Черная пятница в UPROCK!

Силовые линии в дизайне

Автор статьи:
,

Введение

Сайты с аккуратным и гармоничным дизайном привлекают внимание пользователей, создают ощущение комфорта и провоцируют аудиторию дольше взаимодействовать с интерфейсом. Одним из основных принципов грамотного и структурированного расположения контента является использование силовых линий.

Силовые линии стоит учитывать при проектировании сайта, потому что они играют важную роль в восприятии информации людьми. Наше восприятие устроено так, что первое, что считывает глаз человека, — это линия. Сначала мы замечаем вертикальные и горизонтальные линии, затем диагональные. Потом, в соответствии с этими линиями, мы обращаем внимание на объекты. Этот процесс происходит подсознательно.

Второй аспект связан с пониманием оптической иллюзии. Посмотрим на примерах:

Если  мы увидим две точки, то наш мозг автоматически проведет между ними линию:

Если добавить еще одну точку, то мозг достроит еще пару линий и получится треугольник и т. д.

Таким образом, использование силовых линий в дизайне делает восприятие контента естественным для нашего мозга, что помогает донести важную информацию до пользователя в понятном и удобном для него виде.

Что такое силовая линия?

Силовая линия — это вертикальная, горизонтальная или диагональная линия, на которую опирается контент. Контент может быть представлен изображением, текстом, элементом графики и т.д. Силовые линии могут быть явными или скрытыми, в зависимости от фона страницы.
nezamechennye.com

Зачем нужны силовые линии

Силовые линии:

01
Привлекают внимание пользователя к важным частям контента, делают акцент на определенном элементе.
02
Помогают структурировать контент для создания визуальной гармонии страницы.
03
Способствуют созданию визуальной иерархии, организации элементов контента в систему и усиливают восприятие наиболее важного объекта в композиции.
04
Влияют на скорость работы дизайнеров. Когда вы освоите механизмы работы силовых линий, вы сможете ускорить процесс создания макета.

Виды силовых линий

Вертикальная

Примеры использования вертикальной СЛ:

solidmetrics.co
watwell.ru

Горизонтальная

Пример использования горизонтальных СЛ:

outcinema.ru

Диагональная

Примеры использования диагональных СЛ:

sinnn.tilda.ws/obey
prestoventures.com

Типы силовых линий

Центральная

Этот тип линии один из самых распространенных в дизайне. Центральная силовая выделяет объект, который находится в центре макета. Как правило, эта линия идет от центра элемента.

Центральная композиция — это естественное явление для людей: вне зависимости от того, как повернута голова, наше внимание будет сосредоточено на предмете в центре.

Зная эту особенность человеческого восприятия, можно использовать ее при разработке вашего продукта.

В основном центральную силовую используют продуктовые сайты, когда нужно сделать акцент на продукте, сделать его запоминающимся, презентовать товар. Центральная силовая легко считывается, потому что наш мозг привык делить плоскости пополам или на треть, это происходит автоматически.

Что делает центральная силовая:

01
Раскрывает продукт, акцентируя на нем внимание. Главный объект находится в центре композиции.
02
Поддерживает визуальную иерархию. Основной элемент контента находится в центре, все остальное менее важно.
03
Текст, расположенный в центре, как правило, легко считывается и быстро запоминается. Так можно привлечь внимание пользователей на слоган или подчеркнуть продукт.

Примеры центральных силовых линий:

egoiste-nitro.ru
juliasloanedesign.com

Силовая линия от контента

Эта линия ориентируется на контент, который размещается на макете. Ее часто применяют при работе с большими объемными текстами. Силовая линия от контента пришла из верстки печатных изданий: журналы, газеты и т. д. Сейчас такой тип линии тоже уже сформированный паттерн, потому что мы привыкли читать книги и статьи в журналах.

Что делает силовая линия от контента:

01
Может представить пользователю важную информацию в удобном для него виде, не перегружая мозг и не усиливая когнитивную нагрузку.
02
Структурирует большой объем текста и создает форму, естественную для восприятия.
03
Обращает внимание на главные элементы контента.

Примеры силовых линий от контента:

foodcomplianceinternational.com
hiplabs.dev
joinmita.com

Варианты расположения силовых линий

Диаграмма Гутенберга

Диаграмма Гутенберга — один из самых распространенных шаблонов считывания информации. Взгляд человека перемещается по странице сверху вниз. Например, как при чтении книги. Важно помнить, что движение начинается не только сверху страницы, а из левого верхнего угла экрана, затем переходит в правый верхний угол, опускается по диагонали влево и оттуда быстро переходит в правый нижний угол.

Как правило, в левый верхний угол пользователь всегда обращает внимание, поэтому там рекомендуется размещать контакты. Правый нижний угол считается областью принятия решений, и в нем лучше размещать призыв к действию. На левый нижний угол обращают меньше всего внимания — это не лучшее место для размещения контента.

wysemeter.com

В первичной зрительной области, левом верхнем углу, располагается слоган компании, который выделяется цветом, контрастным к фону. В правом верхнем углу, области с повышенным зрительным потенциалом, находится кнопка регистрации, на которую пользователь обращает внимание сразу же после слогана. Левый нижний угол, как область, с которой человек почти не взаимодействует, предлагает общую информацию о компании. В правом нижнем углу находится кнопка действия, поскольку эта часть экрана считается областью принятия решений.

F-паттерн

При использовании F-паттерна взгляд человека идет по силовым линиям, расположенным в виде буквы F. Эта система отлично подходит для организации контента по блокам, что создает четкую и удобную визуальную структуру благодаря установлению иерархии.

Паттерн подразумевает, что к концу страницы внимание пользователя снижается, он начинает отвлекаться и обрабатывает лишь некоторые фрагменты информации. В F-образной композиции сначала считывается левая сторона по вертикали, затем происходит смещение по горизонтали, причем верхние элементы запоминаются намного лучше, чем нижние. В нижней части страницы нужно размещать контент, который пользователю будет легче обработать. Например, призыв к действию.

littles.co.uk

На предложенном примере контент расположен по левой стороне, в нижней части страницы помещена кнопка — призыв к действию. На правой части экрана располагается изображение, потому что пользователь менее тщательно считывает эту область страницы. Контент структурирован по блокам, что удобно для восприятия информации.

Z-паттерн

Этот паттерн часто используется в случаях, когда мало текста и много графических элементов и нужно создать акцент на главных частях контента. В данном случае информация считывается сначала слева направо, а затем по диагонали, создавая ассоциацию с формой буквы Z. Паттерн подходит для главной страницы, т. к. следуя этому шаблону восприятия, кнопку действия можно разместить в правом нижнем углу, что увеличит конверсию.

pinterest.com

Взаимодействие силовых линий с объектами

В зависимости от расположения объекта на силовых линиях, горизонтальных, вертикальных и диагональных, восприятие этого объекта меняется. На примерах ниже рассматриваются разные случаи и то, как они могут считываться пользователями в общей композиции.

1. Круг между оптическим и геометрическим центром

01
Круг уравновешен по горизонтальной и вертикальной осям, что обеспечивает ему устойчивое положение.
02
Устойчивость позиции круга демонстрирует его надежность и способствует благоприятному восприятию пользователем.
03
Симметричное положение, когда диагональные линии не оказывают влияния, добавляет объекту статичность и пассивность.

Объект в таком положении внимательно считывается пользователем. Это акцентное положение.

2. Круг начинает двигаться по диагонали вправо вверх

01
Размещение круга на восходящей диагонали создает ощущение, что силовые линии стараются его вытолкнуть вверх — это добавляет динамику объекту.
02
Движение по вертикали вверх придает большую визуальную значимость.
03
Круг расположен несимметрично, поэтому к нему приковано больше внимания.

Любой контент, размещенный в этой точке силовой линии, будет считываться гораздо быстрее, чем в положении 1.

3. Объект находится в правом верхнем углу

Находясь у края макета, объект испытывает давление со стороны границ пространства, что неудобно для восприятия человека. Когда часть контента находится слишком близко к верхнему краю страницы, пользователь также ощущает давление, как и расположенные элементы.

Однако человек всегда обращает внимание на правую верхнюю часть экрана, поэтому информация будет точно считана.

4. Круг в левом верхнем углу

В этом положении объект испытывает то же давление, что и в пункте 3. Круг в данном положении перетягивает на себя внимание, создавая дисгармонию, лишая композицию равновесия.

Контент, расположенный в этой точке, считывается в первую очередь и очень быстро.

5. Круг двигается по диагонали слева вниз

Объект находится на нисходящей диагонали, на него уже не оказывают давление края макета, но положение неустойчивое из-за движения вниз (кажется, что объект падает, а силовые линии его не держат).

Уровень восприятия информации в этой точке низкий.

6. Два равнозначных объекта на одной и той же диагонали, но в верхней и нижней частях

При наличии второго объекта того же рода самым логичным решением будет размещение второго круга на той же диагонали, но внизу страницы. Однако на практике второй элемент не только не уравновешивает первый, но и создает дополнительные напряженные связи внутри структуры. Глаз не воспринимает такую композицию как целостную.

7. Второй круг увеличивается в размерах и размещается на плоскости, приближаясь к центру полосы

Чтобы сделать композицию гармоничной, второй объект следует сделать большего размера. Верхний круг не «перетягивает» композицию влево, так как более крупный элемент сбалансировал легкий. Между элементами появилась определенная композиционная связь, что сделало их положение более устойчивым.

Таким образом, два объекта разного размера создали на странице иерархическое взаимодействие, необходимое для композиционной гармонии.

8. Оба круга сдвигаются в сторону от силовых линий, сохранив взаимное расположение и размеры

Приведенные выше примеры показывают расположение объектов на силовых линиях. Если мы попробуем немного переместить оба круга, сохранив их расположение относительно друг друга, то композиция кажется несбалансированной. Конечно, композиционная цельность не исчезла, но она выглядит не такой устойчивой.

Важно! Не стоит увлекаться использованием силовых линий. Выберите 2,3,4 на весь макет: главная страница, внутренняя и страницы 3 уровня. Все должно быть простой и понятной системой, потому что когда силовых линий много, расположение контента кажется ошибкой дизайнера. К тому же его сложно воспринимать.

Заключение

Силовые линии — это еще один инструмент, который поможет вам структурировать контент. Пользователям будет удобно его воспринимать, а вам комфортно работать. Располагая объекты на силовых линиях, помните про цельность композиции всего макета и визуальную гармонию.