Черная пятница в UPROCK!

Юзабилити-тесты: виды

Автор статьи:
,

Введение

Тестирование юзабилити — это мощный инструмент для оценки функциональности и обеспечения эффективной навигации сайта или приложения. С его помощью команда может получить ценные сведения о пользовательском опыте и убедиться, что цифровые продукты отвечают потребностям и ожиданиям аудитории.

Существует несколько различных видов юзабилити-тестирования. У каждого из них есть свои преимущества и причины для использования. В этой статье мы рассмотрим данные методы, а также разберем сценарии, когда их следует использовать и почему.

Подготовка к юзабилити тесту

Зачем вообще тестировать юзабилити? Цель каждого конкретного теста может варьироваться, однако всех их объединяет стремление выявить проблемы в процессе пользования. Можно выделить наиболее частые аспекты, которых хотят добиться дизайнеры в рамках тестирования:

  • выявить проблемы в дизайне продукта или услуги;
  • найти возможности для улучшения;
  • изучить поведение и предпочтение целевой аудитории.

Прежде чем провести юзабилити-тест необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогут вам правильно его организовать:

  • Какова ваша цель?
  • Каких результатов вы ожидаете?
  • Кто будет проводить тестирование?
  • Где вы собираетесь искать участников?
  • Какой инструмент вы используете (если таковой имеется)?
  • Как вы будете анализировать результаты?

После того, как вы обдумали все вышеперечисленные вопросы, пора переходить к выбору методологии исследования.

Виды юзабилити-тестов

Юзабилити тесты можно разделить на несколько основных групп:
  • количественные и качественные,
  • контролируемые и неконтролируемые,
  • поведенческие и отношенческие.

Качественные и количественные

Качественное юзабилити-тестирование направлено на понимание субъективного опыта и эмоций участников при взаимодействии с продуктом. Это метод изучения их конкретных потребностей, проблем и ожиданий. Вы получаете подробную информацию о пользовательском опыте, но эти данные иногда сложнее и дольше обобщать и анализировать.

Некоторые распространенные методы сбора качественной информации от пользователей включают контролируемые и неконтролируемые юзабилити-тесты, запись сессий, партизанское юзабилити-тестирование и т. д.

Количественное тестирование — это метод, который направлен на сбор числовых данных о пользователях и анализ количественных показателей, таких как уровень удовлетворенности, время, затраченное на выполнение задачи, или количество ошибок.

Контролируемые и неконтролируемые

Во время контролируемого юзабилити-тестирования координатор находится в контакте с участником. Тестирование может проходить в онлайн или офлайн формате. Координатор взаимодействует с участником тестирования, помогая ему по ходу исследования и отвечая на вопросы, если у него возникают какие-либо трудности. Такое юзабилити-тестирование отлично подходит для сбора качественных данных, поскольку координатор может наблюдать за мимикой и телодвижениями участника или задавать дополнительные вопросы.

При неконтролируемом юзабилити-тестировании модератор отсутствует. Тест создается заранее и размещается на какой-либо платформе или сервисе. Действия участников никак не контролируются и не направляются. Пользователи выполняют исследование по собственному графику в удобном для них месте.

Неконтролируемое тестирование считается более гибким, чем контролируемое. Главным образом потому, что для его проведения обычно требуется меньше времени и меньше людей для управления всем процессом. Участники могут проходить тестирование в свободное время и не ограничены своим местоположением.

В каких случаях проводить качественное или количественное исследование

Качественное тестирование юзабилити предполагает изучение причин, лежащих в основе действий пользователя. Такой тест позволяет понять, почему человек делает то или иное действие на сайте или в приложении, а также изучить болевые точки, мнения и ментальные модели вашей целевой аудитории. Качественное юзабилити-тестирование обычно использует метод «думай вслух» во время сессий тестирования. В этом методе исследования участников просят озвучивать любые мысли, возникающие у них в процессе выполнения заданий.

Таким образом, вы получаете доступ к мнениям и комментариям пользователей, которые могут быть очень полезны, чтобы понять, почему UX или UI-дизайн не работает для них или что нужно изменить. Собирая все больше качественных данных, вы можете обнаружить тенденции среди пользователей, которые можно использовать для внесения изменений в следующую итерацию дизайна.

Количественное тестирование юзабилити предполагает измерение пользовательского опыта с помощью данных. При количественном тестировании цель состоит в том, чтобы выяснить, что происходит на сайте или в приложении. Количественное тестирование хорошо работает, когда вы хотите получить информацию о том, как работает ваш дизайн и сталкиваются ли пользователи с серьезными проблемами юзабилити при использовании вашего продукта.

Например, вы только что выпустили функцию напоминания в своем приложении. Вы можете провести тест, в котором попросите участников установить напоминание на определенный день недели. Вы хотите узнать, смогут ли участники выполнить задание в течение двух минут. Количественное юзабилити-тестирование отлично подходит для этого сценария, потому что вы можете измерить время, которое требуется участнику для выполнения задания.

Допустим, вы обнаружили, что только 30% участников справляются с заданием в течение двух минут. Теперь, когда у вас есть эти данные, вы можете изучить тепловые карты пути, пройденного пользователем, чтобы понять, с какими проблемами юзабилити столкнулся пользователь при попытке выполнить задание. Или же вы можете дополнить количественное исследование несколькими интервью с пользователями, чтобы глубже изучить опыт тех участников, которые столкнулись с трудностями при выполнении задания.

Качественные и количественные тестирования юзабилити лучше всего работают в сочетании друг с другом.

Качественное юзабилити-тестирование хорошо подходит для выявления проблем в рамках пользовательского опыта и формулировки гипотез, в то время как количественное юзабилити-тестирование хорошо подходит для сбора контрольных показателей и статистики.

В каких случаях проводить контролируемое или неконтролируемое исследование

Контролируемые тесты лучше всего работают на начальных этапах процесса разработки, поскольку они позволяют глубже изучить опыт участников и получить ранние отзывы для определения общего направления дизайна.

Вы можете проводить контролируемые юзабилити-тесты с прототипами с низкой и средней степенью детализации, чтобы собрать мнения, комментарии и реакцию пользователей на первую итерацию дизайна. На этом этапе процесса вы обычно тестируете информационную архитектуру, макет веб-страницы или просто проводите фокус-группы, чтобы выяснить, работает ли ваше решение с реальными пользователями.

По мере продвижения процесса разработки вы можете продолжать проводить контролируемые юзабилити-тесты с пользователями после каждой итерации и, основываясь на результатах, разрабатывать финальную итерацию.

Когда вам нужно собрать количественные данные, подумайте о проведении неконтролируемого юзабилити-тестирования. В таких случаях вы ищете статистически значимые данные, поэтому тестирование большой выборки проходит быстрее и проще.

Кроме того, неконтролируемое юзабилити-тестирование лучше всего подходит к концу процесса разработки. Когда вы ее закончите, то можете провести неконтролируемое тестирование с помощью прототипа с высокой детализацией, который напоминает конечный продукт. Это позволит убедиться в работоспособности решения до того, как вы перейдете к процессу разработки.

Еще один вариант использования неконтролируемого юзабилити-тестирования — это измерение эффективности выполнения задач в продукте. Например, такие задачи для пользователей, как: зарегистрироваться, подписаться на рассылку, создать новый проект и т. д. Для каждой из этих задач можно провести быстрое неконтролируемое юзабилити-тестирование, чтобы убедиться, что пользовательский путь интуитивно понятен и прост в прохождении.

В каких случаях проводить другие виды юзабилити тестов

Метод контекстного исследования предполагает наблюдение за людьми в их естественных условиях, например, в офисе или дома, когда они взаимодействуют с продуктом так, как обычно это делают. Исследователь наблюдает за тем, как пользователи выполняют свои действия, и задает им вопросы, чтобы понять причины этих действий.

Поскольку исследование проводится в естественной среде пользователей, этот метод является отличным способом получить богатую и достоверную информацию об участниках — их методах работы, поведении и личных предпочтениях. Эти сведения очень важны в начале проекта при оценке функций, аватаров, архитектуры и контент-стратегии. Однако этот метод можно использовать и после выпуска продукта, чтобы проверить успешность и эффективность решения.

Когда следует использовать: если важно, чтобы результаты отражали органичный сценарий в реальных обстоятельствах жизни пользователя.

Телефонное интервью

В ходе данного тестирования модератор поручает участникам выполнить определенные задачи на своем устройстве и оставить отзыв о продукте. Все отзывы собираются автоматически, поскольку взаимодействие с пользователем записывается удаленно.

Телефонные интервью лучше всего подходят для сбора отзывов от участников тестирования, разбросанных по разным частям света. Еще одним преимуществом является то, что они менее дорогостоящие и требуют меньше времени, чем личные интервью, что позволяет исследователям собрать больше информации за более короткий промежуток времени.

Когда следует использовать: если вам нужно собрать информацию от участников, находящихся в разных местах, за короткий промежуток времени.

Партизанский юзабилити тест

Это быстрый и недорогой способ протестировать продукт с реальными пользователями. Вместо того чтобы набирать определенную целевую аудиторию для участия в исследовании, к участникам подходят в общественных местах и просят провести быстрый юзабилити-тест в обмен на небольшой подарок. Сессии обычно длятся от 10 до 15 минут и охватывают меньшее количество задач, чем некоторые другие подходы.

Этот метод юзабилити-тестирования особенно полезен для сбора быстрых отзывов без больших затрат времени и ресурсов и лучше всего работает на ранней стадии процесса проектирования, когда вам нужно подтвердить предположения и выявить основные проблемы юзабилити. Однако если вам нужна более точная обратная связь, лучше дополнить исследование другими методами.

Когда следует использовать: Если вы ищете недорогой метод тестирования, позволяющий быстро получить результаты.

Вспомогательные методы юзабилити-тестирования

Перечисленные ниже методы иногда называют юзабилити-тестированием, и хотя технически они таковыми не являются, но их можно и нужно использовать в сочетании с юзабилити-тестированием для получения более полных результатов:

A/B-тестирование

В отличие от юзабилити-тестирования, которое изучает поведение пользователей, A/B-тестирование — это экспериментирование с несколькими версиями веб-страницы, чтобы определить, какая из них наиболее эффективна. Это важный инструмент для повышения конверсии.

Приемочное тестирование

Часто это последняя фаза процесса тестирования программного обеспечения, когда пользователи выполняют определенный набор шагов, чтобы убедиться, что программа работает правильно. Это технический тест на обеспечение качества, а не способ оценить, насколько продукт удобен и эффективен; тем не менее приемочное тестирование — важный шаг в создании хорошо проверенного продукта.

Фокус-группы

В данном случае исследователи собирают небольшое количество людей для обсуждения определенной темы. Это отличный метод для выяснения мнения участников о продукте или услуге.

Опросы

Могут использоваться вместе с юзабилити-тестированием в качестве последующих действий или метода сбора отзывов пользователей.

Тепловые карты и карты прокрутки

Дают визуальное представление о том, как пользователи перемещаются по странице, показывая ее самые «горячие» (наиболее популярные) и самые «холодные» (наименее популярные) части. Технически они не относятся к юзабилити-тестированию, поскольку сообщают о действиях пользователей в совокупности, но это хороший способ наблюдения и объективного измерения поведения на вашем ресурсе.

Заключение

В современном цифровом мире, где конкуренция между сайтами и онлайн-сервисами только усиливается, ключевым фактором успеха становится удовлетворенность и лояльность пользователей. Одним из наиболее эффективных способов повышения этих показателей является юзабилити-тестирование — процесс, позволяющий понять потребности и проблемы пользователей вашего продукта. Используйте методики, которые описаны в данной статье, чтобы создать лучший пользовательский опыт в рамках вашего сайта или приложения.