Черная пятница в UPROCK! 5 дней до конца распродажи!

Юзабилити: что это и как работает

Разберем ключевые концепции удобства использования и ответим на основные вопросы: Что такое юзабилити? Как, когда и где ее улучшить? Почему вам должно быть до этого дело?

Эту статью следует передать своему начальнику или любому другому человеку, у которого не так много времени, но необходимо знать основные факты юзабилити.

1. Что — определение юзабилити

Юзабилити — это качественный атрибут, который оценивает, насколько просты в использовании пользовательские интерфейсы. Слово "юзабилити" также относится к методам улучшения простоты использования в процессе проектирования.

Юзабилити определяется 5-ю качественными составляющими:

Легкость освоения: Насколько легко пользователям выполнять основные задачи при первом знакомстве с дизайном?

Эффективность: Как быстро пользователи смогут выполнять задачи после того, как изучат дизайн?

Запоминаемость: После того, как пользователи долгое время не взаимодействовали с дизайном, легко ли им будет вспомнить навыки по работе с интерфейсом? 

Ошибки

  • Сколько ошибок допускают пользователи?
  • Насколько серьезны эти ошибки?
  • Как легко пользователи могут их исправить?

Удовлетворение: Насколько приятно использовать дизайн?

Существует множество других важных качественных характеристик. Ключевой среди них является утилита, которая отвечает за функциональность дизайна. Другими словами, дизайн должен соответствовать потребностям пользователям.

Юзабилити и утилита одинаково важны, поскольку именно в совокупности определяют удобство и функциональность дизайна. Одно без другого не может существовать:

  • Не имеет значения насколько прост и удобен в использовании дизайн, если он не выполняет нужных вам функций;
  • Точно так же не имеют значения возможности системы, если пользовательский интерфейс слишком сложный и вам не удается в нем разобраться. 

Для изучения утилиты можно использовать те же методы исследования пользователей, которые улучшают юзабилити.

Определение утилиты = предоставляет ли она необходимые вам функции.

Определение юзабилити = насколько легко и приятно использовать эти функции.

Определение полезного (эффективного дизайна) = юзабилити + утилита

2. Почему юзабилити важна

Юзабилити — необходимое условие для выживания в интернете. Обратите внимание на следующую закономерность:

  • Если сайт трудно использовать — люди уходят;
  • Если на главной странице четко не указано,  что предлагает компания и что пользователи могут делать на сайте — люди уходят;
  • Если пользователи теряются на сайте — они уходят;
  • Если информация на сайте трудно читаема или не отвечает на ключевые вопросы пользователей — они уходят

Пользователи не будут тратить свое время на чтение руководства по работе с веб-сайтом. Если для того, чтобы разобраться в интерфейсе придется прилагать сверхусилия (например, читать руководство), то пользователь просто уйдет, поскольку существует множество других сайтов, где будет все легко и понятно.

Первый закон электронной коммерции заключается в том, что, если пользователи не могут найти продукт, они также не могут его купить.

Для интрасетей юзабилити — это вопрос производительности сотрудников. Время — деньги. Время, потраченное пользователями на то, что они теряются в вашей интрасети или на обработку сложных инструкций — это деньги, потраченные на оплату работы, которая не была выполнена.

Современные передовые практики требуют тратить около 10% бюджета дизайн-проекта на удобство использования. В среднем, это более чем удвоит желаемые показатели качества веб-сайтаоценкой улучшения 2,6) и значительно увеличит показатели качества интрасети. Что касается программного обеспечения и физических продуктов, улучшения, как правило, меньше — но все же существенны — если вы придаете особое значение юзабилити в процессе дизайна.

Чтобы сократить бюджет вдвое и увеличить количество транзакций, выполняемых сотрудниками в час, необходимо удвоить юзабилити в проектах по дизайну в интрасети. 

В случае с внешним дизайном удвоение юзабилити обеспечивает двукратный рост иных факторов:

  • Объем продаж;
  • Число зарегистрированных пользователей или потенциальных клиентов;
  • Любой другой KPI, который мотивирует ваш дизайн-проект. 

3. Как улучшить юзабилити

Существует множество методов изучения юзабилити, но самый простой и полезный — это пользовательское тестирование, которое состоит из трех компонентов:

  • Найдите несколько репрезентативных пользователей, например клиентов сайта электронной коммерции или сотрудников интрасети (в последнем случае они должны работать вне вашего отдела).
  • Попросите пользователей выполнить репрезентативные задачи с дизайном.
  • Наблюдайте за тем, что делают пользователи, где они добиваются успеха, а где у них возникают трудности с пользовательским интерфейсом. Другими словами: отойдите и не мешайте; дайте пользователям самим разобраться.

Важно проводить индивидуальное тестирование пользователей, в котором они должны решать любые задачи самостоятельно. Если вы поможете им с решением какой-либо задачи или направите их внимание на какую-то определенную часть экрана, то результаты теста будут испорчены.

Для выявления наиболее важных проблемы юзабилити дизайна, достаточно протестировать 5 пользователей. Используйте доступные ресурсы, чтобы провести много небольших тестов вместо проведения одного, но большого и дорогостоящего исследования. Это позволит вам сравнивать версии дизайна между собой и исправлять недостатки юзабилити по мере их выявления. Итеративный дизайн (циклический метод проектирования) — лучший способ повысить качество взаимодействия с пользователем. Суть итеративного дизайна в следующем: чем больше версий и идей интерфейса вы протестируете с пользователями, тем лучше.

Тестирование фокус-групп — плохой способ оценки юзабилити дизайна, поскольку опирается на то, что говорят люди, а это может вводить в заблуждение. Для эффективной оценки дизайна необходимо внимательно наблюдать (а не слушать) за отдельными пользователями при выполнении ими задач с помощью пользовательского интерфейса. 

4. Когда работать над юзабилити

Юзабилити играет важную роль на каждом этапе процесса проектирования. Потребность в многократных исследованиях  — одна из причин, по которой я рекомендую делать индивидуальные исследования быстрыми и дешевыми. Вот основные шаги:

  1. Перед тем, как приступить к новому дизайну, протестируйте старый дизайн, чтобы определить хорошие составляющие, которые вы должны сохранить или подчеркнуть, и плохие, которые доставляют неудобства пользователям.
  2. Если вы не работаете в интрасети, протестируйте проекты своих конкурентов, чтобы получить дешевые данные по ряду альтернативных интерфейсов, которые имеют функции, аналогичные вашим собственным. (Если вы работаете в интрасети, прочтите ежегодник по дизайну интрасети, чтобы узнать о других проектах.)
  3. Проведите полевое исследование, чтобы увидеть, как пользователи ведут себя в естественной среде обитания.
  4. Сделайте бумажные прототипы одной или нескольких новых дизайнерских идей и протестируйте их. Чем меньше времени вы потратите на эти дизайнерские идеи, тем лучше, потому что вам нужно будет изменить их все на основе результатов тестов.
  5. Уточняйте дизайнерские идеи, которые лучше всего проверяются с помощью нескольких итераций, постепенно переходя от прототипов с низкой точностью к презентациям дизайна с высокой точностью, которые демонстрируются на компьютере. Проверяйте каждую итерацию.
  6. Проверьте дизайн на соответствие установленным руководствам по юзабилити, будь то ваши собственные исследования или опубликованные исследования.
  7. Как только вы определитесь с окончательным дизайном и реализуете его, протестируйте его снова. Во время реализации всегда возникают мелкие проблемы с удобством использования.

Проводите пользовательское тестирование до тех пор, пока не получите полностью реализованный дизайн. Если не тестировать дизайн на каждом этапе разработки, то в конечном счете будет невозможно исправить большинство критических проблем юзабилити, поскольку многие из них имеют структурный характер, и для устранения этих проблем потребуется серьезная перестройка архитектуры всего сайта.

Единственный способ обеспечить высокое качество взаимодействия с пользователем — это начинать пользовательское тестирование на ранней стадии процесса проектирования и продолжать тестирование на каждом этапе.

5. Где проводить тестирование

Если вы проводите хотя бы одно исследование пользователей в неделю, стоит создать специальную лабораторию юзабилити. Однако большинство компаний используют для таких целей конференц-залы или офисы, при условии, что никто их не отвлекает во время проведения тестирования. В таких исследованиях самое важное, что вы сидите и наблюдаете за реальными пользователями, пока они используют дизайн в реальном времени. Единственное, что вам понадобится — блокнот.

Источник
и
:
arrow