3 типа карт пути в UX и продуктовом дизайне

Карты пути, относящиеся к UX, могут функционировать в трёх областях применения: продукт, вся область UX и одно направление UX.

Понимание их самих и их преимуществ может сфокусировать внимание на вашем процессе, усилиях и целях.

Карта пользовательского пути — это стратегический, реалистичный информационный продукт, который расставляет приоритеты и отражает будущий объем работы команды и проблемы, которые необходимо решить. Она представляет собой единый источник достоверных данных, который является путеводителем для вашей UX-команды. Карта пути помогает командам объединиться, чтобы прийти к единому видению и расстановке приоритетов. 

Карты пользовательского пути не предназначены для отслеживания выполнения задач проектов, а скорее отражают общую картину — проблемы, которые нужно будет решить. В элементах карты пути отсутствует формальная, обособленная постановка задачи. Они представляют собой диапазон предполагаемой будущей работы (от исследований до анализа, проектирования и разработки), которая еще не определена.

В зависимости от их цели, контекста и аудитории команды могут создавать 3 типа карт пользовательского пути:

  1. Карты пути продукта отражают все будущие проблемы, которые необходимо решить, включая UX, маркетинг, контент, дизайн, исследования, разработку, поддержку и/или операции.
  2. Карты пути в области UX отражают все будущие проблемы, которые предстоит решить с помощью UX (например, связанные с дизайном, исследованиями или контентом). Но они не включают проблемы вне UX (например, в маркетинге, разработке и поддержке).
  3. Специализированные карты пути представляют собой сегмент карт пути в области UX и сосредоточены на проблемах только в одном направлении UX (например, в исследованиях пользователей).
Карты пути продукта — это карты пути самого высокого уровня, которые традиционно информируют о приоритетах в картах пути в области UX и специализированных картах. Карты пути UX — это детализация тем, которые расположены в сегменте UX в карте пути продукта. Аналогично, специализированные карты пути являются детализацией тем, которые расположены в одном из сегментов в карте пути UX.

Эти три типа карт пути имеют свои преимущества и используются в разных ситуациях. В данной статье мы рассмотрим каждую из них, поскольку все они связаны с UX. Карты пути в области UX и специализированные имеют более низкий уровень детализации и могут быть применены к любой другой сфере — например, у вас может быть карта пути в области маркетинга, которая включает одну или несколько специализированных карт пути, связанных с маркетингом.

1. Карты пути продукта включают: продукт, UX и разработку

Карта пути этого типа является наиболее обширной и трудоемкой. Она подразумевает объединение нескольких отделов для сотрудничества, таких как: 

  • продакт-менеджмент;
  • взаимодействие с пользователем;
  • разработка;
  • контент-стратегия;
  • сопровождение клиентов;
  • маркетинг. 

Поскольку вовлечены все, данный тип карты пути отражает стратегическое видение продукта в целом.

Карты пути продукта включают межфункциональные темы (рабочее задание, содержащее проблемы, которые необходимо решить). Этот пример карты пути содержит темы для UX, проектирования и маркетинга.
Кто несет ответственность?
  • Продакт-менеджеры являются основными ответственными исполнителями и создателями карт пути продукта. В их обязанности входит:
  • управление межфункциональными командами;
  • разработка стратегии для всего продукта. 
  • управление процессом составления карт пути;
  • составление графика совместных встреч;
  • расстановка приоритетов будущей работы;
  • создание информационного продукта.
  • Руководители отделов (например, UX, разработка, маркетинг) вместе с продакт-менеджерами работают над созданием карты пути. Например, руководитель UX может помочь продакт-менеджеру расставить приоритеты в работе, когда дело касается влияния на пользователя, в то время как руководитель отдела разработки может внести свой вклад в понимание технической реализации. В некоторых случаях руководитель UX может исполнять роль продакт-менеджера и руководить созданием карты пути продукта. Чаще всего это происходит в следующих случаях:
  • продакт-менеджер отсутствует;
  • назначенный продакт-менеджер обладает ограниченными ресурсами для выполнения задачи;
  • продакт-менеджер не ориентирован на пользователя.
Преимущества
  • Мощное межфункциональное сотрудничество. Карты пути продукта создаются совместно продакт-менеджерами и руководителями межфункциональных отделов. Такое сотрудничество упрощает процесс важных обсуждений (например, прийти к компромиссу) и формирует совместную ответственность за созданную концепцию.
  • Создание общей ментальной модели. Карта пути продукта отражает общее визуальное представление о предстоящем объеме работы. Любой сотрудник организации может взглянуть на карту пути продукта и понять ее стратегическую концепцию.
  • Преодоление обособленности отделов. Карты пути продукта представляют собой общую картину, отражающую взаимосвязь нашей работы с работой других отделов, поскольку они включают в себя все проблемы, а не только проблемы UX. Они сообщают о взаимоотношениях, зависимых объектах и роли нашей работы в более широком понимании.
Проблемы
  • Требует межфункционального участия. Хотя карты пути продукта могут создаваться изолированно (без сотрудничества с другими отделами), все же необходимо иметь видение продукта каждого члена команды, которое отразит ваша карта пути. Вероятнее всего, вы быстрее придете к компромиссу, если сотрудничество начнется с самого начала. Однако это тот случай, когда легче сказать, чем сделать: цели каждого из отделов (обычно определяемые показателями успеха) будут противоречить друг другу, что затрудняет расстановку приоритетов и потенциально создает напряженность.
  • Вовлечение политики. Поскольку, в идеале, предполагается, что карты пути продукта будут использоваться всеми (включая заинтересованные стороны и клиентов), политика неизбежно будет здесь замешана, а именно:
  • кто создает карту пути?
  • кто вносит в нее свой вклад?
  • у кого есть полномочия менять ее и критерии, используемые для определения приоритетов внутри нее?

Хотя устранение политических диспропорций того стоит (ради создания единого видения), совместный процесс создания карты пути продукта является более трудоемким и занимает намного больше времени, чем создание других карт пути.

2. Карты пути в области UX включают несколько направлений

Карты пути в области UX включают проблемы, которые необходимо решить в любом из UX-направлений: 

  • исследования пользователей;
  • UX-дизайн;
  • контент;
  • информационную архитектуру. 

В отличие от карт пути продукта, карты пути в области UX могут охватывать несколько продуктов (или сфер). Они предоставляют способ согласовать области UX и обучить заинтересованные стороны процессу проектирования, ориентированному на пользователя.

Карты пути в области UX включают темы, которые охватывают несколько UX направлений. Эта карта пути включает в себя темы UX дизайна, исследования пользователей и контент-стратегии.
Кто несет ответственность?
  • UX-директора или руководители являются основными создателями карт пути в области UX. Директора (или менеджеры) контролируют несколько UX-направлений  в рамках продукта и несут ответственность за команду(ы), которая реализует концепцию развития UX. Часто это те же люди, которые участвуют в создании высокоуровневой карты пути продукта и, соответственно, понимают стратегию движения и концепцию.
  • Руководители UX-проектов также могут быть создателями карт пути в области UX. Им поручено выполнение операций дизайна на уровне проекта и организации, которая включает несколько UX-направлений.
Преимущества
  • Взаимодействие UX-направлений. Карта пути в области UX переплетает цели всех UX-направлений. Например, команда дизайнеров может видеть, какие исследования проводятся параллельно. Карта пути обеспечивает общую осведомленность и способствует взаимному влиянию (например, дизайнер может наблюдать за исследованием, которое связано с ее будущей работой).
  • Информирование о процессе UX-дизайна. Хотя подход к дизайну, ориентированный на пользователя, является обычным делом для UX-практиков, многим командам по-прежнему необходимо разъяснять своим заинтересованным сторонам, что означает UX-дизайн. Карта пути в области UX транслирует процесс проектирования, от предварительного исследования до создания контента и макета, потому что будущая работа UX четко сформулирована, а приоритеты расставлены. Она отражает общую картину проблем высокого уровня, которые предстоит решить UX-команде, и сообщает о потребностях пользователя.
Проблемы
  • Описание процесса, а не распределения ресурсов. Карта пути в области UX по-прежнему является информационным продуктом относительно высокого уровня, особенно если продукт сложный, со множеством различных характеристик или ответвлений. Карты пути в области UX слишком обширны, чтобы указывать на значимое распределение ресурсов (по сравнению со специализированными картами пути, которые достаточно детализированы для отражения информации о ресурсах, которые необходимы для реализации проекта). Ответственность (в рамках темы) за карты пути в области UX несет команда или сфера деятельности, тогда как ответственность за специализированные карты пути лежит на отдельных членах команды.
  • Необходима согласованность с картой пути продукта. Хотя карты пути в области UX менее трудоемки, чем карты продукта, поскольку они разрабатываются в основном группой UX, они по-прежнему требуют сотрудничества с директором по продукту или менеджером, в обязанности которого входит реализация общей стратегии взаимодействия. Система приоритетов проблем UX должна соответствовать высокоуровневой карте пользовательского пути или приоритетам продукта.

3. Специализированные карты пути включают одну область UX

Данный тип карты пути сфокусирован только на одном UX-направлении (например, исследования пользователей, UX-дизайн) и включает в себя описание проблем, которые это направление будет решать. Специализированные карты пути могут охватывать несколько продуктов (или характеристик продукта), но всегда будут включать только ту деятельность, которая относится к области карты пути. Они поддерживают согласованность внутри конкретной команды, а также отражают  информацию о ресурсах, необходимых для выполнения проекта и их распределения.

Специализированные карты пути будут охватывать темы только из одной области UX. Например, карта пути UX-исследований может включать в себя множество вопросов, которые должны быть решены путем проведения исследований пользователей, начиная с ранних предварительных исследований до более поздних этапов тестирования юзабилити.
Кто несет ответственность?
  • Руководители или старшие UX-специалисты (любой области) могут создавать специализированные карты пути. Они описывают сферу ответственности их команды в отношении конкретной области UX.
  • Начальники отделов разработки или дизайна, отвечающие за особенности работы исследований или проектирования, также часто являются создателями специализированных карт пути. Например, менеджер отдела разработки может создать карту пути исследования, чтобы организовать и сообщить о том, кто над какой проблемой работает и распределить ресурсы.
  • Отдельные UX-исполнители могут создавать специализированные карты пути, описывающие проблемы, которые они лично будут решать в будущем. Этот тип карты пути с низкой степенью детализации наиболее распространен в небольших командах (или организациях с низким уровнем развития UX), где человек работает как единая команда и хочет поделиться стратегическим подходом к своей работе.
Преимущества
  • Информация о ресурсах, необходимых для выполнения проекта и их распределении. Специализированные карты пути — отличные инструменты для визуализации необходимых ресурсов, потому что легко увидеть, какой член команды какую проблему решает. На первый взгляд, специализированная карта пути может дать понимание того, за какие темы (сейчас, на следующем шаге и в будущем) отвечает каждый член команды. Эта информация может распределить рабочую нагрузку, вдобавок призывая заинтересованные стороны предоставить дополнительные ресурсы для того, чтобы закрыть нераспределенные темы.
  • Объединение и согласованность команды в пределах области. В организациях, где области распределены между различными участками или командами (каждая со своим руководителем), специализированные карты пути обеспечивают согласованность и осведомленность о работе, проделанной другими в той же области. Это поощряет обмен знаниями, взаимное влияние  и общее чувство принадлежности.
  • Легко создать. Специализированные карты пути, как правило, создать проще всего, поскольку они сосредоточены только на одной области UX (особенно, если создатель является основным ответственным исполнителем каждой темы). При создании данного типа карты пути не требуется сотрудничество, а вовлеченность политики гораздо меньше, чем при создании карт продукта и карт пути во всей области UX. Специализированные карты пути — отличная отправная точка для UX-практиков, создающих свою первую карту пути.
Проблемы
  • Ограниченная аудитория. Специализированные карты пути, как следует из их названия, специфичны. Поэтому относительно немного людей считают их полезными (или серьезно относятся к их существованию). На создание данного типа карт потребуется меньше времени и усилий, поскольку их использование ограничено. Постарайтесь поставить временные рамки для их создания, потратить минимум времени на то, чтобы сделать их «красивыми», и поставьте в приоритет инструмент, который позволит легко вносить изменения.

Заключение

В данной статье мы разобрали 3 области применения карты пути, каждая из которых имеет свои преимущества, проблемы и ответственных за ее создание лиц. Таким образом:

  • Карты пути продукта полезно использовать для сотрудничества между отделами и формирования единого видения, однако они слишком сложны, чтобы отобразить все аспекты UX-процесса. 
  • Карты пути в области UX включают UX-проблемы, которые относятся ко всем областям UX, поэтому эффективно показывают процесс UX-дизайна заинтересованным сторонам. 
  • Специализированные карты поддерживают баланс ресурсов, необходимых для создания проекта, поскольку содержат информацию о том, кто над чем работает.

Если вы не знаете, какая карта пути подойдет вам лучше всего, то ответьте себе на следующий вопрос: какова основная цель  составления карт пути? Это поможет вам определиться с выбором, поскольку каждый из данных типов карты пути позволяет достичь разных целей. Объем вашей карты пути должен соответствовать преимуществам, которые вы надеетесь получить.

Источник
и
:
arrow