Все о User Flow

Автор статьи:
,

Введение

Работа над интерфейсами — это долгий, трудоемкий и часто затратный процесс. Ведь нужно подобрать такие дизайн-решения, чтобы в результате интерфейс получился понятным, удобным и жизнеспособным.

Кроме того, в больших проектах процесс разработки может вовлекать целую команду разных специалистов. В таких условиях нужен инструмент, который сможет минимизировать неопределенность и создать единое видение по сценарию работы.

В данной статье мы подробно рассмотрим подходящий для этих целей инструмент — User Flow. Вы узнаете, в чем заключаются его ценность и польза; какие виды существуют; а также последовательность шагов и инструменты для его создания.

Что такое User Flow

User Flow (пользовательский поток) — это визуальное представление последовательности действий, которые пользователь выполняет для достижения своей цели на сайте или в приложении. Он представляет собой блок-схемы, где визуально отображается каждый шаг, который проходит пользователь от точки входа до достижения конечной цели.

Когда и зачем использовать User Flow

Нужно уточнить, что чаще всего создание User Flow требуется при разработке мобильных приложений и крупных сервисов. Что касается сайтов, то User Flow может понадобиться скорее для сложных, многостраничных проектов с большим бюджетом.

Теперь разберемся, на каких этапах можно создавать User Flow:

1. Перед началом работы над проектом

В таком случае вы сможете заранее определить сценарий и необходимые функции будущего продукта.

2. В процессе работы над проектом

Создание User Flow на этом этапе поможет внести правки, пересмотреть необходимость старых функций и возможностей или добавить новые.

Если подробнее говорить о пользе использования User Flow, то он поможет вам и вашей команде сделать следующее:

01
Сфокусироваться на создании интуитивно понятного интерфейса с ясной последовательностью шагов для достижения цели пользователя.
02
Оценить подходит ли готовый интерфейс для решения поставленной задачи.
03
Вовлечь команду в развитие проекта и мотивировать задавать правильные вопросы, которые будут направлены на его улучшение и поиск проблемных мест.
04
Наглядно продемонстрировать команде и клиенту логику продукта, а также варианты его развития.
05
Лучше представить и понять пользователя, его образ мышления и последовательность действий.
06
Обеспечить более эффективную коммуникацию между менеджерами, дизайнерами и разработчиками, а значит избежать многих ошибок.

Кому полезен User Flow

Мы упомянули, что User Flow облегчает работу всем участникам команды, которая занимается разработкой. Кроме того, он приносит пользу заказчикам и пользователям. Давайте подробнее разберемся, каким именно образом это происходит:

01
Дизайнеры
Получают возможность создавать дизайн, ориентированный на пользователя.
02
Разработчики
Освобождаются от необходимости задавать большое количество вопросов о логике процессов и их функционировании. Они могут работать более эффективно, избегая необходимости вносить множество правок и переписывать код.
03
Менеджеры проектов
Могут быстрее распределять задачи между специалистами.
04
Маркетологи
Используют User Flow для оценки воронок продаж.
05
Заказчики
Получают качественный и прибыльный продукт, ведь он учитывает удобство пользователей. Кроме того, предварительная разработка User Flow может сэкономить время и деньги клиента.
06
Пользователи
Получают возможность взаимодействовать с удобным и комфортным интерфейсом.

Виды User Flow

В зависимости от особенностей в структуре блок-схемы, можно выделить несколько видов User Flow:

1. Линейный User Flow

Содержит только основные шаги пользователя в интерфейсе, которые ведут его к достижению цели; возможные варианты и разветвления путей не предусматриваются.

2. Условный User Flow

Подразумевает, что пользователь может выбрать один из путей пути среди нескольких вариантов. Кроме того, в интерфейс закладываются различные реакции на каждый возможный выбор пользователя.

3. Модульный User Flow

Как следует из названия, модульная блок-схема для User Flow объединяет в общую диаграмму отдельные модули. В них описаны шаги для использования отдельных функций приложения или сайта.

4. Параллельный User Flow

Данный вид User Flow включает в себя описание нескольких параллельных действий. Он используется в том случае, когда интерфейс предполагает, что функциями можно пользоваться одновременно. Такая блок-схема также содержит ответы интерфейса на эти действия.

Пример того, как выглядит User Flow

Как создать User Flow

Ниже перейдем к самому интересному — процессу работы над созданием User Flow. Но начнем с элементов, которые используются в блок-схемах, и их значений.

Обозначения элементов блок-схем

Итак, каждая блок-схема User Flow состоит из различных геометрических фигур. При этом у каждой есть свое значение.

Круг или овал — начало и конец сценария.

Стрелка — направление движения пользователя по сценарию. Они могут указывать любое направление, пересекаться и даже отправлять назад.

Прямоугольник — действие, которое нужно выполнить пользователю для продвижения вперед по сценарию.

Ромб — решение или выбор, который должен сделать пользователь, если у него есть несколько опций.

Параллелограмм — ввод или вывод новой информации.

Пошаговая инструкция

Перейдем непосредственно к шагам, которые нужно выполнить, чтобы создать User Flow для своего проекта.

1. Выясните у заказчика: цели продукта; какие функции и возможности должен содержать интерфейс; а также какие действия ожидаются от пользователей.

Например, заказчик — это служба доставки готовых полезных рационов питания; ему нужно приложение, через которое клиенты смогут заказывать еду.

2. Подробно опишите вашего пользователя. Для этого можно создать персону (типичный портрет) пользователя.

Например:

  • Имя — Валерия.
  • Возраст — 31 год.
  • Профессия — руководитель менеджеров в школе иностранных языков.
  • Интересы и хобби — здоровый образ жизни, спорт, красота, саморазвитие.
  • Цель, которую пользователь хочет достичь с помощью вашего продукта — сэкономить время на приготовлении полезных и разнообразных приемов пищи.
  • Потребности, которые пользователь хочет удовлетворить — готовые вкусные и полезные завтрак, обед и ужин, которые учитывают необходимое количество калорий; больше свободного времени.
  • Проблема, которую должен решить ваш продукт для пользователя — 2-3 часа уходит на готовку; сложно посчитать калорийность пищи за день.
  • Мотивация, которая движет пользователем, — экономия времени, желание оставаться в форме, выглядеть красиво и успешно.
  • Ожидание — то, как пользователь представляет себе взаимодействие с интерфейсом и результат. Например, Валерия представляет, что зайдет в приложение, укажет необходимое количество калорий и выберет подходящий набор блюд.

3. Подумайте о сценарии (ситуации), в котором пользователь может использовать ваш продукт.

Пример: Валерия устает на работе и не хочет готовить вечером еду на несколько дней, поэтому днем она заказывает готовые рационы на 3 дня вперед. Она также выбирает время доставки, чтобы когда курьер привез заказ, она уже вернулась с работы.

4. Схематично опишите последовательность действий пользователя от точки А до точки Б:

  1. Определите точку входа (где начинается путь пользователя, и в каких условиях находится пользователь).

Для этого проанализируйте, каким образом пользователь попадет в ваше приложение, например, через поисковый запрос, социальную сеть, рекламу, СМС, электронное письмо и т.д. От этого будет зависеть вид первого экрана, на который попадает пользователь.

Например, Валерия увидела рекламу приложения у фитнес-блогера, она заинтересовалась и скачала его на на всякий случай. На работе она подумала про ужин и вспомнила, что у нее есть промокод на первый заказ. Поэтому она открывает приложение.

  1. Продумайте, как пользователь будет перемещаться по приложению; какая последовательность действий приведет к желаемому результату.

Пример:

  • Валерия оказывается на главном экране приложения и видит несколько разделов: завтраки, обеды, ужины, перекусы и рационы на весь день.
  • Она выбирает последний вариант и переходит на новый экран, где нужно указать необходимое количество калорий.
  • Из предложенного списка она выбирает готовую еду на 3 дня.
  • Затем она переходит в корзину, заполняет форму с адресом и контактами, вводит промокод от блогера и оплачивает заказ.
  • После этого она видит уведомление о подтверждении заказа и статус его выполнения, а также время доставки.
  • Укажите точки выбора, где пользователь должен принять решение; обозначьте переходы и связи между блоками.

На этом этапе разработки User Flow нужно соединить маршрут из предыдущего пункта в одну блок-схему с помощью элементов, о которых мы писали выше.

5. Дополните User Flow второстепенными элементами; к ним относятся:

  • уведомления,
  • подсказки,
  • всплывающие окна.

6. Выясните, какие узкие (проблемные) места есть в вашей схеме. Сразу предложите пользователю решение.

Например: некоторые пользователи могут иметь аллергию на какие-то продукты. В описании блюда сразу укажите, что какие-то ингредиенты можно убрать, если оставить комментарий к заказу.

7. Оформите полученный User Flow с помощью одной из программ, о которых мы расскажем дальше.

Программы для создания User Flow

Существуют различные программы и инструменты для составления цифровой версии User Flow. Они помогают сделать блок-схемы понятными и аккуратными. Кроме того, к такому файлу можно предоставить доступ всем участникам команды, что значительно упрощает рабочую коммуникацию.

Вот несколько примеров самых популярных инструментов:

Miro

miro.com

Этот ресурс был создан специально для создания майнд мэпов (mindmap), поэтому в нем удобно отображать любые схемы. Кроме того, в нем есть уже готовые шаблоны для User Flow.

Figma

Для работы с блок-схемами в Figma есть различные варианты, например, встроенный Fig Jam или шаблон UX Flow.

Overflow

overflow.io

Преимущество данного инструмента заключается в том, что готовые блок-схемы можно интегрировать с такими популярными инструментами, как Figma или Sketch.

Flowmapp

flowmapp.com

Еще один онлайн-инструмент. В нем также можно создавать User Flow, но часть функций платная.

Lucidchart

lucidchart.com

Данный инструмент поддерживает совместную работу над проектом, а также предлагает широкий набор настроек функций и внешнего вида для диаграмм. Ресурс платный, но в нем есть бесплатный пробный период использования.

Советы по разработке User Flow:
01
Название вашего User Flow должно сразу указывать на то, о чем он. Тогда вам будет значительно легче разобраться в рабочем файле.
02
Старайтесь сделать так, чтобы User Flow двигался в одном направлении и был последовательным. Также избегайте лишних разветвлений и окон обратной связи.
03
Один User Flow должен соответствовать одной цели или функции. Если ваш интерфейс рассчитан на решение нескольких задач, создайте отдельный User Flow для каждой из них.
04
Составьте легенду User Flow. Она представляет из себя пояснение к различным фигурам и элементам вашей блок-схемы.
05
Используйте простой язык и понятные формулировки: User Flow должен быть понятен всем участникам команды.
06
Не переборщите с использованием цветов. Они помогают выделять важные моменты, но если переусердствовать, цвета сильно затрудняют восприятие User Flow в целом.
07
Убедитесь, что User Flow соответствует целям и задачам бизнеса, то есть работает в пользу вашего клиента.

Заключение

Итак, User Flow — это последовательность шагов, которые пользователь выполняет для достижения определенной цели на веб-сайте или в приложении. Он необходим для анализа поведения пользователя, а также разработки удобного и интуитивно понятного интерфейса. Кроме того, наличие User Flow упрощает коммуникацию внутри команды, состоящей из дизайнеров, разработчиков, маркетологов и других специалистов.

Блок-схемы User Flow могут быть достаточно объемными и сложными. Однако лучше придерживаться более простых вариантов. А также заботиться о том, чтобы схема была понятна всем участникам команды.

Для этого нужно:
  • Использовать простой язык и давать User Flow названия, которые будут описывать суть схемы.
  • Создать легенду с расшифровкой всех элементов схемы.
  • Стараться сделать User Flow минималистичным, не использовать слишком много цветов.

Помните, что работа над User Flow всегда начинается с определения цели, точки входа и ситуации, в которой пользователь воспользуется вашим продуктом. Также обязательно определите свою целевую аудиторию, для этого можно воспользоваться методом персон.