Введение
Выключка или выравнивание текста — важнейший элемент верстки и композиции.
Выравнивание может показаться простым элементом дизайна, однако это представление обманчиво. Плохо продуманная выключка может негативно сказаться на читабельности и, как следствие, снизится функциональность текста. Гармонично выполненная выключка, напротив, облегчит чтение текста. В данной статье мы разберем существующие варианты выключки и рассмотрим принципы, которыми необходимо руководствоваться дизайнеру в процессе выбора того или иного варианта.
Выключка. Основные принципы
Выравнивание текста это способ организации массива текста в строке относительно вертикальных границ.
Хотя любой из этих вариантов может быть реализован простым нажатием кнопки, необходимо учитывать множество факторов, чтобы обеспечить оптимальную читаемость.
Обычно дизайн с плохой выключкой сравнивают с беспорядком на столе, когда работа тормозится из-за всей этой неразберихи под руками. Мы же предлагаем сравнить неудачную выключку с плохой мелодией, где хаотичные ноты не позволяют музыке звучать гармонично. В композиции слышен лишний шум, сбивается ритм и появляются паузы. Понравился бы вам такой мотив?
То же самое происходит и при работе с выключкой: неправильное распределение текста, неравномерные межбуквенные или межсловные пробелы — все это создает визуальный шум, который мешает воспринимать информацию. Правильная выключка придает тексту четкость, ритм и создает ощущение завершенности. Дизайнер должен стремиться к тому, чтобы текст звучал как гармоничная мелодия.
Выравнивание имеет большое значение в дизайне:
- Естественное сканирование. Правильное выравнивание создает из всех элементов структуру и направляет глаз пользователей по тексту так, как мы естественно сканируем информацию.
- Визуальная гармония. Выравнивание помогает сбалансировать визуальные элементы на странице и создать привлекательную композицию.
- Связь между элементами. Выравнивание создает связь между элементами дизайна, усиливая взаимодействие между ними.
Дизайнер делает выбор в пользу той или иной выключки, чтобы придать тексту форму, исходя из его функциональных задач. Далее мы разберем возможные варианты выключки и случаи когда они, как правило, применяются.
Выключка по левому краю
Выключка по левому краю — это классика верстки, которую любят и используют многие дизайнеры. А еще это самый «безопасный» вариант. Она хорошо подходит для большинства языков, так как мы читаем слева направо. Главное преимущество этого вида выравнивания — в строке сохраняется равномерный интервал между буквами и словами, что делает текст более читабельным.
Такая выключка создает ровную левую границу текста, а правый край остается «рваным», что выглядит естественно и не перегружает взгляд. Важно, чтобы рваный край выглядел гармонично и опрятно, поэтому нужно учитывать ширину абзаца, выбранный шрифт, его размер, а также длину строк.
Относительно «формы» рваного края нужно придерживаться следующих принципов:
Такое выравнивание идеально подходит для узких колонок, например, в газетах и журналах.
Выключка по правому краю
Правая выключка используется намного реже и для небольших по объему текстов. Но есть одно важное исключение: именно правое выравнивание естественно для языков, читаемых справа налево, например арабский, фарси, иврит и некоторые др. При верстке интерфейсов для этих языков, всегда выравнивайте текст по правому краю. Это сделает его более читабельным и естественным для аудитории.
Почему мы используем эту выключку так редко? Дело в том, что при данной выключке рваный край находится в левой части абзаца, соответственно, что начало каждой новой строки отличается от предыдущей. В результате пользователю постоянно приходится искать начало новой строки, а это не слишком удобно.
Тем не менее есть ситуации, когда правая выключка уместна. Главное правило, которое нужно запомнить, — краткость. Используйте такую выключку для цитат, подписей к иллюстрациям или при форматировании таблиц.
По правому краю принято выравнивать первую колонку в титрах.
Правая выключка позволяет сделать симметричную верстку, например, так часто отображают результаты в матчах.
Дизайнеры могут использовать правое выравнивание в навигации сайта, когда кнопка CTA расположена в правом верхнем углу, а основные ссылки выровнены по ней.
Правая выключка помогает упорядочить цифры в таблицах, когда важно выровнять их по разрядам: единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.
И, наконец, правую выключку могут применять в творческих, нестандартных работах. В данном случае правая выключка используется, чтобы придать элементам необычный, уникальный вид.
Выключка по центру
Выравнивание по центру создает ощущение гармонии, симметрии и монументальности. Но обратная сторона такого решения это функциональность текста, которая падает почти до нуля.
Чтобы создать читабельный и гармоничный макет с помощью выключки по центру дизайнеру придется провести огромную работу. Реализация данного выравнивания подразумевает под собой дополнительные задачи:
- Настройка трекинга. Возможно, вам понадобится вручную выровнять расстояние между буквами и символами или поправить,
- Работа с несколькими шрифтами или начертаниями. Если вы хотите расположить заголовок и подзаголовок вместе,
- Оптическое выравнивание. Например, знаки препинания могут визуально сдвинуть строку от центра,
- Разная длина строк. Она необходима для создания визуально приятного и интересного силуэта.
Но даже проделав такую серьезную работу, дизайнер все равно не сможет использовать текст длиннее 5 строк. Дело в том, что наши глаза привыкли к ровному левому краю абзаца и «сканируют» текст слева направо. Когда же текст расположен по центру, глазам приходится «скакать» с начала каждой строки в новое положение, что утомляет и затрудняет чтение.
Используйте центрирование только для коротких текстов, например, заголовков, цитат, лидов, и других элементов, на которых нужно акцентировать внимание пользователей или придать им особый вид.
Выключка по формату (полная)
При использовании выключки по ширине текст выравнивается по обеим сторонам, он словно выстроен по полям и имеет ровные края справа и слева. Такой вариант выглядит аккуратно и формально, поэтому он часто используется в книгах, журналах и печатных материалах.
Кажется, что вы нашли самый простой и удачный вариант? Не спешите, у выравнивания по ширине достаточно и подводных камней. Чтобы добиться ровных краев, пробелы между словами в строках расставляют неравномерно. И здесь появляются свои сложности:
- «Белые реки». Когда в строках встречается много длинных слов, между ними образуются большие пробелы, которые некрасиво «текут» по странице.
- Неравномерные интервалы. Слишком большие пробелы не только визуально портят текст, но и делают его трудным для чтения.
- Перенос слов. Вам придется использовать знак переноса, просто примите это. Перенос слов с одной строки на другую поможет избежать неравномерных пробелов.
- Увеличение абзацев. Чем уже абзац текста, тем больше в нем пробелов. Чтобы сделать расстояния между словами менее явными и реально меньшими, вам понадобится расширить абзац.
Только представьте, сколько времени вы потратите на верстку страницы сайта, чтобы сделать идеальное выравнивание по ширине! А потом вам придется повторить всю эту же работу для каждого существующего размера экрана, чтобы текст хорошо смотрелся на самых разных устройствах. Безусловно, выключка по ширине выглядит привлекательно, но использовать ее на веб-сайтах не всегда целесообразно. Лучше выбрать выключку по левому краю.
А вот для печатных изданий такое выравнивание станет отличным выбором, так как размер страницы и шрифт остаются неизменными. К тому же имеются «стандартные» значения в такой верстке: около 60 символов в одной строке составляют примерно 10 слов.
Заключение
Правильная выключка — это не просто «ровные края», а ключевой инструмент для создания гармоничного и эффективного дизайна. Важно помнить, что выравнивание влияет не только на внешний вид текста, но и на его читабельность. Выбирайте выключку, которая соответствует целям дизайна, контексту и стилю проекта. Экспериментируйте, чтобы найти идеальный баланс между красотой и функциональностью.