Единственный путь развития искусства и дизайна — поиск вдохновения в других видах искусства, иногда разных стран и культур.
Художественное направление укиё-э оказало серьезное влияние как на японское, так и на западное искусство, которое окружает нас сегодня.
Зародившись в 17 веке в Японии, оно проделало впечатляющий путь до современного западного искусства и дизайна. Из статьи вы узнаете, как появилось укиё-э и какие цели преследовало это известное во всем мире направление.
Мы рассмотрим основные характеристики укиё-э, известных представителей этого жанра, а также узнаем, каким образом некоторые бренды используют его в своих проектах, чтобы создавать уникальные и запоминающиеся дизайны.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/6491937d62872d89abeabc10_649193254bc89d9efbc80472_09%20(19).webp)
Что такое укиё-э?
Укиё-э — вид ксилографии и живописи, возникший в 17 веке в Японии. Представители нового художественного стиля отошли от традиционного гиперреализма, к которому стремились многие художники того времени.
Изображения были минималистичными: простые линейные рисунки мастерски заполнялись яркими цветами. Этот контраст между незамысловатыми иллюстрациями и смелыми драматичными оттенками позволяет оживить плоский, двухмерный дизайн.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649193a2ac94c779be80be1b_6491932658cdb8c01fd096a8_09%20(22).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649193d2c0c8fb1bcad3fb91_64919326af4e56ab850cabab_09%20(20).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649193f7f34bdeb08fa24c8f_649193264ac8ef54d62902cc_09%20(21).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/6491941e11bcb4bbde542a39_649193266fba10735a6f9bda_09%20(18).webp)
Вместо того, чтобы заполнять пространство отвлекающими внимание деталями, художники укиё-э фокусируются на одном предмете и подчеркивают его продуманными линиями и цветами, выделяя на естественном красивом фоне. Хотя существует множество вариаций, именно эти компоненты определяют указанный жанр и отличают его от других форм изобразительного искусства.
Ключевые особенности укиё-э
- Смелые заметные линии
- Эффектные формы
- Чистые цвета
- Художественное кадрирование фигур
- Яркие, смелые оттенки
- Отражение обыденных вещей и ситуаций
- Большое внимание уделяется природе
- Масштабный фон с зачастую ассиметричным расположением главного героя (или нескольких) или фокусной точки произведения
Укиё-э сквозь десятилетия
Укиё-э уходит корнями в период Нара (646-794), однако оно полностью сформировалось лишь в 1603 году. А в период Эдо (1603-1867 годы), один из последних периодов традиционной Японии, начался настоящий расцвет этого художественного направления.
Период Эдо — спокойное для Японии время: политика была стабильной, экономика процветала, происходил переход к городской культуре, а население росло.
Буржуазия быстро научилась извлекать выгоду из экономической свободы: произведения искусства укиё-э оказались в центре внимания в домах по всей Японии. Минималистичные изображения культурных событий, повседневной жизни и природы уже пользовались популярностью у состоятельных людей, но теперь и все остальные смогли позволить себе такие работы.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649196267731bb01ba17753f_649193251dc70562882020d0_09%20(16)%20(1).webp)
Укиё-э, что дословно означает “образы изменчивого мира”, отражало образ жизни и занятия буржуазии. Под “изменчивым миром” понимались городские кварталы публичных домов и театров Кабуки. Это направление стало своего рода попыткой прокомментировать разгульный образ жизни новой элиты, одновременно завоевав популярность у ее представителей.
Со временем центральное место в работах стали занимать изображения людей. Особым успехом пользовались портреты гейш и куртизанок (женщин легкого поведения). Эти произведения искусства служили коммерческим интересам — женское тело и его красоту эксплуатировали в рекламе одежды, а также использовали для ублажения зрителей мужского пола и продвижения стандартов красоты.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64919666ac94c779be82fa9c_649193264c87c87177f8db8f_09%20(13).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649196908b33bd86a020ed47_64919326181cdaa42e757297_09%20(15).webp)
В конце концов, осознав, насколько эффективна реклама с использованием таких изображений, их стали применять для продвижения театральных постановок, коллекционных предметов и сувениров. Акцент сместился в сторону более ярких цветов — с их помощью изображали эксцентричный макияж и драматический язык тела.
Гравюры с театром Кабуки — одно из самых заметных проявлений этого жанра. Они представляли собой новый оригинальный способ популяризации театральной культуры и особенно нравились недавно разбогатевшим купцам.
Помимо изображений гейш и театра, встречались также исторические сюжеты: они несколько отличались от остальных работ, поскольку были чрезвычайно детализированными и экстравагантными. Произведения обычно включали пейзажи или “весенние картинки” (эротические изображения), хотя эти формы и были менее популярны, чем традиционные гравюры. Такие работы требовали больше времени. Они демонстрируют, какой широкий диапазон решений может предложить укиё-э.
Известные мастера укиё-э
Один из самых популярных художников и граверов периода Эдо — Кацусика Хокусай. Он известен как ведущий эксперт по китайской живописи в Японии и создатель одной из самых известных серий гравюр в стиле укиё-э: “36 видов Фудзи”. В нее входит знаменитая картина “Большая волна в Канагаве”, которая широко используется и сегодня.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649196b8f74317fd98d20072_64919326567de3737121f00b_09%20(17).webp)
Одна из самых популярных гравюр в стиле укиё-э. Она демонстрирует смелую цветовую палитру и продуманные линии, которые являются отличительными признаками этого художественного направления, Met Museum
О Тосюсай Сяраку (активная деятельность в 1794-1795 годах) известно немногое, даже даты рождения и смерти указываются приблизительно, однако его гравюры с изображением актеров Кабуки остаются невероятно популярными. А ведь именно с изображений актеров и начался расцвет укиё-э.
В отличие от Сяраку, Утагава Хиросигэ (1797-1858) сосредоточился на создании пейзажей. Среди его самых заметных работ: “Пятьдесят три станции Токайдо”, серия горизонтальных пейзажей, изображающих заснеженную станцию (один из них мы приводили ранее), и “Сто знаменитых видов Эдо”. Его называют последним великим художником, который следовал истинным традициям укиё-э.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649196e6ac94c779be838545_64919325d2bd3b2757329f8b_09%20(14).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64919713f301c7f605838170_649193259b31a591b448b3ea_09%20(8).webp)
Конечно, есть сотни других художников, достойных внимания. В число наиболее влиятельных и, возможно, самых успешных представителей направления входит Утагава Кунисада III (1786-1865). Он последовательно совершенствовал свой стиль, чтобы удовлетворить потребности рынка, и создал более 20 000 произведений.
Также стоит изучить работы Цукиока Ёситоси (1839-1892), признанного последним великим мастером ксилографии и живописи в стиле укиё-э. Его работы можно назвать поистине инновационными.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649197334f1983a695b59aa1_64919326e60d42bd5aa39fea_09%20(6).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/6491975ce6ce84fcb41de645_64919325de25cb72097a944a_09%20(7).webp)
И, наконец, Кобаяси Киётика (1847-1915), чьи работы отражают стремительную модернизацию и вестернизацию Японии в период Мэйдзи. Он использует игру света и тени, kōsen-ga, вдохновленную художественными техниками западных мастеров. Его работа — это мост между традиционной японской ксилографией и вестернизированными гравюрами.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649197822cba038f8a88c955_64919325e60d42bd5aa39fcd_09%20(3).webp)
Стиль укиё-э и его влияние на западную культуру
Стиль укиё-э был представлен западному миру на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1867 году. С тех пор японское искусство продолжало оказывать влияние на западные произведения, и в конце концов для обозначения популярности и влияния японского искусства был придуман термин "японизм".
Когда западный мир познакомился с укиё-э, многие известные художники, такие как Ван Гог, Боннар, Кассатт, Моне и другие, вдохновились и начали использовать эти техники в своих работах.
Одним из наиболее показательных примеров влияния укиё-э является творчество Ван Гога. Когда он узнал об этом художественном направлении, это полностью изменило траекторию его карьеры. Эмиль Бернар, друг Ван Гога, начал добавлять в свои картины большие участки простых цветов с яркими контурами, и в итоге Ван Гог вдохновился и последовал его примеру. Использование техник укиё-э во многом определяет наследие Ван Гога и выделяет его работы среди произведений многих других западных художников.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649197a6351278850e0dd8a1_649193257a1ea735ce87fe82_09%20(10).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649197d7ff6cb469d8162f4e_64919326539e66481d472ed6_09%20(9).webp)
Многие художники были заворожены асимметричными композициями и особенностями построения пространства и начали интегрировать эти черты в свои собственные работы. Именно западные заимствования сделали дизайн таким, какой он есть сегодня.
Хотя произведения в стиле укиё-э служили тем же целям, что и западное искусство, они все же сильно отличались от того, к чему стремился и продолжает стремиться западный мир. Вместо гиперреализма здесь мы видим минималистичные линии, плоские асимметричные изображения и яркие, но простые цветовые сочетания, которые полностью отражают городскую Японию и культуру ее ночной жизни.
Хотя в современном искусстве преобладают экспрессионизм, детализация и сюрреализм, яркие цветовые схемы и фокусировка на объекте сохраняются как результат влияния укиё-э.
Разработка уникального фирменного стиля с использованием укиё-э
Укиё-э включает множество аспектов, которые можно использовать, чтобы привнести что-то новое в мир графического дизайна. Это один из способов выделиться из толпы и сделать свои маркетинговые и рекламные кампании более простыми, традиционными и одновременно смелыми.
Некоторые дизайнеры обращаются к знаковым для японского искусства природным ландшафтам, как, например, Stephen., который делает центральным элементом логотипа гору Фудзи, обозначив ее толстыми штрихами. Другие же дизайнеры черпают вдохновение в волнах, пытаясь вызвать ассоциации со знаменитым произведением Хокусая “Большая волна в Канагаве”.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649197fdf74317fd98d2c6f8_64919325f008fbb11c8a5613_09%20(4).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649198232cba038f8a8984b8_64919325d31f132488ff8ec2_09%20(11).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64919842433ee71f8a0ac0ce_6491932570e6f03c6d6399c0_09%20(5).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649198644f1983a695b65395_64919324d3154796a0cb5073_09%20(12).webp)
В современном брендинге также нашла отражение идея активного использования женских образов. Работы hanifimawan и leargamar — примеры проектов, центральным элементом которых стали изображения женщин.
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/6491988a3649ec06600c0211_649193251dc7056288202180_09%20(2).webp)
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/649198b2378c90fe54b43211_649193257a1ea735ce87fdc9_09%20(1).webp)
Какое будущее ждет укиё-э?
Стиль укиё-э по-прежнему актуален в мире дизайна. Помимо того, что благодаря ему появились многие современные техники (чего мы зачастую даже не осознаем), он продолжает активно развиваться.
Он оказывает влияние не только на графический дизайн, но и на маркетинг. Мы можем увидеть соответствующие приемы, а также яркие упрощенные изображения природы и людей в дизайне логотипов, постеров, рекламных объявлений и упаковки. Укиё-э — универсальный стиль, который подойдет практически любому бренду.