работе?

Сейчас самое время удвоить нашу активность и предприимчивость. Если вы не согласны с решением, принятым командой, предложите альтернативные варианты. Если команда зашла в тупик, разработайте методику принятия решений. Иногда нужно быть «фиксером» (тот, кто исправляет чужие ошибки), а иногда — «драйвером» (тот, кто берет инициативу на себя).

Мы часто боимся отказаться от тех или иных этапов процесса, думая, что это подорвет ценность дизайна. Но не двигаться вперед — еще хуже. Делайте что-то каждый день — будь то прототип или маркированный список, чтобы убедиться, что совместная работа — это не просто обмен мнениями, а реальное сотрудничество.

Арт-директор Manoel do Amaral (Meta признана в РФ экстремистской организацией)

Лидерство на основе алгоритмов

Инфлюенсеры завоевали внимание аудитории социальных сетей, оставив в тени исследователей дизайна и авторов. И теперь алгоритм определяет, в каком направлении будет развиваться дизайн.

Тема идейного лидерства в дизайне вызывает разногласия: в то время как одни видят в нем способ поделиться знаниями и укрепить репутацию, другие считают, что инфлюенсеры отказываются от ремесла в погоне за славой. Тем не менее, на заре социальных сетей мы могли выбирать, за кем следовать и на кого равняться.

Ситуация меняется: теперь алгоритм выбирает, что мы увидим, формируя нашу ленту в TikTok, Instagram* и Linkedin. При этом платформа отдает предпочтение тому, что выгодно именно ей: наиболее дискуссионным («хлопайте, если согласны, делитесь, если нет»), коротким и директивным постам. 

Типы постов, которые становятся вирусными в дизайн-сообществах на основе показателей вовлеченности («выберите эмодзи в зависимости от того, какой инструмент для вайрфреймов вы предпочитаете / с какого континента вы зашли на LinkedIn»).

Когда контент короткий и максимально ориентирован на повышение вовлеченности, мы зачастую ограничиваемся его изучением и не задаемся вопросом, откуда он взялся: начинающий дизайнер скорее узнает о законе UX от инфлюенсера в карусели Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией), чем из реального исследования, в рамках которого он был открыт.

Отсутствие нюансов в постах, предложенных алгоритмом, нивелирует их ценность. Дизайн — дисциплина, фундамент которой составляют постоянные вопросы «почему» и стремление понять пользователей. Пришло время более внимательно выбирать источники информации.

Обитаемое будущее

В то время как web2 пытается сделать технологии более человечными, web3 пытается сделать их более... технологичными.

Если визуальные нарративы, транслируемые web2-компаниями, были построены на том, чтобы поставить людей на первое место («сосредоточьтесь на клиенте, а остальное приложится»), то новая волна web3-компаний демонстрирует смену парадигмы.

В новом вебе нет места фотографиям смеющихся женщин, в одиночестве поедающих салат, или плоским иллюстрациям людей в геометрическом стиле. Вместо того чтобы показывать, как продукт впишется в нашу жизнь, эстетика web3 смещает акцент на визуализацию захватывающей, еще не исследованной вселенной.

Дизайн многих web3-проектов включает неоновые цвета, абстрактные формы и научно-фантастическую графику, объявляя войну пресному однообразному вебу прошлого и провозглашая смелость еще не исследованного будущего.

Смена визуальных принципов происходит каждое десятилетие, поэтому неудивительно, что мир дизайна отходит от корпоративного плоского web2. Вместо того чтобы напоминать нам о проблемах современного мира и о вреде, причиненном большими технологиями, новые, абстрактные формы web3 отвлекают нас от кризисов сегодняшнего дня обещаниями нового виртуального мира. 

Web3-компании будто говорят: «Проще покинуть этот мир, чем исправить его».

Реальность дизайна

Искусственный интеллект проникает в наш рабочий процесс быстрее, чем мы готовы принять.

За последние несколько десятилетий автоматизированные роботы сделали более эффективными целые отрасли, сократив потребность в ручном труде. Теперь, в эпоху четвертой промышленной революции, расширенные возможности искусственного интеллекта угрожают частично заменить и творческий труд (созданные ИИ изображения даже побеждают на художественных конкурсах). Креативная индустрия стоит на пороге одной из крупнейших технологических трансформаций.

ИИ становится все ближе и ближе к тому, чтобы взяться за ту работу, которую мы делаем каждый день — хотя многие дизайнеры по-прежнему сомневаются, принять его или попытаться держать на расстоянии. UX-копирайтеры одновременно взволнованы и напуганы развитием ИИ-инструментов, способных создавать тексты, а UX-исследователи ищут способы повысить доверие к ИИ-системам

Мы даже видим, как авторы публикаций отказываются от стандартных стоковых фото Unsplash в пользу изображений, созданных Dall-e, Midjouney, Stable Diffusion и другими подобными ИИ-инструментами.

Дизайнеры уже изучают различные модели совместной работы с использованием ИИ и создают плагины Figma, которые помогут им более эффективно выполнять повседневные задачи. Наш главный совет — будьте открыты новому: мы хотим быть хорошими в том, что знаем, но еще лучше в том, чего не знаем.

Инструмент для дизайна

Дизайн-инструменты развиваются, чтобы мы тратили меньше времени на перетаскивание элементов по рабочей области, и больше — на разговоры с нужными людьми.

Figma произвела настоящую революцию в отрасли, создав браузерный инструмент для дизайна, ориентированный на совместную работу. Они также инвестировали средства в создание сообщества и налаживание связей с новой аудиторией, заинтересованной не в дорогостоящих конференциях и длинных лекциях, а в коротких выступлениях, доступных онлайн бесплатно. Приобретение Figma компанией Adobe за 20 млрд. долларов подтверждает эффективность такого подхода.

По мере того, как инструменты проектирования переходят под контроль крупных корпоративных компаний, открываются новые пути для будущих инструментов. Современные дизайнеры работают в программах с открытым исходным кодом, берут на себя часть функций по разработке, чтобы усовершенствовать процесс передачи файлов и дополняют дизайн-системы возможностями ИИ

Самый большой урок, который мы можем извлечь из приобретения Figma компанией Adobe: инструменты проектирования — это не просто инструменты для рисования: возможность перемещать блоки и рисовать линии — само собой разумеющееся.

Настоящий дизайн появляется лишь тогда, когда инструмент уходит на второй план, позволяя людям разговаривать, комментировать, видеть друг друга в режиме реального времени, совместно творить и создавать пространство для эффективного взаимодействия. Этот год доказал, что лучшие дизайн-инструменты должны также быть инструментами коммуникации.

Взять паузу

Слишком сильное напряжение ломает дизайнера как личность. Пришло время пересмотреть приоритеты, если мы хотим остаться в этой индустрии надолго.

Дизайнеры всегда чувствовали необходимость прыгнуть выше головы: в свободное время многие из нас создают личные проекты, берут заказы на фрилансе, подрабатывают в стартапах, занимаются менторством и ведут социальные сети, пытаясь доказать другим свою состоятельность. На рабочем месте мы стараемся отвоевать свое место в отрасли, получить повышение, заслужить признание руководителя и занять место за общим столом. 

Мы путаем наш профессиональный рост с личным. Мы потеряли счет времени и выгорели. Чтобы разобраться во всем этом, нам нужно отделить себя от работы и переосмыслить, чего мы действительно от нее ожидаем.

Нам нужны время, пространство и свобода действий, чтобы развиваться в своем собственном темпе. Нам нужно отделить идею прогресса от идеи создания чего-то нового и начать воспринимать уход и заботу о себе как не менее важные задачи (если не более). Мы должны найти смысл в нашей работе, но также и вне ее. В долгосрочной перспективе постоянство важнее интенсивности

Нам нужно будет снова функционировать в этом мире завтра, независимо от того, как все прошло сегодня. Пейте воду, будьте добры к себе и оставайтесь верными тому, что вам дорого. Выкладывайтесь на работе по максимуму, но время от времени позволяйте себе взять паузу.

Единственная определенность — неопределенность

2022, наполненный переменами и непостоянством, преподал нам урок. Год, начавшийся с беспрецедентных обещаний web3 (и целой лавины аббревиатур NFT, DAO, DEX, DeFi), закончился на другой, менее энергичной ноте. Вера в криптовалюты сходит на нет, метавселенная стала слишком дорогой шуткой, а web3-стартапы пытаются навязать сообществу невообразимые сценарии использования

Главный урок касается тех небылиц, которые мы себе рассказываем: как мы создаем идолов и отрекаемся от них за одну ночь и как горько бывает осознавать реальное положение дел, проверяя свои идеи на практике.

Мы надеемся, что войдем в 2023 год готовыми бросить вызов: тому, что мы видим вокруг (хайп, модные словечки, искусственно раздутый ажиотаж), но также самим себе. Мы должны задуматься, как мы работаем, что мы действительно ценим в своей работе, и что мы считаем «правильным способом проектирования».

Во времена перемен и потрясений неопределенность — это единственная определенность. Нас ждет изменение атмосферы, а вместе с ним и возможность изменить реальность вокруг нас — и, что более важно, самих себя. 

Спасибо за внимание ❤️

Источник
и
:
arrow