Введение
Это может казаться контринтуитивно, но чем меньше времени пользователь проводит в вашем приложении, тем лучше. Команды ведут разработку, думая, что пользователь проведет в приложении или на сайте приличное количество времени, и стараются, чтобы оно выглядело привлекательно.
Но если принять во внимание поведение пользователей, которые пользуются мобильными устройствами, то наиболее важными аспектами будут юзабилити, эффективность и скорость. Пользователи хотят делать то, что они хотят, быстро и без препятствий — чем быстрее, тем лучше. Такие короткие взаимодействия называются микросессии. В этом лонгриде мы разберем, как они влияют на пользовательский опыт, их преимущества и особенности разработки.
Что такое мобильная микросессия
С ростом функциональности и разнообразия мобильных приложений растет частота использования — постоянная проверка обновлений в социальных сетях и электронной почте стала частью нашей повседневной рутины.
Поскольку постоянные обновления из нескольких источников могут мешать, мобильные операционные системы предлагают несколько методов, позволяющих поддерживать пользователя в актуальном состоянии, не нарушая его привычного ритма и снижая информационную перегрузку. Например, Android и iOS используют фоновые уведомления, чтобы предупредить пользователя о событиях и сообщениях приложения. Android также предоставляет виджеты состояния приложений для быстрого просмотра информации в качестве дополнительного интерфейса. Исследования показывают, что многие пользователи используют мобильные устройства кратковременно, так что приложения конкурируют за внимание человека с реальным миром. 50% использования мобильного телефона (период времени между разблокировкой и повторной блокировкой устройства пользователем) длится менее 30 секунд. Таким образом, мобильные микросессии играют важнейшую роль в пользовательском опыте. Что же такое микросессия?
Термин «микросессия» был введен группой исследователей из Финляндии, Швеции и США. Он обозначает использование цифрового продукта, которое короче или равно 15 секундам. Если говорить о мобильных устройствах, то когда вы ненадолго включаете телефон, смотрите на него всего несколько секунд, находите то, что нужно найти, а затем выключаете его — это и есть микросессия.
Точный порог времени микросессии определить невозможно. Например, в другом исследовании, проведенном учеными из Стэнфордского университета и компании Apple, было установлено, что для пожилых людей время микросессии увеличивается до 22 секунд.
Мы можем определить микросессию как быструю сессию с минимальным взаимодействием, которая завершает достижение цели пользователя за короткий промежуток времени.
В чем отличие микросессии от микровзаимодействия
Ошибочно считать, что микросессия и микровзаимодействие являются синонимичными понятиями.
Микровзаимодействие — это реакция интерфейса, которая строится по принципу «триггер — обратная связь». Триггером может быть действие пользователя или изменение состояния системы.
Обратная связь — это реакция на триггер, которая передается через небольшие, контекстные, обычно визуальные, изменения в пользовательском интерфейсе. Например, если навести курсор на элемент, он может подсветиться, увеличиться или поменять цвет.
Преимущества микросессий
Микросессии чрезвычайно полезны для удобства пользователей. Время — это один из самых ценных ресурсов пользователя. Когда вы даете им возможность быстрых взаимодействий, то это напрямую влияет на «стоимость» взаимодействия, а низкая стоимость взаимодействия ведет к хорошему пользовательскому опыту. Время, потраченное на выполнение задачи, обратно пропорционально удобству использования.
Микросессии помогают справиться с рутинными задачами. Многочисленные мобильные действия, выполняемые каждый день, иногда настолько просты, что их можно легко сделать за несколько секунд. Например, установка будильника или проверка электронной почты, просмотр расписания на день — все это обычно требует быстрого взгляда на экран и нескольких кликов.
Как разрабатывать дизайн для мобильных микросессий
Если произошла микросессия, это означает, что пользователь смог достичь своей цели очень быстро. Почему так произошло? Скорее всего, потому, что мобильный дизайн предоставил ему такую возможность. Поэтому не нужно рассчитывать, что пользователь самостоятельно найдет путь для быстрого решения своих задач, необходимо создавать возможности для микросессий. Компании, разрабатывающие приложения для iOS или Android, проектируют свои приложения так, чтобы они позволяли пользователям быстро и эффективно выполнять определенные задачи.
Разрабатывайте приложения таким образом, чтобы точки входа к наиболее популярным задачам легко находились внутри приложения, а пути были простыми и понятными. Вы также можете пойти дальше и дать людям возможность начать выполнение этих задач, не запуская приложение.
Уведомления
Это наиболее перспективный элемент, с помощью которого приложения поддерживают микросессии. В исследовании, проведенном группой ученых из Финляндии, Швеции и США, около 60 % микросессий были связаны с чтением или взаимодействием с уведомлениями.
Уведомления предоставляют как минимум одну точку входа в приложение, но в большинстве случаев их основная функция — информировать пользователя о состоянии дел. Если дизайнер хорошо спроектировал уведомление, пользователь может получить всю необходимую информацию из текста.
Поэтому при разработке микросессии на основе уведомлений следует создавать самодостаточные уведомления, то есть они должны передавать полностью сформированную идею и не требовать от пользователя переходить куда-то еще, чтобы понять, о чем идет речь в уведомлении.
Например, подумайте об уведомлении о новом письме — вы можете прочитать основную информацию о письме прямо в уведомлении, а большинство почтовых приложений предоставят вам возможность ответить прямо в уведомлении. Вам не нужно открывать приложение, вы просто набираете текст и продолжаете заниматься своими делами.
Усеченный текст или текст, не содержащий достаточной информации, подталкивает людей к поиску дополнительного контекста. Это, в свою очередь, удлиняет сессию и ухудшает общий пользовательский опыт.
Если по какой-то случайности создание уведомления, которое было бы полностью самодостаточным, невозможно, необходимо, по крайней мере, предоставить пользователям достаточно контекста, чтобы они могли решить, интересно им это уведомление или нет.
Если все же пользователю нужно перейти в приложение, то убедитесь, что вы ведете их на соответствующую страницу. Если они перейдут на главный экран, то им придется тратить время на поиск нужного раздела, чтобы получить доступ к нужной информации.
Виджеты
Виджеты немного менее известны, чем уведомления, но они могут быть очень полезны для микросессий. Виджет можно назвать сжатой репрезентацией приложения. Обычно они представляют собой один фрагмент данных, отражающий состояние приложения. Виджеты идеально подходят для отслеживания часто меняющейся информации и обычно доступны с главного экрана телефона.
В качестве примера виджета можно привести виджет погоды — вы можете открыть телефон и сразу же получить обновленную информацию о погоде, причем за очень короткий промежуток времени. А в зависимости от того, как он настроен, вы можете прокручивать его, чтобы увидеть информацию о погоде в других регионах. И все это делается без необходимости открывать приложение, очень эффективно.
При использовании виджетов следует помнить, что пространство очень ограничено, поэтому необходимо тщательно выбирать контент. Включайте только самую важную информацию, следите за тем, чтобы она была самодостаточной, и прислушивайтесь к тому, что хотят видеть ваши пользователи. Чем актуальнее информация, тем эффективнее виджет.
Быстрые действия
В современной мобильной разработке быстрые действия становятся все более популярными. Обычно они активируются долгим нажатием на иконку приложения или с помощью жестов и представляют собой список действий, которые пользователь может выполнить, не открывая приложение. Все можно сделать на главном экране, это сокращает время, необходимое для выполнения действия.
Хотя эта функция еще не получила широкого распространения, но для людей, которые часто используют быстрые действия, она может стать огромным преимуществом и значительно повысить удобство работы с приложением.
Остерегайтесь добавлять слишком много пунктов действий — у вас ограниченное пространство, включайте в список только самые важные пункты.
Интеллектуальные помощники (Siri / Google Assistant)
По мере развития технологий голосовые помощники набирают обороты, и люди начинают все чаще использовать их для выполнения действий без помощи рук. Использование голосовых команд значительно сокращает время на выполнение действий, а люди любят делать что-то новое и интересное.
Включить такую функциональность может быть сложнее, но если вы предложите пользователям добавить действия в список голосовых команд, то вскоре вы увидите, как все больше людей используют этих помощников для доступа к вашему приложению.
Что делать, если задачу нельзя превратить в микросессию?
Но не все задачи могут быть решены за 15 секунд, даже если дизайн может быть очень хорошим. Такие действия, как поиск и покупка товара в Интернете, просмотр видео в приложении, чтение и следование инструкциям на сайте, составление электронного письма — одни из самых сложных действий, и большинству пользователей потребуется более 15 секунд для их выполнения.
Предположим, что в вашем приложении есть несколько сложных шагов, вам следует подумать о сокращении времени на выполнение задачи, что значительно улучшит пользовательский опыт при работе с приложением. Хорошо продуманный дизайн приводит к снижению стоимости взаимодействия и уменьшению времени выполнения задачи.
UX-исследование Питера Рэмси об открытии счетов в банках, ориентированных на мобильные устройства, и в обычных банках, продемонстрировало значительную разницу между ними.
Для открытия нового банковского счета в режиме онлайн банкам, ориентированным на мобильные устройства, требуется 45 или менее кликов. А в обычных банках требуются в среднем 88 кликов, что в два раза больше.
Первым банкам удается достичь большей скорости за счет того, что они предлагают подтверждение личности в режиме онлайн (с помощью камеры телефона) и запрашивают ограниченное количество адресных данных и личной информации. Они также мгновенно привлекают пользователей, выпуская виртуальную карту, которую пользователь может пополнить в Apple Wallet или Google Pay.
В результате пользователи остаются довольны — они получают пользу от своего счета еще до получения физической карты и начинают вырабатывать привычку пользоваться своим мобильным банковским приложением.
Заключение
Микросессии имеют решающее значение для хорошего дизайна приложений, а также просты в реализации. Если пользователи мобильных устройств могут быстро завершить работу в вашем приложении, значит, вы хорошо поработали над его дизайном. Вы можете сэкономить пользователям еще больше времени и усилий, позволив им обойти запуск приложения с помощью самодостаточных уведомлений и виджетов или предоставив им внешние точки входа в задачу с помощью быстрых действий и голосовых помощников.