Визуальная иерархия
Визуальная иерархия — это грамотная организация и оформление всех материалов на сайте, которая позволяет пользователю постепенно знакомиться с информацией, продвигаясь от самого важного до второстепенного, или в том порядке, который необходим вам.
Продуманная визуальная иерархия — основа эффективного и функционального сайта, где все элементы подчиняются одной цели и управляют вниманием пользователя.
Самый эффективный инструмент визуальной иерархии
В веб-дизайне одним из ключевых факторов визуальной иерархии является контраст. Он привлекает внимание к важным элементам, расставляя контрастные акценты, и дает понять, что требует меньшего внимания, а что — большего.
Контраст — эффективный инструмент для создания интуитивно понятной навигации и сильного интерфейса с высокой конверсией.
Типы контраста в веб-дизайне
Размер
Чем больше элемент, тем выше его значение. Это один из самых простых, но действенных способов создания иерархии. Пользователь в первую очередь обращает внимание на элементы, которые выделяются и бросаются в глаза.
Цвет
Это эффективный визуальный инструмент, который помогает расставить приоритеты в иерархии. Яркие цвета заметнее, чем приглушенные оттенки.
Форма
Также эффективный инструмент для привлечения внимания пользователей. Форма одного элемента должна отличаться от остальных, если его необходимо выделить и сделать заметнее.
Текстура
«Плоский» сайт привлекает меньше внимания, чем сайт с интересным дизайном и элементами погружения в атмосферу. Например, можно поиграть с текстурой изображений: задать определенную форму, цвета, добавить градиент — интерфейс станет привлекательнее.
Пример использования текстуры в логотипе. Обратите внимание, как удачно эффект смотрится на чистом фоне:
Пример использования текстуры на фоне сайта:
Дополнительные инструменты
Негативное пространство
Негативное пространство — это свободное место между элементами. Продуманный объем пустого пространства помогает пользователям заметить каждый элемент в нужный момент, а также разгружает контент и помогает сконцентрироваться на главном. Это важный инструмент иерархии, который влияет на создание общей структуры и обеспечивает грамотную навигацию по сайту.
Шрифты
Инструмент типографики, без которого не создать качественную визуальную иерархию. При помощи разного размера, толщины и стиля шрифтов, вы направляете внимание пользователя к важным элементам.
Принцип близости
Это группировка элементов, которые каким-то образом связаны между собой или относятся к одному блоку.
Принцип близости помогает пользователю ориентироваться на сайте и делить информацию на нужные категории.
Выравнивание
Выравнивание элементов — это инструмент, направленный на согласованность интерфейса и на определение значимости компонентов. С его помощью устанавливают начало и конец страницы, а также расставляют приоритеты.
На примере, указанном ниже, можно разглядеть, как блок слева отходит от остальных блоков — обычно на этом месте располагается логотип.
Золотое сечение
Это математический расчет пропорции между деталями разного размера. Такой расчет помогает определить точную площадь пустого пространства, которую нужно оставить между элементами.
Сегодня этот инструмент уходит на второй план и не является обязательным, но в целях ознакомления приведем примеры:
Так это выглядит на практике:
Повторение
Сильный инструмент визуализации, который отвечает за систему единства. Он увеличивает скорость обработки информации, пользователям легче усваивать повторяющиеся фрагменты.
Если некоторые элементы повторяются в каждом разделе интерфейса, значит они играют важную роль в решении задач.
Паттерны сканирования
Когда пользователь заходит на сайт, в первую очередь он сканирует страницу и решает, остаться или закрыть вкладку.
Необходимо помнить, что существуют две главные траектории, по которым человек считывает информацию — F-паттерн и Z-паттерн. Ключевой контент должен располагаться именно по этим маршрутам.
Z-паттерн
Контент расположен по траектории буквы Z. Вся важная информация размещена в верхней части экрана — от левого угла к правому, затем пользователь сканирует страницу по диагонали и переходит к нижней части экрана.
Главные тезисы располагаются в углах, так как это основные точки, в которых задерживается взгляд пользователя.
F-паттерн
Здесь основной упор идет на шапку и левую сторону экрана — по траектории буквы F.
Взгляд пользователя сканирует верхнюю часть веб-страницы слева направо по левому краю и ищет визуальные подсказки о нужной ему информации.
Первые два фрагмента вверху страницы являются основными, поэтому должны быть заметными для пользователя.
Паттерны сканирования на мобильных устройствах
Экран мобильного устройства, в отличие от монитора компьютера или ноутбука, способен отобразить меньший объем контента.
Существует 2 основных метода размещения контента на мобильном устройстве:
Типографическая иерархия
Типографическая иерархия создает контраст между главными текстовыми элементами и второстепенными при помощи шрифтов, регулируя их размеры, цвета, выравнивание.
Для того чтобы пользователь перемещался от одной части текста к другой в правильном порядке, существует система уровней:
Для мобильных устройств рекомендуется применять только два уровня — первый и третий. Для второго уровня недостаточно объема пространства, поэтому подзаголовки можно опустить.
Для того чтобы страница не была перегружена, а информация воспринималась последовательно, желательно использовать только один хороший шрифт, изменяя его размер и начертание.
Советы по созданию лучшей визуальной иерархии
Слева мы видим иерархию в действии: четкая структура, акцентные элементы, удобное восприятие информации. Пример справа демонстрирует отсутствие визуального порядка, соответственно, шанс привлечь внимание пользователя и удержать его на странице минимальный.
Заключение
Визуальная иерархия заключается в эффективной передаче информации людям при помощи грамотно расположенных элементов: от важного к второстепенному.
Веб-страница может иметь сложную структуру, но при этом необходимо обеспечить удобное восприятие содержимого и интуитивные переходы от одного действия к другому.
Методы визуальной иерархии составлены с учетом особенностей человеческого восприятия, поэтому помогают грамотно расположить элементы интерфейса, создать удобное перемещение по сайту и подвести пользователей к целевому действию.