В последние годы китайские автомобили стремительно совершенствуются как с точки зрения дизайна, так и технических характеристик.
Многие китайские компании находятся на интересном этапе своего развития — они собираются выпустить поколение автомобилей, которые по уровню не будут уступать моделям признанных автомобильных брендов. Если существующие темпы инновационного развития сохранятся, китайские автомобили будут не только соответствовать им, но и могут превзойти их по многим параметрам. Поскольку происходят такие изменения, я хотел взглянуть на китайские бренды с точки зрения их UX-дизайна и посмотреть, какие интересные концепции и идеи они могут привнести. Следуют ли они дизайн-трендам известных автомобильных брендов или представляют совершенно новые концепции? В этом первом посте я сосредоточусь на автомобильных стартапах, которые появляются в Китае.
Почему китайские автомобильные бренды представляют интерес?
Рыночный потенциал
Сегодня показатели продаж автомобилей китайского производства не выглядят угрожающими для признанных автомобильных компаний, однако у них есть множество причин для беспокойства. Автомобильная промышленность в Китае проходит те же этапы развития, что и южнокорейская несколько десятков лет назад. До 90-х годов заводы в Южной Корее производили автомобили преимущественно для внутреннего и развивающихся рынков. Эти автомобили были дешевыми, а их качество сомнительным. Они не могли сравниться с производителями из Европы, США и Японии. Однако компании развивались очень быстро, что привело к появлению таких брендов, как Hyundai и Kia, совершивших гигантский скачок и зарекомендовавших себя на большинстве рынков в качестве высококачественной альтернативы автомобилям известных марок.
Такая же тенденция наблюдается и в Китае. На протяжении многих лет эта страна была важнейшим производственным центром, поэтому компании уже обладали определенными знаниями, необходимыми для производства автомобилей. Изначально китайские компании начали с копирования существующих моделей и последующей продажи их на внутреннем и развивающихся рынках. По мере накопления опыта они вышли на новый уровень развития, благодаря созданию с одобрения правительства совместных предприятий с участием иностранных автомобильных компаний, желающих выйти на китайский рынок.
А теперь, как и в случае с Южной Кореей, они собираются преодолеть последний рубеж и разработать автомобили, которые смогут конкурировать с известными брендами на мировых рынках. Однако существует одно различие: китайская автомобильная промышленность имеет гораздо больший рыночный потенциал. Не требуется много воображения, чтобы понять, почему. Вот несколько основных фактов о транспортной системе Китая.
Китайский рынок является самым крупным в мире и продолжает расти. Ожидается, что в период с 2005 по 2030 год автомобильный рынок Китая вырастет в 10 раз [1].
С 2009 года объем продаж автомобилей в Китае превышает объем продаж в США, они являются самыми высокими в мире. В 2019 году в Китае было продано 21,4 миллиона новых автомобилей в сравнении с 4,7 миллиона в США [2].
В 1988 году в Китае не существовало скоростных автомагистралей. По прогнозам, к концу этого года их протяженность составит более 168 000 км, что намного больше, чем в любой стране мира. С 2011 года в год добавляется около 10 000 км скоростных дорог. Это более 27 км в сутки [3].
Китайское правительство вкладывает средства не только в инфраструктуру, но и в отечественный автопром. В прошлом году 40% продаж автомобилей в Китае приходилось на долю собственных производителей. Эта цифра увеличивается с каждым годом, особенно с учетом того, что правительство полностью поддерживает развитие рынка электроавтомобилей, как по экологическим причинам, так и из-за конкурентного преимущества, которое это может дать китайской экономике [4].
Таким образом, цель правительства состояла в том, чтобы к 2020 году на дорогах появилось 5 миллионов гибридных автомобилей с аккумуляторной батареей и возможностью подзарядки, а также чтобы к этому времени в стране производился миллион таких автомобилей ежегодно [5].
На данный момент существует более 20 стартапов, которые занимаются производством электромобилей. Создается впечатление, что каждый месяц появляется новый многообещающий автомобиль или бренд.
Инновации
Инновации — еще одна причина, помимо быстрорастущего рынка, почему китайская автомобильная промышленность вызывает такой интерес. Представьте, что вы генеральный директор Volkswagen. В течение многих лет вы успешно производите автомобили для массового сегмента рынка по одной и той же проверенной формуле: надежный двигатель и достойные характеристики, комфортный салон, высокое качество сборки и конкурентоспособные цены. Однако за последние несколько лет ситуация сильно изменилась. Законодательное регулирование и потребительский спрос смещаются в сторону электромобилей, а программное обеспечение становится гораздо более важным фактором как для пользовательского опыта, так и для таких задач, как создание систем автономного вождения. Volkswagen теперь должен приспособиться к новым условиям и сфокусироваться на решении этих вопросов в соответствии с требованиями рынка, а поскольку речь идет о крупной организации, это невозможно сделать мгновенно. Таким образом, самые ранние инновации в указанных областях будут исходить от компаний, которые смогут максимально быстро внести изменения в свой рабочий процесс.
Если вы открываете новую автомобильную компанию, вы можете начать с чистого листа и внедрить эти изменения сразу, использовав их как уникальное торговое предложение. Tesla — отличный пример такого подхода, часто говорят, что по тому, как она функционирует и управляется, эта компания очень похожа на технологические. Чем больше изменений в законодательстве, потребительском спросе и технологиях будет происходить в сфере автомобильной промышленности, тем более успешными станут компании, которые смогут быстро адаптироваться к этим изменениям.
Это отличные новости для китайских автопроизводителей, поскольку многие из них появились недавно и выстраивают свои рабочие процессы, чтобы соответствовать изменениям. Что еще более важно, новые вызовы создают для молодых компаний прекрасные рыночные возможности. Производители автомобилей не только понимают это, но и могут рассчитывать на всестороннюю поддержку китайского правительства, поскольку это отличный шанс обеспечить процветание экономики и инвестировать в будущее страны. Таким образом, в то время как европейские и американские автомобильные бренды размышляют, стоит ли вкладывать средства в подобные преобразования своих компаний и продуктов, китайским производителям не терпится заполнить соответствующий пробел.
Обзор стартапов
Стартапы являются пионерами в этой гонке за рыночными возможностями, поскольку они готовы идти на большой риск. Как я уже упоминал, на данный момент существует более 20 автомобильных стартапов, находящихся на разных этапах развития. Хотя, когда вы читаете это, их, скорее всего, уже гораздо больше. В этом посте я сосредоточился лишь на автомобилях, разработанных для массового производства, даже если пока еще они не достигли этой стадии, и решил не рассматривать футуристические концепции. Меня интересовали только интересные и инновационные дизайны продуктов каждого бренда. Поэтому я не углублялся в такие детали, как спецификации двигателя, потенциал развития рынка, бизнес-планы и т.д.
Было ясно, что каждый стартап хочет заполнить нишу электрических, высокотехнологичных автомобилей. Как внешний, так и внутренний дизайн большинства из них не уступает характеристикам признанных автомобильных брендов. Можно утверждать, что некоторые бренды даже создают автомобили, которые лаконичнее и красивее, чем существующие модели премиум-класса с перегруженным дизайном.
Большинство стартапов находятся на ранних этапах развития и пока презентовали лишь одну модель. Во многих случаях это какой-то кроссовер, интерьер которого изобилует экранами. Хотя, конечно, на китайском рынке электромобилей гораздо больше моделей с разными типами кузова, чем в других странах.
Изучая стартапы, я надеялся увидеть множество разнообразных высокоуровневых концепций. Положение автомобиля в современном обществе является предметом дискуссий. Существует много разных решений и ролей, которые автомобиль может взять на себя в будущем. Я ожидал увидеть более прогрессивные идеи, способные решить проблемы мобильности. Однако, к моему удивлению, каждый бренд предлагает практически одно и то же, даже концептуальные автомобили не поражают воображение. Различия заключаются в основном в конкретных характеристиках, спецификациях и бизнес-моделях.
С точки зрения UX, в большинстве стартапов можно увидеть интересные тренды, которые отличаются от существующих на западе. Один из основных — распознавание лиц. Практически во всех автомобилях есть функция распознавания лиц, которая позволяет разблокировать автомобиль и контролировать, насколько устал водитель. Во многих из таких автомобилей вообще отсутствуют физические элементы управления и кнопка запуска двигателя, а распознавание лиц и смартфоны используются для разблокировки и запуска автомобиля. Это, безусловно, тенденция, которая со временем станет актуальна и для остальных автопроизводителей, на что указывают недавние соглашения о сотрудничестве между технологическими гигантами, такими как Apple, и автомобильными компаниями.
Второй важный тренд — “видимый” умный помощник. Голосовое управление уже доступно в большинстве автомобилей по всему миру. Но, чаще всего, оно функционирует в фоновом режиме и активируется нажатием кнопки или голосовой командой. Однако во многих китайских автомобилях голосовой помощник выглядит в некоторой степени похожим на человека — имеет глаза и другие человеческие черты. Ярчайший пример этого — ассистент Nomi в автомобилях NIO, которому было отведено заметное место на приборной панели.
Причина, по которой эти помощники наделены человеческими чертами, вероятно, заключается в культурных различиях, однако интересно, почему это решение не было до сих пор использовано западными автомобильными компаниями.
Помимо указанных двух особенностей, я заметил, что оригинальных идей, касающихся взаимодействия пользователя с автомобилем, не так много. Существует огромное количество возможностей для создания новых способов взаимодействия, но большинство брендов ориентируются на решения признанных автомобильных компаний и аналогичным образом располагают элементы управления, включая сенсорные экраны и небольшое количество кнопок. То же самое можно сказать и о дизайне пользовательского интерфейса. Хотя автомобили многих брендов обладают отличным техническим оснащением и хорошо продуманными интерфейсами, их нельзя назвать оригинальными. Некоторые из них даже откровенно копируют существующие решения.
Понятно, что таким образом действуют стартапы, поскольку для них главным отличительным признаком является уровень инноваций, а не уникальный UX дизайн. Это разочаровывает, ведь одно не исключает второго. Фактически, эти аспекты могли бы даже усиливать друг друга.
К счастью, в Китае существует множество автомобильных стартапов, и некоторые из них действительно предлагают свежие идеи. Их можно разделить на три категории: безопасность, коммуникация и пользовательский опыт.
Концепции
1 — Hozon Neta U — Безопасность
Hozon Auto был основан в 2014 году как стартап по производству электромобилей. В 2018 году они выпустили свою первую модель — компактный внедорожник Hozon Neta N01. Здесь мы рассмотрим их вторую модель Hozon Neta U, представленную на Шанхайском автосалоне в апреле 2019 года. Этот автомобиль позиционируется как внедорожник среднего размера, конкурентами которого выступают Tesla Model Y и Volvo XC40. Hozon в настоящее время принимает заказы на эту модель, но она еще не производится.
В салоне автомобиля размещена одна широкая панель с двумя экранами, что аналогично расположению деталей в современном Mercedes. В центральной консоли есть еще один сенсорный экран и обычные кнопки климат-контроля. В соответствии с трендами, которые мы обсуждали ранее, за рулевым колесом располагается камера, которая отслеживает движение ваших глаз, степень усталости и имеет возможности распознавания лиц. Кроме того, в верхней части приборной панели установлен “видимый” голосовой помощник.
Безусловно, самая интересная деталь в этом автомобиле — это экраны, расположенные на передних стойках. В силу ужесточения правил безопасности передние стойки во всех современных автомобилях очень широкие и сильно загораживают обзор, особенно на перекрестках. Hozon — первый серийный автомобиль, в котором на передних стойках установлены экраны, показывающие картинку с камер, что делает передние стойки в некоторой степени невидимыми.
Это отличная идея, которая уже демонстрировалась в разных концептуальных автомобилях, однако Hozon был первым, кто разработал подобную систему для производства. Мне не удалось найти сведения о том, как эта система работает в реальных условиях. Пока ее представляли лишь на автосалонах. Мне очень любопытно узнать, как она влияет на обзор, безопасность при столкновении и не отвлекает ли она водителя.
2 — Human Horizons HiPhi 1 — коммуникация
Следующий стартап — Human Horizons, который позиционирует себя скорее как компанию в сфере городской мобильности, а не традиционную автомобильную компанию. Их план — предложить “умную мобильность” в трех областях. Первая — сфера общественного транспорта, для которой компания разрабатывает автономные электрические автобусы. Вторая — инфраструктура: компания предлагает разные решения для “умных городов”, связанные с программными платформами и сенсорными системами.
Третья область — личный транспорт, и автомобиль HiPhi 1 является решением именно в ней. Это высокотехнологичный роскошный шестиместный кроссовер. Компания Human Horizons отличается от других стартапов по производству электромобилей тем, что создает наиболее высокотехнологичные автомобили. Их автомобиль оснащен системой автономного вождения третьего уровня и выше. Это также первый серийный автомобиль с 5G, который используется для интеграции с технологиями “умного города”.
Самое впечатляющее, что компания разрабатывает большую часть программного обеспечения самостоятельно на основе того, что они называют человеко-ориентированной архитектурой. Такой искусственный интеллект улучшит пользовательский опыт, обучаясь и адаптируясь к пользователям, и поэтому предвидя многие взаимодействия, которые раньше управлялись с помощью сенсорного интерфейса. Неясно, как именно это будет работать на практике, но, скорее всего, он будет заранее определять пункт назначения, музыкальные предпочтения и многое другое.
Дизайн салона отражает философию высоких технологий. Повсюду располагаются экраны. Как у и в автомобилях других стартапов, здесь есть цифровой кластерный экран и вертикальный центральный дисплей. Но в HiPhi 1 у пассажира также есть большой дисплей, который определенным образом скрыт от водителя, чтобы пассажир мог в пути смотреть фильмы, не отвлекая его. Наконец, на дверных панелях также есть экраны для управления некоторыми настройками, например, системой климат-контроля.
Однако интерьер не сильно отличается от того, что уже было сделано другими автомобильными компаниями. Самая интересная идея здесь — светодиодные экраны под передними и задними фарами. Они предназначены для коммуникации с другими участниками дорожного движения. Пока не очень понятно, как они работают, однако они могут отображать определенные изображения и анимации. Как сообщают представители Human Horizons, дисплей подстраивается под ваше настроение, которое измеряется с помощью различных биометрических датчиков. Он также может показывать сообщения, например, “в машине ребенок”, значок с поднятым вверх большим пальцем или предупреждать водителей вокруг вас о том, что пешеход переходит дорогу.
Помимо изображений на светодиодных экранах, сообщения могут отображаться и на земле перед автомобилем. Они предназначены как для водителя и помогают выделить опасные участки на дорожном покрытии, так и для пешеходов, чтобы сообщить им важную информацию.
Развитие коммуникации между участниками дорожного движения — еще одна идея, которая много раз была продемонстрирована в концептуальных автомобилях. Идея действительно интересная, так как сегодня все разъезжают в своих выглядящих агрессивно, защищенных металлических коконах, и единственный способ общения — громко гудеть либо мигать фарами. Разработка технологии, позволяющей более подробно сообщать о своих намерениях, сделает движение на дорогах безопаснее и дружелюбнее.
3 — Weltmeister EX5 — пользовательский опыт
Компания Weltmeister была основана в 2015 году и выпустила свою первую модель автомобиля EX5 в 2018 году. Среди их инвесторов — технологические гиганты Baidu и Tencent. Название, которое в переводе с немецкого означает “чемпион мира”, возлагает на автомобили этого производителя большие надежды.
Хотя EX5 и имеет не самый впечатляющий внешний вид, его интерьер достаточно интересен с двух точек зрения. Во-первых, дизайн интерфейса отличается от стандарта, принятого в автомобильной промышленности. Как вы можете увидеть на фото ниже, визуальный дизайн выглядит красочным, игривым и современным.
Трудно оценить его, не протестировав, но, похоже, интерфейс центрального дисплея на самом деле спроектирован так, чтобы его можно было использовать во время вождения. Я имею в виду, что кнопки имеют очень большие области нажатия, есть быстрые действия для часто используемых функций, что экономит время, а также как на приборной панели, так и на центральном экране отображается минимальный объем информации, что делает интерфейс простым и понятным. Может показаться, что здесь нет ничего особенного, однако дизайн интерфейсов в автомобилях других производителей редко дотягивает до этого уровня. Приятно видеть, как автомобильная компания пробует что-то новое, причем это решение действительно выглядит как результат серьезных исследований.
Второй фактор, влияющий на качество пользовательского опыта, — это идея, что автомобиль предназначен не только для вождения, но и может быть местом для того, чтобы скоротать время, занимаясь другими вещами. Самый простой пример — время, которое вы тратите на зарядку автомобиля. Чтобы вам было не так скучно ждать, центральный экран можно повернуть нажатием кнопки, после чего интерфейс меняется и превращается в медиацентр, дающий вам возможность смотреть фильмы или видео, сидя в машине.
Я думаю, что в ближайшие годы автомобили станут более универсальными. Тем более, с учетом постоянного развития технологии беспилотного вождения. Они станут больше, чем просто средство, позволяющее вам попасть из пункта А в пункт Б, появится возможность использовать их как пространство для общения с друзьями, офис или конференц-зал. К настоящему моменту концепций, которые бы сделали это возможным, встречалось не так много. Этот вращающийся экран — лишь небольшая особенность и один из немногих примеров, когда компании думают о своих автомобилях не только как о средстве передвижения.
В этом посте я хотел изучить, какими особенностями обладает UX дизайн китайских автомобильных стартапов. У меня были большие надежды, особенно учитывая огромный рыночный потенциал и быстро меняющиеся потребности покупателей. Тем не менее, многие компании предлагают аналогичные решения проблемы мобильности. Существует много возможностей для разработки инновационных концепций, и такие бренды, как Hozon, Weltmeister и Human Horizons, делают первые шаги в этом направлении.
Будет интересно увидеть, какие решения предложат китайские автомобильные компании, учитывая быстро растущее число автовладельцев, урбанизацию и изменения климата. В следующем посте я продолжу изучение этой темы, рассматривая крупные автомобильные компании Китая.
[2] https://www.theglobaleconomy.com/rankings/passenger_cars_sales/
[3] https://en.wikipedia.org/wiki/Transport_in_China
[4] https://en.wikipedia.org/wiki/New_energy_vehicles_in_China
[5] https://en.wikipedia.org/wiki/Electric_vehicle_industry_in_China