Черная пятница в UPROCK!

Укиё-э: традиционная японская живопись и ее влияние на современный дизайн

Единственный путь развития искусства и дизайна — поиск вдохновения в других видах искусства, иногда разных стран и культур.

Художественное направление укиё-э оказало серьезное влияние как на японское, так и на западное искусство, которое окружает нас сегодня.

Зародившись в 17 веке в Японии, оно проделало впечатляющий путь до современного западного искусства и дизайна. Из статьи вы узнаете, как появилось укиё-э и какие цели преследовало это известное во всем мире направление.

Мы рассмотрим основные характеристики укиё-э, известных представителей этого жанра, а также узнаем, каким образом некоторые бренды используют его в своих проектах, чтобы создавать уникальные и запоминающиеся дизайны.

Иллюстрация OrangeCrush

Что такое укиё-э?

Укиё-э — вид ксилографии и живописи, возникший в 17 веке в Японии. Представители нового художественного стиля отошли от традиционного гиперреализма, к которому стремились многие художники того времени.

Изображения были минималистичными: простые линейные рисунки мастерски заполнялись яркими цветами. Этот контраст между незамысловатыми иллюстрациями и смелыми драматичными оттенками позволяет оживить плоский, двухмерный дизайн.

Влюбленные гуляют по снегу (Ворона и цапля) 1764-1772 гг., Судзуки Харунобу, Met Museum
Полночь: мать и сонное дитя (1790), Китагава Утамаро, Met Museum
Ночной снег в Канбаре, из серии “Пятьдесят три станции Токайдо” ок. 1833–1834 гг., Утагава Хиросигэ, Met Museum
“Оцу”, ок. 1840 г., Met Museum

Вместо того, чтобы заполнять пространство отвлекающими внимание деталями, художники укиё-э фокусируются на одном предмете и подчеркивают его продуманными линиями и цветами, выделяя на естественном красивом фоне. Хотя существует множество вариаций, именно эти компоненты определяют указанный жанр и отличают его от других форм изобразительного искусства.

Ключевые особенности укиё-э
  • Смелые заметные линии
  • Эффектные формы
  • Чистые цвета
  • Художественное кадрирование фигур
  • Яркие, смелые оттенки
  • Отражение обыденных вещей и ситуаций
  • Большое внимание уделяется природе
  • Масштабный фон с зачастую ассиметричным расположением главного героя (или нескольких) или фокусной точки произведения

Укиё-э сквозь десятилетия

Укиё-э уходит корнями в период Нара (646-794), однако оно полностью сформировалось лишь в 1603 году. А в период Эдо (1603-1867 годы), один из последних периодов традиционной Японии, начался настоящий расцвет этого художественного направления.

Период Эдо — спокойное для Японии время: политика была стабильной, экономика процветала, происходил переход к городской культуре, а население росло.

Буржуазия быстро научилась извлекать выгоду из экономической свободы: произведения искусства укиё-э оказались в центре внимания в домах по всей Японии. Минималистичные изображения культурных событий, повседневной жизни и природы уже пользовались популярностью у состоятельных людей, но теперь и все остальные смогли позволить себе такие работы.

Три актера кабуки играют в Ханэцуки, ок. 1823 г., Утагава Куниясу, Met Museum

Укиё-э, что дословно означает “образы изменчивого мира”, отражало образ жизни и занятия буржуазии. Под “изменчивым миром” понимались городские кварталы публичных домов и театров Кабуки. Это направление стало своего рода попыткой прокомментировать разгульный образ жизни новой элиты, одновременно завоевав популярность у ее представителей. 

Со временем центральное место в работах стали занимать изображения людей. Особым успехом пользовались портреты гейш и куртизанок (женщин легкого поведения). Эти произведения искусства служили коммерческим интересам — женское тело и его красоту эксплуатировали в рекламе одежды, а также использовали для ублажения зрителей мужского пола и продвижения стандартов красоты.

Изображение известного актера, которое использовалось в качестве рекламы его выступлений и сувенирной продукции, Met Museum
Изображения гейш и куртизанок в стиле укиё-э — одно из тайных удовольствий японцев и одновременно основной маркетинговый инструмент того времени, Met Museum

В конце концов, осознав, насколько эффективна реклама с использованием таких изображений, их стали применять для продвижения театральных постановок, коллекционных предметов и сувениров. Акцент сместился в сторону более ярких цветов — с их помощью изображали эксцентричный макияж и драматический язык тела.

Гравюры с театром Кабуки — одно из самых заметных проявлений этого жанра. Они представляли собой новый оригинальный способ популяризации театральной культуры и особенно нравились недавно разбогатевшим купцам.

Помимо изображений гейш и театра, встречались также исторические сюжеты: они несколько отличались от остальных работ, поскольку были чрезвычайно детализированными и экстравагантными. Произведения обычно включали пейзажи или “весенние картинки” (эротические изображения), хотя эти формы и были менее популярны, чем традиционные гравюры. Такие работы требовали больше времени. Они демонстрируют, какой широкий диапазон решений может предложить укиё-э.

Известные мастера укиё-э

Один из самых популярных художников и граверов периода Эдо — Кацусика Хокусай. Он известен как ведущий эксперт по китайской живописи в Японии и создатель одной из самых известных серий гравюр в стиле укиё-э: “36 видов Фудзи”. В нее входит знаменитая картина “Большая волна в Канагаве”, которая широко используется и сегодня.

Одна из самых популярных гравюр в стиле укиё-э. Она демонстрирует смелую цветовую палитру и продуманные линии, которые являются отличительными признаками этого художественного направления, Met Museum

О Тосюсай Сяраку (активная деятельность в 1794-1795 годах) известно немногое, даже даты рождения и смерти указываются приблизительно, однако его гравюры с изображением актеров Кабуки остаются невероятно популярными. А ведь именно с изображений актеров и начался расцвет укиё-э.

В отличие от Сяраку, Утагава Хиросигэ (1797-1858) сосредоточился на создании пейзажей. Среди его самых заметных работ: “Пятьдесят три станции Токайдо”, серия горизонтальных пейзажей, изображающих заснеженную станцию ​​(один из них мы приводили ранее), и “Сто знаменитых видов Эдо”. Его называют последним великим художником, который следовал истинным традициям укиё-э.

Одна из самых популярных гравюр-пейзажей Хиросигэ, The Clark
Один из многих актеров, изображенных Сяраку, Met Museum

Конечно, есть сотни других художников, достойных внимания. В число наиболее влиятельных и, возможно, самых успешных представителей направления входит Утагава Кунисада III (1786-1865). Он последовательно совершенствовал свой стиль, чтобы удовлетворить потребности рынка, и создал более 20 000 произведений.

Также стоит изучить работы Цукиока Ёситоси (1839-1892), признанного последним великим мастером ксилографии и живописи в стиле укиё-э. Его работы можно назвать поистине инновационными.

Изображение известного актера того времени в стиле укиё-э, одно из многих, созданных Кунисадой, Met Museum
Banzuiin Chōbei, Ёситоси — воплощение стиля укиё-э, но цвет и пространство используются здесь уникальным образом. Met Museum

И, наконец, Кобаяси Киётика (1847-1915), чьи работы отражают стремительную модернизацию и вестернизацию Японии в период Мэйдзи. Он использует игру света и тени, kōsen-ga, вдохновленную художественными техниками западных мастеров. Его работа — это мост между традиционной японской ксилографией и вестернизированными гравюрами.

“Придворный период Хэйан” Киётика сочетает в себе новые стили и элементы, появившиеся в ходе вестернизации Японии, Met Museum

Стиль укиё-э и его влияние на западную культуру

Стиль укиё-э был представлен западному миру на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1867 году. С тех пор японское искусство продолжало оказывать влияние на западные произведения, и в конце концов для обозначения популярности и влияния японского искусства был придуман термин "японизм".

Когда западный мир познакомился с укиё-э, многие известные художники, такие как Ван Гог, Боннар, Кассатт, Моне и другие, вдохновились и начали использовать эти техники в своих работах.

Одним из наиболее показательных примеров влияния укиё-э является творчество Ван Гога. Когда он узнал об этом художественном направлении, это полностью изменило траекторию его карьеры. Эмиль Бернар, друг Ван Гога, начал добавлять в свои картины большие участки простых цветов с яркими контурами, и в итоге Ван Гог вдохновился и последовал его примеру. Использование техник укиё-э во многом определяет наследие Ван Гога и выделяет его работы среди произведений многих других западных художников.

“Куртизанка” Ван Гога, по работе Кесай Эйзен, демонстрирует влияние японской ксилографии на западный мир, Van Gogh Museum
Ван Гог использует яркие цвета и широкие свободные контуры, чтобы оживить плоское изображение, Met Museum

Многие художники были заворожены асимметричными композициями и особенностями построения пространства и начали интегрировать эти черты в свои собственные работы. Именно западные заимствования сделали дизайн таким, какой он есть сегодня.

Хотя произведения в стиле укиё-э служили тем же целям, что и западное искусство, они все же сильно отличались от того, к чему стремился и продолжает стремиться западный мир. Вместо гиперреализма здесь мы видим минималистичные линии, плоские асимметричные изображения и яркие, но простые цветовые сочетания, которые полностью отражают городскую Японию и культуру ее ночной жизни.

Хотя в современном искусстве преобладают экспрессионизм, детализация и сюрреализм, яркие цветовые схемы и фокусировка на объекте сохраняются как результат влияния укиё-э.

Разработка уникального фирменного стиля с использованием укиё-э

Укиё-э включает множество аспектов, которые можно использовать, чтобы привнести что-то новое в мир графического дизайна. Это один из способов выделиться из толпы и сделать свои маркетинговые и рекламные кампании более простыми, традиционными и одновременно смелыми.

Некоторые дизайнеры обращаются к знаковым для японского искусства природным ландшафтам, как, например, Stephen., который делает центральным элементом логотипа гору Фудзи, обозначив ее толстыми штрихами. Другие же дизайнеры черпают вдохновение в волнах, пытаясь вызвать ассоциации со знаменитым произведением Хокусая “Большая волна в Канагаве”.

Автор Mila Katagarova
Автор Stephen.
Автор peppersalt.studio
Автор Anta Design

В современном брендинге также нашла отражение идея активного использования женских образов. Работы hanifimawan и leargamar — примеры проектов, центральным элементом которых стали изображения женщин.

Автор hanifimawan
Автор leargamar

Какое будущее ждет укиё-э?

Стиль укиё-э по-прежнему актуален в мире дизайна. Помимо того, что благодаря ему появились многие современные техники (чего мы зачастую даже не осознаем), он продолжает активно развиваться.

Он оказывает влияние не только на графический дизайн, но и на маркетинг. Мы можем увидеть соответствующие приемы, а также яркие упрощенные изображения природы и людей в дизайне логотипов, постеров, рекламных объявлений и упаковки. Укиё-э — универсальный стиль, который подойдет практически любому бренду.

Источник
и
:
arrow